«На дне города мы бросались тортами, а потом мылись в Свислочи»: Вячеслав Иноземцев об «ИнЖесте», выступлении с «Лицедеями» и представлении в стиле Людовика XIV
<p><b>- В Минске с 27 августа по 1 сентября проходит Международный фестиваль пластических и танцтеатров «PlaStforma». Что вы подготовили для зрителей в 2021 году? </b></p>
<p>- Должен сразу признаться, что уже несколько лет я «зиц-председатель» фестиваля (<em>смеется</em>). Сейчас его делают мои ед<strong>и</strong>номышленники и ученики. За пять дней в рамках «Пластформы» покажут перфоманс от Ольги Скворцовой, спектакль «Душа» белорусского театра Quadro, постановку для детей Виктории Бальцер «Буся и неслышное эхо». Запланированы также видеопоказы австрийских хореографов. А 31 августа спектаклем «Х-Традиция - к Дну Рождения» Театр «ИнЖест» отметит свое 40-летие. В день закрытия фестиваля публику позовут на польско-белорусский проект SomeBody's home и ливанское представление «Under the Flesh/Под плотью». В Центре современного искусства будут бесплатные лекции, пройдут мастер-классы, в том числе и мой. Правда, регистрация на них уже закончилась, так как зрители проявили большой интерес. А вот билеты на спектакли все еще можно купить в кассах ДКЖ или в интернете bycard.</p>
<p><strong>- В этом году вы показываете и детский спектакль, хотя, помнится, как-то школьников привели в культпоход на ваш спектакль, и учительница была очень недовольна.</strong></p>
<p>- Это единичный случай был, недоразумение - все же то был спектакль для взрослых. Но сейчас совсем другая история. В фестивале впервые участвует детский коллектив из Гродно, они привозят пластический танцевальный спектакль «Буся и неслышное эхо». Но вообще я давно думал о том, что надо растить смену и даже придумал название детского фестиваля «Пластформочка». До детского фестиваля пока не доросли - но мы в этом направлении движемся. Надеемся, что зрители придут. А еще мы пригласили на него бесплатно детей из детского дома.</p>
<p><strong>В хулиганских 80-х у Дворца спорта бросались яйцами с гуашью</strong></p>
<p><strong>- Слава, мы знакомы еще с прошлого века. Помнишь, ты делал в нулевых для «Комсомолки» перформанс на выставке СМИ?</strong></p>
<p>- Да, конечно, помню. Иногда даже использую родившуюся тогда идею перформанса. Для моноспектакля «Кино» в райдере пишу, что мне нужно 50 килограммов старых газет. Я делаю из них гору макулатуры и прячусь под ней. Когда начинается спектакль, ворох газет вдруг начинает шевелиться... Красивое и простое решение, даже апокалиптичное. А Матвей Сабуров, который ездит на гастроли вместе со мной, делает музыкальное и видеосопровождение спектакля.</p>
<p><strong>- Наверное, сейчас на подобной выставке подобный перформанс просто не разрешили бы.</strong></p>
<p>- Наверное, да. Общество стало другим. Но в конце 80-х как мы только не хулиганили в творческом плане! Например, на официальном празднике города у Дворца спорта делали перформанс, который назывался «Сеанс яйцизма». Актеры в белых халатах занимали разные позы, а я, как художник, бросал в них яйца, которые мы предварительно заполняли разноцветной гуашью. Через некоторое время актеры начинали бунт, и яйца летели уже в меня. Дальше в ход шли торты, которые мы специально готовили из творожной массы, чтобы эффектней разлетались при попадании. А это веселое побоище заканчивалось тем, что мы, перепачканные краской, с криками «обнимемся, братья» двигались в сторону публики. Понятно, что зрители тут же разбегались. После перформанса мы шли мыться прямо в Свислочи - надо же было как-то домой возвращаться <em>(смеется)</em>.</p>
<p>Мы тогда назывались театр «Жест», база находилась напротив мясокомбината. А тогда модно было привязывать название театра к географической точке - например, Театр у Никитских ворот. И мы по аналогии писали на огромном желтом флаге «Жест», театр-студия у мясокомбината», размахивали им во время представлений.</p>
<p>Эта традиция средневековых карнавалов мне всегда очень нравилась. Но сейчас стало гораздо сложнее ее воплощать - общество более зажато. Мы по-прежнему делаем уличные спектакли, но это уже более гламурный вариант, если можно так сказать. Самый востребованный у нас - «Золотой век», хотя я не сказал бы, что это попса. Мы как-то играли его ночью в полнолуние в Ботаническом саду - это было сказочно, получилось представление в стиле Людовика XIV.</p>
<p><strong>- Почему не переезжаешь в Европу, если вы часто выступаете там?</strong></p>
<p>- Я никогда не рассматривал вариант, чтобы все бросить здесь и уехать. Хотя такие примеры перед глазами были - тот же Вячеслав Полунин, который стал продвигать себя сольно за границей, а «Лицедеи» остались в Питере... Я каждый год сажусь и рассылаю электронные письма с предложением о сотрудничестве. А ответ приходит, может быть, от четырех организаторов уличных фестивалей. Для того чтобы жить и работать в Европе, этого мало.</p>
<p><strong>Японцы узнали от белорусов о... японском танце буто</strong></p>
<p><strong>- Были времена, когда вы выступали с «Лицедеями» на одной сцене? </strong></p>
