В пяти минутах от зрелищ
После режима повышенной готовности в условиях пандемии коронавируса Магнитогорский театр оперы и балета открывает новый сезон россыпью премьерных спектаклей.
В фойе первого этажа пахнет водоэмульсионкой: заканчиваются ремонтные работы, сейчас как раз освежают высокие потолки. Через два дня всё должно быть готово к приёму зрителей, ведь уже 21 сентября публика наконец войдёт в красивый классический зал.
Старт сезону даст яркая премьера предыдущего года - мюзикл "Дубровский" Кима Брейтбурга. За ним последует премьера-2020, поставленная в год 75-летия Великой Победы и, к сожалению, до сих пор не показанная зрителям города, - мюзикл "А зори здесь тихие…" Андрея Кротова. У театра были на эту постановку большие планы, о просмотре мюзикла заключили договор почти со всеми школами города. Но даже премьера "Зорь" состоялась без зрителей. Третьей премьерой в театре станет искромётная оперетта Иоганна Штрауса "Летучая мышь", на репетиции которой на днях приезжал режиссёр-постановщик спектакля, работающий в столичной "Геликон-опере", Илья Ильин. На встречу с ним и пришла - в зрительном зале вовсю идёт репетиция сцены встречи Адели и Альфреда. Исполнитель роли учителя пения Виталий Лой заметно запыхался: согласно режиссёрской трактовке на сцене он должен не просто быть активным - даже отжиматься.
- Физическая нагрузка серьёзная, приходится пахать и потеть, - улыбается солист Магнитогорского театра оперы и балета Виталий Лой. - В финале первого действия у нас высокая тесситура, которая заставляет солистов пропевать партию статично, без лишних движений. Здесь, несмотря на запредельные ноты, покой нам только снится (смеётся).
- Роль Альфреда в оперетте прочтена режиссёром по-новому, это не просто мальчик-тенор, который два раза на сцене появился, - улыбается исполнительница роли Адели Мария Менщикова. - Наш Альфред сердцеед, не пропускающий ни одну юбку, потому и весьма активная жизнь на сцене. Но после столь длительного отдыха, который называем между собой залёжно-застольный, организму довольно трудно вновь вливаться в работу, а её у нас много. Необходимо быстро "нагонять" весь репертуар, так что работаем в жёстких рамках. Но мы так рады, что вновь в театре, можем обнять друг друга! Уже вошли в колею и с нетерпением ждём встречи со зрителями, по которым очень соскучились.
Самые преданные зрители, вероятно, вскинут бровь: в репертуаре театра оперы и балета давно стоит "Летучая мышь" - и будут правы. Но, поставленная ещё в 2000-м, она, мягко говоря, безнадёжно повзрослела, и это общемировая практика: режиссёрская задумка за многие годы расшаталась. Вслед за ней посыпалось всё остальное: устарели костюмы, пропала динамика. Такие спектакли снимают с репертуара и берутся за перепостановку, обычно под руководством нового режиссёра, и выходит совершенно новый спектакль. В крупных театрах спектакли перепостанавливают в среднем каждые пять лет, и тот же "Евгений Онегин" в Екатеринбургском театре оперы и балета пережил семь возрождений. Магнитогорские возможности куда скромнее, мы взялись за перепостановки спектаклей через 20 лет: первой из якорных пунктов репертуара стала "Пиковая дама", теперь пришёл черёд "Летучей мыши".
- Это хит, публика очень любит "Летучую мышь", она яркая, искристая, кроме того, с большим удовольствием работаем с Ильёй Ильиным, - рассказывает директор Магнитогорского театра оперы и балета Илья Кожевников. - Он маститый режиссёр, очень известный и востребованный в мире, правая рука художественного руководителя "Геликон-оперы" Дмитрия Бертмана, директор труппы театра. Он ставит спектакли в Калининграде, режиссирует концерты в столичном Большом театре, за поставленную в "Геликон-опере" в прошлом году "Волшебную флейту" Моцарта получил премию правительства Москвы, а это очень высокая оценка.
Илья Ильин считает "Летучую мышь" не обычной опереттой, жанр которой, как говорят сейчас, переживает кризис, а практически оперой, и в подходе к работе над спектаклем опирался именно на это чувство.
- Да, в ней много разговорных диалогов, но что такое, например, большая французская опера? - то же обилие диалогов, послушайте Бизе, - рассуждает режиссёр. - Может, несколько лет назад оперетта и переживала некий спад интереса, но сегодня такой проблемы нет, потому что она сумела не растерять старых своих ценителей, а новых привлекает молодое поколение режиссёров и художников, вносящих в спектакли блестящие новаторские решения.
