Новости Москвы
Мы в Telegram
Добавить новость
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015 Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

«Смерть песне, смерть!»: чем болела и как умирала, а потом воскресала русская поэзия от Пушкина до Маяковского

0 263

В XIX веке русская поэзия умирала как минимум два раза. В 1830-е годы, когда ее потихоньку начала вытеснять проза. И во второй половине века — это было самое непоэтическое время в русской литературе. Как же так получилось? Ведь русская литература начиналась именно с поэзии! Рассказывает Максим Кармаза.

Ломоносов, Державин, а потом и Жуковский, Пушкин, Лермонтов… К началу 1830-х годов поэзия меняется, потому что писать так, как писали Ломоносов и Державин с их порой неподъемным слогом, уже нельзя. Казалось бы, поэзия становится легче и доступнее для широкого читателя, но в этом «опрощении» критика увидела ее деградацию.

«Пушкин везде и во всем слишком легок, и даже в предметах величайшей важности; он только прикасается к предмету, а не углубляется в него», — писал журналист Фаддей Булгарин, литературный враг Пушкина.

Спустя почти полтора века один из главных российских филологов — Михаил Гаспаров — заявит, что Пушкин нам так же непонятен, как душа собаки Каштанки у Чехова. Критика же в лице Булгарина посчитала поэта слишком мелочным и легким…

Про пушкинский роман в стихах Булгарин отзывался еще раздражительнее:

«И в самом деле, можно ли требовать внимания публики к таким произведениям, какова, например, глава VII „Евгения Онегина“? <…> Ни одной мысли в этой водянистой VII главе, ни одного чувствования, ни одной картины, достойной воззрения! Совершенное падение, chute complète».

Булгарин не был одинок в ощущении, что Пушкин-поэт деградирует с каждым годом. Вот что писал о «Евгении Онегине» критик Николай Надеждин:

«Явно, что Пушкин с благородным самоотвержением сознал наконец тщету и ничтожность поэтического суесловия, коим, увлекая других, не мог, конечно, и сам не увлекаться».

Для него пушкинский роман в стихах — поэтическое «убожество» и «блестящая игрушка». Не более. Это сейчас его изучают в школах и университетах, а в то время современники упрекали поэта за слишком «низкий», обыкновенный сюжет и за недостойного главного героя.

«Уже не волшебников с их чудесами, не героев непобедимых, не очарованные сады представляет он в „Кавказском пленнике“, „Онегине“ и проч. — жизнь действительная и человек нашего времени с их пустотою, ничтожностью и прозою делаются предметом его песен», — писал публицист Иван Киреевский.

«Бросить Пушкина с Парохода современности!»

Манифест русских поэтов-футуристов, из сборника «Пощечина общественному вкусу», 1913 год

Задолго до поэтов-футуристов, одним из которых был и Маяковский, молодые критики, включая Белинского, Полевого и того же Надеждина, сбрасывают с корабля современности Пушкина как ненужный балласт. Белинский публикует разгромную рецензию, которая мгновенно разлетается по всей Москве и почти хоронит литературную репутацию Пушкина.

«„Борис Годунов“ был последним великим его подвигом; в третьей части полного собрания его стихотворений замерли звуки его гармонической лиры», — писал Белинский, предварительно заключив, что публика должна «оплакивать горькую, невозвратную потерю».

Колкие эпиграммы на Пушкина с удовольствием повторяли за Белинским:

И Пушкин стал нам скучен
И Пушкин надоел,
И стих его незвучен,
И гений охладел.
«Бориса Годунова»
Он выпустил в народ:
Убогая обнова —
Увы! — на Новый год!

В обзоре русской литературы 1846 года Белинский и вовсе заявил, что «стихи играют второстепенную в сравнении с прозою роль».

Пушкин, как никто другой, понимал, что для журналов — главного органа литературной жизни той поры — нужно «унижаться» и писать «смиренную», «суровую» прозу, как говорится в «Евгении Онегине».

