Тайны солнечного камня
В 2021 году в Москве, на Арбате, открылась «Янтарная галерея», выставочное пространство Калининградского янтарного комбината. Там представлены самые интересные экземпляры из его огромной коллекции янтаря: и уникальные самородки, и лучшие работы ювелиров комбината, начиная с пятидесятых годов прошлого века и до наших дней. Всего больше семисот экспонатов, -- в галерее есть на что посмотреть.
Вот гигантский янтарный самородок, который весит около двух килограммов (если быть точным – тысяча семьсот девяносто шесть граммов).
Вот рекордно большие экземпляры каплевидного янтаря. В первом двести восемнадцать, во втором сто двадцать четыре грамма. Это абсолютные уникумы: в коллекции комбината около ста янтарных капель, самые крупные из них весят только тридцать-пятьдесят граммов.
А вот украшения, ювелирные изделия и сувениры из янтаря: тут и лучшие образцы серийного производства, и уникальные авторские работы.
И это лишь часть коллекции комбината: много интересных экспонатов выставлены в самом Калининграде, в выставочном зале «Янтарная палата».
Янтарь был с каждым из нас с самого детства: любой вспомнит янтарные бусы мамы или бабушки, бережно хранящиеся в семье янтарные безделушки. То, что янтарь может быть редкостью, что он служит материалом для декоративных и ювелирных изделий, мы вспоминаем разве что тогда, когда слышим о Янтарной комнате.
Поэтому мы расспросили о коллекции Калининградского комбината и о янтаре не одного человека, а нескольких: тех, кто знает об этом лучше всего.
О разновидностях янтаря и янтарных уникумов рассказывает геммолог (специалист по оценке драгоценных камней и самоцветов) Калининградского янтарного комбината Ростеха Анна Дугина:
-- Янтарь это органическая драгоценность, в течение миллионов лет формировавшаяся из смол хвойных лесов. Он занимает достойное место среди других органических драгоценных материалов: жемчуга, коралла, гагата и слоновой кости. Балтийский янтарь отличают теплые оттенки (оранжевый, желтый, солнечно-коричневый, медовый, кремовый и охра), наделяющие его почти мистической красотой.
У янтаря есть несколько уникальных особенностей, ставящих его вне конкуренции относительно многих других природных самоцветов.
Важнейшая из них -- включения, обычно называемые инклюзами. В других самоцветах включения, как правило, портят камень, но только не в янтаре. Инклюзы -- фрагменты давно ушедших представителей флоры и фауны. Эти частички давным-давно исчезнувшей жизни, сформировавшиеся за много миллионов лет до нас капсулы времени завораживают и неизменно притягивают коллекционеров.
Смола являлась своеобразной ловушкой: некоторые насекомые были занесены туда порывами ветра, другие соблазнились блестящей поверхностью смолы, третьи были захвачены врасплох падающей с дерева каплей. Прилипнув к ее поверхности, они заливались вторым и третьим натеком смолы.
В прошлом году в Приморском карьере Калининградского янтарного комбината был найден редчайший инклюз. Янтарь сохранил хрупкую стрекозу. Находка уникальна: насекомое сохранилось не фрагментами, а целиком. Этот инклюз стал вторым подобным за всю историю добычи янтаря в России.
По оценкам специалистов, возраст инклюза – около 50 млн лет. Весит он 31 грамм. Инклюз выставлен в выставочном зале нашего комбината «Янтарная палата».
Второй уникальной особенностью янтаря является редко встречаемая каплеобразная форма. Обычно янтарь формировался в виде внутренних и внешних натеков и линз, однако иногда при совпадении ряда благоприятных условий появлялись уникальные формы – капли. Такие капли, как правило, практически не обрабатывают, стараясь максимально сохранить всю природную прелесть структуры и текстуры. Возраст их достигает нескольких десятков миллионов лет.
Размеры янтарных капель, как правило, невелики и варьируются в пределах двух с половиной сантиметров. Еще одной редкой находкой стал янтарь в виде капли, добытый в Приморском карьере в июле 2023 года. Он имеет диаметр в восемь с половиной сантиметров и весит двести двадцать шесть граммов – это в несколько раз больше среднего размера подобных находок. Сегодня это самый большой образец янтарной капли в коллекции комбината.
Комментарий старшего научного сотрудника Калининградского музея янтаря, кандидата биологических наук Андраника Манукяна:
-- В Европе янтарных камней с включением стрекоз насчитывается всего тридцать пять, двадцать пять из них находятся в музеях Германии. Единственная до недавнего времени «российская» стрекоза в янтаре была найдена около десяти лет назад и хранится в Музее янтаря. Последний инклюз, обнаруженный Янтарным комбинатом, интересен хорошей сохранностью насекомого. К тому же он отличается от ранее найденного видом заключенной в янтаре стрекозы».
