Коломна: скромное обаяние провинциальной архитектуры
Коломна славна своей историей, и среди малых городов России многим ставится в пример и поныне. Здесь не шумно, чисто, здесь достаточно развита городская инфраструктура, о чем заботились еще с седых веков, а главное — коломенцы любят и берегут свой город и гордятся им. На улице можно встретить жителя, который, безошибочно определив в вас любознательного путешественника, остановится, чтобы рассказать о местных святынях и достопримечательностях. Нам указала дорогу к вокзалу жена отставного военного — он служил в разных точках великой страны, а для жительства, демобилизовавшись, выбрал Коломну — и не жалеет нисколько Посад : калачи, пастила, водовозы, Савельич и городские усадьбы Дом мещанина Силаева Вокруг крепостных сооружений быстро вырастали посады — поселения купцов, ремесленников, простых горожан, служилых людей, прибывших по боярской воле оберегать город. Когда подступал враг, посады, как правило, сжигались, усложняя ему задачу скрытно подобраться к кремлевским стенам с лестницами и осадными машинами. Но врага рано или поздно изгоняли, и посады отстраивались заново. Памятник В. А. Зайцеву Прежние названия городских улиц возвращают любознательных на страницы истории Коломны. От Пятницких ворот, где и сейчас торгуют вкуснейшими калачами, вдоль кремлевской стены к берегу Москвы-реки ведет улица Зайцева, названная так после войны в честь дважды Героя Советского Союза, боевого летчика В. А. Зайцева, прославившегося не только десятками сбитых вражеских самолетов, но и тем, что именно в его полку существовала «поющая эскадрилья», которая была прославлена Леонидом Быковым в фильме «В бой идут одни старики». Ни разу не был за все годы войны сбит истребитель Зайцева, а вот осенью1945-го ас попал в автокатастрофу, получил инвалидность, вернулся на родную коломенскую землю и первым делом добился возрождения закрытого в войну городского аэроклуба. Прожил герой увы, недолго, всего полвека, и похоронен в Коломне на Старом кладбище. В конце улицы в память о Зайцеве разбит сквер, где установлен, как и полагалось дважды Героям, бюст летчика. У коломенской «Калачной» тоже меняют бордюры и кладут плитку Коломенские калачи и видом, и вкусом своим очень напоминают московские, которые мы уже, видимо, не попробуем. Ушли в прошлое московские ситники, стоившие когда-то 10 копеек, за ними — бублики, а потом и до калачей дело дошло, хотя лет десять назад их еще можно было купить в столице. Невдомек иным вершителям судеб, что город живет своей историей, памятью, традициями, даже особым своим говором — вот москвичи смягчали слова, говоря: «булошная», «молошная», «прачешная». И калач наравне с блинами и баранками был важным элементом русского «быстропита». Повторяя форму замка на купеческом амбаре, он имел ручку, которую, между прочим, некоторые не ели, а выбрасывали — почему? А потому что перекусывали калачом на ходу трудящиеся от заката до рассвета в том числе золотари-ассенизаторы, громыхавшие со своими бочками по мощеным городским улицам, и рук им помыть было негде. Как и представителям многих других «пыльных» профессий. Однако хрустящая ручка коломенского калача очень вкусна, а об истории его выпекания туристам расскажут здесь же, в музее «Калачная», правда, записываться на экскурсию надо заранее. Как и в музей коломенской пастилы, возрожденной из небытия местными энтузиастами и почитателями старины. Улица Зайцева, до 1921 г. — Владимирская, до 1945 г. — Плашкоутная, была частью дороги на Владимир, в северной части выходила на набережную, где через реку наводили плашкоутный, или понтонный, мост, по которому можно было пройти на другой берег, к Бобренёву монастырю. Плашкоутный мост Мост раздвигают для пропуска судов . ...