В прозе легче обсуждать насущные проблемы: социальные, бытовые, психологические. В конце 1820-х годов Пушкин обращается к прозе и пишет «Арапа Петра Великого» (1828), «Повести Белкина» (1830), «Дубровского» (1833), «Пиковую даму» (1834) и «Капитанскую дочку» (1836). А в одном из «Отрывков из путешествия Онегина» он скажет:

«Порой дождливою намедни / Я, завернув на скотный двор… / Тьфу! прозаические бредни».

Даже в этих стихах можно найти удивительную пушкинскую способность видеть поэзию в том, что прежде считалось не принадлежащим поэзии изначально, низким и обыденным. Поэтому в «Домике в Коломне» Пушкин скатывается почти в разговорную интонацию и позволяет себе заигрывать с читателем:

Четырестопный ямб мне надоел:
Им пишет всякой. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.

А в стихотворении «Осень» Пушкин допускает такие стихи:

«Я снова жизни полн — таков мой организм / (Извольте мне простить ненужный прозаизм)».

Сейчас нам трудно себе представить, насколько возмущен был читатель, привыкший к изящному слогу и «гладенькой» поэзии. Такие стихи оскорбляли его изнеженный слух. Но этого мало. Пушкин дразнит читателя и дальше, когда почти смакует смерть «чахоточной девы»:

Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.

Федор Бруни. Пушкин (в гробу). 1837 г.

Век — торгаш

Поэзия в лице Пушкина «на смерть осуждена», как и «чахоточная дева». Его время подходит к концу, как и время Баратынского, Батюшкова и других поэтов золотого века.

«Песни его уже не те. А читатели те же и разве только сделались холоднее сердцем и равнодушнее к поэзии жизни», — сожалел Пушкин, напрасно пытаясь отыскать причины охлаждения публики к творчеству Баратынского.

Одну из них Пушкин обнаружил сам и обозначил как «усовершенствование и зрелость его произведений». Ясно, что писал он не столько о Баратынском, сколько о своем положении в тогдашней литературной среде. Пока критики писали о том, что Пушкин «везде и во всем слишком легок» и что «он только прикасается к предмету, а не углубляется в него», сам поэт говорил: «Талант его растет, понятия становятся выше, чувства изменяются».

Впрочем, было бы упрощением считать, что непонимание читателей и критики связано лишь с внутренним ростом поэта.

Была и другая, быть может, куда более серьезная причина: восстание декабристов положило конец эпохе, для которой Пушкин был «своим». На горло пушкинской песне наступала эпоха чиновников, когда литература начинает осмысляться с точки зрения пользы.

В знаменитом стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» Пушкин пишет:

Прекрасно. Вот же вам совет;
Внемлите истине полезной:
Наш век — торгаш; в сей век железный
Без денег и свободы нет.

Это произносит сам книгопродавец. Показательно, что стихотворение заканчивается не стихами, а прозой: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся», — отвечает книгопродавцу поэт. Поэзия задыхается и замолкает. Недаром знаменитое стихотворение Тютчева, современника Пушкина, называется «Silentium!», то есть «молчание». Это стихотворение — свидетельство внутреннего кризиса поэзии.

В 1835 году выходит стихотворение Баратынского «Последний поэт». В 1839-м — стихотворение Лермонтова «Не верь себе» — о том же, что и «Silentium!» Тютчева. А уже в 1840 году выходит и проза Лермонтова — роман «Герой нашего времени». Ровно через год, после гибели Лермонтова, вопрос о том, что происходит с русской поэзией, становится главным. Ни среди современников, ни среди более молодых поэтов нет никого, кто бы мог претендовать на тот статус первого русского парнасца, который имели Пушкин и Лермонтов. Они «до такой степени усвоили нашему языку стихотворную форму, что написать теперь гладенькое стихотворение сумеет всякий, владеющий в некоторой степени механизмом языка», как писал Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты». И именно он занимает их место.

