Мы в Telegram
Добавить новость
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014 Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014 Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015 Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016 Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Дирижерская воля и коллективная энергия

0 360

По следам VI Симфонического форума России

С 30 сентября по 8 октября 2021 года в Екатеринбурге состоялся VI Симфонический форум России, перенесенный на год, но собравший в полном объеме всех запланированных участников. Двенадцать концертов с участием более 700 оркестрантов посетили более 5 000 слушателей, свыше 400 000 смотрели выступления онлайн. Концертный марафон был дополнен насыщенной деловой программой, на которую съехались 60 участников из 22 регионов страны – руководящий состав филармоний, специалисты в области оркестрового дела, экономики культуры, концертного менеджмента, музыкального образования, звукозаписи и пиара.

Симфонический форум – проект федерального уровня, который Свердловская филармония проводит с 2010 года при участии Союза концертных организаций России и при поддержке Министерства культуры России и губернатора Свердловской области. Позиционируя проект как «место встречи российских оркестров», организаторы форума взяли за основу идею «строительства единого концертного пространства страны». Для этого каждые два года в Екатеринбург приглашаются оркестры из разных регионов, в число которых обязательно входят один-два столичных коллектива. За годы существования проекта география его участников охватила большую часть страны – от Белгорода, Воронежа и Ярославля до Петрозаводска, Иркутска и Хабаровска. Впечатляет и палитра дирижерских имен: В. Федосеев, Д. Китаенко, А. Борейко, Ю. Башмет, Д. Лисс, Э. Серов, Э. Инбал, М. Стравинский, Р. Нигаматуллин, Т. Курентзис, А. Поляничко, А. Скульский, М. Аннамамедов, В. Юровский, В. Полянский, В. Чернушенко, П. Коган, Г. Ринкявичус, Е. Шестаков, Л. Сегерстам, А. Сладковский и другие.

В нынешнем форуме приняли участие восемь коллективов, два из них московские – Российский национальный оркестр и Российский национальный молодежный симфонический оркестр. От регионов представительствовали коллективы, имеющие разный «стаж» и условия бытования: Уральский (основан в 1936), Томский (1946), Ульяновский (1968), Красноярский (1977), Республики Башкортостан (1992) и Филармонии Якутии (2012). Среди дирижеров на сей раз преобладали представители молодого и среднего поколений. Большинство из них в свое время были учениками или ассистентами таких корифеев отечественной дирижерской школы, как Д. Китаенко, Г. Рождественский, В. Федосеев, Ю. Симонов, В. Полянский, а двое (Фабио Мастранджело и Владимир Ланде) обучались за границей.

В составлении программ у коллективов был полный карт-бланш. Тем любопытнее получился результат – предпочтение музыки эпохи романтизма (в широком спектре от Шуберта до Кодаи и Рихарда Штрауса) и чистый паритет между сочинениями отечественных и зарубежных композиторов. Была учтена и музыка юбиляров 2020–2021 годов (Четвертая и Седьмая симфонии Бетховена, Седьмая – Прокофьева, Пятнадцатая – Шостаковича). Еще на стадии подготовки мероприятия обратили на себя внимание изысканные тематические подборки: «итальянская» в афише Ульяновского оркестра и «советская» – у Томского. Однако все оркестры подошли к подготовке своих выступлений очень тщательно. О том, что форум задает высокую планку для любого участника, говорили руководители коллективов: «Форум – стимул для всех нас, участие в нем – большая честь не только для региональных оркестров, но и для столичных коллективов», «Выступить в новой акустике, в непривычной атмосфере, в новых стенах – это всегда действует как ступенька для дальнейшего творческого развития», «Доброе, позитивное и полезное дело, которое способствует подтягиванию оркестров к высокой планке».