и возвращают на место Там, где улица спускается к реке, дома выстроились сплошной линией, и на одном из них, под номером 7, висит табличка, напоминающая о наводнении 1908 г., когда уровень воды поднялся на 21 метр. Большинство посадских домов — двухэтажные, часто — с бревенчатых вторым этажом на мощном каменном первом. Сохранились городские усадьбы и торговые ряды и лавки, а также здание гауптвахты, выстроенное в стиле ампир (дом №48). Улица выводит нас на площадь Двух Революций, образованную слиянием Лубянской и части Житной площадей (северная часть Житной площади превращена в сквер имени Зайцева). Архитектурной доминантой здесь поднимается 67-метровая колокольня храма Иоанна Богослова, выстроенного вместо деревянной одноименной церкви в кремле. Каменный храм возвели в 1756, колокольню — в 1768 году, а после победы над Наполеоном их перестроили, но на этом не остановились, и в середине века снова перестроили. Храм приобрел характерные для ампира элементы — колонны, портики, а колокольня поднялась над ним пятью ярусами, и на ней установили часы. Пристройка к трапезной в 1852 г. соединила храм с колокольней в единый ансамбль, который в 1865 г. почти окружили торговые ряды. А параллельно улице Зайцева обратно к реке ведет нас другая улица, носящая имя Яна Грунта, участника революционных событий в Коломне в 1917-м, первого здешнего уездного комиссара, вскоре связавшего свою судьбу с журналистикой — до конца жизни он, латыш по происхождению, работал в различных партийных изданиях. Впрочем, вся советская печать была партийной. В доме №1 жил краевед А. П. Радищев, дом 1а — все, что осталось от Гостиного двора, а дом №28 коломенский путеводитель справедливо называет оригинальным образцом эклектики. Дом с мезонином на ул. Яна Грунта. Конец XIX в. Слово «эклектика», впрочем, безобидное, и означает «выбор стиля». Или использование элементов различных стилей в одном произведении. Сама же улица до 1921 г. носила имя Спасской, по стоявшему здесь когда-то Спасскому монастырю, в 1934 г. пламенными атеистами разрушенному, а потом пятьдесят лет именовалась улицей Труда. Да, топонимика — составная часть истории, и древней, и новейшей… Жил в Коломне и боролся за светлое будущее другой видный коммунист — Николай Савельевич Романов. Заслуг перед городом у него было немало, и после его кончины городской Совет задумался об увековечении памяти этого человека в названии одной из улиц. Но как? Улица Николая Романова?! И бывшая Семёновская, идущая перпендикулярно улице Яна Грунта на юго-восток, стала носить имя Савельича. Просто Савельича. Была же тогда в Москве площадь Ильича. Музей любимой игрушки и Дом самовара на Арбатской Были в Коломне и своя Лубянская площадь, и Житная, и про Арбат здесь не забыли, словно ты от Москвы недалеко отошел. И если московский Арбат неразрывно связан с именем поэта и барда Булата Окуджавы, то Арбатская улица Коломны помнит Бориса Пильняка (он жил в доме №7 семь лет после революции) и Анну Ахматову, сидящую на лавочке у дома №12, о чем напоминает мемориальная доска на стене. Очень родная Москве Коломна, хотя дыхание московской старины можно уловить разве еще в столичном Замоскворечье. Здесь, на Арбатской, когда-то присела на лавочку отдохнуть Анна Ахматова. Фотограф запечатлел ее, а коломенцы навсегда запомнили Рядом окружившие храм Покрова Пресвятой Богородицы на Посаде улицы и переулки образуют старинную Покровскую (тоже по имени храма) слободу. Будто вдоль берега реки Москвы идет Москворецкая улица, а пересекают ее Арбатская, Водовозный и Москворецкий (бывш. Покровская улица) переулки. Мемориальная доска в память Ахматовой Храм Покрова был построен на месте ранее существовавшей каменной церкви XVII в. на средства купцов Кисловых как благодарность за избавления города от захвата наполеоновскими войсками. Ампирный его облик лаконичен — над четвериком поднимается большая ротонда, над куполом которой установлена на высоком барабане изящная главка. Единственная апсида далеко выдвинута вперед и подчеркивает внушительность всего сооружения, ансамбль которого с запада замыкает трехъярусная колокольня. Плоскости стен и поверхности ротонды и барабана, выкрашенные в нежно-голубой цвет, расчленены белоснежными