15 мая День рождения Королевы эпизодов советского кино
Ирина Мурзаева хорошо знакома по фильмам нескольким поколениям советских и российских зрителей, кто хоть раз видел её на экране – не забудет, несмотря на то, что многие до сих пор не знают даже фамилии актрисы. Её называли «Звездой эпизодов», «кинобабушкой», одной из самых «комических старух» советского кино, Актрисой с большой буквы — Ирина Всеволодовна снялась почти в 80 фильмах.
Она была поистине народной, любимой миллионами актрисой, но от советского правительства так и не получила ни признания, ни звания, ни награды..
Ирина Мурзаева появилась на свет 15 мая 1906 года в Красноуфимске. Ее родители были учителями, папа преподавал художественное творчество, а мама обучала малышей в первых школьных классах. А вот дедушка у Ирины Мурзаевой был непростым человеком, он когда-то управлял целым заводом. Потом, уже будучи актрисой, Ирина Мурзаева старалась не упоминать историю своего деда, дабы избежать неприятностей.
Маме Ирины предложили стать директором детского дома. Тогда вся семья перебралась в Москву, поселились в двухэтажном особняке на Шаболовке — там как раз расположился этот детский дом. В воспитатели новый директор позвала всех своих родных, даже бабушку. Дети учились на втором этаже особняка, а семья Мурзаевых проживала на первом.
Девочка заинтересовалась театром уже учась в гимназии, записалась в драматический кружок под руководством Николая Плотникова – будущего профессора ВГИКа и звезды театра им. Вахтангова. Тогда ещё молодой и неизвестный актёр с любопытством наблюдал за старанием невзрачной девчушки, и не рассмотрев в ней никакого таланта, однажды сказал, легко щёлкнув по носу: Глупенькая, тебе никогда не стать артисткой!
Ирина обиделась не на шутку, и ушла с гордо выпрямленной спиной, чтобы больше туда не возвращаться. Но решила доказать всем, и в первую очередь самой себе, что она сможет, и непременно будет актрисой! После окончания гимназии она поступила в театральный техникум им. Луначарского (сейчас ГИТИС), а получив диплом, уехала по распределению работать в Свердловский ТЮЗ.
Вернувшись в Москву, она поступила на постоянную работу в Театр-студию под руководством Рубена Симонова, а после его закрытия в 1937 году вошла в состав труппы театра им. Ленинского комсомола, позже стала там режиссёром. О кино Ирина Всеволодовна и не мечтала, понимая, что с её внешностью там делать нечего, и часто вспоминая слова Плотникова – теперь она сознавала их правоту. И всё же она попала в кинематограф, и по чистой случайности получила роль, ну а дальше уже завертелось-закрутилось.
Мурзаевой было уже 35 лет, когда подруга и коллега по театру, актриса Валентина Серова пригласила её поехать за компанию на «Мосфильм» на кинопробы. Ирина согласилась, и сразу получила роль Маникюрши в музыкальной комедии Константина Юдина «Сердца четырёх», а Серовой досталась роль главной героини. Именно Юдин проложил ей дорогу в кинематограф, без его участия ничего бы не получилось – актриса играла с нажимом и надрывом, как на театральной сцене, не понимая, что на экране это будет смотреться смешно и нелепо.
Впрочем, она не боялась казаться смешной, даже наоборот, стремилась быть смешной, умело шаржировала, создавала выпуклые образы карикатур, и эта её особенность покорила режиссёра – он пригласил Ирину в свой следующий фильм «Близнецы».
С лёгкой руки Юдина и другие постановщики стали приглашать Мурзаеву в свои картины, в те годы она снялась в небольших ролях в «В 6 часов вечера после войны», «Свадьба», «Слон и верёвочка», но потом наступил период невостребованности, и вновь актриса попала на экраны уже через 10 лет – теперь ей стали предлагать роли бабушек, за Ириной Всеволодовной прочно закрепилось амплуа «комической старухи».
Ей так и не довелось сыграть ни одной главной роли, режиссёры видели её исключительно на втором плане, нередко давали бессловесные эпизоды, чтобы только показать на экране её колоритный образ и вызвать улыбку у зрителя. Она не обижалась, рада была любым предложениям, шлифуя и доводя до совершенства даже самый крошечный сыгранный эпизод.
Её героини всегда были разными, непохожими друг на друга, даже если это были обычные деревенские бабушки – мудрые и глуповатые, озорные и усталые, шустрые и нерешительные, бойкие и незаметные.
Мурзаева была легко узнаваема и любима зрителями, а её небольшие, в основном комические, роли запоминались навсегда. Она дарила нам с экрана лёгкость и задор, будто наделяя той неуёмной энергией, которая была присуща её героиням. Вот как Ирина Всеволодовна сама говорила о своей работе:
«От актёров второго плана зависит очень многое. Как известно, короля нередко играет его окружение. В эпизоде могут быть интересные пластические задачи; я особенно ценю возможность использовать элементы шаржа, гиперболы. К каждой роли надо найти свой ключик, так вот мой любимый ключик эксцентрический…».
кадр из фильма «12 стульев»
В реальной жизни она не имела ничего общего со своими чудаковатыми персонажами — интеллигентная, скромная, щепетильная, Ирина Всеволодовна жила только работой и сыном, не знала быта и старалась держаться подальше от магазинов. В свободное время она любила вязать и читать, могла весь день просидеть за спицами или с книгой в парке.
Была очень принципиальной — дважды выходила замуж, но рождённого во втором браке сына воспитывала одна, так и не смогла простить мужу нанесённой обиды. Она умела дружить, никогда не сплетничала и не плела интриги, всегда готова была прийти на помощь, и коллеги её обожали. Вот что говорила о Мурзаевой Нонна Мордюкова:
«Это была наша отрада, чудо из чудес! Бывают же такие люди — безвозрастные. Иногда она напоминала девушку — красная, скромная. Но тут же могла послать матом. Она безумно любила сына, и дети постоянно к ней липли, даже самые маленькие. И не только дети, с ней каждый хотел поговорить. Раскрепощённый, нескончаемо интересный человек, безумно талантливая актриса».
Мурзаева терпеть не могла безделья, практически до последнего дня она снималась в кино — одних «Фитилей» у неё было штук 20, вела занятия в детском кружке художественной самодеятельности. Здоровье практически не подводило актрису, из самых серьёзных заболеваний была язва, обнаруженная почти в 70 лет — всю жизнь курившая, бывало даже и самокрутки, Ирина Всеволодовна сразу бросила.
Она сохранила ясный ум и стройную, подтянутую фигуру, но в последние годы как-то резко сдала, как будто устала. Мурзаева всё ещё ходила с прямой спиной, ездила на съёмки на «Мосфильм», но все вдруг увидели, как сильно она постарела, и уже не производила впечатления женщины без возраста. Всю жизнь она старалась не быть ни для кого обузой, не стала и в старости — 3 января 1988 года актриса тихо ушла во сне, никого не обременив немощью и болезнями.
На набережной в Красноуфимске, родном городе актрисы стоит скульптурная композиция, выполненная в память об этом выдающемся человеке.
Фото с набережной в Красноуфимске Натальи Домницкой