«Картины не любят сидеть дома и пылиться»: интервью с Хулхачи Кикеевым
В мае 2021 года открылась выставка «Линия, Цвет, Форма». Редакция РИА Калмыкия не осталась в стороне и решила осветить ее. На стенах, среди узнаваемых пейзажей города в глаза корреспондентке бросились две картины — «Мау» и «Сыр». Ей показалось, что они хотели ей что-то сказать. Особенно «Сыр». Она отправилась искать автора, и познакомилась с Хулхачи Кикеевым, потомственным художником и героем первой в 2022 году обложки семейной газеты «Байрта». Они поговорили о разнице между старой и новой школой, роли творца и о том, что делать, если тебе тесно в Калмыкии.
Интервью опубликовано в январском номере семейной газеты «Байрта». Приобрести свежий номер можно в Доме печати по адресу: Элиста, ул.Ленина, 243.
Автор: Наталья Лузганова
Я слышала, что ты потомственный художник. Можешь рассказать подробнее?
Все началось с прабабушки, Емчигировой Пелагеи Ивановны. Она была первой художницей Калмыкии. Её дочь вышла замуж за Очира Кикеева — заслуженного художника СССР. Мой отец ювелир. Есть еще две тёти: одна живет в США, она художница, другая — Баира Лялина, она старается увековечить память о предках.
Как ты начал рисовать?
Рисую сколько себя помню. Но только недавно понял, с наставления отца, что это дело всей жизни. До этого у меня не было никакой цели, я просто жил.
Обычно родители скептически относятся к творческим увлечениям детей — говорят, что этим денег не заработаешь, что это несерьезно, а у тебя совсем по-другому вышло.
Согласен. Думаю, проблема молодежи в том, что они не могут реализовать себя. Много творческих людей, а может в моем окружении их много, которые не посвятили себя этой стезе из-за переживаний о будущем: «Я ничего не добьюсь, как я себя прокормлю». Отчасти они правы, но, думаю, если этим заниматься, то исключительно погрузившись полностью. Тогда все получится, если осознанно идешь к цели.
Для таких ребят что должно быть важнее — талант или дисциплина и упорство?
Все решает усердный труд и опыт. Даже если в тебе много таланта, но ты не будешь его развивать, то ты так и останешься на том же месте.
Многие люди занимаются творчеством, потому что у них внутри есть какая-то, условно назовем, боль, которую они пытаются таким образом выплеснуть, проговорить. Это может к тебе относиться или ты просто чувствуешь, что хочешь поделиться с миром своим взглядом?
Каждому творческому человеку есть о чём рассказать, в любом случае. Мне есть что сказать, и было что говорить.
У тебя очень экспрессивные работы, что влияет на это?
Есть приторные работы, которые написаны без души, почти автоматически. Это сразу видно даже невооруженным глазом, глазом далёкого от искусства человека. Он посмотрит и скажет: «Ничего особенного», даже если картина красивая». А есть работы, в которых качество беспонтовое, но ты все равно чувствуешь их мощь. Если ты это почувствовал, то она тебе запомнится.
Содержание важнее формы?
Это верно, в любом случае должна быть база, какой-то фундамент. Чтобы писать свое, ты должен знать азы. Академический рисунок, академическая живопись — любой художник должен это уметь.
В колледже ты учишься декоративно-прикладному искусству, в будущем ты будешь ювелиром. Как ты к этому пришёл?
Это очень мобильная специальность. У нас в колледже есть живописцы и дизайнеры. А ювелир — и то, и другое. Это плюс направления.
С каким материалом тебе нравится работать больше всего?
Мне больше нравится живопись. Думаю, из-за того, что быстрее виден прогресс. Те, кто как-то связан с моим творчеством, видят его и то, кем я могу стать в этой области. С ювелиркой сложнее. В металле не преподнести то, что чувствуешь, но может, это моя неопытность.
Чем лаконичнее и сдержаннее форма, тем сложнее ею что-то сказать и передать все оттенки и смыслы?
Ну да, сейчас в моде минимализм. Можно даже не вкладывать никакого смысла, сделать минималистичное изделие, все скажут «Вау», и начнут приплетать что-то свое — все зависит от видения зрителя. Думаю, это тесно связано с психологическим тестом Роршаха. Каждый видит что-то свое.
Какие тебе стили нравятся в ювелирке?
Я сейчас учусь и стараюсь все сделать минималистичным, приплести потом какие-то смыслы, но преподаватель говорит, так не пойдет (смеется). У меня хороший наставник: всегда требует большего, а я парень не особо трудолюбивый. Такие учителя классные. Их, может, не все любят, но если они требуют большего, значит они видят, что ты можешь больше.
Что думаешь о картинах, где изображают мемы?
Картины с мемами мне нравятся, это весело. Но это как-то без души.
Мне кажется, многие твои работы довольно ироничные. Не могу объяснить, но я это так чувствую.
Здорово, что ты так чувствуешь. Были ситуации, когда приходила шальная мысль, которую я потом вспоминал и воплощал в жизнь. Ты понимаешь, что это важно и интересно, потому что есть люди, которые тоже с этим сталкивались. Возможно, они найдут что-то свое или эта работа пробудит у них какие-то чувства, а может и ностальгию или затронет социальные проблемы. В дальнейшем, освещение может стать более масштабным, с проблемами начнут что-то делать.
Ты чувствуешь разницу между тем искусством, которое было в Калмыкии раньше, старой школой, и теми, кто сейчас вместе с тобой растут как творцы? Может разница в подходе или обосновании того, зачем и почему они это делают?
Разница колоссальная. Просто сейчас в моде что-то написать и придать этому какой-то смысл. Людей привлекает не качество исполнения, а то, что заложено. Но я считаю, важно качество работы. Все же у картин, которые хотят, чтобы зритель сам придумал смысл, есть право на существование.
То есть искусство должно быть дружелюбнее к своему зрителю? У современного искусства очень высокий порог входа, мало кому удастся разобраться в нем без разъяснений куратора.
Да, именно. Это все делается исключительно ради зрителя.
А что скажешь о старых художниках?
У них все более визуально, все понятно. Они придерживаются того, что надо не говорить, а показывать.
Старая школа с вами как-то коммуницирует? Есть обмен опытом?
Конечно. В прошлом году меня взяли кандидатом в Союз художников России. Крутые художники, наши калмыцкие, они нас поощряют. Я думаю, они хотят появления молодого поколения художников. Я понял так, что художественное наследие Калмыкии гибнет. Я считаю, в большей степени из-за качества исполнения. И все равно мы растем, не сидим на месте.
Что думаешь о художественной жизни в Калмыкии? В прошлом году было много выставок, где были и твои работы.
Главное знать, чего хочешь. Я поставил себе цель, но если расскажу — не сбудется (смеется). Потихоньку её добиваюсь. Художественная жизнь есть тогда, когда есть выставки. Картины не любят сидеть дома и пылиться. Им нужны залы. Картинам нужны музеи, картинам нужен покупатель.
Как думаешь, молодым художникам тесно в республике или это зависит от восприятия?
Я думаю, большинство художников, особенно молодых, пока не заявили о себе. Они где-то ходят и не реализуются: кто-то еще слишком молод, кто-то рисует диджитал, пишет всякие скетчи. Но даже это хорошо. Стоит только заявить о себе, понять что у тебя получается. А если получается — так занимайся этим, развивай навык.