пилястрами, в нижней части здания рустованными. Церковно-приходская школа в Москворецком переулке В годы Советской власти храм был разорен и частично порушен; в здании располагалось фурнитурное производство, но в 1995 г. это строение вернули церкви, и была проведена реставрация, восстановившая его первоначальный облик. Недалеко от храма примечательно выглядит дом церковно-приходской школы — одноэтажное здание с затейливым декором оконных проемов. Памятник водовозу В начале Водовозного переулка установлен памятник городскому труженику, до начала XX века снабжавшему в старину горожан водой из Москва-реки. Здесь стоит обратить внимание на здания типографии Кулагина ( дом №4, конец XVIII в.) и одностолпной сводчатой палаты Кружечного двора (дом 8б), возведенное в 1735 г. и измененное поздними перестройками. Дом Свешникова Одна из достопримечательностей Москворецкой улицы — дом №20, где в 1890 г. родился известный дирижер Советской эпохи А. В. Свешников, за свой многолетний труд на музыкальном поприще удостоенный звания Героя Социалистического труда, звания народного артиста СССР и Сталинской премии. Еще один дом неподалеку знаменит своими резными наличниками, выделяющимися на терракотовом фоне второго, деревянного этажа. На Москворецкой. Дом с наличниками На Посадской улице немало типичных для городской застройки зданий, среди которых выделяются дом купцов Щукиных (№24), построенные ими одноэтажный странноприимный дом (№26) и богадельня (№28), строение которой ранее принадлежало Кисловым, а в 1854 г. была выкуплена Т. М. Щукиным для этой благой цели. Странноприимный дом Щукиных Никитский храм Восстанавливают храм Никиты Великомученика (д. 32). Но самое видное архитектурное сооружение на Посадской — храм Воскресения Словущего с приделом Тихвинской иконы в трапезной и Николая Чудотворца — с северной стороны. Храм Воскресения Словущего Белоснежно-сахарный двухсветный четверик пятиглавого храма увенчан пирамидой из пяти ярусов 105 кокошников, а оконные проемы убраны наборными полуколонками с полочками и килевидными завершениями. Храм был возведен в 1719 г. в стиле русского узорочья, а в конце того же века ряды кокошников скрыла полусфера кровли, которую удалили при реконструкции в 1970-х, вернув зданию исторический облик. Хотя к тому времени он уже изрядно пострадал, лишившись колокольни и части декора. В настоящее время здесь проводятся службы Русской Старообрядческой церкви. А в бывшей усадьбе Сурановых разместился «Музей исчезнувшего вкуса «Коломенская пастила». Музей «Коломенская пастила» Сохраненный образец «верстовой» кладки на стене флигеля усадьбы Сурановых Кстати, в Коломне два музея пастилы, и находятся они неподалеку друг от друга. Второй — на Полянской улице, в здании «конфектно-пастильного заведения» купца Чуприкова», выпускавшего это угощение с 1852 до 1918 г. Здесь же можно и купить в дорогу этот сладкий сувенир. Полянская улица, пересекается с Уманской, переименованной в 300-летнюю годовщину воссоединения с Украиной из Кузнецкой – была тут некогда Кузнечная слобода. В память о ней, хоть и не рядом, на Гражданской (бывшей Поповской) открылся музей кузнечного мастерства и народных ремесел. «Музейная фабрика пастилы» на Полянской Посадский переулок, пересекающий улицу, ранее именовался Рождественской улицей — по имени храма Рождества Христова, построенном в стиле барокко в последний год царствования Петра — в 1725-м. Теперь это — гарнизонная церковь. Рядом можно увидеть одно из старейших зданий города - «Дом воеводы» (№13), выстроенный в конце XVII в. в стиле нарышкинского барокко мастерами И. Буйловым и Г. Евсевьевым. Дом воеводы Эпоха Екатерины: Казаков в городе Известно, что основы регулярной планировки русских городов с использованием радиально-кольцевой схемы были предписаны указом Екатерины II «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов, по каждой губернии особо». Совершив в 1767 г. путешествие по Волге, императрица оценила как внешнюю красоту, так и