Мы в Telegram
Добавить новость

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Воскресенье, 19 АПРЕЛЯ 2020 года: что будет в храме?

0 33

Светлое Христово воскресенье, праздник праздников – важнейший воскресный день года. Кто хотя бы раз приходил в святую ночь в храм, навсегда запомнит чувство внутренней радости и торжества.

Пасха 2020 года – уникальна в жизни современных христиан. При всем желании многие не могут попасть в храм, пройти крестным ходом, участвовать в Таинствах. Но Господь слышит того, кто к нему обращается. И весть о Его воскресении приходит в каждый дом, где хранят любовь к ближним и стараются молиться. Ничто не может заменить нам участие в богослужении и Причастие. Но в пасхальную ночь все – постившиеся и непостившиеся – смогут смотреть и слушать трансляцию богослужения и зажечь в мире свет!

Происходящее в храме в Пасхальную ночь пронизано Радостью о Воскресшем Христе. Вслушиваясь в слова молитв, вникая в их смысл, мы становимся причастными происходящему в Церкви. Чтобы суметь прожить и прочувствовать пасхальное богослужение оставшись дома, мы готовимся к воскресенью: изучаем особенности и традиции праздника, отрывок из Евангелия и его толкование, краткие жития святых, почитаемых 19 апреля.


Воскресенье, 19 АПРЕЛЯ 2020 года, ПАСХА

Воскресение Иисуса Христа — центральное событие всей Священной истории, самый первый христианский праздник. Об этом чуде повествуют все четыре евангелиста – Матфей (18 глава, стих 6), Марк (глава 16, стих 6), Лука (глава 24, стих 6) и Иоанн (глава 20, стих 6), – хотя они и не были его непосредственными свидетелями. Около двух тысяч лет христиане празднуют событие, которое никто из людей не видел. Именно его мы отмечаем еженедельно, но только раз в год называем Пасхой.

Мы все соприкасаемся с этим знанием о Воскресении Спасителя, но святым оно ближе – их вера преображала душу и меняла жизнь. У простых христиан, и тем более сомневающихся, веры, кажется, меньше. Но есть понимание, что Воскресение Христово – это не фейк, а опыт святой Церкви. И жизнь каждого человека становится путем к достижению веры в то, что Христос был распят и умер на Кресте за грехи всех людей: как наших далеких предков, живших до пришествия Спасителя в мир, так и нас. И даже тех, кто когда-нибудь еще будет жить на земле.

Не зависящие от нас обстоятельства многим не позволяют молиться в храме на Пасху. Не будем расстраиваться. Можно отметить Пасху в условиях карантина. Вспомним, что церковные службы, происходящие в эти дни, не строго привязаны к дате, они символичны – важен их смысл. Изучая особенности пасхального богослужения, мы можем заранее подготовиться к нему. Находясь дома, в одиночестве или в кругу семьи, прикоснуться к тому, что происходило в Иерусалиме две тысячи лет назад.

Пасху называют праздником праздников, потому что в ней сердце православной реальности. И сегодня мы призваны воспринимать наше настоящее в свете реальности победы Спасителя над смертью.

Тропарь на Светлое Христово Воскресение:

Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в,// и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Перевод: Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и тем, кто в гробницах, жизнь даровав.

Кондак на Светлое Христово Воскресение:

А́ще и во гроб снизше́л еси́ Безсме́ртне,/ но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко победи́тель Христе́ Бо́же,/ жена́м мироно́сицам веща́вый, ра́дуйтеся:/ и Твои́м апо́столом мир да́руяй,// па́дшим подая́й воскресе́ние.

Перевод: Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мироносицам возгласив: «Радуйтесь!» и Твоим апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.

Подробнее о Воскресении Христовом читайте в наших материалах:

Что случилось двадцать веков назад под небом Иерусалима: последовательный анализ Евангельских событий

Иконография Пасхи: какие бывают пасхальные иконы

Путь из ада: история празднования Пасхи

8 вопросов современников о воскресении из мертвых

Аудиорассказ детям о Пасхе


День памяти святых:

Мученики Иеремия и иерей Архилия претерпели страдания в III веке, о чем свидетельствует святитель Григорий Двоеслов († 604, память 12 марта).

