Денис Давыдов. «Я каюсь! Я гусар...»
Денис Давыдов. «Я каюсь! Я гусар...»
Имя этого гусара, как, наверное, и положено гусару, овеяно легендами и мифами, часть из которых он, возможно, придумал сам, остальное же было придумано другими и порою в другие времена.
Вряд ли кто из них питал злой умысел, но и так яркая биография героя 1812 года буквально требовала легендарных подробностей. А со временем стало трудно отделить правду от вымысла, но мы постараемся. Хотя, конечно, говорить о Денисе Давыдове, родившемся 27 июля 1784 года, хочется эмоционально и красочно.
Мальчика, появившегося на свет в семье бригадира Полтавского легкоконного полка Василия Давыдова, служившего под командованием Суворова, и дочери харьковского генерал-губернатора Щербинина, нарекли Денисом — в честь деда. Основателем этого славного дворянского рода считается мурза Минчак, называвший себя потомком Чингисхана.
С детства Денис видел военную службу и мечтал о военной карьере. Глядя на солдат отца, он маршировал, отдавал себе приказы и выполнял их. Но возникала загвоздка: он был невысоким и щуплым — а это совсем не козыри в таком деле. Но однажды Давыдовых посетил сам Александр Васильевич Суворов. Познакомившись с мальчуганом, он предрёк ему славное военное будущее.
Но пока события развивались по другому сценарию. Севший на трон император Павел начал ревизии всех полков, и у Давыдова-старшего обнаружилась крупная недостача. Ему пришлось продать поместье, и только спустя некоторое время семья приобрела новое имение — деревню Бородино...
Как только Денису исполнилось 17, он был определён на почётную службу в кавалергардский полк, но изначально не пришёлся по душе офицеру. Однако острый ум и обаяние Давыдова сыграли свою роль: через полгода он становится эстандарт-юнкером, а ещё через год — корнетом.
В это же время Денис начинает свою творческую деятельность. Его стихи — это быт офицеров, их внутренний мир, частые пирушки и постоянная готовность вскочить в седло и отправиться на войну.
Впервые в литературе он использует профессиональные термины: так широкий читатель узнаёт названия гусарской одежды, различных предметов, связанных с военным бытом.
Его стихотворное творчество оценили сослуживцы, но не начальство. Поэтому Давыдова быстренько перевели в Белорусский гусарский полк — обычно так поступали с теми, кто очень сильно проштрафился.
Однако Денис Васильевич этот перевод не воспринял как наказание. Наоборот, ему в гусарах очень понравилось. Да к тому же и стихи его соответствовали именно такой жизни.
Образ вояки, созданный им в стихах, полюбился не только однополчанам. Давыдова читали и в великосветских салонах, часто ассоциируя его героя с ним самим. Так, вероятно, и начали рождаться первые легенды об удалом гусаре.
Первый военный опыт Денис Васильевич получил, став адъютантом Багратиона. Он прошёл всю кампанию 1807 года, за сражения в которой отмечен пятью боевыми наградами и золотой саблей. Затем он воевал со шведами, турками, но главная слава ожидала Давыдова на полях сражений Отечественной войны 1812 года.
Денис Васильевич командовал гусарским полком, и перед решающей битвой — Бородинской — предложил Багратиону идею партизанской войны. Правда, некоторые историки утверждают, что Давыдов лишь развил то, что до него придумал Барклай-де-Толли, увидев, как его дом по доскам разбирают на укрепление оборонительных батарей.
Как бы там ни было, план одобрил Кутузов. И уже вскоре гусары и казаки под командованием Давыдова громили мародёров и отставшие от основных частей французские отряды. А уже в 14-м году он ехал по Парижу в чине генерал-майора.
В личной жизни бравому гусару поначалу не очень везло. Но друзья познакомили его с Софьей Чирковой, с которой они обвенчались и родили девятерых детей.
Денис Давыдов скоропостижно умер, не дожив буквально пары месяцев до своего 55-летия. В народной памяти он остался не только удалым гусаром, героем войны, но и поэтом-новатором, оказавшим влияние на творчество А.С.Пушкина.