Автограф стихотворения «Silentium!»

Некрасов выше Пушкина

Некрасов понимает, что в такое время, когда каждая бездарность может написать «гладенькое стихотворение», он должен писать фельетоны и «бестолковые поэмы», оскорбляя «изнеженный слух эпигонов». Кроме того, он явно отдает себе отчет, что при том унизительном отношении к поэзии, которое сформировалось в эту пору, на его литературный талант едва ли будет спрос. С другой стороны, как поэт и очень проницательный знаток поэзии, он задумывается о том, как бы вернуть поэзии былую славу. Поэтому он пишет цикл критических статей о «русских второстепенных поэтах», цель которого состоит не в том, чтобы зафиксировать «умирание» поэзии, — напротив, нужно напомнить публике: русская поэзия еще жива!

Чем так важна поэзия? Некрасов убежден: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией». Именно поэзия является инструментом, обнажающим и выражающим душу. Поэзия находится в теснейшей связи с внутренней жизнью человека. Это согласуется, конечно, с распространенным в то время интересом к психологизму. Интерес к поэту как к личности неизменно растет. Всего за несколько лет русская поэзия на страницах журналов и отдельных сборников обретает свою плоть и кровь.

На этом фоне быть первым русским поэтом — уже не «обыкновенным талантом», уже не второстепенным — становится престижным. И именно такую роль берет на себя Некрасов. Он делает то, что не делал никто: сочетает прозу и поэзию в новое единство, образуя новую форму и тем самым давая стиху второе дыхание. Когда на похоронах Некрасова Достоевский поставит его следом за Пушкиным, революционно настроенные студенты закричат: он выше Пушкина, выше! Потому что писал о страданиях целого крепостного народа. Казалось, после смерти Некрасова поэзия замолкает вновь. Начинается новая, страшная эпоха.

Больное поколение и смерть его кумиров

«Больное поколение» 1880-х годов, к которому относился и Достоевский, считалось жертвой повального недуга, охватившего российское общество в период самодержавной реакции при Александре III. Взгляд восьмидесятников на действительность очень удобно описывать с помощью метафоры болезни: общество — это всего-навсего живучий организм с присущими ему, как и любому другому организму на земле, заболеваниями.

Главный поэт эпохи — Семен Надсон (им будут зачитываться все поэты ХХ века: от Мандельштама до Есенина) — страдал от туберкулеза.

Надсон стал первым русским поэтом, популярность ко­торого напоминала популярность современных поп-звезд. До «Клуба 27» ему не хватило дожить двух лет. Тогда его читала вся Россия, а сейчас едва ли кто-то помнит…

А если и помнит, то считает поэтом безвкусным и, что называется, «жвачным». Мать Надсона тоже страдала от туберкулеза. Отец его скончался в сумасшедшем доме. Отчим поэта покончил с собой в 1870 году. За их семейной трагедией наблюдала вся страна.

Что касается поэзии Надсона, то его гражданская лирика всей своей антиэстетической направленностью передает настроение, свойственное «больному поколению»: ощущение травмированности, драматическое переживание общественных язв и тусклого, больше напоминавшего смерть, нежели жизнь, существования. Кстати говоря, те же темы мы найдем у Некрасова, который превратил последние дни своей жизни в лирический дневник. Некрасов умер от рака прямой кишки. Его «Последние песни», в которых отразилась болезнь поэта, воспринимались как предсмертный всплеск «гражданской боли».

И Некрасов, и Надсон заразили Россию своими поэтическими переживаниями.

Их смерть представляла собой «образцовую травму» (chosen trauma), то есть потрясение большого социального масштаба, после которого Россия, в частности русская интеллигенция, оплакивающая смерть кумиров, еще долго оправлялась.

Но «лирическая» болезнь Надсона и Некрасова — меньшее из зол.