недостаточно четкое и рациональное городское развитие подавляющего большинства из них. Вероятно, такой оценке послужил и крупный пожар, выжегший почти всю Тверь в 1763 г. В том же году появился и вышеупомянутый указ. Старо-Голутвин монастырь Однако считать прежнюю застройку хаотичной будет несправедливо: русские градостроители, с древних времен многое позаимствовав из византийской практики, опирались на «Закон Градский Кормчей книги», взявший за основу принятое в Константинополе законодательство. Эти правила предписывали учитывать не только рельеф местности, но и сохранять жителям виды на храм, море, сады, обеспечивать необходимую освещенность, проветривание, санитарную чистоту, указывали минимальные расстояния между дворами и постройками, а споры требовали решать исходя из мнения и взаимного уважения сторон. Градоустройство и последующее новое строительство в городе велось не иначе, как с разрешения князя и священноначалия. В пример приводился возведенный из камня Царьград — но на Руси города часто горели, поскольку строились преимущественно из дерева. В противовес прежней системе, называемой «случайной» императрица и созданная ей комиссия архитекторов под началом И. И. Бецкого ставили «разумную» планировку, обеспечивающую эффективную борьбу с пожарами благодаря широким и прямым улицам, сеть которых позволила бы пожарным быстро подобраться к источнику возгорания. Комиссией разрабатывались образцовые проекты планировок и собственно зданий, дошедших до наших дней. Башенки ограды Бобренева монастыря Коломну государыня посетила в 1775 г. и тогда же дала ряд поручений местным властям по приведению города в порядок. А через три года по ее распоряжению сюда прибыл М. Ф. Казаков, принявший активное участие в реализации проекта новой планировки города и реконструкции ряда объектов, включая монастыри, для которых, в частности, он придумал высокие и тонкие башенки оград — дань входящему в моду увлечению готикой. Дом Шевлягина на проезде Артиллеристов Проезд Артиллеристов, отдающий своим названием дань уважения Коломенскому артилерийскому училищу, ранее именовался Мещаниновской улицей. Здесь, в доме №7 жил богатый фабрикант-суконщик и благотворитель И. Т. Мещанинов, выстроивший свою усадьбу в середине XVIII века в стиле барокко и разбив настоящий дворцовый парк с садом и огородом. Видимо, это была самая роскошная городская усадьба Коломны, и поэтому именно в ней останавливалась в 1775 г. Екатерина Великая. Любопытно, что в 1913 г. одна изразцовая печь из дома Мещанинова была привезена в Москву в усадьбу Юсуповых (теперь — выдающийся архитектурный памятник столицы «палаты Волковых»). Другая изразцовая печь из Коломны поплнила собрание Государственного исторического музея — а взята была из дома Шевлягина, стоящего неподалеку. Одно- и двухэтажная застройка, сохранившаяся в старой Коломне — дома конца XVIII – начала XIX веков. Спрямленные улицы, перекрещиваясь под прямым углом, приводят к Кремлю. В Посаде же Арбатская, Посадская и улица Пушкина образуют в пересечении треугольник, в одном из углов которого сохранилась в память об устройстве городского водопровода «шевлягинская бассейка». Шевлягинская бассейка» Одним из руководителей сооружения в 1902 коломенского водопровода был инженер В. М. Лежнёв, строили на деньги Шевлягиных и, что интересно, их дома на пр. Артиллеристов компактно расположены рядом: дом №4 — дом Шевлягина, переданный им под Коломенскую земскую управу, дом №5 — усадьба Лежнёва, а под номером 6 значится городская усадьба Шевлягиных. Пожертвовавшая на водопровод деньги М. Н. Шевлягина жила также рядом, в другой усадьбе — дом №20а. Городская усадьба Шевлягиных на Комсомольской (б. Репенской) Часть города в районе улиц Гончарной и Островского — бывшая Гончарная слобода. Здесь особенно выделяется чуть ли не единственный в Коломне дом Шкариных (ул. Островского, 21) в стиле деревянного модерна. А на Гончарной высится один из самых известных в городе храмов — Богоявленский. Богоявленский