Казахи, марийцы, татары, русские… и даже индус и камерунцы! Народы Среднего Урала собрались на фестиваль в Ревде
Согласно последней переписи населения, в Свердловской области проживает порядка 160 народов: русские и татары, башкиры и марийцы, азербайджанцы и немцы, белорусы и армяне, чуваши и киргизы, мордва, удмурты, евреи и представители множества других национальностей. В 2008 году в честь всех народов нашего региона, для гордости, повышения самосознания, самоидентификации и признания каждого из них, губернатором был учрежден праздник народного творчества и национальных культур — День народов Среднего Урала. Раньше его отмечали в апреле, но в 2016-м перенесли на сентябрь — а точнее, первое воскресенье сентября. Но поскольку в первую субботу месяца Ревда всегда празднует День города, нынче у нас День народов Среднего Урала устроили на неделю раньше.
Как и много лет подряд, праздник в Еланском парке организовали Центр по работе с молодежью при поддержке мэрии и Центра национальных культур при библиотеке №2 (удачно расположенной совсем рядом с площадкой). И также по устоявшейся традиции, День народов Среднего Урала объединили с фестивалем мастерских народного творчества «Гора самоцветов».
Здесь действительно было, на что посмотреть и чем заняться сегодня, 27 августа. Например, самому отчеканить себе монетку, такую же, какие были у Средневековых викингов. Слепить осьминога из глины. Испечь блинчики. Сшить куколку. Поиграть в кольцеброс. Пройти на ходулях. Ну или просто познакомиться с бытом, украшениями, нарядами и угощениями самых разных народов. Не только Среднего Урала!
Всеобщее внимание привлекло индийское подворье: палатка с благовониями, маслами, сладостями, книгами и талисманами. Екатерина, Ашиш и Марина приехали из Екатеринбурга.
— Мы часто бываем в разных городах, недавно были в Ирбите, в Черноисточинске, — рассказывают ребята.
— Мы здесь сегодня, чтобы рассказать вам о нашей культуре, ведь Россия всегда хорошо дружила с Индией, индусы всегда считали и считают, что русские — наши друзья, — говорит Ашиш.
Он смеется, когда я рассказываю, что Индия для большинства из нас — это танцы по любому поводу. Его страна бережет традиции, сохраняет свою историю, чем он, как чистокровный индус, очень гордится.
На фестивале он работал на самодельном станке по чеканке монет.
— Это копия монет, которые находили в Скандинавии в эпоху викингов в XI-XII веках, — рассказывает Сергей.
С 36-летней мамой двоих детей Еленой Свидерской вы могли познакомиться в публикациях городских СМИ. Она мастерит кукол из самозатвердевающего пластика, ткани, натуральной кожи: на одну куколку уходит до двух недель. Елена в декретном отпуске, где собственно и начала изучать свое мастерство. Куклы коллекционные, но ими можно и играть, они гибкие, мягкие. И очень симпатичные! Елена продает свои игрушки онлайн по всей стране и даже за рубеж — сейчас, правда, из-за всем известных событий заграничный рынок временно остановился.
Товар этот, конечно, не повседневного спроса: куколка стоит около 15 000 рублей. В цену заложены и работа, и материалы: одна тафта для большой куклы обошлась ей в 3700 рублей.
Еще одна мастерица, Анжелика Кузьменко из Ревды, уже пять лет изготовляет изделия из овечьей шерсти. Ее вдохновляют собственный кот и две собаки: говорит, котики «такие разнообразные, их интересно валять».
Анжелика состоит в клубе рукодельниц и изготавливает свои изделия на заказ.
Единственную юрту в этом году поставили для башкирского подворья.
— Тут вопрос самоидентификации, некоторые живут, знают, что они башкиры, но не вникают в свою историю. А мы знакомимся, и человек узнает больше о своей родной культуре, истории, — объясняет Руслан.
Он работает методистом в башкирском историко-культурном центре. А Сумгуль — директор магазина косметики. А Филюс — инженер по охране труда. На сцене они не выступают, но народные сценические стилизованные костюмы смотрятся на них великолепно. Они говорят, что часто бывают в Башкирии в гостях у родных и ни разу не замечали, чтобы башкиры и русские конфликтовали между собой.
— По статистике казахов в Свердловской области 4200 человек, — делится Бакыт Сериковна. — Какой он, Казахстан? Очень гостеприимный. Если приходит гость, его сначала накормят, а потом уж расспросят, зачем пришел.
Об этом сказано и в казахских сказках, где главными героями выступают жадный Бай и смелый, ловкий и хитрый Алдар-косе: сначала герои всегда угощаются вареным мясом в юрте, а потом говорят о делах. Книжку сказок, сундук невесты, тюбетейки — все это можно было увидеть на столе с флагом Казахстана.
— Монисто играет роль оберегов, а еще раньше же кормящие женщины не закрывали грудь одеждой, а монисто помогало им в этом, — рассказывает она.
Ну и конечно, на празднике не обошлось без народного татарского ансамбля «Дуслык». Артисты спели, а солистка Фаузина Гаянова рассказала, что всю сознательную жизнь, с 1983 года, живет в Ревде, обожает этот тихий уютный город, где так дружно сосуществуют разные народы. Она сохраняет традиции своего народа дома: готовит всё — манты, чак-чак, кыстыбый, бэлеши, праздничный пирог губадию, и все, что любит ее семья.
— Мне 58, а я себя чувствую на 45, хотя у меня уже пять внучек! — улыбается Фаузина.
На протяжении трех часов, с полудня, в Еланском давали концерт с песнями, танцами, играми. Своими талантами зрителей радовали и «Веснушки» из ЦДО, и хор «Уральская рябинушка», и исполнительницы индийских танцев из Екатеринбурга — всех щедро одаривали аплодисментами. Организаторы потом уже подчеркнули, что праздник явно удался: еще и потому, что впервые торговые ряды и мастерские растянулись на весь парк. И без развлечения не остался никто.