С. Я. Надсон на смертном одре. Ялта, 1887 год. Фото ялтинского фотографа Ф. Орлова

Поэзия с надрывом

Острое ощущение разлада между человеком и миром, ощущение непрекращающегося кошмара повседневности было общим для упаднической, декадентской поэзии 1880-х годов. Знаменитое стихотворение «Сумасшедший» Алексея Апухтина — монолог психически больного пациента, вообразившего себя королем, к которому в палату пришли родные (они же гости на приеме у короля). Лирический герой то погружается в свой бред, то пробуждается от него.

В таком состоянии пребывал не только Апухтин, но и поэт Константин Случевский, доверявший своим видениям в бреду больше, чем реальности. Про его похороны писали так:

«Когда в Новодевичьем монастыре хоронили поэта Случевского, близкий ему человек передавал мне загадочную подробность об его „умирании“… Во время своей тяжкой болезни вся его прежняя жизнь, вся живая действительность представлялась ему одним длинным сном, и напротив: все видения в бреду принимались им как живая жизнь, как новая действительность. С этим убеждением он и умер».

Лучшие свои стихи («Lux aeterna», «После казни в Женеве») Случевский печатает в 1881 году — в год убийства императора Александра II и последовавшей за этим казни народовольцев, в год смерти Достоевского. На смерть последнего поэт отозвался стихотворением «После похорон Ф. М. Достоевского», выражающим безоговорочное признание особой и исключительной, в понимании Случевского, роли автора «Бесов» в русской литературе. Больше того, в конце 1870-х — начале 1880-х годов Толстой пишет знаменитую «Исповедь». В ней он отрицает, быть может, три главных столпа, на которых стояла Россия времен Александра II, — служение народу, философию и науку, не способную дать ответ на вопрос: «В чем смысл жизни?».

В такое кризисное время Случевский печатает свой цикл «Мефистофель», в третьем стихотворении которого вешают преступника (оно так и называется: «Преступник»). «Зрелище всенародной казни» здесь призвано напомнить читателю судебный процесс над народовольцами (первомартовцами) после убийства Александра II. Об этом же написано, возможно, главное стихотворение Случевского — «После казни в Женеве», где есть такие строчки:

Тяжелый день… Ты уходил так вяло…
Мне снилось: я лежал на страшном колесе,
Меня коробило, меня на части рвало,
И мышцы лопались, ломались кости все…

Современный читатель воспринимает это как больную фантазию лирического героя Случевского, а тогдашним читателям было ясно, что это никакая не больная фантазия, а осколок больного времени, которое Случевский страшно и мучительно перекладывал на стихи. Даже не времени, а поэтического «безвременья» — так стали называть эпоху в русской литературе 1880-х годов. Дальше будет только хуже…

Василий Верещагин, «Казнь заговорщиков в России», 1884−1885 годы

Быть ли песне?

В 1900 году выйдет статья Сергея Андреевского с характерным заглавием «Вырождение рифмы», где критик напишет, что «чудные песни» Пушкина и Лермонтова «были почти последними». Почти — потому что был Некрасов. Но для Андреевского он не поэт, а приспособленец. Некрасов, согласно Андреевскому, приспособился к тому, что поэзия, если она желала иметь своих слушателей, должна была понизить тон, опроститься. В прежние времена в стихах Пушкина, пропитанных «прозаизмами», критика видела «опрощение», а значит, и деградацию поэзии; а во времена Некрасова сходный процесс получает в критике совершенно обратную оценку: нам нужна «опрозаизированная» поэзия, чтобы она осталась жива, иначе ее никто не будет читать и уж тем более понимать.

Удивительно и то, что статья Андреевского выходит, когда уже вышли первые выпуски «Русских символистов» под редакцией Брюсова. Вот-вот о себе заявит Блок.

В свои права вступает поэзия новая — поэзия мистическая, поэзия иррационального познания мира с помощью загадочного символа (отсюда — символисты). Ее ждет расцвет, какого она не видела со времен Пушкина, а аналогия Серебряного века с золотым просится сама собой.

