Занятная версия об искусственном происхождении Солнечной системы
Аuriel Astro
Парад планет
Наблюдения за другими планетарными системами показывают, что всё может быть совершенно не так, как мы себе представляли. В настоящий момент из 3572 известных звезд, у которых есть экзопланеты (по состоянию на 1 сентября 2021 года), есть в общей сложности 795 известных многопланетных систем или звезд с, как минимум, тремя подтвержденными планетами. Но все эти системы не похожи на Солнечную совершенно. Так, например, в большинстве планетарных систем газовые гиганты расположены к своим звёздам даже ближе, чем Меркурий к Солнцу. Мы же считали, что при образовании Солнечной системы все лёгкие элементы были отброшены на задворки, поэтому и газовые гиганты находятся на далёких орбитах, а скалистые миры - близко к Солнцу.
Сомнения стали терзать учёных, когда ещё в 2010 году была открыта планетарная система Кеплер - 33, расположенная в созвездии Лебедя на расстоянии около 4279 световых лет от нас. Небесные тела Кеплер-33 оказались по многим параметрам похожи на планеты Солнечной системы. Серьезное отличие было только одно: все планеты Кеплер-33 выстроились вокруг своей звезды "по росту": сначала шла самая крупная планета, потом поменьше и так далее. В нашей же Солнечной системе они расположены весьма хаотично. Ближе всех к Солнцу находятся небольшие планеты — Меркурий, Венера, Земля и Марс, а наиболее крупные — Юпитер и Сатурн — расположены строго посередине. Уран и Нептун замыкают этот ряд, и по своим размерам они уступают Юпитеру и Сатурну. Кстати, Кеплер - 33 - не единственная планетарная система, где планеты "выстроились по росту": астрономы изучили еще 146 звездных систем, подобных нашей Солнечной. Выяснилось, что в каждой из них планеты вращались вокруг светила, как и в Кеплер-33: по мере убывания размеров планет от самой крупной в сторону уменьшения. Вот тогда некоторые и подумали, что, как будто планеты в Солнечной системе "расставили специально".
Земля в центре внимания
Да, планеты вращаются вокруг Солнца, и оно, несомненно, в центре. Но все они интересным образом ориентированы на Землю. Так, Меркурий синхронно движется вместе с Землей, а раз в 116 дней и занимает положение на одной прямой линии с Землей и Солнцем, но всегда при этом поворачивается к Земле одной и той же стороной. Аналогично ведёт себя и Венера, правда, период уже более длительный - она раз в 584 дня приближается к Земле на максимально близкое расстояние, но поворачивается к нам всегда одним и тем же боком. Газовые гиганты, конечно, могут отклонить своей гравитацией кометы или астероиды, перенаправив их на Землю, однако пока они лишь принимали на себя самые мощные удары, и ничего опасного в нас "не запускали". Снова и тут учёные предполагают, что такая случайность не случайна, ведь без таких защитников жизнь на Земле была бы давно обречена.
Кстати, о Юпитере...
Юпитер тоже не даёт покоя учёным. Самый главный вопрос - Юпитер никак не мог образоваться в том месте, где он сейчас находится, так как он слишком массивен, и на таком расстоянии вещества для образования такой крупной планеты явно маловато. Но что ещё интереснее - обычно звёзды живут парами, а наше Солнце - одинокое (если не считать нас за своих прекрасных соседей). Где потерялась звезда-компаньон Солнца? Подобные жёлтые карлики почти всегда обитают в "звёздной семье", состоящей из двух, трёх и даже большего количества светил. Может быть, это Юпитер должен был стать звездой, но молодое, формировавшееся Солнце, было слишком жадным, и перетянуло всю часть вещества на себя? Или снова так и было кем-то задумано? Одиночество Солнца стоило жизни на нашей планете? Ведь если бы Земля купалась в излучении двух светил, ещё неизвестно, какие бы тут были условия.
А почему всё-таки ненастоящая?
Есть мнение, что Солнце не всегда было одиноким, и его компаньона видели даже древние цивилизации. Так, на множествах наскальных рисунках, встречающихся по всему миру, на небосводе изображены две звезды. Может, это всего лишь воображение художников? Или в самом деле люди древности видели два солнца?
В мифах эта звезда носит имя Тифон, а, судя по характеристикам, она является типичной нейтронной звездой. Нейтронные звёзды, как мы знаем, весьма агрессивны, и та самая звезда, пролетавшая мимо Солнца, выбрасывает в его сторону вещество — протуберанец. На рисунках его изображали как языки пламени, а кто-то и вовсе принял сие явление за мифического огнедышащего дракона. Подобные "картинки" встречаются в Шотландии, Египте, Австралии, Мексике и в других странах.