храм Деревянный, стоявший на его месте, был построен второй женой Ивана III – Софьей Палеолог, во владении которой состояла Коломна, и освящен во имя Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Храм сгорел, но среди обгорелых бревен была найдена нетронутой огнем икона Спаса Нерукотворного образа. И восстановленный храм посвятили во имя этой иконы, а при перестройке в камне в 1680-х — во имя Богоявления Господня. Позже к пятиглавому объему присоединились классические колокольня и объединившая их трапезная. Этот храм никогда не закрывался, в том числе и в годы Советской власти. Отчасти потому, что для спасения его от закрытия из-за неуплаты налога настоятель, о. Иоанн Розанов, продал свой дом... Храм Вознесения на Красногвардейской Матвею Казакову приписывают авторство постройки Вознесенской церкви, находящейся на пересечении Красногвардейской и Комсомольской улиц, так же на месте деревянного храма XVI века. В архитектуре строения явно прослеживаются черты творчества зодчего. В начале века храм соединили с отдельно стоящей колокольней трапезной. В то же время, на рубеже XVIII и XIX столетий на Красногвардейской (тогда — Вознесенской) в классическом стиле был построен дом, позже принадлежавший семье купца-виноторговца А. С. Озерова, возможно, тоже по проекту Казакова. Дом Озерова Возможно… Но никто не отрицает авторство Казакова, когда заходит речь об его участии в восстановительных работах в коломенских монастырях — прежде всего, в Богоявленском Старо-Голутвинском, на востоке города. Памятник Сергию Радонежскому в Старо-Голутвином монастыре Эту обитель по благословению Сергия Радонежского заложил после победы над Мамаем Дмитрий Донской. Сергий же вместе со своим учеником Григорием, ставшим первым настоятелем монастыря, пришли для освящения обители в 1385 г. пешком. Святой чудотворец открыл здесь источник, над которым позднее выстроили надкладезную часовню. Вид на Старо-Голутвин монастырь Из восточного братского корпуса в храмы вел подземный ход; в западном — привечали паломников. Екатерина II, посетив в 1775 г. Коломну, подарила обители надел земли, на которой посадили фруктовый сад – а в XIX в. его обнесли оградой с башнями – но уже не в готическом, а в романском стиле, круглыми, с купольным завершением и более массивными. Название монастырю дала лесистая местность на окраине Коломны, кишевшая в те времена лихими людьми — «голутвой». Та же голутва пряталась в полуразрушенной Советской властью обители в послевоенные годы. А другое значение слова «голутва» – вырубка, просека, и это тоже вполне логично для обозначения местности на окраине города. С возвращением святыни церкви в монастыре началась новая жизнь. Семинарский корпус и Трехсвятительский храм На территории сада к 2012 г. возведен комплекс Коломенской Православной духовной семинарии с храмом Трех святителей, в архитектуре которого возрождены новгородско-псковские традиции, подчеркнутые высокой звонницей. В Богоявленском соборе (возведен еще в XIV в., перестроен в начале XVIII в. на старом основании) и храме Сергия Радонежского (XV-XIX вв.) проводятся службы, а с железнодорожного моста проезжающим открывается прекрасный вид на весь архитектурный ансамбль, по углам которого устремляются ввысь казаковские башенки. Богоявленский собор Храм Сергия Радонежского Такими же украсил Казаков ограду древнего Богородице-Рождественского Бобренёва монастыря, основанного также Дмитрием Донским в 1381 г. по другую сторону Москва-реки. Название «Бобренёв» связывают с именем героя Куликовской битвы князя Дмитрия Боброка, занимавшегося строительством этой обители. Есть, правда, версия, что основателем монастыря стал раскаявшийся боярин Бобреня, не гнушавшийся ранее разбойных дел. Но она не считается достоверной. Вообще, расположенные на городских окраинах коломенские монастыри служили городу верными сторожами, вовремя предупреждая о приближении врага и оказывая ему сопротивление. Бобренёв монастырь. Феодоровский храм, Святые