Борис Павлович: биография, творчество, карьера, личная жизнь
0
23
А еще у него, как говорят собратья по театру, есть великолепный дар убеждения без давления и настаивания на своем. Между тем внешне мягкий человек имеет за плечами огромный опыт работы в театре, в том числе в качестве руководителя.БиографияРодился Борис Павлович в 1980 году в Ленинграде. Его семья жила на знаменитой Лиговке, и мальчику интеллигентных родителей приходилось тесно общаться с местными братками – больше просто никого рядом не было. Его спасла любовь к чтению: он перечитал массу фантастической литературы и во время тусовок пересказывал сюжеты мальчишкам.Это были дети из небогатых семей, для которых поход в кино за один рубль был непозволительной роскошью, и Борис был у них кем-то вроде массовика-затейника. Он рассказывал свои «сторисы», не подозревая, что в будущем ему это очень пригодится.Позже режиссер говорил, что именно тогда у него появилась возможность привносить свои фантазии в эти рассказы. Потому что приходилось что-то убирать, что-то свое добавлять по ходу повествования. На этих пацанских сходках он, по сути, конвертировал книги так, чтобы они были удобны для восприятия определенной публики.И пока он был интересен слушателям – ему сходила с рук его интеллигентность и непохожесть на остальных дворовых ребят. Поэтому и читать, и пересказывать приходилось очень много.После окончания школы Борис поступил в театральный институт, на актерско-режиссерский факультет. Хотя режиссером становиться не собирался – не видел себя в этой роли.Карьера в театреПосле окончания вуза Павлович несколько лет поработал в Пушкинском театральном центре, затем стал его режиссером. В 2006 году занял место художественного руководителя «Театра на Спасской» в городе Кирове. Через шесть лет, в 2012-м, стал советником по культуре при губернаторе Кировской области. В 2013 году начал руководить социально-просветительским отделом БДТ им. Г.А. Товстоногова и пробыл на этом посту до 2016 года.Везде, где бы ни работал Павлович, он оставил после себя заметный след и внес свой вклад в развитие театрального искусства. Зачастую его называют трендсеттером, потому что он первый начинает делать что-то, что потом подхватывают остальные. У него есть проект социального театра, и в рамках этого проекта он в 2015 году создал спектакль «Язык птиц», в котором вместе с актерами играли люди расстройством аутистического типа. Это единственный «особый» спектакль, который регулярно ставят в федеральном театре. А если нужен ведущий для инклюзивного тренинга – каждый знает, что пригласить на эту роль нужно Павловича.Однако его жизнь от этого никаким образом не меняется, потому что в нем нет режиссерского снобизма. Мало того – он считает себя «не великим режиссером» и не стремится ставить спектакли на главных сценах страны. И верит в то, что режиссура не должна быть великой – она просто должна быть настоящей.На самом деле Борис Дмитриевич внес изменения в постановку спектаклей, и очень существенные. Дело в том, что весь двадцатый век считалось, что постановка вовсе не зависит от сценария, от текста. Главным здесь был режиссер, он же считался автором спектакля, его сочинителем. А без текста, якобы, можно спокойно обходиться.А Павлович поставил текст в центр, в эпицентр, можно сказать. И когда актеры пытаются своими словами пересказывать его, он возвращает их к источнику, говоря, что не нужно менять то, что написано хорошо, порой совершенно.За свою карьеру Павлович работал во многих театрах, поставил множество спектаклей, просмотрел множество работ других режиссеров. Он постоянно рассказывает о своих инсайтах в этом процессе и благодарит тех режиссеров, кто открыл ему ту или иную истину.Язык, речь, текст для него как способ самосовершенствования, самопознания, способ освобождения от мыслей и сомнений. Он уверен, что когда человек говорит, он лучше понимает самого себя. И когда актер говорит, то и зритель больше понимает про себя тоже. А еще есть такая загадка, как разница восприятия. И это делает театр необыкновенно и бесконечно привлекательным как для артистов, так и для зрителей. Как понимает пьесу актер и зритель, что они берут оттуда – вечная загадка и вечный процесс познания себя и мира.Вообще, Борис Дмитриевич – тот еще философ. И сам он постепенно с художественной литературы переключился на классику, а потом на философию. И, несмотря на то что в философских книгах нет сюжета и отсутствует интрига, ему бы очень хотелось поставить именно философскую вещь.Уйти, чтобы вернутьсяВ одном интервью Павлович сказал, что однажды ему повезло уйти из театра. На недоуменный вопрос журналиста он ответил, что каждый режиссер мечтает о таком перерыве, когда он может быть в театре, но не ставить спектакли.Такой период у него был: он работал как актер, делал социальный проект, учил молодых артистов и был весьма занят. Но режиссура пока его не привлекала. А после двухгодичного перерыва вернулся к своей профессии обновленным и с большим желанием сделать что-то новое для зрителей. Сейчас Павлович является художественным руководителем пространства «Квартира» в Санкт-Петербурге, который сотрудничает с Центром «Антон тут рядом». Именно этот центр стал экспериментальной площадкой для спектакля «Язык птиц». А это значит, что эксперименты режиссера Павловича продолжаются.