Кто придумал Неваляшку
Неваляшка — главный предмет советского дизайна. В узнаваемости и популярности она далеко опережает и бабушкино кресло, и ригонду, и пылесос «Ракета». Московский музей дизайна запускает её в космос на афише своей выставки, писатель Михаил Идов ставит на обложку книги с талантливо пересказанными байками о советском дизайне, которые он нашёл в яндексе, художница Ирина Веселова делает неваляшек из керамики и покрывает странными росписями. Вот только никто из них не знает, кто автор этой игрушки. Она считается шедевром анонимного дизайна. Пора устранить эту несправедливость!
Историки считают, что на территорию России неваляшка попала с Востока. Скорее всего, первые подобные игрушки были привезены купцами. Наиболее популярная версия появления игрушки говорит о том, что появилась она в Японии.
Неваляшек привычной нам формы выпускали с 1957 года на Тамбовском пороховом заводе из целлюлозы — побочного продукта при производстве пороха. Сейчас выпускают там же, но уже из других материалов. Андрей Семашко в репортаже с этого завода, опубликованном в мартовском номере журнала «Русский мир» (2017), пишет:
«А кто же придумал для неваляшки такую милую физиономию с наивно распахнутыми глазами? На этот вопрос в цеху никто ответить не смог». А я могу.
Однажды я провёл незабываемые полгода во Всероссийском музее декоративного искусства на должности завсектором предметного дизайна. В этом музее в 90-е проходила посмертная выставка скульптора Руфины Кобяшевой. С тех пор в нём хранятся и экспонаты выставки, и довольно много бумаг из личного архива Кобяшевой. Бумаги я не разбирал, а экспонаты видел. Среди них была та самая неваляшка. На мой возглас: «Что, и её Кобяшева сделала?!» — музейный хранитель Константин Нарвойт ответил спокойно и просто, как о чём-то давно известном: «Ну да».
О Руфине Кобяшевой я знаю мало, — только то, что успел запомнить из рассказа Константина Юрьевича. Знаю, что в 50-е Кобяшева работала скульптором-монументалистом на ВДНХ, а потом её основным жанром стала игрушка. Она делала гипсовые модели, по которым на заводах готовили формы для серийного производства. Её муж был мастером богородской резьбы. В Музее декоративного искусства, вдали от глаз посетителей, стоят две исполинские статуи, вырезанные из дерева, — изображения в полный рост Ленина и Сталина. Их сделал её муж.
Осталось много вопросов, на которые пока нет ответа. Есть разные модели неваляшек, с разными чертами лица. Неизвестно, какие из них разработала Кобяшева — все, некоторые, только одну? и точно ли самую первую? Непонятно, ей ли принадлежит идея редуцировать тело куклы до предельной абстракции — четырёх сфер. Многие ответы, я уверен, можно найти в тех бумагах, которые я видел в музее. Сейчас у меня к ним доступа нет и в обозримом будущем не появится. Может, кто-нибудь другой возьмётся за дело? Исследователь, найдись!»
Неваляшка была (впрочем, и есть) очень милой куколкой, которая внешне напоминала ясноглазого счастливого младенца. Практически каждый советский малыш получал такую игрушку в подарок. Педиатры утверждали, что неваляшку стоит давать детишками для развития мелкой моторики. Действительно, играть с ней — одно удовольствие. Дети толкали куклу, пытаясь уронить на пол, а она все равно упрямо принимала вертикальное положение.Чаще всего неваляшка была красного или оранжевого цвета. На круглом личике были нарисованы наивные, широко распахнутые глаза. Вообще эта кукла излучала спокойствие, позитив. Иногда внутри размещалось устройство, которое при покачивании играло незамысловатую мелодию.Нередко куклы переходили от старших детей к младшим, как говорится, по наследству. Они были сделаны качественно и испортить такое произведение «кукольного искусства» было практически невозможно. Сегодня неваляшки интересуют в основном коллекционеров, которые готовы ехать на далекую дачу, чтобы там увидеть на чердаке запылившуюся игрушку. Таких кукол делают и сегодня, но многие считают, что лучше, чем в СССР уже не будет, потому ищут неваляшек именно советского производства, чтобы познакомить их со своими детьми.