=0=0=
Василий Шукшин: родом из детства
25 июля вся наша необъятная страна с размахом праздновала 90-летний юбилей человека-легенды, человека-эпохи минувшего столетия — писателя, сценариста, режиссёра и актёра Василия Шукшина. К сожалению, сам он не дожил до этой даты, уйдя из жизни молодым и полным планов на будущее — в 45 лет.
Василий Макарович родился в деревне в Алтайском крае. Его родители были крестьянами, но даже вступление в колхоз во время коллективизации не спасло семью от репрессий. Отца арестовали и расстреляли, а мать осталась с двумя детьми на руках — старшим Василием, которому было четыре года, и младшей Натальей.
Поэтому женщину никто не осудил, когда она вышла замуж во второй раз. Его отчим оказался добрейшей души человеком, который заботился и о жене, и её детях, как о своих. Но и этому браку не суждено было продлиться долго: началась Великая Отечественная, и отчима призвали на фронт. А в 1942 году пришла похоронка...
В 13 лет Василий осознал, что значит быть старшим в семье. Он был очень серьёзен, требователен к себе и другим. А в 15 он влюбился — в соседскую девчонку Машу Шумскую, которая впоследствии станет его первой женой.
О детстве Шукшин вспоминал часто, описывая его в своих рассказах. Среди автобиографичных — рассказы «Гоголь и Райка», «Чужие», «Жатва», «Дядя Ермолай» и другие. В них — жизнь деревенского мальчишки, тяжёлый труд и походы по ягоды, вечная усталость и весёлая рыбалка.
В школе Василий учился из рук вон плохо, но при этом очень любил читать. Эту страсть к классике привила ему эвакуированная из Питера учительница. Окончив школу, Шукшин продолжил учёбу в автотехникуме, но его пришлось бросить и устроиться на работу, чтобы прокормить семью.
Трест, в котором он работал, направил паренька на завод сначала в Калугу, а затем во Владимир. В 1949 году Шукшина призвали в армию, отправив на Черноморский флот. Именно здесь он начинает писать рассказы, а потом читает их своим сослуживцам, создаёт драмкружок. Но здесь же у него обнаруживается и болезнь, которая станет в итоге роковой, — язва желудка.
Шукшина комиссуют, и он возвращается на малую родину. Берётся за учёбу и даже становится учителем, а затем и директором сельской школы. А потом вдруг решает поступать во ВГИК.
В гимнастёрке и брюках-клёш он приходит на экзамены, где из толстой тетради, исписанной мелким почерком, читает свои рассказы. Впечатление, он, безусловно, произвёл, но педагоги не решались принять Шукшина из-за его непредсказуемого характера. И тогда его взял под своё крыло Михаил Ромм.
Конечно, говоря о Шукшине, нельзя не коснуться его личной жизни. Он любил женщин, и они отвечали ему взаимностью. Поэтому после Марии Шумской он был женат на Виктории Сафроновой, которая родила ему дочь, затем на Лидии Александровой. И только на съёмках картины «Какое оно, море?» познакомился с Лидией Федосеевой. Это была настоящая любовь: они понимали друг друга и не могли наговориться. В их браке родились две дочери — Мария и Ольга.
60-е и 70-е годы прошли в СССР под знаком Шукшина. Они пишет рассказы, снимает фильмы, в которых часто сам и играет. Его темы, забавные и трогательные, понятны всем, ведь всё его творчество о простых людях и их непростых характерах и душевных переживаниях.
Картины «Печки-лавочки», «Калина красная», где он выступает режиссёром, становятся классикой советского кино. А роль в фильме С. Бондарчука «Они сражались за Родину» оказывается для Шукшина последней — финальные эпизоды за него доигрывает другой актёр. Обострившаяся язва привела к трагедии.
Но последний бой со смертью Шукшин не проиграл: его произведения бессмертны, что доказывают награды, которыми они отмечены. Сам же Василий Макарович за совокупность творчества посмертно был награждён Ленинской премией.
=0=0=
«Крутой детектив» на смену дедуктивному методу
История детективного жанра берёт начало в древнейшие времена. Достаточно вспомнить древнеегипетскую сказку «Правда и кривда», в которой герой восстанавливает честь невинного осужденного отца и находит настоящего преступник, или трагедию «Царь Эдип», где главный персонаж тщательно расследует убийство своего предшественника. Но основателем современного детектива приятно считать Эдгара По. Почти что за два века этот жанр не потерял актуальности и пользуется популярностью до сих пор.