Преподобная Платонида Сирская (308). Диаконисса, затем основательница женского монастыря в Низибийской пустыне со строгим уставом: монахини принимали пищу один раз в день, молились или выполняли послушания. По пятницам, в день воспоминания Крестных страданий Спасителя, сестры прекращали работать, а в промежутках между службами в храме слушали чтение и разъяснение Священного Писания. До глубокой старости преподобная Платонида оставалась примером монашеского подвига, кротости и любви к ближним. 

120 мучеников Персидских (около 344–347). Были взяты в плен по приказу персидского царя Сапора, страдали от голода в тюрьме. Праведная Снандулия узнала дату казни – организовала трапезу и подарила будущим мученикам праздничную белоснежную одежду. На следующее утро пришла рано и попросила хранить верность Богу. За твердость в исповедании веры после тяжких мук святые были сожжены. В числе святых мучеников было девять дев, посвятивших себя на служение Богу. Праведная Снандулия сумела в ту же ночь украсть тела, спасая от надругательств язычников.

Святитель Евтихий, архиепископ Константинопольский (582). Был сыном воина и внуком священника. В 12 лет из родного селения «Божественное» уехал в Константинополь, где получил образование, но избрал монашеский путь в Амасийском монастыре. Был избран архимандритом, а в 552 году – патриархом.

В 565 году за обличение ереси император Юстиниан приказал сорвать с него патриаршее облачение в храме и отправить в ссылку в Амасийский монастырь. За 12 лет изгнания святитель совершил много чудес: исцелял глухонемых, неизлечимо больных и прокаженных, изгонял бесов, выдавал зерно голодающим (запасы зерна в обители не кончались), пророчествовал. Через четыре с половиной года после возвращения на патриарший престол святитель Евтихий собрал весь клир, преподал благословение и с миром отошел ко Господу в Фомино воскресенье 582 года.

Равноапостольный Мефодий, архиепископ Моравский (885). Вместе с братом равноапостольным Кириллом стал первоучителем и просветителем славянским. Был старшим из семи братьев, и поначалу поступил на военную службу и был правителем, но через 10 лет ушел в монастырь на гору Олимп, откуда был призван на проповедь. Помогал Кириллу и ученикам составить славянскую азбуку и перевести на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Претерпел страдания и тюремное заключение в Швабрии за проповедь на славянском. После возвращения в столицу Моравии с помощью двух учеников перевел Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Святитель предсказал день своей смерти и скончался в возрасте около 60 лет.

Об удивительной жизни святых братьяв-миссионеров читайте и смотрите в нашем материале.

Новомученики и исповедники российские:

Мученики Петр Жуков и Прохор Михайлов и с ними пострадавшие (1918). 27 марта 1918 года в Знаменскую церковь села Гнездово Вышневолоцкого уезда Тверской губернии явились представители новой власти и вооруженные красногвардейцы описывать церковное имущество. При этом взяли из небогатой церкви все деньги. На волостном сходе в апреле прихожане села Гнездово стали упрекать красногвардейцев за незаконный захват. Особенно отличались своей ревностью в защите храма Петр Жуков и Прохор Михайлов. Красногвардейцы тут же на сходе арестовали около 30 человек. В здании волостного комитета их избили, а затем повели в уездный город Вышний Волочек. У Петра Жукова вся голова была в ранах, переломаны пальцы, разрезаны скулы и язык. Не меньше мучений перенес за последние 2 дня жизни и Прохор Михайлов: восемь штыковых ран, потеря сознания и нечувствительность к пыткам. По пути в город красногвардейцы убили десять человек.

8 апреля тела новых Тверских исповедников были торжественно погребены в их приходе. Епископ Тверской Серафим (Александров) благословил оповестить о случившемся по всей епархии и отслужить всенародные панихиды во всех городских и сельских церквях.

Священномученики Иоанн (1891–1934) и Иаков (1896–1943) Бойковы избрали служение Церкви после революции 1917-го года. В их судьбе много общего и поминаем мы их в один день – 19 апреля 1943 года, точная дата смерти в лагере известна лишь у младшего, отца Иакова.

Родились в Тверской губернии в семье священника Иакова Ивановича и его супруги Александры Васильевны Бойковых. Старший брат закончил семинарию, а младший успел закончить лишь духовное училище и поступил в Московскую духовную академию только в 1917, которую власти вскоре закрыли. Оба брата работали некоторое время учителями, но не нашли возможным трудится в советской школе. Оба решили стать пастырями: старший брат в 1921, младший – в 1923 году. И сразу же были лишены гражданских прав. Несмотря на гонения и уговоры близких не оставляли служение вплоть до ареста: старший служил Церкви в течение 10 лет, младший – 15. 

