Мощный талант рисовальщика
В картинной галерее открыли выставку "Память творческого чувства" (+16).
Экспозиция живописи и графики посвящена 90-летию со дня рождения магнитогорского художника Вениамина Захарова-Холмского. В зале представлены работы, хранящиеся в запасниках галереи, и полотна из частных коллекций.
На открытии выставки по причине карантина присутствовали несколько человек, но аудиторию расширили, транслируя событие в режиме онлайн. Директор МГК Юлия Кривошапко зачитала телеграмму из Санкт-Петербурга, присланную родными живописца. Дочь Ксения и вдова художника Лариса Анатольевна благодарили сотрудников галереи, поклонников искусства Захарова-Холмского за память, почитание, сохранение его живописных традиций в городе, который художник считал родным.
Главный хранитель картинной галереи Марина Абрамова, она же бессменный куратор множества персональных выставок художника, открывая торжество, подчеркнула, что в юбилейной экспозиции 94 работы: 63 - из собрания МКГ. Марина Филипповна поблагодарила коллекционеров Владимира Миронова, Евгения Антохина, Вадима Аксенова и Алексея Круглова, предоставивших для выставки свыше тридцати работ мастера. Многие произведения художника выставлены впервые. Большую часть экспозиции составили графические листы - 65 работ, почти три десятка произведений выполнены в живописной манере.
Вениамина Захарова-Холмского относили к неординарным художникам, которые ежечасно совершенствуют уникальный дар рисовальщика. Захаров-Холмский известен как мастер печатной графики, иллюстратор книг, живописец, колорист. Выпускник Ленинградского института живописи, член Союза художников России, активный участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок более
30 лет прожил в Магнитогорске. Производственная тема, улицы города первых пятилеток были главными направлениями его творчества.
- На уральской земле в полную силу зазвучал его могучий талант рисовальщика и графика, - рассказывает Марина Абрамова. - Он создаёт более 150 работ в уникальной и печатной технике: портреты рабочих, производственные и городские пейзажи, натюрморты, написанные на озере Банное. В 70-80-е годы мастер организует для работников комбината более 20 персональных выставок.
Его путь к признанию был тернист и долог. Родился Вениамин Иванович в Душанбе в 1930 году. В 1951 году поступил в Ленинградское художественное училище, после окончания служил на Северном флоте. Образование продолжил в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина при Академии художеств СССР. Его творческие искания начались ещё в студенческие годы. Он столь активно интересовался новыми течениями в западном искусстве, что был отстранён от защиты дипломной работы. Лишь через год, благодаря заступничеству известных живописцев, завершил обучение. Квалификационной работой стала серия мастерски выполненных литографий.
Понимая, что в столицах он не сможет творить свободно, уезжает в Калмыкию, работает в художественных мастерских Элисты.
К этому времени относится создание иллюстраций к калмыцкому героическому эпосу "Джангар". Графические листы отметили дипломом первой степени на всесоюзном конкурсе книги в Москве. В 1975 году его иллюстрации к коми-пермяцкому эпосу "Сказание о Кудым-Оше и Пере-охотнике" получили поощрительный диплом на всероссийском конкурсе книги. Столь успешное начало оформительской деятельности впоследствии вылилось в плодотворное сотрудничество с Крымским, Пермским, Симферопольским, Южно-Уральским книжными издательствами. Двадцать книг с иллюстрациями Захарова-Холмского многотысячными тиражами расходились по стране.
- Венцом его книжной графики стал цикл линогравюр к "Слову о полку Игореве" 1985 года создания, которые вошли в мировую антологию "Слова", - отмечает Марина Абрамова. - В 1986 году эти работы художник представил на биеннале в Венеции. Благодаря усилиям энтузиастов и друзей художника уникальное издание увидело свет лишь в 2005 году.