Однако время не стоит на месте и вносит свои коррективы даже в литературные жанры. Вот и детектив, следуя веяниям и тенденциям, разделяется на несколько видов, среди которых и «крутой детектив», одним из основателей которого является Рэймонд Чандлер, родившийся 23 июля 1888 года.
Хоть и родился он в Чикаго, детство и юность писателя прошли в Англии, куда мать вместе с ним сбежала от мужа-алкоголика. Здесь он окончил школу и колледж, получил гражданство, даже нашёл первую работу, а потом вернулся в США. Тут он перебивался с хлеба на воду, но началась Первая мировая война. Рэмойнд сражался во Франции, а вернувшись в Америку, женился, устроился в нефтяную компанию, где дорос до вице-президента, но был уволен за пьянство.
Типичный представитель «потерянного поколения», как и некоторые его товарищи, решил взяться за перо. Поначалу это были короткие рассказы и сценарии, позволявшие заработать на пропитание, а после Чандлер освоил и крупные формы — романы принесли ему мировой успех.
Но он не пошёл по следам предшественников, посчитав «интеллектуальный детектив» пережитком прошлого. Время диктовало активные действия, а характеры, внутренние переживания отходили на второй план.
Сыщик в «крутом детективе» — не гениальный мега-мозг, который раскрывает загадочное убийство, не выходя из дома. Наоборот, он оказывается на улицах большого города, где царят ложь, насилие, коррупция.
В романах «Высокое окно», «Долгое прощание», «Прощай, красавица», «Глубокий сон» и других действует частный сыщик Филип Марлоу, который не является гением расследования, порою ошибается в людях, но настойчивости его и желанию докопаться до истины может позавидовать любой литературный предшественник.
Марлоу, как и автор, понимает, что в обществе справедливость недостижима, но пытается её установить хотя бы для отдельно взятого человека.
Творческое наследие Рэймонда Чандлера невелико — 27 рассказов и 7 романов. Но за рамки детектива он не выходил никогда, стремясь поднять низкий, как тогда считалось, жанр на высоту литературного Олимпа.
И это ему удалось: всё больше голосов звучат в пользу того, чтобы его произведения включить в мировую литературу. А Сомерсет Моэм даже был уверен, что у Чандлера вряд ли появится достойный соперник на ниве детектива, во всяком случае, в ближайшем будущем…
=0=0=
Слово не воробей: ловите, пока не вылетело
Народная поговорка «встречают по одёжке, а провожают по уму» тысячи раз доказывала свою актуальность. Но как распознать ум, если на общение с человеком есть несколько минут? Тут не до философских глубин и построения различных теорий мирового масштаба. Но на что тогда нам устная речь? Ведь именно по ней можно определить образованность человека, его культуру и знание хотя бы родного языка.
И здесь важны не только словарный запас, правильное смысловое употребление слов, но и само произношение, на которое многие зачастую не обращают внимания. А напрасно, ведь именно оно в первую очередь выдаёт в вас человека необразованного. Поэтому предлагаем вашему вниманию своеобразный рейтинг речевых ошибок, которые могут позорным пятном лечь на вашу биографию.
1. С кавээновской сцены ещё в начале 2000-х прозвучала шутка: «Да, мы иногда «звóним», а не «звони́м», но ведь дозваниваемся!» Поверьте, это не повод ставить ударение в этом слове на первый слог! Глагол «звонить» относится к группе с неподвижным ударением, поэтому во всех его формах ударение падает на последний слог. Но этого правила не знают тысячи наших сограждан, поэтому «звóнит» является лидером рейтинга.
2. Порою создаётся впечатление, что для некоторых людей слово «их» не передаёт всего богатства оттенков, которые они хотели бы выразить. Поэтому в речи часто появляются «ихний», «ейный», «евонный». Но все эти варианты — просторечья, порою диалектизмы. И в литературной нейтральной речи они недопустимы.
3. «Ложи на место» и «поклади в тарелку». Классика жанра! Запомнить правильное употребление корней -ЛОЖ- и -КЛАД- поможет простое правило. Корень –ЛОЖ- обычно употребляется с приставкой, и глагол отвечает на вопрос совершенного вида. Бесприставочное употребление допустимо лишь в возвратной форме глагола — ЛОЖиться. Корень -КЛАД-, наоборот, употребляется в глаголах несовершенного вида. Поэтому правильно: «положи на место» и «клади в тарелку».