В храме села Залужанье Тверской губернии отец Иоанн служил до 1929 года. В это время началась коллективизация. После закрытия храма, жена стала просить его оставить служение. Уговаривали и крестьяне, опасаясь его ареста:

- Отец Иван, ведь уже и в Москве всё разрушают, храмы взрывают, оставь служение.

- Нет, я не изменник Богу. Море переплывешь – на берегу утонешь.

Чтобы из-за его священства власти не преследовали семью, он разрешил жене развестись. До ареста в марте 1931 года служил в других храмах, навещая семью тайно и по ночам. 20 апреля тройка ОГПУ приговорила отца Иоанна к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. 

После ареста священника у его бывшей жены отобрали все имущество (от одежды до игрушек, разрешили взять только то, что успели надеть) и жилье. Дочерям Нине и Вере было тогда 8 лет и 4 года. Впереди были годы лишений, выжить семье удалось чудом.

Почти в самом начале заключения в Вишерском лагере отец Иоанн заболел туберкулезом. Как и младший брат, он не перенес и половину срока заключения.

Отец Иаков в 27 лет был рукоположен во священника ко храму святой великомученицы Екатерины в селе Закрупье Бежецкого уезда. В семье началась бедная жизнь (из-за непосильных налогов) с несколькими переездами из-за закрытия храмов.

- Яков, бросай ты служить в церкви, уходи, ведь мы только и делаем, что налоги платим, хуже нищих живем.

- Я сана с себя никогда не сниму. Никогда не стану предателем Церкви.

Вскоре после доноса секретного сотрудника НКВД ночью 9 февраля 1938 года в дом пришли с обыском. Отец Иаков был арестован и простился с женой и дочерью навсегда. 13 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила его к 10 годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был сослан в Екатеринбургскую область. Положение в лагере во время войны ухудшилось, запретили переписку и сократили паек. Кому недоставало сил выполнить норму – переставали кормить. Отец Иаков умер в лагере от голода 19 апреля 1943 года и был погребен в безвестной могиле.

Сохранились письма братьев-священномучеников из заключения. Из них становится ясно, как сильно они страдали физически (отец Иоанн заболел туберкулезом, Иаков практически оглох), в каких нечеловеческих условиях жизни и работы находили добрые слова поддержки и заботы о своей семье.

Исповедник Севастиан Карагандинский (Фомин), архимандрит (1966). Его называют одним из самых почитаемых святых Казахстанской земли и последним Оптинским старцем. Отбыв заключение в карагандинском лагере, он не уехал, но создал в страшном месте и в тяжелейшее для Церкви послевоенное время общину, сохранившую дореволюционные традиции до наших дней.

Родился Стефан 28 ноября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье Василия и Марфы Фоминых. С детства был слаб здоровьем, но мирен, за что его дразнили «монахом». В 4 года был с семьей у старца Амвросия Оптинского. С 5 лет, после смерти родителей, жил с семьёй старшего брата Илариона. Средний брат ушел в Оптину пустынь и принял постриг с именем Рафаил, и младший часто его навещал, в свободное от крестьянских работ зимнее время. В 1905 году Стефан был принят в число братии. Стал келейником преподобного Иосифа Оптинского и затем преподобного Нектария.

Принял постриг и был наречен Севастианом в 1917 году за год до закрытия монастыря, существовавшего под видом сельхозартели. За 2 месяца до ареста старца Нектария и высылки всех монахов из монастыря в 1923 году рукоположен в иеродиакона. В 1927 в Козельске – в иеромонаха. По благословению старца после его смерти в 1928 году иеромонах Севастиан служил на приходе в Козельске, затем в Калуге, Тамбове, Козлове (Мичуринске) в Ильинской церкви, настоятелем которой был протоиерей Владимир Нечаев (отец будущего митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима). Вскоре протоиерея Владимира арестовали и отец Севастиан взял на себя попечение о его матушке Ольге и младших детях, о чем владыка Питирим помнил всю жизнь.

В 1933 году отец Севастиан был арестован. На допросе в ГПУ сказал следователю: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей». В одной рясе поставили его ночью на мороз, стража сменялась каждые 2 часа. Он молился, и «Матерь Божия опустила надо мной такой «шалашик», что мне было в нем тепло». Осудили на 7 лет исправительно-трудовых лагерей и отправили в Тамбовскую область на лесоповал, а через год перевели в Карагадинский лагерь (Карлаг) в Казахстане.

