Как проходили съемки якутской мистической драмы «Легенды вечных снегов»
На большие экраны вышел фильм якутского режиссера Алексея Романова «Легенды вечных снегов». Мистическая драма является сиквелом короткометражного фильма по якутской легенде о любви молодого человека и мертвой девушки «Мааппа». Кинокартина Алексея Романова уже завоевала призы международных и российских фестивалей. В интервью ЯСИА режиссер рассказал, как проходили съемки и отбор актеров, а также какие идеи заложены в фильме.
О чем фильм
Фильм «Легенды вечных снегов» является продолжением короткометражной картины Алексея Романова 1986 года «Мааппа», снятой им в качестве дипломной работы по окончании ВГИКа. Уже тогда Романов понял, что материал заслуживает полнометражного фильма.
«Я знал, что не нужно повторять сюжет, а сделать иначе, придумать другой смысл, но основа легенды должна остаться. Мы с режиссером Любовью Борисовой написали пять вариантов сценария, это был долгий процесс. Съемки проходили в марте-апреле прошлого года. Они были очень напряженные из-за погодных условий, снимали в 40-градусные морозы в Мегино-Кангаласском, Хангаласском районах и в пригороде», — отмечает Романов. По сюжету мистической драмы девушку Килук насильно выдали замуж за старого князя. За её доставкой к жениху следит суровый Хабый с двумя помощниками, один из которых влюбляется в нее. На их пути стоит многое, но судьба приводит их в балаган, хранящий тайну Хабыя.
В главных ролях актеры Федот Львов, Алиса Ларионова, Гаврил Менкяров, Иван Константинов. Со-сценарист фильма — Любовь Борисова.
«Подошла идеально»
Главная героиня фильма Килук является представителем эвенского народа. В фильме звучит оригинальный эвенский язык, что является большим шагом для якутского кино в плане репрезентации коренных малочисленных народов Севера.
«Очень доволен работой актеров. Гаврил Менкяров всегда играет разные роли, он разноплановый актер. Алиса Ларионова ранее играла эпизодические роли, это ее дебют в полнометражном фильме. Внешне она похожа на представителей КМНС. Алиса подошла идеально, на пробах сразу было ясно, что выбор сделан. Это видно через экран, подходит ли человек для роли. Она передала задуманный образ, мы не стали искать других актрис. Было трудно найти молодых артистов для этого фильма на роли Мааппы и Ильи. Проводили кастинг среди студентов АГИКИ и колледжа культуры», — поделился с ЯСИА Алексей Романов. С какими сложностями столкнулась съемочная группа
Съемки фильма проходили в основном в Мегино-Кангаласском и Хангаласском районах ранней весной. Работа была осложнена морозами, двухметровыми сугробами и непослушными лошадьми.
«Всегда очень трудно работать с животными, 70% фильма – это езда на лошадях по разным местам. Снег был очень плотный, местами два метра. Лошади отказывались идти, некоторые актеры были впервые верхом. Приходилось ставить большие палатки, топить печь: там актеры гримировались, заходили греться между перерывами. Съемки проходили в походных условиях, часто у нас замерзала техника», — отмечает режиссер Алексей Романов.
Сцены заброшенного балагана были сняты в Мегино-Кангаласском районе.
«Эти сцены были сняты в балагане Василия Манчаары в Мегино-Кангаласском районе. Нам пришлось много поработать, чтобы оживить его, сделать антураж. В балагане было очень холодно, а с обогревателей сильно дуло. Поэтому поднималось столько пыли. Чтобы было незаметно, мы подкладывали траву», — вспоминает режиссер. Смысл
По словам Романова, идеально описывает фильм цитата философа Омара Хайяма: «Нет голов, где не зрела бы тайна своя. Сердце чувством живет, ничего не тая. По дороге своей идет каждое племя, но любовь — ураган на пути бытия».
«В творчестве часто бывает, что не можешь выразить смысл произведения словами. Внутри я знал, о чем хочу снять фильм. Когда я летел в Бишкек на международный кинофестиваль, во время пересадки включил телефон и мне попалась страничка с Омаром Хайямом. Я прочитал эту цитату и понял, что каждая строка отражает смысл нашего фильма. Эта цитата и вошла в основу», — говорит режиссер.
В фильме отражена одна из ценностей Алексея Романова – быть человеком слова.
«Понятие долга очень важно для меня. Главный герой дал слово похоронить свою возлюбленную, но не сделал этого, в итоге мучался долгие годы. На его глазах родилась новая любовь, он понимает, что нельзя рушить счастье других. Если у него не состоялась любовь, то пусть получится у других. Любовь бывает разной», — подчеркнул Романов. В чем феномен якутского кино
Ранее картина якутского режиссера завоевала Гран-при II Бишкекского международного кинофестиваля, обойдя картины, показанные на Каннском и Берлинском кинофестивалях. Сценарий «Легенды вечных снегов» признан лучшим по итогам кинофестиваля «Киношок». Также кинокартина получила Гран-при ХX Казанского международного кинофестиваля «Алтын минбар».
«Любой художник остается недоволен своей работой. Но фильм получился, ведь он принимал участие в международных конкурсах. Профессиональные жюри оценили нашу кинокартину. Это дает право говорить, что все получилось. Мы, якутяне, показываем в фильмах связь с природой, традициями, чего нет в больших городах. В этом и кроется феномен якутского кино. Многие забыли о своих корнях, отошли от природы. При просмотре якутских фильмов, зрители понимают, что потеряли», — отмечает Алексей Романов. 17 ноября фильм «Легенды вечных снегов» покажут на Азиатском кинофестивале в Лос-Анджелесе. В феврале 2025 года фильм будет участвовать в международном Роттердамском кинофестивале.