4. Контролёры в общественном транспорте зачастую вообще уникумы, потому что им «плóтят» за проезд. То есть они умудряются исказить даже ударную гласную! Это же начальная школа: проверочное слово «плáта», а потому и «плати́ть», и «плáтят»!
5. Множественное число слова «договор», да, собственно, и других слов, пришедших из узкоспециальной речи. Например, у Высоцкого можно встретить: «Мы говорим не ветры, а ветра…» Вот и «договорá» — это чиновничий канцеляризм. В литературной речи мы употребляем слово «договóры».
6. Склонение числительных — вопрос действительно сложный, так как единого образца не существует. Поэтому даже от дикторов центральных каналов можно услышать «в двухтысячнопятом году» или «полтораста машинам». Поэтому, чтобы не выглядеть невеждой, лучше повторить правила.
7. «Ты сделал это более лучше». «Лучше» — это и так сравнительная степень качественного прилагательного «хорошо». В данном случае «более» — избыточное дополнение, пришедшее с непаханых полей Интернета. Кстати, превосходная степень не «лучшее», а «лучше всех».
8. Слова «эспрессо» и «эскалатор» не имеют отношения ни к чему бывшему, поэтому не стоит искать в них приставку «экс-». Эти слова заимствованы из других языков, и их написание и произношение необходимо запомнить.
9. Ещё один классический сюжет «надеть — одеть». Тут вообще всё просто — проверять употребление слова нужно антонимом: надеть — снять, одеть — раздеть. Поэтому «я надену (сниму) шляпу», «я одену (раздену) куклу».
10. В слове «тóрты», как и в любой другой форме этого слова, ударение падает на «о» в первом слоге. Других вариантов в литературной речи не существует.
В этом рейтинге мы рассказали лишь о наиболее часто встречающихся ошибках в устной речи. Но, поверьте, наш смекалистый и самобытный, но не всегда грамотный народ ими не ограничивается. Если у вас есть свои примеры «нестандартного» употребления каких-либо слов, пишите, и мы их обсудим.
=0=0=
История страшного преступления в пересказе Лейлы Слимани отправляется на широкий экран
Иногда, когда читаешь новости, волосы на голове встают дыбом, а мурашки бегут по телу. Во всех уголках света время от времени случаются ужасные истории. И никто не может понять, как такое могло произойти. Что толкнуло человека совершить преступление? Как окружающие не заметили, что ситуация вышла из-под контроля и развивается в опасном направлении? Постфактум следователи, психологи, обыватели пытаются докопаться до причин и определить поэтапно следствия, чтобы иметь шанс предотвратить трагедии в будущем. И, конечно, не остаются в стороне литературы и кинематографисты.
Примером книги, написанной под воздействием страшных новостей, можно назвать произведение марокканской писательницы Лейлы Слимани, которое стало мировым бестселлером. Речь идет о романе "Идеальная няня" (оригинальное название в переводе с французского "Сладкая песня"). Он был настолько хорошо встречен читателями и критиками, что сделал свою создательницу первой в истории женщиной из Марокко, получившей престижную Гонкуровскую премию.
В основу сюжета легла трагедия, имевшая место в США в 2012 году. Тогда няня убила сразу двух своих подопечных. Подобные истории происходили неоднократно в других городах и странах. В частности, в наших новостях также имели место кровавые сообщения о невероятных злодеяниях.
Слимани попыталась создать книгу не просто опираясь на известные следствию факты, просочившиеся в прессу. Она подошла к вопросу, как психолог. Цель автора - выяснить, что стало толчком, побудившим совершить бесчеловечное деяние. Она интересовалась причинами и следствиями, рассматривала социальные аспекты и личные качества своей героини и тех, кто находился с ней рядом. События писательница перенесла из Нового света в Старый. Отличительной чертой романа можно назвать стихийно нарастающее напряжение. Оно велико буквально с первых строк. И даже когда события еще не закрутились на полную мощь, читатель не может отделаться от предчувствия скорой беды. Оно буквально витает в воздухе, щекоча нервы и вызывая мурашки на коже.