Случевский чувствует, как эта новая поэзия дышит ему в спину и любезно просит уйти, наконец, с поэтической дороги. В стихотворении с говорящим названием «Быть ли песне?» он пишет:

То будет время наших внуков,
Иной властитель дум придет…
Отселе слышу новых звуков
Еще не явленный полет.

Этот вопрос — быть ли песне? — останется актуальным и для грядущего ХХ века. Поэзия будет так же умирать и воскресать. А поэтов всегда будет не хватать. Как скажет Пастернак, «нас мало. Нас может быть трое…». Прежде Пастернака Маяковский напишет в «Юбилейном»:

В наши дни оказывается, что нужно. Прав был Случевский, который говорил, что поэзия, поэтическое творение продолжает жить наперекор нечуткости и враждебности многих, кто в песне, в сти­хах, в рифмах не находит пользы:

Смерть песне, смерть! Пускай не существует!..
Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
А Ярославна всё-таки тоскует
В урочный час на каменной стене…




Коломна

Студенты Коломны завоевали 5 медалей на Всероссийском Кубке по бадминтону


Все города России от А до Я

Загрузка...

Коломна на Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Новые городские проекты в сотрудничестве с парком Юрия Лужкова готовит Фонд Юрия Лужкова

Из прокурора в губернаторы. Демешина назначили "временным" главой Хабаровского края

Сотрудники Росгвардии приняли участие в организации военно-патриотического сбора «СТРАЖ — 2024»

Педагог из Солнечногорска стал победителем регионального конкурса «Мастер года»

Новости Московской области

Третий этап шахматного турнира завершился в Егорьевске

В Коломне откроется уличная выставка «Герои с вечно русским сердцем»

Реконструкцию цементного завода в Коломне завершат в июне этого года

Фестиваль «Семья. Мир. Май» прошел в Коломне


Не только Сочи и Анапа: в каких регионах можно недорого отдохнуть летом

В Подмосковье на торги выставили 53 лота за неделю

В Подмосковье подвели итоги регионального фестиваля для студентов с ОВЗ

Сотрудники Росгвардии приняли участие в организации военно-патриотического сбора «СТРАЖ — 2024»


Карусель в Коломне стала самой популярной за неделю в Подмосковье

На «ГОСЗАКАЗе» Подмосковье представило проекты федерального значения

Подростков Подмосковья приглашают на новую смену «Авангард — моя траектория»

В Коломне откроется уличная выставка «Герои с вечно русским сердцем»


Губернатор Московской области Андрей Воробьёв
Москва

Собянин рассказал об уникальных составах, которые поедут по БКЛ в эти выходные


Частные объявления в Коломне



Загрузка...
Персональные новости
Анастасия Волочкова

Суд Петербурга взыскал 5,3 млн рублей за вздувшийся паркет в квартире Волочковой



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Коломна на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Игорь Бутман заявил, что Пугачева ему безразлична, и назвал ее ЖКП

Филипп Киркоров в жюри и неожиданный приз от Сергея Жукова на грандиозном финале “Новой Фабрики звезд”

Диана Арбенина и «Ночные Снайперы» станут хедлайнерами GARAGE FEST Игора Драйв

«Я много раз в жизни ходил по краю»: Влад Топалов откровенно высказался в шоу «Человек-невидимка» на ТВ-3


Свищёв: МОК и ITF не будут реагировать на призывы наказать Хачанова

Первая ракетка Казахстана вышла в финал турнира WTA в Италии

Азаренко вышла в четвертьфинал турнира WTA-1000 в Риме

«Спартак» подарит Циципасу клубную футболку


MTA reveals new electric buses, charging stations in Queens

Gunmen open fire and kill 4 people, including 3 foreigners, in Afghanistan's central Bamyan province

Glen Powell’s parents crash Texas movie screening to troll him

Ange Postecoglou in spectacular touchline bust-up with fan before slamming ‘fragile’ Tottenham after Man City loss