Уральского академический филармонический оркестр

Подлинно событийным стал концерт-открытие, прошедший с участием Уральского академического филармонического оркестра, отметившего в эти дни свое 85-летие. Дмитрий Лисс, возглавляющий коллектив более четверти века, нашел детализированный, точный и трепетный подход ко Второй симфонии Рахманинова, в которую композитор вложил, кажется, самые сокровенные свои чаяния. Произведение, в котором воплощена тема возрождения человека к жизни, требует от исполнителей искреннего внутреннего проживания, и коллективу удалось это сполна. Особое впечатление произвела третья часть, она ощущалась как предельная экзистенция счастья, невозможного в пределах этого мира. В эпизодах рахманиновской «психологической пейзажности» оркестровая фактура обволакивала изысканной вязью. Исполнителям удался и взгляд на симфонию сквозь призму целостного творчества композитора: в лирических кульминациях слышалась патетика фортепианных концертов, а в суровом и лихорадочном пульсе второй части, в ее печальном пасторальном наигрыше – предвестие «Симфонических танцев». Отрадно, что подобное свежее и глубокое прочтение симфонии оркестр недавно записал для бельгийского лейбла «Outhere Music».

Программу дополнила «Весна священная» Стравинского, представляющая полярный способ мышления – антипсихологический – и требующая от музыкантов иного рода самоотдачи – в изобразительности, колористике, ритмике, резких «монтажных» переключениях. Интерпретация уральского оркестра неожиданно проявила не ретроспективный – в сторону архаики, – а проскопический вектор этой музыки, от которой повеяло урбанистическими мотивами и цивилизационными катастрофами.

В концерте-закрытии форума за пультом УАФО стоял уже Алексей Богорад, который оперативно заменил выбывшего из расписания Александра Лазарева. Программа тоже была экстренно заменена: вместо сочинений Чайковского и Глазунова – «Неоконченная» Шуберта и Третья симфония Брамса. Партитуру Брамса Богорад провел в духе взволнованного, очень личностного, порой патетичного и мятежного высказывания. В интерпретации второй, медленной части оркестр транслировал способность композитора к неспешному длению глубоких «мыслечувств». Лирическим откровением стала знаменитая третья часть, поданная сдержанно-благородно. Как и в симфонии Рахманинова неделей раньше, музыканты творили, проникая в самую суть чувствований автора, а для слушателей разворачивалась настоящая драма жизни. Таким образом, концертный марафон форума оказался обрамлен двумя романтическими исповедями – русского и европейского художников.

РНМСО

На Международный день музыки пришлось выступление Российского национального молодежного симфонического оркестра под управлением Димитриса Ботиниса. Этому коллективу всего три года, но он уже успел поработать с десятками выдающихся наставников из России и зарубежья. Любопытно было услышать из уст директора Московской филармонии Алексея Шалашова, что, позанимавшись в РНМСО, ребята начинают делать новые успехи в учебе и обретают желание работать в оркестре, причем не за рубежом, а в России. Таким образом, проект решает проблемы, касающиеся судьбы молодых музыкантов и кадрового пополнения российских оркестров.

Коллектив в составе 117 оркестрантов, честно сказать, с трудом вписался в пространство зала Свердловской филармонии – как физически, так и акустически. «Безумное расточительство могучих, нечеловеческих сил», подмеченное Р. Ролланом в музыке Бетховена, в трактовке увертюры «Кориолан» и Седьмой симфонии силами РНМСО превратилось в нарочитую, громоподобную, монотонную утвердительность. Правда, было что-то трогательное в усердии юных музыкантов, в демонстрации того, как они честно и серьезно работают. Требовательный Ботинис вытаскивал из них максимум энергии и динамики, что вылилось в экспансию звука, ритма, жеста. Такой подход увел на дальний план моменты изящной скерцозности, бережного пиано, деликатных перекличек между группами оркестра.