О ювелирной коллекции комбината рассказывает администратор выставочного зала «Янтарная палата» Галина Спивак:
-- Калининградская школа художественной обработки янтаря начала складываться с пятидесятых годов ХХ века. В 1951 году на предприятии была создана художественная мастерская.
Основой коллектива стали художники Алексей Попов, Александр Квашнин, Эрнест Лис и Василий Митянин. Позже к ним присоединились Роланд Бениславский, Анна Ярошенко, Валерий Шорохов и многие другие. Большинство из них – выпускники Красносельского училища художественной обработки металлов или Ленинградского высшего художественного промышленного училища имени В.И. Мухиной. В основу художественной школы Янтарного комбината было заложено стремление к сохранению «живого» янтаря, умение любить и понимать красоту и душу каждого камня. В дальнейшем этот подход стал ее «визитной карточкой». А девизом слова другого замечательного ювелира Алексея Попова: «Обрабатывая янтарь, художник должен не поправлять природу, а вступать с ней в союз. Только тогда камень раскроет свою красоту, богатство красок».
-- В советское время янтарь стал относительно дешевым, доступным даже небогатым людям. Как «стремление к сохранению «живого» янтаря» уживалось с большими тиражами янтарных украшений, с тем, что их производство было поставлено на поток?
-- Массовое серийное производство украшений предполагало переработку янтаря в прессованный и плавленый виды. Деться от этого было некуда, и главной задачей художников стало сохранение натуральной красоты янтаря и в этих непростых условиях.
На стендах музея можно увидеть образцы массовой продукции, выпущенные в разные десятилетия. Это знаменитые броши «Листики», «Смородина», «Ландыши», «Виноград» и ставшая символом комбината и самым покупаемым его изделием брошь «Паук». В советское время она была выпущена более чем миллионным тиражом. Эта брошь выпускается и сегодня, и стабильно бьет рекорды по продажам.
Но в советские годы мастера комбината занимались не только масс-маркетом. В это время было создано немало образцов высокого искусства. Отличный пример этого потрясающе красивая ваза «Изобилие» (1954, О. Аврамченко, А. Максимов).
-- В чем прелесть и своеобразие современных ювелирных изделий из янтаря?
-- В исключительной тонкости проработки деталей, парадоксальном сочетании цветов и фактур. В нашем музейном пространстве представлена большая подборка топовых современных коллекций, разработанных как художниками комбината, так и известными дизайнерами.
В коллекции Blossom (Расцветай) интересно сочетание пейзажных и матовых калиброванных бусин, кубиков. Тут очень хороша тонкая фантазийная резьба в виде бабочек, цветов и крыльев ангела на янтарных подвесках и серьгах.
Важным акцентом этой коллекции является пейзажный янтарь, имеющий очень необычный для этого камня окрас. Он практически белый, матовый с характерными плавными разводами, благодаря которым тело янтаря имеет уникальный неповторимый рисунок.
Для коллекции Domingo (Воскресенье) характерны строгие лаконичные геометрические формы и контраст светлого и тёмного цвета в деталях. Здесь очень интересна особая технология обработки камня, результатом которой является игра лимонного тона тела янтаря и черного цвета оксидной корочки.
Коллекция Black Jack (Чёрный Джэк) – это кубизм преимущественно в темных тонах янтаря «лак черный». Для янтаря «лак черный», на уникальной красоте которого сделан акцент коллекции Black Jack, характерно наличие в неограниченном количестве органических и неорганических включений, попавших в объятия солнечного камня более пятидесяти миллионов лет назад.
Уникальная коллекция цветов из янтаря выполнена в сложной и очень трудоёмкой технике плетения украшений. Лепестки цветов, которыми служат кусочки янтаря формы «галька», сплетаются с основой один за другим, образуя пышный и весьма реалистичный цветок.
О том, работают ли сейчас с янтарем известные русские и западные ювелиры, рассказывает тревел-блогер и специалист по туризму Оксана Пупышева:
-- С янтарем работают многие отечественные и западные мастера, в том числе обладатели громких имен. Из наших соотечественников это, прежде всего, заслуженный художник России, резчик по янтарю высшей категории Александр Крылов. Александр член Всемирного совета по янтарю. Он двадцать четыре года работал над воссозданием «Янтарной комнаты», а затем стал её хранителем.
