Назад в СССР
0
63
Чем дальше уходит эпоха, тем меньше от неё остаётся. Когда-то вся страна на протяжении десятилетий в едином порыве строила коммунизм, но в итоге все начинания и чаяния разбились о совсем другой строй, где человек человеку волк. И как волны смывают следы на песке, так с каждым годом растворяется память о том времени. И речь не только о памяти духовной и, если хотите, идеологической. Теряется архитектура, которая отображала дух времени и эпохи. Сейчас, лишённая идеологической подоплёки, она представляет собой в первую очередь культурную ценность, которую мы можем не сберечь. О культурном наследии молодого по историческим меркам Краснокаменска - в беседе с членом Союза архитекторов России Надеждой Кургановой.
История – наставница жизни
Советское монументальное искусство периода 60—80-х годов принято называть советским модернизмом. Да, Краснокаменск, второй по величине город Забайкалья, не может похвастаться развалинами дореволюционных домов, местами сражений или историческими памятниками мирового масштаба. В 2019 году наш город отмечает скромную дату – 55 лет со дня основания, поэтому до сих пор Краснокаменск можно с полным правом называть уникальным «советским» городом. Когда-то в него съезжались специалисты со всего Советского Союза, создавая свое неповторимое культурное наследие. Но в советские времена никому не пришло в голову официально оформить, «паспортизировать» малые формы, мозаичные панно, советское «граффити».
- Содержание всех художественных объектов определялось идеологическими установками. Художник должен был воспевать коммунистические идеалы, человека труда, ратный подвиг советских людей, мир во всем мире, - рассказывает Надежда Курганова. - В результате монументальное искусство позднего СССР отличается стремлением к стилизации и упрощению форм. Обратим внимание на советские традиции формирования городской среды, оставившие «следы» в Краснокаменске, где сохранилось немало интересных монументальных объектов позднего СССР. Почти нет примеров бережного к ним отношения, стремления сохранить их для потомков, чтобы и через сто лет люди могли представить, что это было за время.
Например, фасад учебного корпуса здания горнопромышленного техникума (в то время ГПТУ №11) партийное руководство города решило украсить на тему науки, жажды к знаниям. Реализовать идею взялся талантливый художник, выпускник Строгановского училища Михаил Тренихин и архитектор Бугин. Так появился в 1980 горельеф - панно «Дорога в космос», где шестиметровая фигура Икара стремится к солнцу. Есть даже вертикальные солнечные часы, по которым в погожий день можно более-менее точно узнать время. Общая композиция выполнена из объёмных фигур кованого алюминия и полихромного антуража. Для охры смешивали молотый кирпич с простым цементом, а для голубого цвета - голубой цемент с белым и добавлением мраморной крошки. Исключительно советские материалы сохранили панно в первозданном виде. И это очень хорошо: у людей есть возможность прийти и погрузиться в эпоху «развитого социализма».
- Лучшего или подобного за последние десятилетия не создано. Одним из самых популярных направлений монументального искусства в СССР были огромные мозаичные панно, как на фасадах зданий, так и в интерьерах. Мозаика, пожалуй, самая эффектная и вместе с тем самая «уязвимая» часть советского художественного наследия, - говорит Надежда Курганова. - Мозаичные панно изменяют городскую среду, но и сами изменяются. Чаще всего в худшую сторону: никак не защищённые, они исчезают, разрушаются, уходя в прошлое.
Например, судьба фасада первого общественного центра. Мозаика на здании лишена пролетарского пафоса с непременными серпами и молотами, знаменами и прочей коммунистической символикой. Вместо этого - танцующие фигуры, символизирующие энергию мира, созидания, тепла. Такая мозаика вполне могла бы украсить здание в любой стране мира. Безжалостно вырезаются технические проёмы на мозаичном фасаде, закрывается рекламой мозаичный фриз, а некоторые части уничтожаются и закрашиваются. Это какое-то совершенно дикое самоуправство — в угоду коммерческим задачам демонтировать объекты монументального наследия.
Мозаика Краснокаменска
Но на сохранившихся уникальных образцах монументальной мозаики в Краснокаменске нет плакатного канона шаблонного образа рабочих и крестьян, патетики строителей коммунизма и пафоса эпохи — они все лишённые идеологической подоплёки. Например, фасад жилого дома №313, выполненный художниками А. Абдумамоновым, В. Тютюнковым, С. Рудым служит ярким цветовым акцентом среди типовых многоэтажек. Город растёт, перестраивается, обновляется, и всё, что не соответствует новым вкусам и задачам, безжалостно уничтожается, новые владельцы зданий в процессе «евроремонта» сбивают монументальные росписи советского периода, меняют декоративное оформление. Советское монументальное наследие необходимо сохранить для потомков, учитывая стойкий интерес к советскому периоду.
Малые формы
Интересным примером советского монументального искусства служат малые архитектурные формы. В тесном сотрудничестве архитекторы, скульпторы создавали произведения, продолжающие и сегодня радовать глаз.
- Изучение современного облика Краснокаменска позволяет сделать вывод, что сохранившихся в первозданном виде образцов городского монументального искусства осталось крайне мало. Без должного внимания эти замечательные произведения советской эпохи могут исчезнуть. Сохранение культурного наследия, ярких произведений монументального искусства придаёт индивидуальность облику города, вновь сообщая значимым в обществе и культуре идеям долгую, «монументальную» жизнь, - объясняет Надежда Курганова. - Группа «Шахматисты», автор архитектор А. Загвозкин, скульптор В. Петров, расположенная между домами №113 и №139 - фигуры шахматных королей из металлопластики утеряны. Композиция «Осень» около №637, автор - архитектор А. Загвозкин. Стела «Краснокаменцам-первопроходцам» из природного камня, установленная в 1988 году к 20-летию Краснокаменска за ДК «Даурия», архитектор Юрий Чупин, А. Загвозкин и скульптор В. Петров. Памятник «Афганский излом», установленный в 1990 году - через год после вывода войск - символизирует изувеченные судьбы молодого поколения. Если присмотреться, можно разглядеть стилизованные фигуры солдат - один закрывает другого от взрыва.
Хранить бережно
Наибольшую тревогу вызывает «граффити» - стена «Мой Краснокаменск». После распада СССР оказался недостроенным виадук, соединяющий здание администрации с площадью. Подпорная стена долгое время оставалась необлагороженной. По инициативе руководства города член Союза художников СССР Эдуард Давтян с помощниками взялись за роспись этой стены в 2005 году. Композиция состоит из нескольких медальонов, отражающих всю культурную составляющую города. На эмблемах графическим языком показаны герб города, его спорт, музыка, медицина, школа. На торцах стены - стилизованная панорама первого фото города со словами Маяковского: «Я знаю - город будет. Я знаю - саду цвесть». Время не щадит роспись. Более того, администрация Краснокаменска приняла поспешное решение наложить поверх уникального для Краснокаменска рисунка мозаичное панно. Сейчас группа энтузиастов во главе с Надеждой Кургановой вышла с письмом на имя главы города Юрия Диденко и председателя Совета городского поселения Петра Безбородова с предложением паспортизировать культурное наследие советских времен и, согласно Уставу города, взять его под охрану.
Юрий Житлухин