врата и Собор Рождества Богородицы Ходит легенда, что из обители в Кремль вел подземный ход, по которому осажденные могли перебраться под защиту крепостных стен и княжеских воинов. Бобренёв монастырь славится чудотворной иконой образа Богоматери «Феодоровская», пожертвованной одной из прихожанок в 1999 г. Икона эта была отпечатана типографским способом, поскольку на приобретение писаного образа у женщины просто не было денег. Однако вскоре в приходе заметили, что моление у иконы оказывает действенную помощь при родах, семейных неурядицах и духовном угнетении человека вплоть до попыток самоубийства. Богородице-Рождественский собор восстановлен, действует, а один из его приделов прозвали «храмом поющих ангелов» за удивительную акустику. Феодоровскую церковь реставрируют. И хотя в Бобренёвом еще продолжаются восстановительные работы, Богородице-Рождественский собор восстановлен, действует, те, кто прошагают путь от стен Коломенского Кремля до его Святых врат, не пожалеют. Коломна от края до края (От Коломенского Кремля и до окраин) Старейшая же церковь Коломны находится за пределами Посада, в районе, называемом Городищем. Бывшее село вошло в состав города уже при Советской власти, а на его месте некогда располагалось славянское городище, возникшее тоже не на пустом месте – здесь было поселение VI в., отнесенное археологами к памятникам дьяковской культуры. Храм Зачатия Иоанна Предтечи построили в 1308 г., когда Русь была растерзана многократными монголо-татарскими нашествиями и набегами, и строительство каменных церквей только возрождалось. Первоначально это был одноглавый бесстолпный храм с коническим сводом на подпружных арках. В XVI веке его перестроили, сохранив только четверик и апсиды со щелевидными окнами, перекрыли крещатым сводом, а количество глав увеличили до трех, причем центральная поднялась на высоком световом барабане, опирающемся на пояс кокошников. Полусферическая форма глав характерна для древнерусского зодчества. Вместо закомар мы видим трифолийное, иначе – трехлопастное, схожее с листком клевера, завершение стен, что придает постройке особую выразительность. В ХХ веке храм то громили, то реставрировали и, наконец, вернули церкви. Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах Здесь бытует своя легенда, связанная с барельефным изображением единорога слева от северного входа. Его еще называют «Батыевой печатью» – якобы свирепый хан, повелев с почестями похоронить павшего под Коломной князя Романа, запечатал этим изображением место погребения. Церковь построена позже, на деревянный храм на том месте вполне мог стоять, а печать наложили на могильной плите… Сам барельеф давно в краеведческом музее, на храме – копия. А изображение зверя появлялось в XIV- XV вв. на коломенских деньгах. Храм Троицы на Репне Село Репенское, стоящее на юго-западной окраины Коломны, огибала речка Репенка (или Репинка). Некогда по духовному завещанию Дмитрия Донского — как много здесь связано с его именем — Репенское было отписано супруге, княгине Евдокии. Здесь стоял деревянный Троицкий храм, вокруг которого стали селиться ямщики, и сложилась Ямская слобода. В 1696 г. деревянную церковь сменила каменная, в стиле московского барокко, с кирпичным декором и кокошниками, которые убрали при поздней перестройке, а от пятиглавия осталась одна глава. Позднее барочная постройка была, как принято, объединена в одно целое с колокольней соединившей их трапезной, и здание выстроилось «кораблем». В храме Живоначальной Троицы на Репне служил отец будущего московского святителя, митрополита Московского и Коломенского Филарета Михаил Федорович Дроздов. В 1998 г. Троицкий храм возвращен церкви, в нем проведены реставрационные работы и ведутся службы. Главный дом усадьбы скотопромышленников Ротиных на Комсомольской декорирован лепным орнаментом и геральдическими фигурами. XIX в. А улица Репенская стала Комсомольской. Храм Михаила Архангела Другая слобода, Михайловская, располагалось вокруг внушительных