Митрополит Феофан: «Геном коронавируса – в грехе!»
Глава Татарстанской митрополии дал свои рецепты избавления от COVID-19. И не одними чудотворными иконами едиными
«Мы подошли к пику греха, а значит, к пику человеческого саморазрушения», — считает митрополит Феофан. Накануне на вертолете он облетел Казань с молитвами на устах и иконами, которые уже не раз спасали город от чумы, а потом пришел в редакцию «БИЗНЕС Online» на интернет-конференцию с нашими читателями. О том, можно ли победить коронавирус одной только молитвой, на пользу ли обществу режим самоизоляции и почему разразившаяся пандемия — это подарок для человечества, — в нашем материале.
КРЕСТНО-ВОЗДУШНЫЙ ОБЛЕТ
«Не оружием всегда побеждают, каким бы оно не было сильным, а духом», — говорил вчера в редакции «БИЗНЕС Online» митрополит Казанский и Татарстанский Феофан сразу после совершенного им необычного крестно-воздушного хода. Накануне он вместе с духовенством и двумя образами — иконами Казанской и Седмиозерной Богоматери, облетел Казань, дабы избавить город от свирепствующего коронавируса. Это событие прошло почти незаметно для многих казанцев, хотя в нем сокрыт по-своему очень интересный смысл.
По словам владыки, на вертолете он облетел весь периметр столицы Татарстана, вдоль и поперек. В воздухе священнослужители пропели акафист Казанскому образу Божией Матери, владыка прочитал молитву Пресвятой Богородице, помолился за здоровье заболевших коронавирусом и за тех, кто все это время трудится в тяжелейших условиях — врачах, сотрудниках социальных и экстренных служб. А после этого с высоты птичьего полета осенил город одними из самых почитаемыми списками икон Богоматери.
Кто предоставил для этого необычного мероприятия вертолет (у Казанской епархии, как известно, нет своих летательных средств), митрополит Феофан не сказал. По фотографиям можно лишь узнать в воздушном судне белоснежный Ми-8 казанского производства с довольно комфортабельной внутренней отделкой. Владыка лишь пояснил, что вертолет предоставил один из казанских бизнесменов, меценат. «Но это неважно, меня такие вопросы не интересовали», — отметил правящий архиерей. В любом случае, воздушное судно, стартовавшее и севшее на площадке ГИМС, послужило благим целям.
Куда интереснее во всей этой истории те иконы, что с собой взял на борт глава Татарстанской митрополии. Это был чудотворный Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери из Казанского-Богородицкого мужского монастыря, а также не менее (а возможно, и более) чудотворный список Седмиозерной иконы Богоматери, хранящийся в Петропавловском соборе города.
«АРТОБСТРЕЛЫ ВСЕ БИЛИ ПО ЧЕЛОВЕКУ, НО НЕ ПО ДУХУ. И ВЫСТОЯЛ ТОТ ЧЕЛОВЕК, ЧТО БЫЛ СИЛЕН ДУХОМ»
«Очень важно, что было именно две этих иконы», — заметил митрополит Феофан на интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». По его словам, взять с собой в полет Седмиозерную икону попросили сами верующие.
История этой иконы очень тесно связана с Казанью. Чудотворный образ (родовую Смоленскую икону) подарил Седмиозерной пустыни в Высокогорском районе ее основатель схимонах Евфимий в начале XVII века. В 1654 году по преданию по всей стране свирепствовала моровая язва. Чума началась в Москве, потом перекинулась на Ярославль, Кострому, Нижний Новгород и, конечно, Казань. Как утверждается в летописях, от болезни умерло по меньшей мере 40 тыс. человек, напуганные горожане разбежались в леса и пустынные земли, пытаясь спастись от болезни. Тогда для исцеления от недуга решили принести в город уже тогда чудотворную Седмиозерную икону Божией Матери. Крестным ходом казанцы понесли образ в город из монастыря.
И опять же по преданию в ту ночь, когда икона шла крестным ходом в город, одной из монахинь по имени Марфа приснился святитель Николай Угодник, который повелел женщине немедленно оповестить властей о том, что в город идет Богородица. Власти решили встретить Богородицу со всеми почестями, и взяли с собой чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Рандеву двух икон произошло на месте нынешнего Кизического монастыря (по нынешней улице Декабристов). Встретив Седмиозерную икону, горожане стали к ней прикладываться и молиться об избавлении от чумы. Потом обнесли ее вокруг Казани и принесли в Благовещенский собор. И с того момента, по преданиям, мор отступил. И самое удивительное, что после излечения монахи из пустыни попросили вернуть икону обратно, и только было ее собрались возвращать, как на город обрушилась буря. Горожане решили, что не настало еще время иконе покидать Казань.
Через год хотели повторить попытку вернуть икону в монастырь, но снова разразилась чума, от которой спасла только эта икона. То же повторялось и в 1771 году в Казани и Москве. И по легенде неоднократно Седмиозерная икона спасала жителей города от самых разных болезней, как собственно и куда более известная Казанская икона Богоматери, спасшая когда-то страну от целой Смуты.