Карлаг был настоящим адом: переселенцы мерзли и голодали в выкопанных самими землянках без дров и воды при температуре зимой до -50, а летом +40, страдали от жестокости охраны. С 1931 по 1959 год через Карлаг прошло более миллиона человек: в товарных вагонах привозили крестьян-«кулаков» и «политических» – духовенство и интеллигенцию. В практически голой степи на территории в сотни километров был создан «Карагандинский совхоз-гигант ОГПУ», использовавший бесплатный труд осужденных, поставлявших стране уголь, продовольствие и другие товары.

Узнав от других верующих, что в лагере находится отец Севастиан, несколько монахинь Шамординского монастыря разыскали его и стали помогать: привозили продукты, чистое белье, епитрахиль, поручи, Святые Дары. Если удавалось выйти на прогулку, они вместе молились, исповедовались и причащались. Жители поселка тоже передавали продукты, сало, котором он делился с заключенными. Посты не нарушал: если давали баланду с кусочком мяса, он это не ел, а менял на пайку хлеба.

В ночные дежурства всегда молился и начальство, приходя с проверкой, заставало его бодрствующим. Работал хлеборезом, сторожем складов в зоне лагеря. В последние годы срока отца Севастиана расконвоировали, хотя жил он по-прежнему на территории лагеря, возил на быках воду для промышленных огородов. В лагере отец Севастиан помогал заключенным, чем мог, его полюбили и многие пришли к вере в Бога.

После освобождения 29 апреля 1939 года остался в селе Большая Михайловка под Карагандой, поселился рядом с навещавшими его монахинями в саманном (из глины, навоза и соломы) домике. Вставали очень рано, вычитывали правило, потом сестры шли на работу. Тайно и безотказно совершал требы по разным домам и поселкам, куда часто добирался пешком. С 1944 года литургию служили и в домовом храме. Разрешения на служение со стороны властей не было, но никто за годы сокровенной церковной жизни его не выдал.

Отец Севастиан никуда не хотел уезжать и своим духовным чадам благословлял оставаться: «Здесь будем жить. Здесь вся жизнь другая и люди другие. Люди здесь душевные, сознательные, хлебнувшие горя». Съехавшиеся к отцу Севастиану со всех концов страны духовные чада (монашествующие и миряне) покупали домики, молились и жили духом первых христиан – в негласном монастыре царили порядок, единение, сплоченность. Помогал отец Севастиан вдовам и сиротам, уцелевшим после переселений, лагерей, ссылок, - находил жилье.

Только в 1953 году хлопотами прихожан было получено разрешение на молитвенный дом (по сути – монастырь), а в 1955 году удалось добиться регистрации общины и открытия церкви. Вместе купили два саманных домика и объединили их под одну крышу. Когда поднять потолок не разрешили, прихожане за одну ночь выкопали пол на метр вниз (вывезли на машинах 50 кубометров земли), покрыли пол досками и утром в храме уже совершался молебен.

Церковную жизнь отец Севастиан устроил по Оптинскому уставу, с соблюдением дореволюционных традиций: и сегодня здесь поют на два клироса, но не нотным, а монашеским молитвенным распевом; службы никогда не сокращаются; в храме читается неусыпаемая Псалтырь. Отец Севастиан строго за этим следил и благословил не вносить изменений даже после его смерти. Он всегда совершал богослужения по монастырскому уставу, ничего не сокращая – и в лагере, и в шахтерских землянках.

В 1966 году за три дня до смерти преподобный Севастиан был пострижен в схиму епископом Питиримом, прилетевшем для совершения пострига своего духовного отца по его просьбе. Схиархимандрит Севастиан мирно почил 19 апреля 1966 года, в день Радоницы.

Перед смертью он попросил вынести его из кельи в храм, чтобы попрощаться со своими духовными чадами: «Прошу вас об одном, об одном умоляю, одного требую: любите друг друга. Чтобы во всем был мир между вами. Мир и любовь. Вот я вас всех прошу, чтобы вы утешали друг друга, жили в любви и мире, голоса бы никогда друг на друга не повысили. Больше ничего от вас не требую. Это самое главное для спасения. Здесь все временное, непостоянное, чего о нем беспокоиться, чего-то для себя добиваться. Все быстро пройдет. Надо думать о вечном».