На днях в сети появилась информация о том, что в скором будущем творение Слимани перекочует на экраны и станет предостережением для тех, кто смотрит на мир равнодушным взглядом, не обращая внимания на драмы, разворачивающиеся вокруг. Права выкупила культовая кинокомпания «Legendary Entertainment». Ее силами уже были созданы такие блокбастеры как "Годзилла", "Парк Юрского периода" и многие другие кинохиты.
Сценаристы из «Pan-Européenne» будут заниматься адаптацией литературного произведения. А продюсирование возьмут в свои руки специалисты из «Why Not serving». Известно также, что курировать процесс подготовки и последующей съемки будет Дебора Кауфман. Многим хотелось бы узнать, кто исполнит главные роли. Ответа пока нет. На данный момент кастинги не проводились. Информации о дате релиза также не выкладывалось в сеть.
Можно не сомневаться, что найдется немало людей, которые решат посмотреть "Идеальную няню". Более того, большинство зрителей наверняка оценят сюжет правильно и воспримут как предостережение. Но не получится ли так, что попав на широкий экран, ужасная история из жизни подтолкнет других, склонных к насилию людей, к действию? Недаром ведь психологи бьют тревогу, стараясь привлечь внимание СМИ к тому факту, что освещая кровавые происшествия и подогревая к ним интерес со стороны массовой аудитории, они зарождают опасные мысли в головах эмоционально лабильных индивидов.
=0=0=
Борис Джонсон спасает мир?
Эксцентричный политик, который рассекает по Лондону на велосипеде с вечно растрёпанными волосами, был мэром этого города, министром иностранных дел, а теперь избран премьер-министром Великобритании, по сути, первым человеком в стране. Но не будем вдаваться в политические перипетии биографии этой неординарной личности, а поговорим о его литературной деятельности.
Да, на этом поприще Борис Джонсон также отметился, став журналистом после окончания Оксфордского университета. Он работал в «Дэйли Телеграф», был заместителем главреда, политическим обозревателем, сотрудничал с Би-Би-Си, редактировал британский еженедельник «Спектэйтор».
Его статьи и колонки пользовались популярностью у британского читателя, у изданий вырастал тираж. Джонсон даже получил несколько престижных наград в области журналистики.
Но ещё оригинальный политик известен и как автор книг. В 2008 году вышел сборник его статей «Мне есть что вам сказать». В нём собраны лучшие материалы Бориса на самые разные темы, из которых читатель почерпнёт много нового и интересного об Англии — о традициях этой страны, интригах в парламенте, подоплёке многих событий, происходящих в мире. И всё это проникнуто неординарностью взглядов и тонким английским юмором.
В сочно написанной биографии самого знаменитого английского политика «Фактор Черчилля» Джонсон развеивает мифы и заблуждения, исследуя, в чём же исключительность этой персоны. Он говорит об удивительном красноречии Черчилля, его таланте как стратега, и даже делает смелое предположение, что если бы не Уинстон, Гитлер завоевал бы всю Европу.
В книге «С мечтой о Риме» Джонсон пытается найти ответ на вопрос, как столетиями империи удавалось сплачивать вокруг себя народы и как лидеры других государств, пытаясь повторить римский опыт, терпели фиаско. Произведение получилось настолько удачным, что Би-Би-Си сняла по нему документальный сериал.
Но его литературным дебютом равно как и первым художественным произведением стала сатирическая повесть «72 девственницы». Её сюжет строится на ошибках персонажей и случайном стечении обстоятельств. В центре — американский президент, обращающийся с речью к британским парламентариям, который и становится целью террористов. Их не смущает беспрецедентная охрана, организованная и Секретной службой США, и Скотланд-Ярдом. Используя машину «скорой помощи» в качестве троянского коня, террористы хотят проникнуть в Вестминстер-холл, но не находят поблизости парковочного места. И тут на сцене появляется растрёпанный политик-велосипедист, который спутывает преступникам все карты...
Образ его весьма узнаваем. В роли спасителя мира Борис Джонсон видит именно себя. Что ж, теперь в качестве премьер-министра у него есть шанс попытаться разрулить сложившуюся в мире нестабильную ситуацию. Но пока он увлечён новым проектом — созданием книги об Уильяме Шекспире, которую обещает выпустить в 2020 году.