Еще я бы назвала автора оригинальных украшений и миниатюр из янтаря, скульптора-ювелира Александра Михайловича Бонэ, заслуженного художника России, ювелира Геннадия Лосеца. Александр Юрицын считается одним из лучших инталистом мира.
-- Что это за техника?
-- Инталия – редкая техника резьбы по янтарю, при которой рисунок вырезается изнутри камня. У немцев она называлась игломизия, а произведения, выполненные в ней, выглядели как гравюры. Александр Юрицын возродил и усовершенствовал эту технику, добавил изображению объем, и сегодня он считается лучшим инталистом мира.
Александр Королёв известен, прежде всего, как создатель уникальной серии янтарных пасхальных яиц.
Из западных мастеров надо назвать ювелира, художника, дизайнера, директора галереи-мастерской «Постхаус», Конрада Лаймера. А также Тьерри Грипуа, Фредерика Жака, Сесиль Шальве, Жезабель Фруассар и Линду Лакруа…
Важным творческим смотром, на котором эти мастера представляли свои работы, стала Международная биеннале авторских работ из янтаря «Алатырь», проводившаяся с 2005 года. О том, что ювелиры не отвернулись от янтаря, говорит даже географический диапазон ее участников: Австрия и Бельгия, Германия и Дания, Испании и Италия – и множество других стран.
В состав жюри конкурса в разные годы входили такие известные люди, как датский дизайнер Мете Соабю, историк ювелирных украшений из Италии, член Британского королевского общества историков ювелирного искусства Бьянка Капелло. А также доктор искусствоведения Буркхард Гёрес – почетный член Российской Академии художеств, в 1983–1996 годах – директор музея прикладного искусства Государственных музеев в Берлине, а в 1996–2008 – директор Музеев и собраний фонда «Прусские замки и сады Берлина-Бранденбурга».
С янтарем работают очень многие ювелиры, тут немало значительных имен.
О том, как сегодня ювелиры работают с янтарем, рассказывает заместитель генерального директора по ювелирному производству Майя Скворцова:
-- Современная особенность янтарной отрасли – высокоточные технологии. В прошлом году специалисты Калининградского янтарного комбината изготовили уникальную скульптуру «Амурский тигр» в технике янтарной мозаики. Не имеющий аналогов по размеру и весу арт-объект стал частью экспозиции Восточного экономического форума во Владивостоке.
При создании скульптуры тигра в натуральную величину было использовано 53 кг «солнечного камня», работа длилась два месяца. Над проектом трудилась группа специалистов Янтарного комбината Ростеха – художники, 3-D дизайнеры, ювелиры, шлифовщики янтаря. Окрас животного получился максимально реалистичным. Для изготовления мозаичных пластин был использован только один вид материала – янтарь. К филигранной работе по обточке камня добавилась задача по колористике. Главной целью художников стал поиск цветовых оттенков. Чтобы получить нужный, пластины обесцвечивались в автоклаве. Особенность этой технологии – в термической обработке камня при высоком давлении и температурном режиме для «выравнивания» поверхности исходного материала
-- Существует ли сейчас разделение на янтарный ювелирный «масс-маркет» и высокое искусство?
-- В отношении любого самоцвета есть такое разделение. Нынешние художники, как и во все времена, создают уникальные предметы искусства, которые становятся неким идеалом, совершенством. Их объективно, не много, они, как и раньше, штучные, но сегодня, наряду с кропотливым ручным трудом в обработке, присутствуют и сложные технологии с применением высокоточного оборудования. Яркий пример тому коллекция пасхальных яиц, янтарная реплика яиц Фаберже. Пасхальное яйцо из янтаря – это полностью ручная работа. Некоторые элементы сюжета имеют размер до 5 мм. В среднем в каждом яйце «живет» история из 7-8, а в наиболее сложных изделиях до 20 миниатюрных предметов. На изготовление одного яйца уходит, конечно, не год, как в начале прошлого века у ювелиров Фаберже, но в среднем 3 рабочие смены. Изделия со сложной детализацией могут быть в руках мастера до недели. По нынешним временам работа кропотливая и, также как и в начале прошлого века, дорогая. В качестве эксперимента мы разработали и реализовали более сложную модель, в которой задействована высокоточная токарная техника. В ней идеально четкие формы, тонко детализированная резьба под каретную стяжку, инкрустация кабошонами и калиброванными шарами.
Все это говорит о том, что янтарь поистине волшебный камень. Он был на вес золота в доисторические времена, им не перестанут восхищаться и через сотни лет.
Алексей Филиппов
Фото: Калининградский янтарный комбинат, публикуется с разрешения правообладателя