Молодому горячему коллективу и его дирижеру оказались более «к лицу» музыкально-сюжетные, игровые зарисовки, выбранные для второго отделения программы. «Тиль Уленшпигель» Р. Штрауса и «Ученик чародея» П. Дюка были сыграны мастерски – гибко, разноцветно, живо. Ботинис словно уподобился героям этих сочинений в лицедействе, артистизме, озорстве – и это родство благотворно повлияло на манеру игры оркестра. Близка оказалась коллективу и танцевальная стихия равелевского «Вальса»: музыканты отвечали дирижеру гибким rubato, романтической одухотворенностью и в то же время передали ту фатальность, что подразумевал композитор. Бисовый номер – «Маламбо» Альберто Хинастеры – вызвал восторженный рев публики, изначально симпатизировавшей этому коллективу.

Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский»

Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» представил ладно скроенную программу, по словам приглашенного дирижера Юрия Ткаченко, «пронизанную теплом итальянского солнца и способствующую тому, чтобы музыканты полностью раскрылись». Изыск программы состоял в ее обрамлении жанром сальтарелло – он звучит в увертюре «Римский карнавал» Берлиоза и в финале «Итальянской симфонии» Мендельсона. С первых нот оркестр зазвучал мягко, уютно, непринужденно, комфортно по динамике и по качеству звука. В обилии красок и контрастов, расслышанных в сочинении Мендельсона, в чуткой спаянности коллектива и дирижера, в сочетании яркой эмоциональности с ясным пониманием формы заключалось истинное наслаждение для слушателей и для самих музыкантов.

Еще одной «изюминкой» концерта стало представление совершенно новых для российской публики оркестровых миниатюр. В консерваторских сочинениях Пуччини приятно было распознавать предвестие зрелого оперного стиля мастера: чарующее бельканто мелодии, пряные романтические гармонии, состояние нежной мечтательности, полнокровное развитие от лирики к патетике – эти черты особенно проявились в Симфонической прелюдии. Однако подлинным открытием программы явились сочинения Джузеппе Мартуччи (1856–1909), которые в свое время охотно исполнял Артуро Тосканини и открывшие современной публике настоящего мастера оркестрового развития и колорита. Прекрасным образцом позднеромантической музыки предстал Ноктюрн, отчасти напоминающий Адажиетто Малера своим томлением по красоте и певучестью фактуры. Горячий отклик у слушателей получили также изысканная Жига и Тарантелла, в которой Мартуччи произвел блестящее превращение легкого танца в угрожающее тутти.

Государственный симфонический оркестр Филармонии Якутии Symphonica ARTica

Государственный симфонический оркестр Филармонии Якутии Symphonica ARTica, возглавляемый Фабио Мастранджело, поставил перед собой неординарную задачу – «показать разнообразие русской души» сквозь призму четырех не самых исполняемых опусов. Гастроли для этого коллектива – единственная возможность показать свое звучание в настоящем концертном зале, за неимением пока что собственного.

Ключевую роль в интерпретации выбранных произведений сыграла индивидуальность дирижера. В «Славянском марше» Чайковского Мастранджело акцентировал конфликтную драматургию и почти сюжетную коллизию между ориентально-«османской» и двумя русскими темами. Ощущение борьбы царило и в первой части «Богатырской» симфонии Бородина: знаменитый лейтмотив в эпиграфе был подан как угроза, а в эпилоге – как свершившаяся катастрофа. Близкая к сюжетной трактовка симфонии сблизила ее с оперой «Князь Игорь». Именно сквозь эту призму воспринимались моменты оцепенения-«затмения» и недобрая символика аккордов в первой части, лирика в духе восточного тематизма – во второй, дышавшая бытийным величием песнь о России – в третьей.

Новая грань выразительности оркестра открылась в исполнении музыки балета Стравинского «Поцелуй феи». Здесь музыкантам удалось искусно провести «водораздел» между фабульным динамическим слоем и нефабульным, выразившим чувство нежности Стравинского к Чайковскому, к элегическому тону его музыки. У слушателя была возможность насладиться гибкостью дирижера в нюансировке и фразировке, мастерством духовиков в исполнении тихой кантилены.