Разумеется, никто не скажет однозначно, что Солнечная система - некое искусственное творение каких-то высших созданий, однако и не исключено, что чему-то под силу двигать планеты, как фигуры по шахматной доске. Если предположить, что это не нейтронная звезда, а какой-то искусственный объект, способный переместить планеты, то расположение всех тел Солнечной системы было бы объяснимо. В 1948 году американский астроном Фред Цвики предположил, что "наводить порядок" в планетарных системах возможно благодаря взрывам в них термоядерных бомб, главное - правильно всё рассчитать. Как раз бы звезда к себе притянула скалистые планеты, а газовые гиганты останутся на краю.
Интересно, узнаем ли мы когда-нибудь подлинное происхождение Солнечной системы, или это так и останется для нас тайной?
ФОТО: Юлия Меньшова на похоронах провела странный обряд над гробом покойного отца, рассыпав порошок
8 июля в Москве похоронили режиссера Владимира Меньшова. На церемонии прощания была и жена знаменитости Вера Алентова. Накануне ее выписали из больницы, где актриса лечилась от коронавируса. К слову сказать, именно от последствий COVID-19 Меньшов и скончался в минувший понедельник, 5 июля.
После прощания в Доме кино и отпевания гроб с телом создателя “Любовь и голуби”, “Москва слезам не верит” и др. привезли на Новодевичье кладбище. И здесь дочь Меньшова, известная российская актриса Юлия, совершила странный обряд над гробом покойного.
После того как была открыта крышка гроба Юлия Меньшова подошла к нему и достала небольшой пакет, внутри которого был сыпучий порошок. Его звезда высыпала в гроб. Затем с Владимиром Меньшовым простились ее супруг Игорь Гордин и дети Андрей и Таисия.
Вера Алентова из родных была последней, кто подошел к гробу со скончавшимся супругом. После этого она присела на стул, стоявший рядом, и закрыла лицо руками.
К 79-летней актрисе подсела ее дочь, которая что-то шепотом сказала матери, та посмотрела на небо и кивнула.
Какой обряд совершила Юлия Меньшова над гробом отца?
На самом деле, вряд ли в этом действии кроется какой-то новый таинственный смысл. Напомним, что похоронить Владимира Меньшова семья хотела согласно православной традиции. Отпевание режиссера состоялось в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе. В том случае, если священник, совершавший чин отпевания, на церемонии погребения не присутствует, родственникам покойного он отдает немного земли или чистого речного песка с панихидного стола в храме. Перед самым захоронением этим песком следует посыпать тело покойного, укрытое простыней, с ног до головы, крестообразно, от головы к ногам, с правого плеча на левое, в идеале так, чтобы получился правильной формы крест — таким образом завершается необходимый ритуал «предания земле». Скорее всего, именно это и сделала телеведущая.
Священнослужитель обычно читает в этот момент определенную молитву, мирянам же позволяется лишь сказать: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!», после чего гроб закрывается.
К слову сказать, Меньшова предупредила СМИ, что в день похорон отца ни она, ни ее мать не намерены давать никакие интервью для СМИ относительно смерти Меньшова.
Алентова в Доме кино сидела с опущенной головой и плакала. Она отказалась выйти на сцену и сказать прощальные слова.
Отметим, что в браке с Меньшовым Алентова прожила больше 55 лет.
Для справки: Владимир Меньшов родился в Баку. Он советский и российский актер, кинорежиссер, сценарист, продюсер, телеведущий, педагог.
В 1989 году получил звание народного артиста России. В 1961 году Меньшов стал студентом актерского факультета школы-студии МХАТ имени В. Немировича-Данченко, который окончил в 1965 году. В 1970 году окончил аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе (мастерская Михаила Ромма).
В 1981 году его фильм “Москва слезам не верит” был удостоен премии “Оскар” Американской академии кинематографических искусств и наук как лучший фильм на иностранном языке. О награде, что интересно, Меньшов узнал случайно от коллег.
Напомним, Владимир Меньшов еще при жизни отличался неоднозначными высказываниями в адрес Украины и полностью поддерживал агрессивную политику Путина в отношении других государств. Меньшов поддерживал оккупацию Крыма и считал, что Донбасс должен быть присоединен к РФ.
Кроме того, Меньшов жаловался, что очень любит украинский Киев, но не может туда попасть, так как ему запрещен въезд на территорию Украины. По словам Меньшова, он об Украине мог только мечтать.
ß
Русская смута 1953: эпоха «волюнтаризма» Хрущева
К концу 1953 борьба за власть не стихала, после устранения Берии схватка развернулась между Маленковым, возглавлявшим правительство, и Хрущевым, ставшим первым секретарём ЦК и заместителем Маленкова по сельскому хозяйству в правительстве. Добившись успеха на первом этапе и став вторым лицом в государстве после Маленкова, Хрущев продолжал с помощью интриг в высших эшелонах власти и использования подчинённого ему партийного аппарата оказывать давление на Маленкова.