19 октября 1997 года Синодальная комиссия при Московском Патриархате причислила к лику местночтимых святых преподобного Севастиана Карагандинского. 22 октября 1997 года были обретены мощи старца и отслужен первый молебен преподобному. 20 августа 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил преподобного Севастиана к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Молитва исповеднику Севастиану Карагандинскому:

О, пречестная и священная главо, благодати Святаго Духа исполненная, Спасoво со Отцем обиталище, старцев оптинских учениче и преемниче, града Караганды светлейшее украшение, Казахстанския страны бoгодарованный молитвенниче, Церкви Русския пастырю богопрославленный, сирым и вдовицам заступниче, немощных врачу безмездный, правило веры и благочестия, преподобных сожителю и мучеников сопричастниче, богоносне отче наш Севастиане досточтиме! К тебе усердно прибегая, моление теплое приносим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству; смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наша страсти попали; бодроствованием лености навык от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами и в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей многонедужия нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте Распявшагося за нас Сына Божия, Того сладчайшее Имя во уме и в сердце непрестанно имети и нас научи, да любовию Тому пламенея, страшный оный день судный сретити уготовимся, и в Царствие Небесное внити с тобою сподобимся, славити и воспевати Триединую державу Бога нашего: Отца и Сына и Духа Святаго во веки. Аминь.


Особенности богослужения: 

Первая часть пасхального богослужения – Пасхальная полунощница – начинается примерно в 23.30. Церковный хор поет Канон Великой субботы. Священники выходят из алтаря, кадят и поднимают Плащаницу и уносят ее в алтарь.

Примерно в полночь участники крестного хода зажигают свечи и начинают петь стихиру "Воскресение Твое, Христе Спасе". Вслед за священнослужителями прихожане и хор обходят храм и останавливаются перед входом. Они словно жены-мироносицы, завершающие свой путь, подходят к Гробу Спасителя. В этот момент священник, возглавляющий богослужение, обращается ко всем с радостной вестью: «Христос воскресе!» Ему отвечают «Воистину воскресе!» и возвращаются в храм. Хор начинает петь Пасхальный канон. На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители в одеяниях разного цвета с крестом и кадилом быстро обходят всю церковь, наполняя ее ароматом ладана, и радостно приветствуют всех словами «Христос воскресе!» (Не забудьте громко ответить «Воистину воскресе!») Эти многочисленные выходы священников из алтаря напоминают о частых явлениях Христа Своим ученикам после Воскресения.

После того, как служащие священники и молящиеся в храме поздравили друг друга (похристосовались), с амвона зачитывают Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, ярко и образно раскрывающее смысл Пасхи Христовой.

Затем поют Часы перед Божественной Литургией. Пасхальные Часы отличаются тем, что их не читают – радостные песнопения в честь Спасителя исполняет хор, а иногда и все, кто находятся в храме. Они очень короткие, без псалмов – состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и нескольких тропарей и молитв. Пасхальные Часы на Светлой седмице не только поются на богослужении вместо обычных часов, но и заменяют утреннее и вечернее правило.

После Часов начинается Божественная Литургия. Только в пасхальную ночь существует традиция несколько раз читать фрагмент Евангелия от Иоанна “В начале было Слово…”, чтобы произнести его на разных языках. Литургия служится при открытых Царских вратах.

В конце Литургии освящается артос (очень большая просфора), который будет находятся перед алтарем всю Светлую седмицу, участвовать в крестном ходе после каждой литургии. А через неделю будет раздроблен и роздан верующим.

Многие храмы и монастыри организовали трансляцию пасхального богослужения. Но можно и настроиться на аудиотранслуцию, чтобы не отвлекаться от молитвы и следить за ходом богослужения по тексту.

Чтобы понимать последовательность и смысл Пасхального богослужения, рекомендуем заранее изучить наши материалы:

Пасхальное богослужение: пояснения и комментарии игумена Силуана (Туманова)

Текст, прямая трансляция и видео Пасхального богослужения

Пасхальные песнопения в звуке и тексте


Традиции праздника:

Празднование Пасхи продолжается 40 дней до момента Вознесения Христа на небо. Всё это время в Церкви звучит торжественный пасхальный канон, а многие молитвы заменяются на пение тропаря праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!». Начинается особое время церковного года, когда земные поклоны уже не совершаются, темные облачения и ризы меняются на яркие, праздничные и чаще – красные. Верующие приветствуют друг друга: «Христос воскресе!» и отвечают: «Воистину воскресе!» 