В 1966 году художник приезжает в Магнитогорск, преподаёт на худграфе, участвует в зональных и всероссийских выставках. В 1971 году мастера принимают в Союз художников СССР. Он активно включается в общественную жизнь города: возглавляет совет художественно-производственных мастерских, становится членом градостроительного совета, создаёт монументальные работы: роспись "Стройка" в здании бывшего строительного техникума. Стены правобережного Дворца детского творчества украшены его произведениями "Бегущая по волнам", "Песни гражданской войны".
- Несмотря на плодотворную работу в области книжной и печатной графики, настоящей страстью Вениамина Ивановича была живопись, - продолжает Марина Филипповна. - На протяжении долгих творческих лет, вплоть до последнего своего часа, он увлечённо писал маслом. Мастер создал более 700 произведений в разных техниках. Работал в различных жанрах - пейзаж, натюрморт, портрет, тематическая картина. Новаторство и смелые эксперименты обусловили настороженное отношение к его поискам не только зрителей, воспитанных на реалистическом искусстве, но и коллег из профессиональной среды.
Мне, как журналисту, посчастливилось увидеть Вениамина Ивановича в 2009 году. В зале галереи состоялась пресс-конференция по случаю открытия его персональной выставки "От супрематизма до Леонардо да Винчи". Помню, разговор шёл о модернизме и реализме. Мастер говорил, что относит себя к традиционным художникам. Что касается нынешнего состояния искусства, то, по его словам, оно переживает упадок. Тематическая картина почти исчезла из экспозиций, мало портретных работ, в лучшем случае присутствует "прикладничество" - бабушкины одеяла, и то предки делали лучше.
Тогда художник безапелляционно заявил, что нового искусства нет, есть лишь жалкое подражание модернистам конца XIX - начала XX веков .
Авангардное искусство требует подготовленного зрителя. Поклонники Малевича придут в восторг от живописных работ Захарова-Холмского. А среднестатистический зритель, далёкий от супрематизма, будет искать портретное сходство и задаваться вопросами, мол, почему в портрете авторства Захарова-Холмского Наполеон зелёный? Вероятно, потому, что военная форма его армии была такого цвета, а Наполеон - человек войны. Для постижения произведений мастера надо отрешиться от реализма и в движении кисти, выборе красок уловить черты характера известных личностей: Ганнибала, итальянского монаха-реформатора Савонаролы, Невского, Суворова, Буденного, Чапаева.
Нельзя не восхититься высочайшим профессионализмом его графических листов, в которых мастер закрепляет за собой славу гениального рисовальщика. Именно они позволяют проследить развитие творческих предпочтений, манеру, стилистку создания образов. Линогравюра 1964 года "Девушка с яблоками" отличается фотографичностью изображения, стремлением детально передать портретные черты юного создания, точно воспроизвести детали фона. Автопортрет, созданный в 2000 году, - это крупный план человека, испытавшего все горести бытия и радость творчества.
Из прежних работ вспоминается полотно мастера "Битва при Ангиаре". По предположению учёных, одноименный шедевр великого Леонардо находится во Флоренции
Он скрыт стеной, которую украшает фреска Вазари. Захаров-Холмский настолько проникся идеей о найденном шедевре гения, что создал свою "Битву": огромное полотно, передающее экспрессию смертельной схватки противников.
- К сожалению, самые знаковые, программные работы в настоящее время находятся в Санкт-Петербурге, где живёт семья художника, - отметила Марина Филипповна. - Но даже то, что удалось собрать, даёт наглядное представление о масштабе таланта магнитогорского мастера. Он создал свою пластическую и цветовую вселенную, живописную систему, ставшую творческим стилем. Его творчество всегда вызывало споры и неоднозначные суждения. Да, он сам определил себя в гении. Он не получил звания заслуженного художника России, но настоящий талант обречён на одиночество и непонимание. Настоящий талант проявляется в колоссальном каждодневном труде. Именно так жил художник. Искусство было его тираном и идолом.