<p>- Скорее, мы выступали на сцене «Лицедеев», потому что они нас приглашали в Питер. Как-то даже участвовали в Конгрессе дураков, который «Лицедеи» проводили в свой юбилей. Помимо спектакля, мы были участниками масштабного перформанса. Люди за недешевые билеты приходили ко Дворцу молодежи, а парадные двери были закрыты. Вход с черного хода. И начинался квест. Пятнадцать человек из «ИнЖеста» сидели в пиджаках и галстуках с наклеенными бровями. Выдавали зрителям какие-то формуляры для заполнения, заставляли выполнять идиотские задания. Потом собирали формуляры и говорили: перепишите, неправильные чернила! Реакция у зрителей была разной - кто-то смеялся, а кто-то и истерил. Проходом на Конгресс дураков была прямоугольная печать, которую ставили на лоб - и все это за немалые для зрителей деньги.</p>
<p><strong>- Сейчас в Беларуси ты самый известный специалист по танцу буто, родина которого - Япония. А где вас лучше принимают - в Европе или Азии?</strong></p>
<p>- Мы дальше Казани и не доезжали, так что в Азии я не выступал. Хотя много раз приглашали участвовать в фестивалях в Японию. Но там расходы не оплачивали, а для нас это дорого. Интересно, кстати, что сами японцы о танце буто узнали через Европу. Они лишь слышали о каких-то сумасшедших, которые красятся белой краской и безобразничают <em>(улыбается)</em>. И только когда пришла информация о том, что буто вызвал фурор в Америке и Европе, в Японии тоже заинтересовались.</p>
<p>Но этот жанр искусства никогда не являлся коммерческим. У меня есть знакомые японцы, которые практикуют танец буто - один профессор психологии, другая занимается акупунктурой. Если жить только искусством, надо проводить платные мастер-классы. Это сейчас очень популярно в мире: открываешь в Берлине журнал, раздел «воркшопы» - например, йога, и можно найти 150 предложений на эту тему. И я тоже периодически преподаю.</p>
<p><strong>- У тебя своя студия в Минске?</strong></p>
<p>- Да, в труппу театра «ИнЖест» попадают сейчас только через студию. При этом я не гарантирую окладов и соцпакета, как в государственном театре - могу предложить лишь участие в наших уникальных спектаклях. Все это понимают, поэтому идут к нам для души, а деньги зарабатывают в другом месте.</p>
<p><strong>- Никогда не думал, что если бы 40 лет назад влился в труппу государственного театра, все могло быть значительно проще?</strong></p>
<p>- В самом начале, когда мы только нащупывали свой стиль - уже тогда я не мыслил себя вне рамок свободы. Хотя были предложения из ТЮЗа, Горьковского театра, но когда я прислушивался к себе, понимал, что нет, не хочу. Хотя как свободный режиссер ставил спектакли в этих театрах.</p>
<p><strong>В Польше устроили гонки в мусорных контейнерах</strong></p>
<p><strong>- Театр «ИнЖест» сейчас очень редко выступает. </strong></p>
<p>- Это правда, «ИнЖест» показывает спектакли очень редко, потому что выступления с трудом окупаются. Мне всегда хотелось работать большой труппой, а в нашем случае это возможно, только если гастролировать. Поэтому с 2015 года мы сфокусировались на уличных представлениях. Это востребованный формат в Европе, и у нас таких уличных спектаклей несколько. В Беларуси есть всего два фестиваля, где можно их показать - в Бресте и Витебске. А если взять ту же Польшу - там даже самый маленький городочек, который не сразу и на карте найдешь, имеет свой фестиваль уличных театров. Под него выделяется бюджет, проявляют интерес бизнес-структуры, пивные бренды и так далее. И примерно такая же ситуация по всей Европе.</p>
<p><strong>- В рамках «Славянского базара» проходит фестиваль уличных театров «На семи ветрах».</strong></p>
<p>- Мы там дважды показывали наш спектакль «Золотой век». И в 2019 году предлагали сыграть сразу три спектакля, но пришло приглашение от оргкомитета крутого фестиваля в Гданьске с очень хорошим гонораром. И в итоге мы выбрали Польшу. Там, кстати, показали спектакль «Трэш-поэма», который очень забавно появился в нашем репертуаре. Изначально нас просили сделать перформанс на тему «День без автомобиля». В итоге решили использовать для перформанса большие мусорные контейнеры на колесах. Сделали импровизацию, получилось очень эффектно. Так что в Гданьск уже отправили райдер с просьбой предоставить нам большие железные контейнеры для мусора. У нас актеры (а в какой-то момент в контейнер забирается шесть человек) в них ездят, сталкиваются, работает пиротехника. Пластиковый контейнер просто не выдержит.</p>
<p>ЧИТАТЬ ТАКЖЕ</p>
<p><a href="https://www.kp.by/daily/28322/4465389/" target="_blank">Дух войны, белорусские рыцари и виолончель: как всемирно известные металлисты сняли клип под Раковом и в заброшенных цехах завода Кирова</a></p>
<p>«Увидела актера и подумала: это же молодой папа!»: как снимают фильм о Мулявине под Минском и что думают о нем его дочь и музыканты «Песняров»</p>
<p><a href="https://www.kp.by/daily/28316/4458593/" target="_blank">Побывали на съемках байопика «За полчаса до весны» и увидели своими глазами, похожи ли актеры на легендарных музыкантов</a></p>