Как сложилась судьба «разбойницы» из «Снежной королевы»
Изначально театральная актриса, Эра Зиганшина дебютировала в кино с ролью маленькой разбойницы в сказке «Снежная королева». Дебют был однозначно успешным и прославил ее как киноактрису — зрителям полюбился экранный образ искренней, «плохой хорошей» девочки. Однако после этого артистка долгое время не снималась в фильмах. Куда же делась Зиганшина и вернулась ли она в кинематограф после?
Творческое начало
Эра родилась в Казани в 1944 году. Следуя моде тех лет, отец хотел назвать ее Воэрой («военной эрой»), но мать отговорила его. Женщина планировала назвать ребенка Луизой, но в итоге сошлись на имени Эра.
Девочка занималась пением, танцами, фотосъемкой, моделированием одежды и училась играть на скрипке. Со второго класса она была задействована в хоре музыкальной школы в некоторых постановках оперного театра. В старшей школе она решила стать актрисой: ее кумирами были Любовь Орлова и Изольда Извицкая. Родители-инженеры были категорически против выбора дочери и заперли ее в квартире.
Эре удалось сбежать в Москву, но она не прошла вступительные экзамены ни в одно из учебных заведений. Девочка не сдалась и на следующий год стала студенткой Театрального училища имени Щукина, вместе с Марианной Вертинской и Натальей Селезневой. Увидев выступление труппы ленинградского Большого драматического театра, руководителем студии которого был Георгий Товстоногов, Эра не смогла устоять.
Она забрала документы из «Щуки», переехала в Санкт-Петербург, чтобы учиться у него. Окончив его школу, начинающая артистка не попала в театральную труппу знаменитого мастера: Товстоногов объяснил отказ тем, что девушка обладает анархическим характером, а театр — это коллективный труд.
Но она не сдалась и в 1965 году поступила на службу в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. Она играла там Люси в «Трехгрошовой опере» в «Утиной охоте», а спустя несколько лет стала ведущей актрисой театра. Позже актриса участвовала в спектакле «Униженные и оскорбленные», который поставил Товстоногов.
Дебют в кино и нелюбовь
В 20 лет Зиганшина сыграла принцессу в телеспектакле «Двенадцать месяцев». Ее коллега Николай Боярский уговорил актрису прийти на «Ленфильм» на кастинг для съемок в «Снежной королеве». Однако выяснилось, что роль уже была утверждена, на что Эра, сдерживая слезы, заявила, что лучше нее никто не сыграет. Видимо, уверенность и характер актрисы понравились съемочной группе и через несколько дней ее пригласили на съемки без кинопроб.
Увидев работу Эры в кадре, участники съемок облегченно вздохнули: наконец, нашлась подходящая актриса. Кинолента получила множество наград на кинофестивалях и вошла в золотой фонд советского кинематографа. После ошеломляющего успеха в детской сказке Эре предлагали лишь однотипные роли девушек-хулиганок, от которых она отказывалась и в итоге перестала получать предложения о съемках. В ее фильмографии тех лет было лишь несколько работ: экранизация пьесы Максима Горького «Перед бурей», за роль в которой Зиганшина была награждена первой актерской премией в своей карьере.
Через несколько лет она сыграла добродушную Урсулу в музыкальной комедии «Небесные ласточки» в партнерстве с Андреем Мироновым и Людмилой Гурченко.
Сама Эра признавалась, что уже на съемках «Снежной королевы поняла», что кино не привлекло ее так, как театр, в котором она чувствовала отдачу от зрителей. Артистка говорила, что в кинематографе нет душевности и поддержки от коллег, которые она ощущала в театральной среде. В кино, по ее словам, каждый делает свое дело, повторяют дубль за дублем.
Актриса решила продолжить театральную карьеру: в 1970 году на один сезон переехала в Кишенев, где играла в Русском драматическом театре. Не получив от работы той отдачи, которую получала в «Ленкоме», она вернулась на родную сцену.
В ее жизни были и другие театры: «У Никитских ворот», московский ТЮЗ, Театр Романа Виктюка. Она является лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит-2008» за «Лучшую женскую роль в драматическом спектакле» за роль в постановке по книге Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».
Возвращение
Актрисе все же пришлось вернуться в кино в 1990-е годы: из-за нехватки денег, ведь на тот момент у нее было трое детей и второй брак. Режиссер Сергей Снежкин пригласил ее в социально-психологический триллер «Невозвращенец» о политических событиях 1991 года и развале Советского Союза. Также на ее счету роли в криминальных драмах «Агент национальной безопасности», «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей». В 2007 году ей удалось удачно воплотить образ зрелой женщины в драме Григория Никулина «Антонина обернулась».
С 2011 года артистка играет в Александринском театре, где дебютировала в спектакле Валерия Фокина «Литургия ZERO» по роману Федора Достоевского «Игрок». Эра утверждает, что сниматься в кино по-прежнему не любит и не чувствует камеру. Она как-то призналась в интервью порталу «Общественное телевидение России», что взаимной любви с кино у нее не случилось: «Я не полюбила [кино], но и кино в результате меня не полюбило. Мне не понравилось».
Подпишитесь на наш сайт, чтобы не пропустить самое интересное!