Вот такое кино!
Первый сеанс в "Мире" состоялся 30 марта 1960 года.
Надо же такому совпасть: в день шестидесятилетия левобережного кинотеатра "Мир" - когда-то самого передового в Магнитке по оснащению - в городе, как и во всей стране, коронавирус приостанавливает деятельность кинотеатров.
А ведь "Мир" унаследовал традиции и опыт первого звукового кинотеатра "Магнит", с него началась трудовая биография многих тружеников магнитогорского кинопроката и широкая дорога для работы популярных кинотеатров правобережья во второй половине ХХ века, воспитавших увлечённого зрителя и определивших успех цифрового кинопроката в городе в наши дни.
Напомним: минувшим летом Дом кино собрал ветеранов проката на празднование Дня российского кино, его столетия и пятидесятилетия кинотеатра "Современник", с которого и начался Дом кино. Это было не просто официальное торжество, как сказала одна из участниц встречи: "Отмечали бы российскому кино сто лет или нет - мы всё равно собрались: для нас важен юбилей "Современника". В тот день вспоминали доброе и горькофе, а главное - признавались в любви к киновселенной Магнитки, символами которой стали её кинотеатры, и прежде всего - "Современник".
"ММ" провёл блиц-интервью с работниками магнитогорского кинопроката о том, чем запомнились и чему научили годы работы тружеников проката.
Татьяна Мещерякова, киномеханик первой категории, отработала четверть века в кинотеатре имени А. М. Горького:
- Фильмы снимали на плёнку, части показывали последовательно, заправляя плёнку в аппарат. Я однажды перепутала части фильма: шестую и девятую - получается, при показе пропустила несколько частей и приблизила концовку, а это серьёзный брак. Спохватилась, когда часть уже заканчивалась - вместе с фильмом. В зале свист, инженер Сергей Щербинин вздыхает: иди, мол, разруливай. Вышла в зал, извинилась, предложила провести на следующий сеанс, если есть желающие. Публика смягчилась: уже после финала посмотрели пропущенные части - сюжет понятен, обошлось без бури. Совсем ошибку исключить нельзя - важно, как её исправляют. Больше такой путаницы не допускала.
Зинаида Васильева 40 лет отработала в кинотеатре "Мир", пройдя путь от киномеханика до инженера, на пенсии перешла контролёром в кинотеатр "Современник":
- У инженера было много работы: в "Мире" два зала, да ещё филиалы. Если весь день и вечер сеансы, ремонтом приходилось заниматься ночью. Я жила рядом с "Миром", так что часто случалось дневать и ночевать на работе.
Наталья Савина отработала в кинопрокате с 1966 года по 1996, была редактором по планированию, в нулевые десять лет служила контролёром в "Современнике":
- Система была огромная: мы обслуживали пятьсот установок, в том числе в шести сельских районах, клубах. К "Современнику", например, было "прикреплено" село Красненское. Помню, иностранные фильмы были нарасхват: присылали всего по три копии, и их передавали в кинотеатры по очереди. Первыми всегда показывали лидеры - "Современник", "Магнит", имени Горького и "Комсомолец". Вслед за ними копии получали Дворцы, клубы - профсоюзная киносеть. И всё это функционировало с утра до вечера ежедневно. Представляете, какие масштабы.
Наталья Гридякова сорок лет отслужила в киноотрасли, руководила киносетью в Уйском, Верхнеуральском районах - 38 киноустановок, кинотеатром имени А. М. Горького, с 1986 до закрытия - "Современником", где когда-то начинала киномехаником:
- В девяностые для спасения "Современника" пришлось пустить в фойе мебельный магазин. Помню, приехал на встречу со зрителями артист Василий Лановой. Встречаю его - слёзы на глазах: стыдно. Он: "Ты что, дочка! Я по стране езжу - и не такое вижу: кинотеатры выживают как могут. Они аренду вам платят? Ну и радуйся". Знаете, отлегло. Всё-таки небольшими шагами удавалось развиваться.
Однажды поехали с мужем в Карталы получать доставленный по железной дороге фильм "Титаник". Его всем присылали на английском, с титрами - а у нас на русском, в "цифре" - представляете, какой ажиотаж! Но это был период, когда бандиты под благовидным предлогом останавливали автомобили, убивали владельцев, присваивали их машины. И нас пытались затормозить на трассе в очень сомнительной ситуации. Мы проскочили, но страху натерпелись. А в Карталах таможня задержала наши яуфы - кинотару: что, мол, везёте, не террористы ли? Пока объяснялись, на сеанс опоздали на час, но никто из зрителей не ушёл с премьеры - все дождались.