размеров храма Михаила Архангела, появившегося напротив Кремля еще в XIV в. и перестроенном в ампире в 1833 г. В 1930-х храмовый ансамбль серьезно порушили, а в уцелевшем здании поселился — до 2006 г. - краеведческий музей. За прошедшие после передачи церкви внешний вид храма и колокольни полностью восстановлен. Музей же переехал на улицу Лажечникова. Автор «Ледяного дома» И. И. Лажечников родился в Коломне, а впоследствии, переехав в Москву, часто бывал здесь в родительском доме, ставшим теперь домом-музеем родоначальника русского исторического романа. Село Боброво стало частью города в сентябре 1917-го и с ним население Коломны удвоилось. Ведь в Боброве, близ Старо-Голутвина монастыря жили работники литейно-механического завода братьев Струве, построенного в 1863 г., спустя год после прихода сюда железной дороги от Москвы. Предприятие росло, на нем выпускали паровозы, тепловозы, судовые дизели, а в 1930-х – закладывали подводные лодки типа «Щука», которые потом перегоняли на достройку на «Красное Сормово». Сегодня Коломенский машиностроительный завод – крупнейший в городе и по-прежнему славится своей продукцией – тепловозами, электровозами, дизелями и дизель-генераторами. Памятник коломенскому паровозу Если выйти из заводской проходной и пересечь железнодорожные пути, то окажешься на самой протяженной улице Коломны, пересекающей весь город с юго-востока на северо-запад и носящей имя Октябрьской Революции. А ранее – северная часть – Астраханским трактом, а южная – Шоссейной. Она начинается от Запруд – слободы напротив Кремля, на другом берегу Коломенки. Там добывали глину для кремлевских кирпичей. Запруды примечательны несколькими городскими усадьбами и Борисоглебской церковью, в которой крестили в числе многих коломенцев и Лажечникова. Храм посещал Шаляпин и пел там в церковном хоре. А в Отечественную войну здесь ремонтировали танки. Запруды. Борисоглебская церковь Улицу, образованную объединением двух старых дорог, можно саму по себе считать музеем под открытым небом. Она проходит через Старую Коломну, мимо Кремля, площади Двух Революций, городской усадьбы Лажечниковых (д. 190-194), доходного дома Эйнера, выстроенном в модерне. Усадьба Лажечниковых Доходный дом Эйнера На юге Старая Коломна заканчивалась у Рязанской заставы, куда и приводила Астраханская улица и откуда начиналась Шоссейная Здесь с екатерининских времен существовало кладбище, над землей которого высится барочный Петропавловский храм (1779 г.), рядом с которым в конце XIX в. сложили кирпичную звонницу в русском стиле. Петропавловская церковь Немного позже здесь появились шатровые часовни Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. В советское время храм частично разрушили и отдали под склад, затем – спортшколу и музей боевой славы, кладбище закрыли и надгробия снесли. Часовня Николая Чудотворца Здесь разбит парк, в котором развернут мемориальный комплекс в память защитников Отечества, среди сооружений которого – памятник создателю советских минометов Б. И. Шавырину. Именно в Коломне в годы войны было создано СКБ, в котором под руководством Шавырина велись разработка и опытное производство минометного вооружения, а в 1960-х – противотанковые и переносные зенитные ракетные комплексы, такие как «Шмель» и «Стрела-2», и не только. Мемориал «Коломенцам, отдавшим жизнь за Родину» Улица Октябрьской Революции – это свыше трехсот номеров домов, и южная ее часть начинается первыми образцами ранней советской архитектуры - комплексной застройки поселка им. В. Е. Левшина двухэтажными кирпичными домами, возведенными Коломенским машиностроительным заводом для своих рабочих. Дома советской застройки на улице Октябрьской революции Неподалеку можно увидеть памятник одному из детищ предприятия – паровоз Л-0012 был создан конструкторским коллективом Л. С. Лебедянского – здесь знаменитый инженер работал и жил (д. 330), и здесь его именем назван бульвар. А дорога ведет дальше, в новые городские кварталы. Евгений ШАПОЧКИН