Ещё один фактор, почему Илья Ильин так дорог магнитогорцам: он наш земляк, который после окончания Магнитогорского музыкального колледжа с дипломом дирижёра хора поступил в Московскую академию имени Гнесиных.
- Очень благодарен магнитогорскому наставнику Светлане Васильевне Синдиной, которая до сих пор служит в театре оперы и балета педагогом по вокалу, за то, что научила меня не только профессии, - говорит Илья, скромно отвечающий на удивление журналистов о столь блестящем творческом взлёте: никогда не строил жизнь как карьеру. - Она учила радоваться жизни, всегда быть в форме, готовым к репетициям. Это и стало основной базой для постижения профессии.
Получив столь ценные навыки, во время обучения в "Гнесинке" Илья Ильин начал работать в только что открывшейся "Геликон-опере".
Это был 1993 год, когда по Москве в очередной раз ходили танки, и малюсенький коллектив, не обращающий в порыве творчества никакого внимания на смену политических эпох. Илья, тогда ещё солист хора, "заразившись" режиссурой, просил Дмитрия Бертмана взять его на свой курс в ГИТИС, но Бертман неизменно отвечал: "Ты и так помогаешь мне, всё знаешь, зачем тебя портить образованием?" Но в 2011 году сам посоветовал поступать в ГИТИС на курс потрясающего российско-латвийского режиссёра Андрея Жагарса. Диплом дал новую дорогу, Ильин стал режиссёром, правой рукой Бертмана. Не скрывает: школа "Геликон-оперы" у него в крови, потому магнитогорская "Летучая мышь" в его постановке также будет иметь геликоновские черты. И всё же Илья обещал сохранить уральскую самобытность.
- Во-первых, с большим почтением отношусь к старой "Летучей мыши", это был замечательный спектакль в блистательном актёрском исполнении, - говорит Илья Ильин. - И я счастлив, что, приняв решение о перепостановке оперетты, руководство театра выбрало на роль режиссёра именно меня. С собой привёз команду: это фантастический художник по костюмам из Санкт-Петербурга Ника Велигжанинова, её землячка, потрясающий художник декораций Мария Медведева и москвич Денис Енюков - один из лучших художников по свету во всём мире, учитывая его международную востребованность. В работе над спектаклем ставили цель, чтобы классическая оперетта была созвучной сегодняшнему дню, чтобы её язык был понятен всем. История стара, как мир: любовь двух немолодых людей после долгих лет совместной жизни уходит, но всегда есть возможность свершить чудо - вернуть её, вдохнуть новую жизнь в отношения. Какие изюминки? Все секреты раскрывать не хочется, но я обожаю классический театр. В нашем спектакле великолепные богатые костюмы, декорации, особенно красив второй акт - бал князя Орловского. Но постановка не будет чисто "геликоновской". Потому что в Магнитогорске есть своя настоящая оперная школа, это дорогого стоит: фантастические певцы, удивительный дирижёр, директор театра, которого знаю сто лет. Мы грамотно соединим школы Магнитогорска и "Геликон-оперы". Тем более, до сих пор считаю себя магнитогорцем, потому что именно здесь прошли лучшие годы моей жизни.
Итак, театр оперы и балета снова открыт для публики. Но новый сезон стартует по новым правилам, строго рекомендованным Роспотребнадзором.
- Масочный режим, санитайзеры, проверка температуры на входе, социальная дистанция между зрителями, а потому рассадка в так называемом шахматном порядке - соблюдаем все меры безопасности, - подытоживаем разговор с директором театра оперы и балета Ильёй Кожевниковым. - Но и в этих условиях предвкушаем встречу с публикой и торопим время, чтобы она произошла скорее. "Летучей мышью", премьеру которой планируем на первую неделю ноября, откроем фестиваль "Оперетта, браво!", его решили не отменять, в отличие от "Вива опера!", которую с апреля перенесли на осень, но теперь отложили до весны. Потому что границы с Европой закрыты, а девальвировать международный статус фестиваля не хочется. Участниками же фестиваля оперетты в основном всегда были российские солисты, да и сам жанр яркий, жизнеутверждающий, именно такой сейчас нужен публике, потому стартуем с ним 19 ноября. После ещё одна премьера театра, опера Пуччини "Тоска", затем традиционная сказка для новогодних праздников. Как видите, график спектаклей после пандемии у нас весьма плотный и интересный.