Почему же неваляшка не падает? Изделие сделано из двух сфер, внутри одной из них находится утяжелитель. При этом центр массы располагается таким образом, что все попытки перевернуть неваляшку или просто уложить ее на бочок бессмыленны — кукла покачается, но примет исходное положение. Потому и название такое, происходящее от «не валяться». Правда существует еще одно, и звучит оно как Ванька-встанька.
Когда лет двести назад в России стали делать неваляшек, они были деревянными. В начале девятнадцатого века они носили смешное название «кувырканы». Чтобы игрушка выглядела красиво и интересно, умельцы использовали яркие краски, которые вручную наносили на деревянную куклу. Кувырканов можно было всегда увидеть на торговых ярмарках.
Удивительно, но самые первые неваляшки были сделаны в Китае. Это были куклы из глины, которые называли будаовэн (в переводе «старик, который никогда не падает»). Возможно, примерно в 6 веке они были завезены в Китай из Японии, где неваляшки носили название Дарума и делались из дерева. Говорили, что такая кукла обязательно принесет удачу. Сегодня в стране восходящего солнца есть неваляшки, которые называются роли-поли или же окиагари-кобоши. Есть мнение, что кукла Дарума создавалась по образу буддийского Бодхидхармы. Этот персонаж смог медитировать целых 9 лет, и его конечности просто атрофировались и отпали.Куклы Дарума. Собрание Оклендского музея Тамаки Паэнга Хира
Куклы-дарумы и сейчас пользуются большой популярностью в Японии. Их продают в храмах. Интересно, что новые дарумы не имеют глаз. И дело не в браке, просто так повелось, что эту часть лица хозяин куклы должен нарисовать самостоятельно. Первый глаз рисуется в момент загадывания желания. Второй — после его осуществления. Бывает, что дарума обманывает, и желание не сбывается. Тогда с куклой поступают весьма жестоко: ее сжигают. А потом идут в храм за новой.
Французская неваляшка называется Рампонно или culbuto. Деревянная кукла Stehaufmännchen , что означает «стоящий человек» делалась в Германии.
В семидесятые годы в Америке стали делать куклу Playskool. Звали ее Weebles и внешне она напоминала обычное куриное яйцо. В английском языке существует также название «куклы с круглым дном» или же «роли-поли».
Наши неваляшки развлекали огромное количество советских детей. Они были популярны и выпускались большими партиями. Интересно, но эта милая доброжелательная игрушка выпускалась на Тамбовском пороховом заводе, который снабжал страну боеприпасами и порохом во времена Великой отечественной войны.
А дело было так: так как за время работы на заводе накопилось очень много отходов порохового производства, а именно целлулоида, то в 1957 году было решено применить их в мирных целях. Завод стал производить забавные детские игрушки. Всего за три года было выпущено не менее миллиона веселых неваляшек. Игрушки были такими хорошими, так нравились детям, что стали пользоваться спросом за рубежом. Осуществлялся экспорт практически во все социалистические страны, а также в Китай, Латинскую Америку, США.
Позднее вместо горючего целлулоида стали использовать прозрачный неокрашенный пластик. В девяностые годы, когда оборонные контракты исчезли, куклы «вытащили» завод, который уже хотели закрывать. В благодарность был воздвигнут памятник. Он находится в той же области, где и завод — в Тамбовской, в городе Котовск. Сегодня на предприятии по-прежнему изготавливают неваляшек. Ассортимент достаточно велик: не менее тридцати видов этой игрушки.
https://shakko.ru/1902466.html
https://pikabu.ru/story/nevalyashka_kak_poyavilas_igrushka_k...
https://kulturologia.ru/blogs/030223/55412/
http://ymorno.ru/index.php?showtopic=92373