Самыми известными традициями, кроме участия в пасхальном богослужении, является освящение куличей, украшение яиц, пасхальная трапеза. О том, как освятить куличи на самоизоляции, рассказывает священник Стахий Колотвин.

Традиция перекрашивать яйца в яркие цвета и украшать их напоминает о событии из жития святой Марии Магдалины. Она пришла с проповедью о воскресении Христа к императору Тиберию и принесла в подарок куриное яйцо. Император ответил, что легче этому яйцу стать из белого красным, чем ему поверить таким небылицам. И тогда яйцо сделалось красным.

Празднование Пасхи в условиях карантина не может стать традицией. Посмотрите, как радуются Воскресению Христову в разных странах.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 1-17

Читать отрывок
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. 9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. 15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. 16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Свернуть

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Комментирует священник Стефан Домусчи

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Апостольское чтение: 

Деяния Святых Апостолов, глава 1, стихи 1-8

Читать отрывок

1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. 4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. 6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? 7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Свернуть

Чтение и комментарий на радио Вера


Воскресение Спасителя – основа нашей веры. В святую ночь Христос призывает к Себе всех – не только постившихся, но и тех, кто не смог соблюдать пост. И сегодня мы знаем, что Пасха Христова – одна для всех: как для тех, кто может попасть в храм, так и для тех, кто вынужден остаться дома. В нашей недавней истории был период, когда многие верующие не могли попасть на богослужение не неделями, а годами. И теперь наше поколение может прочувствовать и понять, как жили православные в советской стране: открытых храмов было очень мало и добраться до них было непросто. Доступных текстов богослужений и тем более их трансляций тогда не тем более не было. И тем не менее люди сохраняли веру, оставались частью Церкви Христовой.

Редакция «Фомы» поздравляет читателей с началом праздничного, наполненного торжеством и радостью периода жизни Церкви, который будет продолжаться до Пятидесятницы. Со Святыми днями!




Козельск

В Тульскую область прибыли "Поезда Победы"


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

Новости Калужской области

Дмитрий Бикбаев готовит премьеру театрального проекта, основанного на личных переживаниях

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о поддержке организаций и ИП в Белгороде

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о роли несырьевого экспорта в российской экономике

Армяне России поддерживают движение «Тавуш во имя Родины»


Патриарх благословил схиархимандрита Илия вернуться в Оптину пустынь

В Калужской области этой весной проведут яровой сев на площади более 155 тыс. га

Водитель "Семерки" врезался в трактор на калужской дороге

Прокуроры Калужской области встретились с жителями подтопленных населённых пунктов


Экспонаты «Вихляндии» в Козельске затопило

Попытка диверсии совершена на железной дороге в Калужской области

В реках Калужской области продолжается постепенное понижение уровня воды

В Калуге уровень воды в Оке упал на 35 см


Губернатор Калужской области Владислав Шапша
Калужская область

Владислав Шапша поздравил с Днём Победы ветерана Петра Батуринцева


Частные объявления в Козельске



Загрузка...
Персональные новости
Анастасия Волочкова

Я не пью алкоголь вообще: Анастасия Волочкова резко ответила на слухи об алкоголизме



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Козельск на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Дети из Узбекского землячества Бурятии увидели театр кукол «Ульгэр»: Россия и Культура

Дмитрий Бикбаев готовит премьеру театрального проекта, основанного на личных переживаниях

30 мая «Времена года» Антонио Вивальди прозвучат в Эрмитаже

Фестиваль «Гений места» завершился на родине Чайковского


Новак Джокович низко оценил свою готовность к «Ролан Гаррос» и Олимпиаде-2024

Свёнтек высказалась об акции протеста экоактивистов, выбежавших на корты Рима

Азаренко вышла в четвертьфинал турнира WTA-1000 в Риме

Даниил Медведев одолел 121-ю ракетку мира Меджедовича и вышел в 1/8 финала Рима


PFL MENA 1: Best photos from Riyadh

Derrick Lewis scores vicious knockout, moons crowd at UFC St. Louis 

Camila Giorgi ‘flees Italy with family’ as tennis star-turned-lingerie model breaks silence on retirement mystery

Citadel CEO Ken Griffin says the anti-Israel college campus protests are just 'performative art'