«Все! Хватит! Больше снимать не буду»: как жил и творил создатель легендарного «Шерлока Холмса» Масленников
После оглушительного успеха в советское время режиссеру не удалось найти общий язык с культурными трендами современности. В XXI веке Масленников приобрел репутацию традиционалиста и противника проектов, снимающихся ради удовлетворения потребностей массового зрителя.
Режиссер, сценарист и художник Игорь Масленников навсегда запомнится зрителю и ученикам настоящим петербургским интеллигентом. Создатель легендарной экранизации о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона происходил из простой семьи, трудившейся в сельской местности. Но в родословной Масленникова можно обнаружить не только крестьянские, но и дворянские корни.
Режиссер родился в нижегородском селе Сормово. Там же, на заводе «Красное Сормово», трудились его отец и дед. Вскоре Масленниковы приняли решение перебраться в Колпино – город в составе Петербурга, где глава семейства работал на Ижорском заводе, а потом в эвакуации в Челябинске.
Образование и первые шаги постановщика пришлись на послевоенное время. В конце 1950-х он закончил журфак ЛГУ, затем попал на Ленинградское ТВ, где начал постигать азы кино- и телеискусства. Увлечение постепенно переросло в профессию – к 1967 году Игорь Федорович выпустил успешные студенческие проекты на Высших режиссерских курсах при «Ленфильме», пишет «ФедералПресс».
Масленников оставил след и в театре. Молодого специалиста рекомендовали режиссеру Георгию Товстоногову для художественного оформления спектаклей. Масленникову посчастливилось работать со звездами легендарной сцены Олегом Басилашвили и Сергеем Юрским на заре их блистательной карьеры в кино.
Обретя бесценный опыт и пройдя поствоенную школу жизни, Масленников приступил к дебюту «Личная жизнь Кузяева Валентина». Первую картину режиссера критики считают недооцененной работой не только в послужном списке Игоря Федоровича, но и в рамках всего советского кино. Более поздние ленты Масленникова получили долгожданное признание: «Гонщики» с Олегом Янковским, «Сентиментальный роман» с Еленой Прокловой (впоследствии фильм участвовал в программе Берлинского кинофестиваля), «Пиковая дама» с Аллой Демидовой, «Письма к Эльзе» были встречены овациями публики.
Вершиной искусства Масленникова поклонники считают серию фильмов о приключениях Шерлока Холмса и его верного друга доктора Ватсона. Захватывающие съемки, звездный актерский состав и сценарий по мотивам произведений Артура Конан-Дойля обеспечили картинам огромный успех не только в СССР, но и за рубежом. Сегодня фильмы Масленникова о британском сыщике считаются чуть ли не лучшими экранными версиями романа.
Одну из последних картин Масленикова, «Банкрот», выпустили в 2009 году. Этому событию предшествовала череда драматичных событий. Долгие годы Игорь Федорович занимался организационными вопросами Союза кинематографистов России, работал в нем первым секретарем, однако, по слухам, получал угрозы от конкурентов. Устав от давления, режиссер решил уйти с поста и сосредоточиться на педагогике.
В планах у Масленникова были съемки фильма по одной из пьес Александра Островского – увы, предложения мэтра не находили отклика у продюсеров «новой школы». В XXI веке режиссер приобрел репутацию противника проектов, снимающихся ради удовлетворения потребностей массового зрителя.
«Все! Хватит! Больше снимать не буду. Ничего не понимаю в современности. Зачем же врать?» — сокрушался мастер.
Незадолго до кончины он пробовал реализовать амбициозную идею – четвертую часть, точнее, продолжение знаменитой трилогии «Зимняя вишня». Но из-за технических проблем задумка так и не увидела свет.