Заброшенные деревни Удмуртии: Бурундуково
Исчезнувшие, но не забытые…Заброшенные деревни Удмуртии: Бурундуково.
Больше 300 лет назад переселенцы из Можги на правом берегу реки Вала (примерно в километре от дороги Можга – Старый Березняк) положили начало деревни Володор – Можга. Так как деревня находилась на берегу реки, в период весеннего паводка дома подтапливало, случались и трагические случаи.
Жители стали разъезжаться, а деревня переместилась северо-восточнее на два километра. С тех пор населённый пункт носил неофициальное название Урдогурт, что в переводе с удмуртского значит Бурундуково.
Почему деревню называли именно так есть несколько версий. По воспоминаниям родственников коренного жителя деревни, ныне уроженца с. Горняк Алексея Бесогонова, первыми переселенцами были Созоновы:
– Когда утром семейство пришло к построенному срубу, по нему бегал полосатый зверёк – бурундук. Так появилось второе название населённого пункта.
Согласно второй версии, в ближних лесах водилось множество небольших юрких зверков-бурундуков. Оттуда и пошло название поселения.
С течением времени стали строиться дома. Люди освоили пустыри, раскорчевали лес, стали заниматься полеводством, животноводством, охотой.
Согласно исследованию методиста Кватчинского дома культуры Надежды Кельматовой, во второй половине XIX века начался приток русских из Вятской губернии (Кировской области). В списке селений Можгинской волости числилась д. Володор – Можга с 73 дворами, из них вотяков – 54, русских – 19.
Надежда Борисовна пишет:
– В последующие годы русская часть населения увеличивалась, удмуртская – убывала. Так в деревне не осталось ни одной удмуртской семьи. Почему же коренные жители покинули родные места и поселились отдельно в двух-трёх километрах? Видимо, сказалось влияние политики царского правительства по отношению к национальным меньшинствам. Поэтому возникла д. Сутэрнюк (с удмуртского языка сутэр переводится, как смородина, нюк – лог).
Школа в Бурундуково существовала недолго.
Местные ребята ходили учиться в Верхнекватчинскую. Совместная школьная жизнь сблизила и сдружила удмуртских и русских детей. Постепенно удмурты стали возвращаться на родину.
Согласно архивным данным, в 1920 году в д. Бурундуково было 78 дворов и 345 жителей. Через четыре года население увеличилось до 372 человек. В 1930 году в населённом пункте организовали колхоз «Утро», который в 1951 году вошёл в состав колхоза «Заря» как самостоятельная бригада.
Внучка Алексея Бесогонова – учащаяся девятого класса Горнякской школы Дарья Швецова – провела собственное исследование о д. Бурундуково:
– Эта тема мне особенно интересна потому, что здесь жили мои родные. Воочию увидеть деревню мне не удалось. Однако каждый год всей семьёй мы совершаем поход на родину наших предков. И с каждым посещением я узнаю что-то новое от своего деда, который с трепетом рассказывает об исчезнувшей деревушке.
Во время коллективизации прапрабабушка Даши Дарья Карповна Созонова не пожелала быть членом коллективного хозяйства и стала единоличницей.
–Чтобы не попасть под раскулачивание, она закопала швейную машинку в землю. Когда её откопали, деревянный футляр уже сгнил, но техника осталась. Она до сих пор хранится в доме моей прабабушки Лидии Васильевны и является нашей семейной реликвией. Стоит отметить, что единоличником также считался Семён Спиридонович Пешков – отец бывшего настоятеля монастырей сёл Норья и Русский Пычас Архимандрида Василида, – рассказывает Даша.
Во все времена ребятишки работали в колхозе наравне со взрослыми: заготавливали сено, перебирали картошку, пахали землю. В годы Великой Отечественной войны на фронт ушло 24 человека. Из них вернулись только восемь.
В 50-е годы д. Бурундуково была не такой большой, как раньше:
– Стояло около 30 домов. В поселении проживали Созоновы, Овчинниковы, Власовы, Ивановы, Обуховы, Русиновы, Бесогоновы, Пешковы. Улицы располагались буквой «Г». Существовал конный двор и сушилка, где высушивали лён, – говорит Алексей Бесогонов.
В 1965-68 г.г. жители Бурундуково разъехались по разным деревням. Согласно «Указу Президиума Верховного Совета УАССР от 10.05.1979 г. деревню Володор – Можга исключили с учёта.
По словам Алексея Васильевича, окрестность бывшего поселения была практически нетронутой. Но в 2015 году люди обнаружили здесь залежи известняка и начали его добывать.
– Несмотря ни на что, деревня продолжает жить в нашей памяти. Жив её символ – Ивановский ключ, в котором мы набираем кристально чистую воду, – улыбаясь, рассказывает Даша.
Даша Швецова отметила, что в результате выпущенного исследования, она узнала гораздо больше об историческом прошлом малой родины своих предков.
В память о д. Бурундуково девушка сочинила стихотворение:
Было раньше место,
Где люди жили вместе.
Сейчас в деревне той одна трава.
А раньше из оконца
Народ глядел на солнце,
И радовалась миру детвора.
Родник хрустальным звоном
Созвучен с унисоном.
Так тихо и спокойно. И грустно оттого,
Что нет той деревушки,
Где квакали лягушки,
Народ вторил частушки.
И благо не забыть нам никого.
Это вторая деревня, входящая в проект «Исчезнувшие, но не забытые».
Если у вас есть подобные материалы, отправляйте их на нашу электронную почту: mvesti@inbox.ru. Вместе с вами мы сможем воссоздать историю Можгинского района.
автор статьи и проекта: Алина ШАДРИНА
Читайте другие статьи автора: Зачем живёшь,человек?
Сообщение Заброшенные деревни Удмуртии: Бурундуково появились сначала на город Можга и Можгинский район.