Театральность дарования Мастранджело возобладала и в исполнении Седьмой симфонии Прокофьева, которую дирижер трактовал не как прощальную, а как земную, сочную, жизнеутверждающую. Неслучайно исполнители-ударники поднимались со своих мест, будто в некоем спектакле, и руками в белых перчатках осуществляли магический исполнительский акт. В своей стихии дирижер был, прежде всего, в концертном блеске вальса (вторая часть) и в финале, который стал «ударной» точкой концепции. Его галопирующая тема под руками Мастранджело передавала «приветы» галопам, под которые прокофьевские принцы в «Золушке» и «Трех апельсинах» искали своих возлюбленных. Счастливейшая сказка, которую лелеял в своем сердце Прокофьев, мировоззренчески совпала с близкой Мастранджело энергией жизнелюбия и действенности.

Томский академический симфонический оркестр

Томский академический симфонический оркестр под руководством Михаила Грановского представил редкую программу, охватившую полвека советской музыки и сочинения представителей разных национальностей. Бесстрашием выглядели запланированные для второго отделения медитативно-философские сочинения Арво Пярта и Гии Канчели. Это впечатление самоотверженности оркестр подтвердил изумительным качеством преподнесения музыки.

Композиция «Fratres» Пярта, написанная в технике tintinnabuli и отсылающая к образам вечности, стала проверкой оркестра на способность к интровертности, на бережное отношение к звуку и паузе, на умение выстроить по миллиметрам динамическую параболу сочинения. Изощренное «упражнение» музыканты наполнили непрерывным процессом смыслообразования, пройдя своего рода духовную «настройку» перед сочинением Канчели.

Неоднократно вспарывая воздух милитаристски-сокрушительными тутти, Канчели в своей последней симфонии «Эпилог», кажется, не оставляет никаких надежд и пребывает в безжалостном самобичевании. Тем заветнее та зыбкая ностальгическая ткань, которая оживает через одинокие звуковые «капли», волшебные звучания клавесина, меланхолический вальс, одаривающие душу кластеры и просветленные аккорды с бархатными басами. Во всех этих хрупких моментах музыканты следовали особому исповедальному тону автора. Чем ближе к финалу, тем все ощутимее становились оглушительные удары-«добивания» и тихие звуковые пунктиры – непредсказуемые метаморфозы в пульсации сердца. В коде сочинения оркестранты по очереди выключили фонарики над пюпитрами, наполнив зал траурной тишиной и темнотой.

Но и первое отделение концерта, резко отличное по духу, прошло на «ура». Увертюру Глиэра «Ферганский праздник» открыли звуки специально купленного для гастролей узбекского барабана «нагара». Оркестр провел эту ориентальную композицию с радостным сердцем, бравируя перекличками между группами и мастерски выстроенными крещендо. Сильное впечатление произвела сюита из балета «Спартак» Хачатуряна, к которой коллектив подошел не как к устаревшему и пафосному образцу соцреализма, а как к актуальным, горячим, живым эмоциям. «Смерть гладиатора» отозвалась прямо-таки вселенским горем. В хитовом «Триумфе Рима» дирижер выглядел как трибун-глашатай, а оркестр упивался залихватским азартом и мускулистой звучностью. В знаменитом «Адажио» излилась спасительная нежность неземного чувства. Индивидуальность Грановского проявилась не только в невероятной самоотдаче и способности полностью подчинить себе оркестр, но и в особой четкости, пластичности, атлетизме движений.

Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан, лишь только выйдя на сцену, приятно удивил молодым составом и неповторимостью костюмов, в которые вкраплен национальный элемент. Художественный руководитель коллектива Дмитрий Крюков пояснял, что за два с половиной года своей работы в Уфе он старался привить музыкантам скрупулезный подход к партитуре и ощущение уверенности в своих силах.