Отстранение Маленкова
По инициативе Хрущева дело Абакумова переквалифицируют с упором на фабрикацию «ленинградского дела», к которому был причастен Маленков, и пытаются его опорочить. Для передачи ведения дела в «нужные руки» в марте 1954 Хрущев добивается принятия решения о разделении МВД и создании КГБ, которое возглавил его выдвиженец генерал Серов. На этом этапе Хрущев делает ставку на силовиков – маршала Жукова, ставшего по его рекомендации первым заместителем министра обороны, и заместителя министра МВД Серова. Дело в том, что все они были знакомы ещё по совместной работе в 30-е на Украине. Генерал Серов, выходец из армейских кругов, направленный в 1939 в НКВД для усиления кадров, будучи заместителем Берии, не являлся его креатурой, он выполнял в основном поручения Сталина и ему часто приходилось конфликтовать с Абакумовым. Через Серова Хрущев начал раскручивать расследование «ленинградского дела» в нужном ему направлении, привязывая к нему Маленкова.
Давление на Маленкова всё усиливалось, он терял авторитет и поддержку в аппарате. В декабре суд вынес приговор по делу Абакумова, он и его подручные генералы были расстреляны, а на Маленкова легло пятно за организацию «ленинградского дела».
К ноябрю 1954 Маленков практически был отстранён от дел, в Совмине всем руководил сподвижник Хрущева Булганин. В декабре 1954 по Маленкову нанёс удар главный редактор газеты «Правда» Шепилов, опубликовавший статью с обвинениями Маленкова в «правом уклоне Бухарина» за его «мелкобуржуазные» попытки изменить жизнь на селе.
В январе 1955 на пленуме ЦК Хрущев неожиданно обвиняет Маленкова во всех репрессиях прошлого, заявив, что тот был ближайшим сподвижником Берии. В феврале 1955 Маленков уходит в отставку и его назначают министром электростанций, правительство возглавляет Булганин, а министром обороны становится Жуков. Хрущев добился, что ключевые точки во власти заняли его люди – Булганин, Жуков и Серов. Теперь он мог готовить почву для своего единоличного правления.
С целью обезопасить себя в будущем Хрущев даёт команду главе КГБ Серову силами сотрудников спецслужбы зачистить архивы от документов, дискредитирующих Хрущева. И до сих пор не ясно, сколько и каких документов было уничтожено в это время.
В сентябре 1955 Хрущев неожиданно прославился реабилитацией бендеровцев, которые, вернувшись домой, массово пошли в партийные и советские органы для разложения партии и советского строя. Не совсем понятна была его мотивация, он сам уроженец Курской губернии и был далёк от бендеровского движения. Считается, что на него в этом плане оказывала влияние жена Нина Кухарчук, родом из Волыни и активный член компартии Западной Украины во время Гражданской войны.
Раскручивание «культа личности Сталина» и дело «антипартийной группы»
Несмотря на зачистку архивов, Хрущев, отлично знавший свою роль в репрессиях и в подписании им «расстрельных списков» на тысячи невинных людей, не ожидал ничего хорошего от раскрытия правды о том периоде, поэтому решил нанести упреждающий удар и всю вину возложить на Сталина. На XX съезде партии в феврале 1956 после его завершения на закрытом заседании он зачитал доклад о культе личности Сталина, возложив на него всю вину за репрессии с приведением фактов расправы вождя с неугодными. Впоследствии было доказано, что почти все эти факты являлись ничем не подтверждённой ложью и измышлениями Хрущева. Этот доклад был направлен не на реабилитацию политзаключённых, а на обличение Сталина, усиление личной власти и запугивание соратников, которые также были причастны к репрессиям.
После съезда деятельность Хрущева приобретала всё более неуправляемый характер и вела к обострению отношений внутри Президиума, особенно с Маленковым, Молотовым, Кагановичем, которые после освобождения со своих постов оставались членами Президиума.
В июне 1957 года на заседании Президиума Маленков, Молотов и Каганович предъявили Хрущеву ряд обвинений в нарушении принципов коллективного руководства страной, неоправданных действиях во внешней политике и организация слежки за членами Президиума. Эти обвинения поддержал и выступивший на заседании главный редактор газеты «Правда» Шепилов. После бурного выяснения отношений было внесено предложение о снятии Хрущева с занимаемого поста, за что проголосовало большинство присутствующих. Заступиться за Хрущева попытался секретарь ЦК Брежнев, его грубо оборвали и с сердечным приступом вынесли из зала заседаний.
Поскольку смещение Хрущева было уже решённым делом, в заседании сделали перерыв. Хрущев пообщался с Жуковым и своими приближёнными, после чего Жуков и генералы потребовали созыва Пленума ЦК. Маршал вместе с Серовым организовали оперативную доставку военной авиацией членов ЦК и их обработку против «заговорщиков». На продлившемся целую неделю пленуме ЦК совместными усилиями они добились снятия с повестки вопроса отставки Хрущева и предъявили обвинения уже «антипартийной группе». Жуков резко выступил со ссылкой на документы об их причастности к репрессиям и нарушении партийной дисциплины. По решению пленума все «заговорщики» были исключены из ЦК, а спустя пять лет и из партии, Ворошилов покаялся и его не тронули.
