Уникальная выставка фолежных икон открылась в Спасо-Преображенском соборе Твери
Приходы.ру 11.11.2024. Выставка «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие» открылась на цокольном этаже Спасо-Преображенского кафедрального собора города Твери. Выставка создана руководством, преподавателями и студентами Российского государственного гуманитарного университета при участии Благотворительного фонда Тверской епархии по восстановлению порушенных святынь имени благоверного князя Михаила Тверского.
Проект, который реализует команда специалистов центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ и научно-издательского центра «Индрик», при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, является первым и единственным в своём роде в России как в части концепции, так и по составу экспонатов.
«Хотя иконы и выглядят очень просто, на самом деле в них заложена и душа, и таланты, и мастерство людей, а самое главное, вера. Перед этими иконами молились в самые тяжелейшие годы нашего XX века новомученики и исповедники – люди, которые верили и умели молиться совсем не так, как мы сегодня», – отметил, благословляя выставку, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Выставка продолжит свою работу до 31 января 2025 года. Как сообщает сайт Тверской митрополии, во дни работы выставки состоятся мастер-классы по обучению технике изготовления фолежной иконы, а также лекции для представителей музейного сообщества и краеведов, посвящённые проблеме музеефикации артефактов религиозного искусства и быта советской эпохи.
«Подокладные» или «фолежные» иконы – явление редкое и самобытное, оно зародилось в советские годы на волне гонений на церковь. Писаные лики или их фотографические отпечатки помещали в центр деревянного киота и, кроме фольги, украшали бумажными цветами, пропитанными парафином. В ход шли и другие подручные материалы – кора молодых лиственных деревьев, цветные лоскуты. В советское время в разных регионах страны сложились свои художественные традиции создания и украшения икон. Фольгу было сложно найти, поэтому за основу часто брали фольгированные упаковки от молочных продуктов, им придавали устойчивую и фигурную форму.
Цель выставочного проекта – в популяризации, экспонировании и спасении этого материального и культурного наследия в регионах России. Благодаря реализации проекта уникальные артефакты и локальные традиции советской эпохи будут выявляться и сохраняться на местах, привлекая туристов и открывая новые возможности для деятельности местных организаций – краеведческих, исторических, детских, церковных и др.