Как Православная Церковь относится к браку с мусульманкой?
Вопрос читателя:
Здравствуйте! Я православная, у меня трое взрослых детей. Покойный муж, отец детей, был евреем. Дети были крещены в православной вере. У младшего сына пятеро детей, крещеных в православной вере. Он развелся с первой женой, матерью своих детей. Она живёт с новым мужем, а все дети остались жить со своим отцом (моим сыном). Мой сын уже после развода тайно встречался с мусульманкой, ездил к ней в Казань. Она была замужем, но детей у них не было. Она, мусульманка, забеременела от моего сына. Он привез ее в свою квартиру, в которой живут его дети от первого брака, тайно от меня расписался с ней в ЗАГСе, прописал в свою квартиру, купленную по ипотеке (первоначальный взнос оплатила я, а помесячную ипотеку платит сам сын). В эту же квартиру они прописали своего совместного сына, названного мусульманским именем и воспитываемого женой-мусульманкой в мусульманской вере. Все православные старшие дети живут со своим отцом и мачехой в квартире под ипотекой. Но и дети (кроме младшего), и он прописаны в квартире со мной, моей мамой и моими двумя другими взрослыми детьми. Как Православная Церковь относится к такому браку?
Людмила
Ответ священника:
Бог Вас да благословит, уважаемая Людмила!
Для Церкви, иными словами, с точки зрения отношений с Богом, важна духовная жизнь человека. То есть сам факт Крещения важен, безусловно, но явно недостаточен и имеет настоящее значение то, как человек выстраивает свои отношения с Богом и живет ли по-христиански, а также использует ли возможности, которые человеку открыты именно через Церковь (общественная молитва, участие в Таинствах). Это пока не прямой ответ на Ваш вопрос, но мы к ответу сейчас подойдем.
Из Вашего письма неизвестно ничего о духовной жизни Вашего сына. Зато есть красноречивый момент: «тайно от меня расписался с ней в ЗАГСе». То есть между Вами и сыном как будто бы нет доверительных отношений и даже отношений двух взрослых людей, когда один может быть не согласен с позицией другого, но, тем не менее, нет такого давления, которое заставляло бы этого другого что-то делать втайне. Любые тайны — признак того, что человек избегает прямого общения и прямой декларации о своих намерениях и поступков и, как правило, делает это в ситуации, когда тот человек, от которого он это скрывает, явно не примет его поступков и намерений. Я не говорю о том, что Вы не правы, я пока просто отмечаю то, что бросилось в глаза в письме. И Вам виднее, какова тут подоплека, каково внутреннее содержание тех фактов, которые Вы перечислили в письме.
Что касается собственно факта брака с женщиной другой веры, во-первых, я вижу в описании их отношений факт прелюбодеяния и блуда: судя по письму, Ваш сын вступил в отношения с замужней женщиной, так что она изменила мужу, а сам Ваш сын стал просто-напросто блудником, потому что близость вне брака — это блуд. Если на момент начала отношений она уже была в разводе, значит, оба совершили грех блуда и в нем Вашему сыну надо каяться.
Насчет самого брака позволю себе процитировать свой же ответ: «Церковь не благословляет христианам вступление в подобные браки, однако вступивших до воцерковления или же по незнанию не призывает расторгать гражданский брак между православными и нехристианами. Кстати, проблемы могут возникнуть не только в случае вступления в брак с мусульманином, но и с неверующим человеком» (см. Может ли христианин жениться на мусульманке?).
Иными словами, между христианином и мусульманкой возможен только гражданский, то есть заключенный в ЗАГСе, брак, а религиозный брак невозможен (см. Как мусульманке венчаться с христианином? или Никах без принятия ислама — это грех и отречение от Церкви?).
Бог в помощь!