Решительные действия Жукова спасли Хрущева от отставки. Он мог торжествовать, самые могущественные его оппоненты были повержены, а подотчётная ему партноменклатура одержала убедительную победу. Через несколько месяцев Хрущев «отблагодарил» Жукова. Увидев решительность маршала, он опасался, что тот может пойти стопами Эйзенхауэра и претендовать на высший пост в государстве. В октябре 1957, когда Жуков был с официальным визитом в Югославии, Хрущев, получив поддержку генералитета, недовольного высокомерным отношением маршала к ним, после возвращения Жукова поставил на Президиуме вопрос об отставке маршала, огульно обвинив его в попытке захвата власти, вывода армии из-под контроля ЦК, бонапартистских замашках и насаждении собственного культа в армии. Президиум поддержал Хрущева, и маршал был отправлен в отставку.
После устранения Жукова Хрущев решает занять и пост главы правительства. Под благовидным предлогом в марте 1958 Булганин перемещается на ничего не значащую должность председателя Президиума Верховного Совета, и Хрущев возглавляет Совмин.
В марте удаляется из власти ещё один слишком много знающий соратник – генерал Серов. Его освобождают от должности главы КГБ и переводят руководителем Главного разведывательного управления в подчинение к министру обороны, а КГБ возглавил выдвиженец Хрущева Шелепин.
В итоге пятилетней внутривидовой борьбы с соратниками за власть Хрущев вышел безусловным победителем. Его оппоненты были повержены, а он стал единоличным «верховным правителем», захватив государственную и партийную власть.
Поверив в свою непогрешимость, Хрущев, не имеющий никакого образования и специальных знаний, не знающий и не понимающий основ марксизма, начинает перестраивать политическую, государственную и экономическую жизнь страны по своему «крестьянскому разумению», ведущему к серьёзному разрушению основ государства. К чему привели разрушительные действия Хрущева?
Разрушение политической системы
В борьбе за власть Хрущев, в отличие от Сталина, не ставил задачу реализации конкретных путей развития государства и общества. Он рвался к вершине власти, а потом уже в силу своего понимания куда дальше двигаться отстраивал систему под себя. При этом осознанные или неосознанные действия Хрущева объективно вели к разрушению отстроенной Сталиным системы управления государством и обществом. Он в запале вседозволенности и безнаказанности, по всей видимости, не отдавал себе отчёта о последствиях принимаемых им безрассудных решений.
Особо далеко идущие последствия имела поднятая и раздутая Хрущевым на XX съезде партии антисталинская истерия, нанёсшая колоссальный ущерб внутри страны и особенно за рубежом, подорвавшая веру в возможности Советского Союза построить справедливое социалистическое общество. Образ СССР, как пример для всего мира в построении общества будущего силами Хрущева, поблёк и привёл к разновекторности и раздробленности коммунистического движения.
Он решает прославиться очередной «победой», провозгласив на внеочередном XXI съезде в 1959 ничем не обоснованную полную и окончательную победу социализма в СССР и путь на построение коммунизма, при этом после визита в США выносит лозунг «догнать и перегнать Америку», соглашаясь с первенством американцев в экономике.
В октябре 1961 на XXII съезде Хрущев провозглашает о построении коммунизма в стране через двадцать лет, чем вызывает здоровый юмор и серию анекдотов в советском обществе. На съезде наносится ещё один удар по мёртвому Сталину, принимается решение о выносе его тела из Мавзолея, но попытка поднять очередную антисталинскую истерию не приносит успеха Хрущеву.
В 1962 Хрущев реализует ещё одну дурацкую идею с разделением партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные, что окончательно подрывает его позиции у партноменклатуры, уставшей от его кипучей и разрушительной деятельности, приносящей только хаос, дезорганизацию и дальнейшее ухудшение положения страны и населения.
Разрушение экономики и промышленности
Разрушительные действия Хрущева не могли не затронуть великолепно отстроенную сталинскую экономику с чётким планированием, ростом эффективности производства и производительности труда, обеспечившую колоссальный рывок и самый высокий в мире рост ВВП.
С 1955 года происходит разрушение планового развития экономики с переходом от государственного планирования «сверху» к планированию «снизу» на предприятиях от достигнутого, что ведёт к утрате высоких темпов роста. Предприятия стремятся выпускать наиболее лёгкую продукцию, которая из-за невостребованности скапливается на складах. Госплан вместо органа стратегического целеполагания превращается в инструмент сведения данных от предприятий. Всё это ведёт к замедлению темпов роста экономики и как следствие к неизбежному падению уровня жизни населения и увеличению товарного дефицита.
Самый страшный удар по экономике был нанесён в мае 1957 года с принятием решения о ликвидации отраслевых министерств и передаче функции управления территориальным совнархозам, разрушившим и дезорганизовавшим целостную систему управления экономикой и промышленностью. Вместо выполнения предусмотренного пятилетнего плана в 1959 утверждает ничем не обоснованную «семилетку» и ещё больше разрушает принципы планирования.