Традиция совершать облеты с чудотворными образами уходит своими корнями еще в прошлый век. Есть легенда (не исторический факт), что в декабре 1941 года, чтобы остановить наступление немцев под Москвой Иосиф Сталин велел совершить крестно-воздушный облет над городом вместе со списком Казанской иконы Божией Матери. Считается, что именно это действие и помогло сдержать наступление неприятеля и перейти потом в атаку Красной Армии. И хоть это не является строгим историческим фактом, в это активно верят священнослужители, в том числе и митрополит Феофан. «Вот грядут дни Великой Победы сейчас. И если подумать, то и оснащенность армии, и с технической точки зрения… Да вся Европа работала на машину Гитлера против Советского Союза. Но дух у наших советских воинов в те времена был непреклонен, — рассказал владыка, подчеркивая. — Артобстрелы все били по человеку, но не по духу. И выстоял тот человек, что был силен духом».
«ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ СЕЙЧАС ДАН ШАНС ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ»
Сейчас же, по словам митрополита Феофана, человеческий дух уже не так силен, как прежде. Что в мире, что в России… «Мне сегодня задали вопрос — где найти лекарство от вируса? Я очень много над этим размышлял. Геном коронавируса — в грехе! Разбалансировано взаимоотношение между законами духовными и человеком. Все разбалансированно! Вот есть законы физики. Пойди на пятый этаж, и необдуманно ступни — закон тяготения тебя „бах“, и от тебя мало что останется, скорее всего, помрешь. Так и законы духовной жизни. Когда мы начинаем их нарушать, рано или поздно они начинают срабатывать, и мы начинаем саморазрушаться изнутри», — отметил глава Татарстанской митрополии.
«Человечеству сейчас дан шанс переосмыслить свое отношение между небом и землей, между Богом и человеком, между сообществами людей. Пересмотреть все надо. В первую очередь, надо пересмотреть те нормы, которые оставил людям все-таки Бог. Они всем известны: не убий — но мы убиваем, не кради — крадем, не прелюбодействуй — вообще до ужаса дошли… Надо пересмотреть набор этих ценностей, — подчеркнул владыка Феофан. — Мы подошли к пику греха, а значит, к пику человеческого саморазрушения».
Свою точку зрения на причины появления и распространения коронавируса он описал на греховном примере однополых браков и гомосексуализма. Бог дал возможность человеку множиться и размножаться. Но при гомосексуальном подходе такая возможность множиться исчезает, то есть человек совершает собственное самоубийство. В конце концов, по словам митрополита Феофана, убивает человечество и одно из последствий гомосексуальных отношений — ВИЧ.
«Коронавирус — это и беда, и шанс для человечества, — отметил правящий архиерей. — Надо доносить до людей, что законы духовной жизни должны соблюдаться и не формально, а в реальной постоянной, повседневной обычной своей жизни. Я не призываю пойти всем бить лбы молитвами. Нет, она, конечно, тоже важна. Но одна молитва не может быть только произнесением каких-то формул. Молитва должна совершаться сердцем. В христианской аскетике есть „умная молитва“, когда человек уже не словами обращается к Богу, а входит в это состояние сердцем. Молитва тоже нужна. Но это только одно из проявлений», — рассказал владыка о том, что поможет победить коронавирус и вместе с ним духовный кризис общества. По его словам, чтобы познать Бога нужно просто соблюдать заповеди Евангелия. «Ты говоришь, что Бога любишь. Но сначала прояви эту любовь к брату твоему, ближнему твоему. Как ты можешь любить Бога, если проявляешь к тем, кто рядом, какую-то вражду? Так надо отсекать внутренне. Это надо разъяснять людям. Здесь такой вот треугольник: люди, небо и земля. И этот треугольник должен быть взаимосвязан. Вот тогда мы будем избавляться от болезней», — пояснил архиерей.
Он привел в качестве примера историю Адама и Евы. Бог не создавал человека, обреченного на страдания. Изначально человек был в полном блаженстве: обладал бессмертием, напрямую общался с Богом и так далее. Изначально не было никаких болезней. Но как только человек нарушил заповедь Божью, понеслось.
«Самоизоляция — это возможность проявления твоей доброй воли. Когда ты ограждаешь и себя, и ближних от смерти, от страданий. Здесь проявляется и любовь. Ты ради любви к твоему ближнему не идешь шататься по улицам и есть шашлыки. Ради любви ты само ограничиваешься, — объяснил владыка глубокий духовный смысл режима самоизоляции. — С другой стороны мы часто жаловались и говорим о нехватке времени. А тут остался сейчас с самим собой. Это подарок! Это возможность переосмыслить свое внутреннее состояние. Конечно, это страшно. Но ты начинаешь понимать, кто ты на самом деле есть».
Полная версия интернет-конференции митрополита Казанского и Татарстанского Феофана с читателями «БИЗНЕС Online» появится в ближайшее время на нашем сайте.