ВПН-2020. В кого верили наши предки
По данным переписи 1897 года
Как известно, современные переписи населения не предусматривают вопроса о вероисповедании граждан. А вот первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года дает нам такие сведения. Полученные в ходе ее данные говорят, что численность православных составляла в России 87,3 млн человек, или 69,5% населения.
Границы Костромской губернии в 1897 году значительно отличались от настоящих границ Костромской области. Площадь губернии составляла 73,8 квадратных верст, или 84 тыс. кв. км, а на ее территории проживал один миллион триста восемьдесят семь человек. На 1 января 2020 года площадь Костромской области составляет 60,2 тыс. кв. км, численность населения — 633,4 тыс. человек.
По переписи 1897 года к православным себя относило 96,9% населения Костромской губернии. В оставшиеся 3,1% входили старообрядцы – 39 718 человек, католики – 837, протестанты – 657, магометане – 798 человек.
Хотя почти все жители Костромской губернии были православными, 2,9% составляли старообрядцы. Любопытно, что из общего числа старообрядцев значительная часть их (77,8%) проживала в двух смежных уездах – Варнавинском (20 441 чел.) и Макарьевском (10 453 чел.), граничивших с Нижегородской губернией, которая, как известно, являлась большим очагом старообрядчества в России. Почти все магометане проживали в Татарской слободе г. Костромы.
Старообрядчество в Судиславле
В вышеприведенном материале совсем не звучит наш поселок, а ведь город Судиславль в начале XIX века был одним из главных центров старообрядчества в России. Глава судиславских раскольников богатейший купец Николай Андреевич Папулин пользовался огромным влиянием и авторитетом. Приведем выдержки из одного исторического документа.
Из указа Его Императорского Величества Самодержца всероссийского за №162 от 20 июля 1845 года: « По соображении двух списков, найденных у главного раскольника старопоморской секты Николая Папулина, одного за 7 лет, а другого — в минувшую зиму, оказалось, что в Судиславле раскольников старопоморской секты, коренных жителей и приписанных, 292 человека. А общее соображение числа раскольников означенной секты в других уездах здешней губернии показывается, что секта сия с 1828 г. приобрела новых последователей 1435, увеличилась более нежели втрое…».
В мае 1845 г. по личному приказу Николая I в Судиславль прибыл внутренний гарнизонный батальон в количестве 65 человек под командованием четырех унтер-офицеров и одного поручика. Совместно с представителем Приказа общественного призрения П.Н. Колюпановым солдаты должны были закрыть богадельню и арестовать ее хозяина. Н.А. Папулин был арестован и отправлен в ссылку в Кириллово-Белозерский монастырь. (И.С. Наградов «Расколоть «раскол»)
Судьба изъятых у него ценностей (20 возов) до сих пор интересует любителей истории. Старообрядчество в Судиславле понесло тяжелый урон и подверглось жестоким гонениям. Люди, сохранившие свою веру и пронесшие ее сквозь все испытания, конечно, остались, но на Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года почему-то к старообрядцам себя отнести не спешили…
Богатейший материал по данной тематике собран в Судиславском краеведческом музее. После окончания периода самоизоляции сотрудники музея будут рады познакомить посетителей с «золотым веком» Судиславля, приоткрыть жителям и гостям нашего поселка полузабытые страницы славной истории родного края.
Вот история одного экспоната: Крест старообрядческий, кипарисовый. 19 век. В музей передала А.К. Муравьева. Принадлежал, очевидно, семье купца И. П. Третьякова, у которого жена Наталья Дмитриевна была из московского купеческого, старообрядческого рода Розановых.
Бабушка А.К. Муравьевой обшивала дочерей Третьякова, и они иногда расплачивались за работу не деньгами, а вещами. Так, вероятно, этот крест попал к А.К. Муравьевой.