Производит он и ликвидацию ключевых факторов модели опережающего развития, в октябре 1955 формулирует новые принципы организации заработной платы не на основе повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции, а на её увеличении низкооплачиваемым работникам с одновременным понижением заработной платы высокооплачиваемых работников интеллектуального труда, что вело к «уравниловке». В августе 1956 выходит постановление, отменяющее проводимое ранее каждый год целевое повышение норм выработки, с предприятий больше не требуют повышать эффективность производства, цены при этом, естественно, не снижаются, а прямо или скрыто растут.
Система государственного управления стагнирует, масштабные проекты практически не реализуются, параллельно идёт раздробление предприятий и разрушение материальных стимулов для развития и внедрения новых технологий. Начинается наступление на научно-инженерные кадры, они сосредотачиваются в основном в военно-промышленном комплексе, передовые технологии также внедряются в основном в ВПК. А гражданский сектор экономики развивается по остаточному принципу и снабжается неэффективным оборудованием, что неуклонно ведёт к отставанию технологического уровня по гражданским отраслям.
Не обошёл вниманием Хрущев и созданную в сталинской экономике систему производственных артелей предпринимателей, успешно работавшую в обслуживании и промысловой кооперации. В апреле 1956 выходит постановление о реорганизации артелей и передаче их наиболее крупным специализированным предприятиям с недостаточно гибкой для товаров массового спроса плановой системой, что ведёт к разрушению механизма формирования товарного разнообразия и быстрого реагирования на изменения спроса. Начинается дефицит товаров широкого потребления, который неуклонно нарастает, а предприниматели выталкиваются в теневую сферу, и появляются «цеховики», формирующие коррупционную базу в структурах власти.
Разрушение сельского хозяйства
Хрущев, считая себя «крупным» специалистом в области сельского хозяйства, начал свою деятельность в 1954 с «целинной эпопеи». В своём стиле он решил нахрапом для получения быстрого и ощутимого эффекта решить проблему нехватки зерна и обойти Маленкова в его заявлениях по улучшению условий жизни населения. В январе 1954, как глава бюро по сельскому хозяйству при Сомине, он направляет в Президиум докладную записку, в которой предлагает для решения проблемы зерна освоить в течение двух лет 13 млн га целинных земель вместо предложения Маленкова и Ворошилова направить ресурсы на восстановление разорённых войной земель в центральных областях. Его предложение получает поддержку и в марте выходит постановление ЦК и Совмина об освоении целинных и залежных земель.
Без всякого обоснования и подготовки инфраструктуры, зернохранилищ и персонала в малопригодных для эффективного земледелия и отдалённых районах реализуется проект, оттягивающий на себя большие материальные и человеческие ресурсы, что привело к запустению хозяйств в центральных районах страны.
Освоение целины шло форсированными темпами, вместо 13 млн га распахали 35 млн га. Действительно, в первые годы резко увеличилось производство зерна, но в результате варварского отношения к земле утрачивается порядка 30 процентов плодородного гумуса, а выращенное зерно из-за отсутствия складов и транспортных коммуникаций просто гнило под открытым небом. Нарушается экологическое равновесие, эрозия почв и степи накрывают пылевые бури. Урожайность зерна резко падает, его не хватает, и в 1962/1963 происходит катастрофа из-за неурожая, страна оказывается на грани голода. Экстренно начинается закупка зерна за рубежом с тратой на это золотого запаса, а нехватка продовольствия становится хронической. Так быстрое решение проблемы зерна привело к его нехватке и невозможности обеспечить продовольственную безопасность страны.
Кипучая разрушительная деятельность Хрущева на поприще сельского хозяйства никогда не прекращалась. В 1958 по его команде ликвидируются созданные при Сталине МТС, лишившие село качественного обслуживания сельхозтехникой. В 1959 после визита в США он раскручивает кампанию по повсеместному внедрению посевов кукурузы, не понимая, что в климатических условиях страны она далеко не везде может произрастать. Хрущев также целеустремлённо реализует свою давнюю идею объединения колхозов и совхозов в агрогорода, ведущую к вымиранию «неперспективных» деревень.
Начинает он борьбу и с «буржуазными пережитками» на селе: если при Сталине стимулировалось выделение земли под личные приусадебные участки и содержание скота в личном подворье, то при Хрущеве в марте 1956 выходит постановление, по которому площадь участков резко сокращается, в августе 1956 вводится специальный налог на граждан, имеющих скот, в августе 1958 выходит постановление, запрещающее держать скот гражданам, проживающим в городах, а в декабре 1959 вводятся дополнительные налоги на фруктовые деревья и на каждую голову скота.
