Рязанская премьера «Русской оперы»
Как проходил I Международный музыкальный фестиваль
Оперный дом, открытый в Рязани ещё в 1787 году. Уникальные голоса и судьбы наших земляков, оперных певцов Никандра Ханаева, Николая Озерова, Анатолия Орфенова, братьев Пироговых. Рязанский областной музыкальный театр, который в следующем году отметит свое 20-летие. Филармонические программы и концерты классической музыки. Многолетняя традиция проводить летние «Кремлевские вечера». Уникальный Рязанский кремль, в пространстве которого органично живет «прошедшее в настоящем». Всё это во многом объясняет выбор Рязани местом проведения первого в России Международного фестиваля «Русская опера». Фестиваль поддержали Президентский фонд культурных инициатив, правительство Рязанской области, Рязанская епархия, а также Национальная оперная премия «Онегин».От имени губернатора гостей и участников фестиваля приветствовал заместитель председателя правительства области Валентин Завалёв. Он напомнил о богатых культурных музыкальных традициях рязанского края и пожелал участникам, зрителям и гостям фестиваля успеха и благополучия.
«Русская опера» проходила с 27 по 30 июля и подтвердила общеизвестное: рязанцы любят музыкальную классику, знают и ценят оперное искусство.
Предлагаем вспомнить самые яркие моменты фестиваля.
Концерт-открытие
Прежде всего – все фестивальные события на открытой сцене в Рязанском кремле проходили со зрительским аншлагом. Концерт-открытие фестиваля исключением не стал. Рязанцы рукоплескали Рязанскому камерному оркестру, солистам Большого театра России, театра «Новая опера», театра «Геликон-опера» Андрею Потатурину, Николаю Ерохину, Ксении Нестеренко и Ларисе Костюк.
– Быть всем нам вместе с русской музыкой и с «Русской оперой» в непростое время, когда мы должны защищать русскую культуру, – необыкновенное счастье, – обратился к публике художественный руководитель камерного оркестра области Сергей Проскурин.
Оркестр исполнил увертюру к создаваемой сейчас им в соавторстве с поэтом Вячеславом Лопухиным символ-опере «Евпатий Коловрат».
В год 150-летия великого композитора и пианиста Сергея Рахманинова в концертной программе на открытии фестиваля звучали его романсы. Интересно, что когда ведущая концерта, музыкальный обозреватель «Радио России» Ольга Русанова спросила солиста Большого театра Андрея Потатурина, что ему ближе – романс или опера, певец с ответом не замедлил: «Я очень люблю красивую музыку – неважно, романс или ария. Но в данном случае постараюсь, чтобы вы полюбили романс». И исполнил романс Сергея Рахманинова «В молчаньи ночи тайной…» на стихи Афанасия Фета.
Зрители услышали различные арии из опер Н.А. Римского-Корсакова, А.В. Даргомыжского, других композиторов. Но особый восторг публики вызвали два фрагмента из самой исполняемой в мире и самой мистической русской оперы – «Пиковая дама» П.И. Чайковского. Песенку Томского исполнил Андрей Потатурин, арию Германа «Что наша жизнь? Игра!» – солист Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Николай Ерохин.
Духовный акцент
Фестиваль «Русская опера» поддержала Рязанская епархия.
Рязанский кремль – духовный центр всего рязанского края. Сакральное пространство кремля в последнее время стало и пространством культурным. «Радостно, что здесь мы видим и слышим прекрасные произведения нашей культуры. Как богослужение обращается к душе человека, и цель его – улучшение человека, освобождение его от грехов, так и высокая культура обращается к душе человека, чтобы облагородить все проявления человеческой жизни», – отметил на открытии фестиваля митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
Большим подарком верующим стала возможность услышать в Христорождественском соборе два духовных произведения Сергея Рахманинова. «Всенощное бдение» и «Литургию Святого Иоанна Златоуста» (она прозвучала в соборе впервые) исполнил Государственный академический хор Московской области имени А.Д. Кожевникова.
Наслаждение «Алеко»
Постановка этой оперы Сергея Рахманинова – опыт совместной работы оркестра, хора и балета Рязанского областного музыкального театра и АНО «Культура рядом» с участием солистов «Геликон-оперы» и других театров Москвы.
– Постановка состоялась, спектакль получился, – сказал после окончания постановки второй режиссер Сергей Гайдей. – Был только один страх и одно опасение – дождь.
По словам Сергея Гайдея, самая большая сложность была в том, что постановка шла на улице. Иммерсивный формат оперного спектакля – действие разворачивалось прямо на лужайке у стен кремля напротив открытой сцены – включал зрителей в вихрь ярких событий и чувств героев оперы, помогал увидеть и прочувствовать смену настроений и переживания действующих лиц.
Замечательную работу провела с хором хормейстер рязанского музыкального театра Марина Козлова. «В общей сложности хору удалось провести репетиций десять. Обычно спектакль делается за два месяца, это значит в три раза больше репетиций. Артисты быстро выучили наизусть большие объемы текстов», – рассказала она.
Совместных – солистов и хора – было только две репетиции. Особенность постановки и в том, что в состав хора вошли студенты Рязанского музыкального училища.
Новый опыт музыкальный театр обязательно продолжит использовать в дальнейшей творческой работе, уверены и Сергей Гайдей, и Марина Козлова.
А реакция публики вновь была восторженной: рязанцы говорили, что увидели незабываемое зрелище, торжество русского искусства, их восхитили танцевальные номера – зрители отмечали высокий профессионализм артистов и накал эмоций спектакля.
Прошедшее в настоящем: «Хованщина»
Показ на фестивале этого спектакля Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко был двойной премьерой. «Хованщину» впервые показали вне Москвы и на открытом воздухе.
– Я сторонник того, чтобы возить оперные спектакли по замечательным местам, играть их на площадях, в кремлях, на фоне монастырей, крепостей, чтобы музыкальное оперное искусство стало более доступным и обрело новых поклонников и любителей, – рассказал до начала спектакля художественный руководитель оперной труппы театра, главный режиссер Александр Титель.
Пространство Рязанского кремля – потрясающее место, где сам Бог велел играть драматические оперные исторические спектакли. «Здесь ты чувствуешь приобщение к истории Отечества», – признался главный режиссер.
Главные партии исполнили Игорь Коростылев (Досифей), Наталья Зимина (Марфа) и Феликс Кудрявцев (Иван Хованский). Специально смонтированная сцена вмещала более 100 артистов. Масштаб исторических событий и личностей был наглядным для публики в архитектурных декорациях Рязанского кремля. Три с лишним часа продолжался оперный спектакль. Зрители услышали прекрасные сольные и хоровые партии. И извечные вопросы – о выборе Россией своего пути развития, судьбе русского государства, менталитете российского народа. Ответы звучали тоже. Сегодня они актуальны, потому что отвечают главным вызовам нашего времени.
Прямая речь
Марина Кауркина, министр культуры Рязанской области:
– Для Рязанской области оперный фестиваль – уникальное событие. Наш рязанский зритель готов к восприятию такого искусства. Для меня важна премьерность многих событий фестиваля. Хороший опыт приобрели наши артисты. Спектакль «Хованщина» основан на великой музыке великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Русскую музыку нельзя отменить. Она – духоподъемная, всех нас объединяет. И она нужна сегодня всем нам.
Людмила Трухина
Фото Александра Королева