С голубями к премьере: Свердловская музкомедия поставила народную комедию о «преступлении и наказании» Васи Кузякина
Редкий случай, чтобы еще до премьеры спектакль вызывал столько сомнений и неприятия. «Негатив» прежде всего от профессионалов — коллег по театральному цеху и критиков. И, честно говоря, у оппонентов есть на то основания: поставив легендарную историю «Любовь и голуби», Свердловская музкомедия с неизбежностью заставила сравнивать спектакль и любимый народный фильм. А «переиграть» ту же Гурченко, сами понимаете…
Из команды создателей спектакля сложнее всего, думаю, — тем, кто на сцене, в любимых образах. В образе той же Раисы Захаровны, растиражированной в народе многочисленными перлами вроде «Людк, а, Людк…Тьфу, деревня!», «Кака любовь? Така любовь!», «Девушки, уймите вашу мать». Ну, и про «это мой натуральный цвет» — тоже уже часть нашего речевого генетического кода. Любому новому (после фильма) исполнителю повторять это — не столько удовольствие, сколько риск.
— Пока — только огромная ответственность и превозмогание своих страхов, — поделилась накануне премьеры Ольга Балашова. — Эта такая классика, что ее надо играть, взяв совершенно другую интерпретацию (но это то же самое, что вам дадут черную юбку, белую рубашку и скажут: сделай с этим что-нибудь новое. А что, кроме «белый верх-черный низ»?), либо… надо повторять классику. Но Людмилу Гурченко в самом деле не перебить. Ты вроде нашел свое, а тебя так и несет в ТЕ, ее интонации. Первоначально хотела отталкиваться от музыки. Раиса — это танго. Потом решила: нет, она должна быть хрупкой, нежной, женственной. А завтра, может, она у меня будет с мужским характером?.. Когда эти поиски закончатся, не знаю. В мюзикле «Яма» я нашла свою Соню, кажется, года через три. Нет, пока «купаться» в образе не получается. Пока (смеется) больше по-собачьи. Единственное — стараюсь уходить от решения, что моя героиня приехала на курорт «снять кого-нибудь». Тут есть тема сильной одинокой женщины…
Для понимания: театр не инсценирует популярный фильм, не «хватается за хвост его удачи» в надежде на кассовую востребованность и зрительскую любовь. «Любовь и голуби» — одна из восьми пьес драматурга Владимира Гуркина, в творчестве которого интонации «идут из Шукшина». Из пьесы «Любовь и голуби» в 1980-х родился легендарный спектакль в «Современнике», а через два года — не менее легендарный фильм Владимира Меньшова. На основе пьесы был создан и мюзикл, который шел в Московской оперетте, в Новосибирске, Иркутске, Иваново. И столичная антреприза (с участием актеров-звезд) привозила «Любовь и голуби» в Екатеринбург. То есть с равным на то основанием можно было бы «обвинить» театр, что он пытается погреться в лучах и театральной славы коллег. Но нет же. Есть мудрая театральная присказка «Если помнить, кто и как играл „Гамлета“ — лучше вообще не выходить на сцену». Но они вышли. С живыми голубями (в Екатеринбурге нашелся человек, влюбленный, как и Вася Кузякин, в голубей). С музыкой Андрея Семенова. Желанием создать «свои» живые образы и сомнением — насколько получится? Все риски театр понимает не меньше нашего. Единственное, в чем театр, запуская проект, похоже, был полностью уверен (и трудно не разделить эту уверенность) — подросло поколение, которое… не видело фильм «Любовь и голуби».
— Есть зрители, кто знает фильм наизусть, разговаривает цитатами из него, — говорит режиссер-постановщик Дарья Аксенова. — А для кого-то мы в этом смысле будем первыми. Например, наша Детская студия благодаря спектаклю посмотрела фильм. В лучшем случае ребята прежде слышали фразы. Но фильм не видели. Мы старались ставить эту историю для того и другого зрителя. Нам повезло: мюзикл уже существует. Грех было не взять такой музыкальный материал. Добавили из фильма только то, что нельзя было не взять. Например, монологи Гурченко, которые она для своей роли сама написала (про экстрасенса — этого в пьесе нет). Лишать артистку таких бенефисных монологов было нельзя…
На первых премьерных представлениях очевидной стала проблема, с которой театр пока не справился. Кто-то из актеров откровенно пытается повторять сочные, вкусные интонации героев фильма, работать «на узнавание». Но прием срабатывает «в минус». «В плюс» спектаклю — то, где постановочная команда пытается предложить свое. Например, весьма неожиданна экстравагантная хлопотушка Баба Шура в исполнении молодой актрисы Светланы Ячменевой (правда, в поисках яркой характерности страдает дикция, текст героини воспринимается больше «по памяти»). Тема «сильной одинокой женщины» (если равно акцентировать в образе оба эпитета) интересна в интерпретации той же Ольги Балашовой. Талантливо сделанным сюрпризом становится и финал спектакля. Не хочется раскрывать все карты, но… Не покушаясь на текст пьесы-оригинала, театр решил, что и Раиса Захаровна должна получить свою толику счастья. За подробностями — пожалуйте в театр. Будете удивлены.
Сегодня, пока идут первые представления, никто даже из самых больших профи не возьмется предсказать судьбу постановки. Не исключено, надолго так и останется: высокая критика будет кривиться при одном упоминании о спектакле, а зрители… будут ходить на него. В предвкушении легкого, душевного театрального вечера.
«Музыка не просто красивая,
она — театральная»
Антон Ледовский, дирижер-постановщик спектакля:
— Композитор Андрей Семенов, написавший музыку к «Любовь и голуби», — известный представитель московской композиторской школы. Пишет много инструментальной музыки, ансамблевой. А еще он дирижер Московской оперетты. То есть не понаслышке знает, что такое театр, как «строится» музыкальный спектакль. Музыка и написана в хороших принципах музыкального театра. Она не просто красивая (хотя красивая: гармонии интересные и не банальные, есть «изюминки») — она театральная. Хорошо «врощена» в действие, в характеры персонажей, ситуации. Точная и качественная. В ней есть то, что называется музыкальная драматургия.
В музыке много трогательных моментов, от которых сжимается сердце: детские песни, женские страдания. Даже… мужские. При этом она вся на контрастах. Грусть — ненормальное состояние человека. Это всего лишь состояние. Как и в хрестоматийной пьесе, в мюзикле — разные ситуации. И музыка такая же — светлая, грустная, счастливая, с юмором. Как в жизни.
Ранее «Областная газета» писала о том, что премьера мюзикла «Василиса» состоялась в парке «Россия — моя история» в Екатеринбурге.