В результате таких нововведений начинается массовый забой скота и вырубка садов. Миллионы семей, кормивших себя и продававших излишки продукции на рынках, становятся потребителями этой продукции в магазинах, начинаются перебои со снабжением населения продовольствием. Отдельные руководители пытаются решить продовольственную проблему обманом и приписками, так, например, в 1960 лопнул «рязанский пузырь» с заготовкой мяса через закупку скота у населения и в других регионах. Продуктов катастрофически не хватает, в мае 1962 принимается решение о повышении на 25-30 процентов цен на мясные и молочные продукты, на этой почве в стране возрастает недовольство, а в Новочеркасске происходят волнения и проливается кровь.
Результаты разрушительной деятельности Хрущева
Проводимая Хрущевым политика по разрушению созданной до него высокоэффективной экономической системы не могла не закончиться плачевными результатами. Модель опережающего развития была дезорганизована и превращена в хаотичный набор необдуманных решений, утрачены цели и стратегии развития. Переход к планированию от достигнутого и разрушение каналов обратной связи привели к падению темпов роста и последующей хаотизации экономики. Она стала затратной, бесхозяйственной и неэффективной, что привело к росту оптовых и розничных цен, обнищанию населения, тотальному дефициту товаров первой необходимости, а ликвидация артелей и личных приусадебных хозяйств – к массовому дефициту потребительских товаров и продовольствия, росту теневой экономики, снижению доходов населения и колоссальным расходам бюджета на закупку продовольствия за рубежом.
В совокупности всё это способствовало уничтожению экономической базы государства и утрате веры населения в декларируемые идеалы. Если «сталинский рывок» обеспечивал мировые лидерские позиции в мире, то хрущевский «волюнтаризм» обескровил страну и подорвал её экономические и духовные основы.
Помимо развала экономики, промышленности и сельского хозяйства, Хрущев приложил руку и к дискредитации государства и партии своими бездумными заявлениями и декларациями о коммунизме через двадцать лет и подрыву авторитета СССР на международной арене, чего только стоит его авантюра с ракетами на Кубе в 1962, поставившая мир на грань ядерной катастрофы.
Все «завихрения» Хрущева сформированное им окружение могло терпеть и дальше, но дорвавшийся, казалось бы, до неограниченной власти выдвиженец из крестьянских низов, посчитал себя непогрешимым и незаменимым гением похлеще Сталина, стал позволять себе уничижительное и во многом хамское отношение к своим соратникам, не ставил их ни в грош, помыкал ими и всячески показывал их ничтожное положение по сравнению с собой. «Вождизм» Хрущева не мог не вызвать подспудного сопротивления стоящей под ним номенклатуры и возможность не политического, а номенклатурного заговора.
Такая возможность до поры до времени сдерживалась активной позицией секретаря ЦК Козлова и заместителя Хрущева по Совмину, который с 1961 считался «наследником» главы государства, и никто не хотел рисковать. В апреле 1963 Козлова разбил инсульт, он полностью отошёл от дел, и это позволило сформироваться группе заговорщиков против Хрущева. По разным оценкам, инициаторами заговора стали Шелепин, Семичастный, Подгорный, Суслов и Брежнев. Они по всем правилам конспирологии привлекли на свою сторону большинство членов Президиума, пригласили на заседание Президиума в октябре 1964 отдыхающего на юге Хрущева, обвинили его в «волюнтаризме» и освободили от всех занимаемых постов. Пленум ЦК утвердил это решение и Никита Сергеевич тихо был отправлен на пенсию, а страна с облегчением вздохнула, лишившись своего слишком уж деятельного и бестолкового главы.
Вся эта эпопея с борьбой за власть после смерти Сталина была направлена не на достижение высоких целей создания мощного и эффективного государства, а на удовлетворение личных амбиций его соратников стать на вершине власти. Если Сталин использовал свою власть для построения великого государства и жёсткими, а порой даже жестокими мерами реализовывал свою линию, то его преемники преследовали сугубо личные цели и вместо государственного строительства затеяли склоку и смуту, приведшую в итоге к разрушению государства в 1991 уже новым поколением партийной номенклатуры.
Митраизм как религия и культ
Верующие люди не сомневаются, что установление христианства в качестве государственной религии сначала в Римской империи, а затем в Европе, России и Америке есть не что иное, как результат промысла Божьего, реализация установленного свыше пути развития мировой истории. Но историки и религиоведы предпочитают полагаться на исторические факты и свидетельства, и результаты этих исследований порой бывают самыми неожиданными. Оказывается, учение Христа в первые века своего существования едва не капитулировало перед гораздо более могущественным и влиятельным соперником – митраизмом.
Свет с Востока
Победоносные завоевания Александра Македонского привели к серьезным изменениям как в расстановке политических сил, так и в религиозном сознании людей. Смешение самых разнородных культурных традиций вызвало к жизни бесчисленное множество культов и верований, породив духовный кризис. Единственным выходом в подобной ситуации было установление на государственном уровне религии, чьи догматы и морально-этические ценности могли бы послужить надежной основой для духовного оздоровления огромной империи и создания положительной, лояльной по отношению к власть имущим идеологии.
