«Надо рвать гланды, рвать одежду» – Ксения Раппопорт рассказала поклонникам, с чего начинается успешная карьера
В основном аудитория состояла из студентов, которые интересовались подробностями карьеры кино- и театральной звезды и качествами, которые надо в себе развивать. Оказалось, что важнейшее качество актера – даже не воображение, а любопытство. Нужно хотеть знать, как выглядит и как прыгает лягушка, чтобы суметь ее потом описать с закрытыми глазами. Нужно уметь отличать по виду соленую кашу от несоленой – или хотя бы убедить себя в том, что ты их различаешь. А еще важно – найти «свой» театр. «Мне повезло, – рассказала актриса, – что когда я училась в СПбГАТИ, у нас был доступ на прогоны в МДТ. (Прогонами в Малом драматическом называют репетиции, а этюдами – пробы – «ПД»). Мы еще учились, а Лев Абрамович Додин как раз начал репетировать «Чайку», и у него никого не было на роль Нины Заречной. Он подошел ко мне и моей подруге, пригласил попробоваться. Для этого нужно было ехать со всеми вместе в дом отдыха «Мечта» в Киришах. Там я впервые оказалась в контакте с известными взрослыми актерами. К пробам, вернее, этюду, мы подошли со всей серьезностью. Мы были так воспитаны, что этюд – это когда надо рвать гланды, рвать на себе одежду и т.п. И вот – в моем этюде я действительно ее сорвала и бросилась в озеро. Было начало мая, еще очень холодно. Меня стали вытаскивать и этюд испортили… Но Лев Абрамович сказал: вы нам подходите, мы вас берем на эту роль. Я поблагодарила, а он спрашивает: вас что, в институте радовать не учили?» В МДТ самой долгой ролью оказалась Елена Андреевна в «Дяде Ване». Ее Ксения Раппопорт «проиграла» без малого 16 лет. «Я люблю всех своих персонажей, даже очень неприятных, но Елена Андреевна из всех моих ролей самая, пожалуй, невинная. Куда сложнее играть ту, которая погубила своего мужа, сына и его невесту, – имелась в виду Гертруда. – Но и ее я люблю, несмотря на страшные поступки». Самой же сложной ролью для актрисы оказалась Маши из «Трех сестер». Замечательный персонаж, но учить роль пришлось очень быстро, потому что «Трех сестер» театр готовил экстренно, вместо «Гамлета», где заболела актриса. В итоге пришлось репетировать по 12 часов в день, и до сих пор Маша вспоминается как самый сложный персонаж. Играя в «Иранской конференции» роль независимой журналистки, Ксения Раппорорт носила с собой в телефоне портрет Насрин Сотуде – правозащитницы, которую в Иране поймали и приговорили к страшному наказанию – 148 ударам плетью, в то время как даже для мужчин 25 ударов считаются смертельными. Что стало с Насрин, никто доподлинно не знает. Ее муж написал в «фейсбуке», что она была поймана и приговорена – по-видимому, приговор привели в исполнении. А в различных странах, в том числе и в России, появились спектакли и фильмы. Российскую версию поставил Иван Вырыпаев. Ксения Раппопорт много играет в Италии, но итальянский режим гастролей для россиян не очень-то годится. Режим у них такой: сначала 2 месяца репетиций, потом 4 месяца – турне, причем играть приходится 6 дней в неделю. Это очень тяжело – играть все время один и тот же спектакль, шесть месяцев жить жизнью другого человека. С другой стороны, когда спектакль наконец сходит со сцены, артисты переживают это как смерть близкого человека, вернее даже, как смерть кусочка своей души. С киносъемками ситуация иная: работать приходится не в привычной труппе, а в компании актеров из разных театров, разных городов и стран. Несколько месяцев подряд все живут единой жизнью, одной семьей, с которой, кажется, уже невозможно расстаться. Но проходить несколько недель – и с членами этой семьи перестаешь даже обмениваться эсэмэсками. На вопрос о любимых писателях Ксения вспомнила Марину Степнову, Людмилу Улицкую и Алексея Иванова. Степнову, в частности, «Женщин Лазаря» – за невероятную кинематографичность: читаешь и сразу видишь повествование. В кино, для того, чтобы увидеть и прочувствовать, требуется очень сильный режиссер. «Например, в «Юрьевом дне» Кирилл Серебрянников велел идти по сугробам, а операторам снимать сзади. Было немного напряжно: я не видела впереди никого, а все, наоборот, смотрели мне в спину. И только потом, на просмотре отснятого материала, когда я увидела сапоги своей героини, певицы, на тонкой-претонкой шпильке, утопающие в снегу, я поняла, что лицом я бы это все выразить не смогла. А вот сапогами получилось». Молодым артистам Ксения Александровна пожелала правильно выбирать проекты: из хорошего или денежного выбирать хорошее. «Бывает, конечно, ситуация, когда обещают одно, а подсовывают в итоге совсем другое. Сначала говорят: мы учтем все замечания и перепишем сценарий, но ничего не меняют. Потом приглашают другого режиссера, и вся проделанная ранее работа по выстраиванию образа: грим, реплики, характер героя летят в пропасть, потому что новый режиссер видит героиню совсем иначе. Проще говоря: автор проекта пообещал привести на съемочную площадку слона, а привел собаку. Однажды я сбежала с такого проекта, когда уже начались съемки. Всех подвела. Но почувствовала, что дальше там оставаться не могу. Иначе умру. Но хуже, когда проект изначально был плох, а актер все равно согласился в нем участвовать». Стоит отметить, что несколько студентов поинтересовалось у Ксении Раппопорт, придет ли она к ним преподавать. Актриса отказалась, заметив, что гораздо больше ей понравилась работа видеомонтажера. Короткометражный фильм «Прощай, любимый», который был продан на благотворительном аукционе за 10 миллионов рублей, Раппопорт монтировала сама. Она же сыграла в нем главную (и единственную) роль – женщины, брошенной мужем. Выручка от продажи пошла в фонд помощи детям-«бабочкам» – страдающим буллезным эпидермолизом. Люди, больные этим генетическим недугом, раньше не доживали до взрослого возраста, а сейчас у них есть шансы прожить на свете и 30, и 40 лет: нужно лечение и, главное, уход. Но болезнь эта – тяжелейшая, хотя дети, страдающие ею, интеллектуально полностью сохранны и могут овладеть любой профессией, не связанной с тяжелым физическим трудом. Ксения Раппопорт возглавила попечительский совет фонда помощи таким детям несколько лет назад. А познакомилась с ним случайно: просто поучаствовала в записи песен про бабочек. «Но когда я узнала, для какого проекта нужна эта песня, моя жизнь уже не стала прежней,» – вспоминает актриса. Фильм «Прощай, любимый» был показан на вечере. Но настоящим подарком для поклонников стала еще одна запись: на ней Ксения исполняет танцевальный номер под музыку из «Кармен» – но по антуражу можно догадаться, что таким образом она сдает вступительный экзамен. По-видимому, успешный.