Некоторое время были сеансы в ДКМ имени Серго Орджоникидзе. Но там не развернёшься: у них свои мероприятия, на кино - всего два сеанса в неделю. Ни один дистрибьютор не согласится работать с такой низкой нагрузкой. И всё же мало-помалу вводили новые технологии. В девяностые у нас открылся видеосалон, была стереоаппаратура - в очках смотрели фильмы.
После периода упадка в кинопрокате пришло время показывать кино по-настоящему. Виталий Старков (руководитель Дома кино - Прим. авт.) с Людмилой Дорманчевой (в разные годы - редактор магнитогорского кинопроката, начальник городских управлений культуры и информации и общественных связей - Прим. авт.) возили нас в Екатеринбург показать, что такое современное кино. А 8 марта 2002 года заново открыли "Современник" в новом формате - и даже недоверчивые увидели: всё получилось.
София Лойко двадцать два года отработала в кинотеатре "Спутник":
- У нас была высокая интенсивность работы: обслуживали филиалы на площадках молзавода, "холодильника", пивзавода, мясокомбината, мельзавода, РИСа, аглофабрики, школу № 43 - наши сеансы выполняли воспитательную, культурную задачи в коллективах. Работали с кинохроникой, на ура шли индийские фильмы. Нередко пенсионеры обращались за дешёвыми билетами, и по возможности шли навстречу: например, можно было оформить коллективный поход в кино с билетами по 20-25 копеек. До сих пор живу недалеко от бывшего "Спутника", но стараюсь мимо не ходить: больно - его больше не существует. А ведь он с пятьдесят восьмого несколько десятилетий был центром притяжения целого городского района.
Татьяна Фирстова, заведующая магнитогорским отделением областной конторы по прокату кинофильмов:
- Мы сохраняли плёнку, ремонтировали, по вторникам приглашали директоров кинотеатров на просмотр киноновинок. А после перестройки здание у нас забрали, переселили в подвал. Постепенно из полусотни работников осталось четверо. Спасибо, Старковы нас к себе забрали, наш опыт не растворился, был полезен.
Евгения Кучкина, мать троих детей:
- В "Комсомольце" я работала методистом, позднее стала кассиром в "Современнике", потом переквалифицировалась в тамаду - ещё с советских времён пробовала, потом стало специальностью. Из всей профессиональной биографии самым счастливым временем было, когда работала в кинотеатрах. Даже в девяностые, когда всё уже сыпалось, не хотела уходить. Помню, в "Современник" однажды поступил звонок: "Заложена бомба". Быстро всех эвакуировали. А контролёр Людмила Тарабухина осталась: говорит, чтобы ничего не украли. Это ведь героизм - выполнение профессионального долга даже в условиях, когда никто этого от тебя не ждёт.
Александр Звягинцев, профессиональный электрик, до перехода в "Современник", где отработал десять лет, трудился в Южуралэлектромонтаже:
- На весь кинотеатр со сложным электрохозяйством один электрик. А условия: то перебои с электроэнергией, то предохранители сгорели. Хорошим стимулом было понимание, что любой простой по причине неисправности электрики обошёлся бы в копеечку, так что прикладывал все силы, чтобы работало бесперебойно, обслуживалось вовремя. Случалось, и среди ночи вызывали, чтобы не сорвался ночной сеанс, а то и после сеанса - успеть провести ремонт к утреннему показу.
Многие из ветеранов городского кинопроката добрым словом вспоминают ушедших. В их числе - киноинженера Николая Буйнова: рассказывают, как он обслуживал плёночные аппараты - КП-23, -30,-75, затем "Эрнеман". "Жил киноаппаратурой, - рассказывают о нём, - вводил в строй и обслуживал первое в городе цифровое оборудование, 3D. Самородок, щепетильно на слух определял тональность, дважды в неделю проверял звук в кинотеатре - у нас всегда был лучший звук в области, ремонтировал, переделывал заводскую коммутацию, любил работать в ночь. С характером был, но мы его любили…"
История магнитогорского кинопроката подтверждает: он не раз возрождался после трудных времён. И напутствие Виталия Старкова в дни празднования пятидесятилетия "Современника" "Доживём до столетия кинотеатра" звучит не просто как пожелание, но как обещание новых встреч. Да, трудные времена пройдут - будем ждать новых киносеансов в Магнитке.