Долгое время за право стать такой религией сражались митраизм и христианство, и хотя победа в конечном счете осталась за последователями Иисуса, отдельные отголоски учения Митры можно встретить и по сей день.
Культ Непобедимого Солнца
Митраизм возник во втором тысячелетии до н.э. на выжженных солнцем просторах Персии и Малой Азии и достиг своего расцвета в III-IV веках после Рождества Христова. Подобно тому, как христианство зародилось в лоне иудаизма, митраизм был теснейшим образом связан с зороастризмом – одним из древнейших религиозных учений, влияние которого на многие культы и верования Востока и Средиземноморья было весьма значительным.
Вначале приверженцами митраизма были представители иранских и арийских народов; затем, благодаря киликийским пиратам (Киликия – древнее государство, находившееся на территории нынешней Турции), контролировавшим морские коммуникации, это учение проникло в Европу, достигнув отдаленных военных лагерей римлян в Британии и северной Германии.
Митра, сын зороастрийского божества света и любви Ормузда, почитался как владыка небесного света и солнца, бог справедливой силы, истины и верности своему слову. Древнеперсидская «Авеста» и индийская «Ригведа» воспевают его неустрашимость, всеведение, боевой дух и готовность сражаться с дэвами – злобными демонами, сотворенными богом тьмы Ариманом. Он следит за поддержанием мира и выполнением людьми своих обещаний, сурово карая лжецов и клятвопреступников. Пастухи и земледельцы обращались к Митре с молитвами об увеличении урожаев и о защите от засухи, воины перед сражением произносили его имя, веря, что воинственный бог Солнца, изображавшийся всегда в полном вооружении, неизменно встанет на сторону своих приверженцев.
Если христианство зиждется на идее любви и всепрощения, довольно терпимо относясь ко лжи (существует даже такое понятие, как «ложь во спасение»), то самым страшным преступлением в глазах митраиста являются нарушение данного слова, обман и неискренность. Приверженцы Митры неукоснительно придерживались основного постулата своего морально-нравственного кодекса: честность и правдивость в любой ситуации.
Возможно, именно тем фактом, что большинство средиземноморских купцов в первые века новой эры исповедовали митраизм, объясняется столь бурное развитие торговых отношений в этом регионе. Само имя Митры в переводе с авестийского означает «договор», и, оформляя сделку или заключая соглашение, древние неизменно призывали этого бога Непобедимого Солнца в свидетели чистоты своих намерений.
Культ Митры, покровительствующего порядку, закону, миру и власти, пришелся по вкусу римским цезарям, многие из которых сами приняли митраизм, о чем свидетельствуют многочисленные надписи и посвящения на монументах, четко связывающие культ Непобедимого Солнца Митры с идеей римской государственности. Число поклонников этого божества было в то время столь велико, что митраизм вполне мог бы стать мировой религией. Однако этого не произошло, и немаловажной причиной поражения митраизма и его постепенного забвения была его обрядовая, церемониальная сторона.
Дело в том, что митраизм был предельно строгим, даже жестким учением, требовавшим от своих адептов дисциплины и личного мужества. В христианстве раскаявшийся в конце жизни преступник мог получить отпущение грехов и надежду на спасение души. Митраист должен был на протяжении всей своей жизни неукоснительным образом соблюдать морально-нравственные предписания своей веры.
Другим препятствием на пути превращения митраизма в государственный культ был его закрытый, мистериальный и элитарный характер, полностью исключавший участие женщин в отправлении обрядов и священнодействий. В отличие от христиан, стремившихся обратить в свою веру как можно больше людей, митраисты искали индивидуального просвещения и совершенствования.
Ипостась сына Божьего?
Сопоставление внешней, знаково-символической стороны учений Митры и Христа, а также обрядности и священных писаний этих двух религий способно повергнуть неискушенного читателя в крайнее изумление: оказывается, христианство почти полностью ассимилировало, или, проще говоря, скопировало символику и священные церемонии культа солнечного божества. Несмотря на целый ряд догматических и идеологических различий, влияние митраизма на христианское вероучение признается большинством современных исследователей как непреложный факт.
Последователи Митры праздновали день рождения своего божества 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, что впоследствии было перенято христианами. Появление на свет младенца Митры в самую темную ночь в году под сводами пещеры знаменует рождение света и надежды, ожидание скорого воскрешения природы после долгого зимнего сна. А ведь и рождение Иисуса символизирует приход в мир Мессии, дарующего надежду на воскрешение и возрождение души в новой, вечной жизни.
Рождественские легенды христиан и митраистов настолько похожи, что вывод о сознательном, почти полном заимствовании напрашивается сам собой. Так же, как и младенцу Христу, маленькому Митре пришли поклониться пастухи, а затем волхвы, принесшие Спасителю золото и благовония. Большинство исследователей полагают, что эти волхвы, фигурирующие и в Евангелии, и в митраистских преданиях, были зороастрийскими священнослужителями, пришедшими воздать почести родившемуся Мессии.
