Спички Усть-Чепецку — не игрушка
0
64
На уникальные экспонаты, хранящиеся в музее Кирово-Чепецка обратил внимание «Музей спички (да, есть в России и такой!). В далёком прошлом в селе Усть Чепца почти полвека работала спичечная фабрика имени Бровцыных. Старые спичечные коробки и заинтересовали профильный музей в Люберцах.
Кстати, история работы фабрики тоже не так проста.
В 1873 году крестьянин Андрей Бровцын открыл в Усть-Чепце спичечную фабрику. Дело поставили на широкую ногу, даже следили «за трендами», как сказали бы сейчас. Даже вовремя переключились на изготовление более удобных и безопасных парафинированных «шведских» спичек, использовали современную по тем временам паровую машину.
Довольно быстро предприятие стало вторым в отрасли по Вятской губернии. Последняя из Бровцыных — Надежда, невестка Андрея Бровцына, внушала селянам уважение. Высокая, строгая, в черной вдовьей одежде, она уверенно держала дело в своих руках даже после революции, пока новая власть не назначила своего директора.
А далее судьба фабрики складывалась драматично, и в 1921 году она сгорела, а чуть позднее уцелевшее оборудование вывезли в Слободской.
Почему производство было так важно? Доступных для ранней Усть-Чепцы пахотных земель было совсем немного. Конечно, у каждой семьи был приусадебный участок + речной покос. Поэтому промышленное развитие было неизбежно, потому и появилась фабрика, кустарные мастерские.
Градообразующиее, как бы сейчас сказали. Казалось бы, рабочие места, нужно радоваться. Но по воспоминаниям Павла Луппова, людей там нещадно эксплуатировали. Не брезговали и детским трудом: за тысячу склеенных коробков можно было получить три копейки (хватит на полбуханки чёрного чёрствого хлеба или кило лука). То есть при самом усидчивом труде с утра до вечера подросток мог заработать только девять копеек.
При таком отношении к работникам произошедшее вовсе не выглядело случайностью. Впрочем, история умалчивает считали ли стечением обстоятельств пожар или присутствовал злой умысел.
В следующие годы в здании фабрики успели покватироваться: артель «Кожсапог» (во время войны здесь выпускали сапоги), коммуна для беспризорников и, наконец, колония № 5. На их территории постройка и остаётся по сегодняшний день.