«Испанское каприччио» Римского-Корсакова оркестр сыграл так, как если бы сам станцевал – горячо, с шиком, с «оттяжкой» в синкопах, акцентировав знойность этой музыки, театральность ее пауз и штрихов. В сходном динамичном ключе музыканты провели пасхальную увертюру «Светлый праздник», выявив в ней, скорее, не литургическую природу, а тот празднично-языческий дух, о котором писал сам композитор.

Вершиной выступления стали «Симфонические танцы» Рахманинова, услышанные уфимцами как произведение лирико-ностальческое и автобиографическое. В первой части энергетика звучания была подчинена собранному, упругому ритму времени, в третьей части – инфернальным кружениям «пляски смерти». Но смысловой акцент, несомненно, падал на лирические эпизоды, которые оркестр интонировал задушевно, чувственно и в то же время тактично и целомудренно. За чутким ведением и тонким ощущением дыхания этой музыки, ее волнообразной психологической природы, вставал целый сонм исповедальных оттенков, грез, воспоминаний, сожалений. Страстным отголоском из рахманиновского прошлого отозвалась лирическая тема из Первой симфонии, процитированная композитором в коде первой части. Последним усилием духовного преодоления воспринималась автоцитата напева из «Всенощного бдения» в финале триптиха. Нетривиальным бисом программы стал аскетический, акварельный «Вокализ» Рахманинова.

Для некоторых представителей профессионального сообщества двигательный режим, в котором пребывал дирижер, показался сверхактивным, а трактовка рахманиновского сочинения – чересчур сентиментальной. Но на то и форум, чтобы были споры, был проблемный зазор во мнениях, размышления о дирижерской миссии, трудностях самоопределения региональных оркестров и других вопросах симфонической отрасли.

Дискуссии и доклады деловой программы «Оркестр. Куда движемся…» были сгруппированы в несколько блоков: первый связан с экономикой и управлением концертной деятельностью в России, а последующие посвящены взаимосвязи оркестровой сферы с состоянием профессионального музыкального образования, цифровизацией в работе учреждений культуры, освоением филармониями интернет-среды и соцсетей. Директор Свердловской филармонии Александр Колотурский представил гостям специально подготовленный к форуму «Мониторинг деятельности симфонических оркестров в 2019 году», произведенный по развернутому спектру параметров.

В начальном тематическом блоке основными стали выступления доктора экономических наук Валентины Музычук и генерального директора Московской филармонии Алексея Шалашова. Музычук представила результаты анализа экономической составляющей концертной жизни, с учетом влияния пандемийного года, а также исходя из динамики за 1990–2019 годы. Приведенные ею цифры наглядно продемонстрировали сокращение числа филармонических концертов, спад посещаемости концертных залов, разительный контраст с европейскими странами в финансировании культуры в расчете на душу населения, сокращение занятости в сфере культуры и факт невысокой оплаты труда. По словам эксперта, «страны, которые понимают важность креативной экономики, вкладываются и в культуру». Шалашов поддержал мысль о том, что к сфере культуры категорически не должен применяться бизнес-подход, основанный на количественных и экономических показателях. По его убеждению, «единственная возможность противостоять маховику оптимизации – это разными путями апеллировать к обществу и к власти результатами своей деятельности, огромным воздействием на сердца и умы публики… Искусство доказывает себя только в наивысших творческих достижениях».

В дискуссиях образовательного блока выявилась насущная проблема: инструменталисты выходят из стен консерваторий без должных навыков работы в оркестре и ансамбле, воспитанные в учебном классе как будущие солисты. Отсюда – необходимость корректировки образовательных стандартов и проявления инициативы самими вузами на местах. Определенным ответом на эту проблему можно считать активное создание в стране молодежных и юношеских оркестров.