Жизненный путь Христа и Митры также во многом схож. Они оба соединяют в себе человеческое и божественное, являясь, таким образом, посредниками между людьми и Богом. И Христос, и Митра творят волю Отца, их пославшего, и противостоят силам тьмы. И тот, и другой по завершении своего земного пути вознеслись на небо, к престолу Творца.
Символика и обрядовая сторона христианства и митраизма также обнаруживают почти полное сходство. У приверженцев солнечного божества существовал обычай осенять себя крестным знамением, при посвящении неофита в таинства религии над ним проводили обряд крещения-омовения, очищавший принимающего новую веру от его прошлых прегрешений. Подобно христианам, митраисты причащались хлебом и вином, причем сама церемония Святого Причастия была призвана имитировать последнюю трапезу Митры со своими учениками. И христианское, и митраистское духовенство использовало во время богослужений кропильницу, а сама служба проводилась на древнем, неизвестном простому народу языке. Голова и лик Митры на священных изображениях окружены нимбом – сияющим ореолом с солнечными лучами, что также соответствует христианской иконографии.
Анализ критической массы этих фактов, недвусмысленно свидетельствующих о преемственности христианства по отношению к митраизму, привел исследователей культа персидского солнечного бога к неожиданному и довольно оригинальному выводу: в течение длительного времени, вплоть до XI века после Рождества Христова, Митра почитался как одна из ипостасей Иисуса Христа, а поклонение ему являлось одной из форм христианского вероучения. Верховный жрец солнечного божества носил тот же титул, что и глава католической церкви, – «папа» или «святой отец». Церемониальное облачение Папы Римского в точности соответствует одеянию митраистских священнослужителей: высокий головной убор, называемый тиарой или митрой, и красные ботинки, явная аналогия с обувью жрецов Митры – красными солдатскими сапогами, отличительному знаку древнеримских военачальников.
По всей вероятности, подобное слияние христианства и митраизма было делом рук римских цезарей. После установления христианства в качестве официальной государственной религии число приверженцев Митры было столь велико, что насильственная христианизация могла спровоцировать настоящий социальный взрыв. Власти предержащие пошли на компромисс, соединив оба учения воедино, внеся в миролюбивое и пацифистское по сути христианство воинственные идеи культа Непобедимого Солнца.
Римская империя в те годы находилась в состоянии длительной войны с Персией, и установление митраизма, персидской по происхождению религии, в качестве государственной идеологии ознаменовало бы духовную и конфессиональную зависимость Рима от Персии. Римских цезарей, стремившихся к установлению собственной гегемонии, такая перспектива совершенно не устраивала, поэтому христианизация была единственным средством остановить экспансию восточных вероучений.
После установления христианства и последовательной ассимиляции им символики и отдельных идеологических моментов митраизма культ Непобедимого Солнца начал постепенно сдавать позиции, пока окончательно не канул в Лету. Правда, отголоски этой некогда могущественной религии отчетливо слышны и в наши дни. Морально-нравственные принципы современного общества в значительной степени основываются на созданном митраистами духовно-этическом фундаменте. В повседневной жизни мы невольно упоминаем имя персидского солнечного божества практически ежедневно. Одно из самых распространенных русских имен – Дмитрий – означает в переводе «преданный Митре». А пользующиеся метро едва ли знают, что слово «метрополитен» произошло от слова «метрополия» или, как говорили раньше, «митрополия», то есть город Солнца, город Митры.
Но не только в именах и названиях сохранилась память о Митре. «Этот древнейший культ, – отмечает французский исследователь Аркон Дарол, – послуживший основой многих современных тайных обществ, содержит ряд элементов, типичных для подобного вида организаций. Будучи системой духовного обучения, он дает своим приверженцам возможность войти в реальное или воображаемое соприкосновение с высшими силами. Используя магическую власть, его жрецы заставляют посвященных верить в возможность с помощью магических слов добиться того, что недоступно непосвященному».
Митраизм не носит антиобщественного характера: его цели не вступают в конфликт с общей политикой тех стран, где он существует, он не угрожает сложившимся порядкам. Отличаясь терпимостью по отношению к другим культам, он не пытался и не пытается вытеснить их. Ежегодный праздник «Рождение солнца», который митраисты отмечают 25 декабря, перешел в христианскую традицию. Впрочем, нынешние поклонники этой религии утверждают, что христианство не столько вытеснило митраизм, сколько поглотило его, заимствовав некоторые внешние формы и приспособив их к собственным нуждам. Справедливо это или нет, трудно сказать, так как устроить диспут поклонников Митры и Христа пока не удавалось.
Вот что говорит один из британских митраистов: «У нашего древнего божества, которого часто изображают победителем быка или человеком с львиной головой, по-прежнему есть поклонники. Ведь солнце продолжает светить…»