Обсуждения на тему цифровизации показали, что освоение IT-отрасли – огромный вызов для учреждений культуры, но в то же время обязательное условие для выхода на новый уровень развития, поэтому необходимо активизировать присутствие оркестра в соцсетях и на цифровых платформах. Некоторые из обсуждавшихся вопросов должны тезисно войти в документы, адресованные чиновникам от культуры. Заключительная нота форума была оптимистичной: «Я всем сердцем испытываю гордость за наш город и регион, ставший не только главной площадкой этого грандиозного парада оркестров, но и местом встречи единомышленников и друзей. Здесь в живом диалоге рождаются и воплощаются современные идеи развития симфонического дела», – сказал вдохновитель и организатор проекта Александр Колотурский.

С материалами форума и его деловой программы можно познакомиться на сайте Свердловской филармонии.

Елена Кривоногова, Екатеринбург

Фотографии предоставлены пресс-службой Свердловской филармонии




Иркутск

Из Казани в июне увеличится число рейсов в Минводы, Калининград, Санкт-Петербург и Москву


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Яндекс Погода выяснила, как за последние 30 лет изменились майские заморозки

Из Казани в июне увеличится число рейсов в Минводы, Калининград, Санкт-Петербург и Москву

Участники «Движения Первых» украсили более 3 млн окон к Дню Победы

Запретят ли в Москве и других городах РФ продавать алкоголь 9 мая 2024 года

Новости Иркутска

Особый противопожарный режим установили еще в десяти муниципальных образованиях Иркутской области

Сотрудница Росгвардии из Иркутска стала бронзовым призёром предолимпийского чемпионата России по вольной борьбе

Концерт, культура, Россия: директор Бурдрамаы награждена медалью «За заслуги перед Бурятией» в Бурятии

В канун Дня Победы оркестр Росгвардии сыграл «Вальс победы» для пожилых людей в Иркутске


Концерт, культура, Россия: директор Бурдрамаы награждена медалью «За заслуги перед Бурятией» в Бурятии

Парадные расчёты Главного управления приняли участие в Параде Победы

Иркутская область. Коммунисты Братска отметили День Победы торжественно

За прошедшие сутки в Иркутской области потушили 12 лесных пожаров


За прошедшие сутки в Иркутской области потушили 12 лесных пожаров

В Иркутской области в 2024 году отремонтируют 234 мемориала посвящённых ВОВ

В День Победы сотрудники и военнослужащие Росгвардии из Иркутской области приняли участие в проведении праздничных мероприятиях

Участники «Движения Первых» украсили более 3 млн окон к Дню Победы


Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев
Иркутская область

Игорь Кобзев провел встречу с жителями Усть-Илимска


Частные объявления в Иркутске



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Булат Окуджава

Что показывают в доме Окуджавы в Нижнем Тагиле: фоторепортаж и семейные истории к 100-летию барда. ФОТО. ВИДЕО



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Иркутск на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Выжидала момент: Орбакайте решила лишить Никиту Преснякова части наследства

Свой день рождения White Queen отметила вечеринкой в космическо-морской тематике

В Доме Единства состоится джазовый концерт, посвященный Бенни Гудмену

Когда она родит ребенка Джастину Биберу?


Александрова не смогла обыграть Саснович и покинула турнир WTA-1000 в Риме

В России назвали подвигом победу Рублева на "Мастерсе" из-за болезни

Александр Зверев раскритиковал график соревнований в туре

Энди Роддик: «У меня было несколько типов рака кожи с тех пор, как я завершил карьеру»


Sci-Fi Short Film BackSpace Forever - DUST - Online Premiere

Seven reasons Sporting are champions of Portugal

Driving Northern California 8K Dolby Vision HDR - Pebble Beach to San Francisco

Exclusive - Kettan Singh apologises to Karan Johar after filmmaker expresses disappointment over his mimicry on Madness Machayenge; says 'My intention was never to hurt him'