Мы в Telegram
Добавить новость
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014 Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014 Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015 Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016 Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Шаманский самогон, казаки-краеведы и ведро монастырской моркови: интервью с фотодокументалистом Алиной Десятниченко о том, как проникать в закрытые сообщества и пытаться их понять

0 108

Алина Десятниченко в 50-градусный мороз делала портреты шаманов Прибайкалья, которые общаются с духами посредством самогона на молоке. Она пыталась заглянуть в головы трудников (людей, которые занимаются тяжелой неоплачиваемой физической работой ради духовного развития) и стремилась понять, к какому идеалу человека стремятся в школе, где миксуют Сталина и нью-эйдж. Такую интересную жизнь Алине обеспечивает ее профессия фотографа-документалиста, специализирующегося на закрытых сообществах. В Образовательном центре ММОМА до 25 июля проходит ее персональная выставка «Комментарий к сообществу, или Как завоевывать друзей», где демонстрируются не только снимки, но и схемы проникновения в различные группы. По этому случаю мы поговорили с Алиной о трагедии казаков-краеведов, гонорарах репортажных фотографов и о том, может ли сегодня что-то изменить снимок в газете.

— Твои фоторепортажи посвящены жизни сообществ, закрытых от внешнего мира. В каких сообществах тебе удалось побывать? Как ты туда пробиралась?

— Как правило, закрытые сообщества состоят из рядовых членов, лидера и гейткипера (этот термин документалисты позаимствовали из социологии). Теоретически достаточно познакомиться с гейткипером, и он поможет влиться в сообщество или хотя бы представит вас лидеру, если это формальная структура (например, в школе достаточно разрешения директора, чтобы снимать везде беспрепятственно). Звучит это просто, но на деле всё часто идет не по плану.

Трудников я начала снимать в 2015 году, о них я узнала от друга-журналиста. Я приехала в Серпухов и три дня жила в хостеле, ожидая настоятеля монастыря. Он оказался неожиданно открытым человеком (не все монастыри легко идут на связь с журналистами) и благословил мой замысел.

Я решила не фотографировать сразу весь коллектив, а, по классической схеме, запечатлеть чей-нибудь день от начала до конца. Подошла к группе трудников, представилась и спросила: «Кто готов выдержать двадцать четыре часа со мной?» Один из них, Сергей, поднял руку, и следующие двое суток мы провели вместе (естественно, он ночевал в своей келье, а я в келье для паломниц). Я пыталась проникнуть в его душу, но из этого ничего не вышло. Сергей оказался очень флегматичным человеком, и он, видимо, принял съемки как еще одну часть жизни в монастыре, как послушание.

Сперва обитатели монастыря напрягались, увидев меня. Их отношение поменял следующий случай: работница на кухне (из числа паломниц) решила немного поумерить мой пыл документалиста и попросила помочь почистить морковь. Когда я за полчаса справилась с целыми ведром, все были удивлены и с тех пор не препятствовали мне ни в чем. Это похоже на посвящение: проживаешь некую общую ситуацию, получаешь совместный опыт, и тогда вроде как становишься своей.

Репортаж, посвященный женскому монастырю, я снимала по заказу портала «Такие дела». Здесь мне повезло намного меньше. Настоятельницей там была суровая дама, в прошлом работавшая директором женской колонии. Оттуда она к моменту нашего знакомства уже лет десять как ушла, но закалка осталась — в первый же вечер меня попросили уйти. Потом я очень долго названивала, писала, мне разрешили еще раз приехать, но общение снова не задалось: я снимала трапезу, им что-то не понравилось, меня снова попросили уйти. Бывают и такие ситуации.

Снимать шаманов было попроще. К тому времени, как я посетила их, у меня уже был опыт путешествия по Мексике. Там, если ты белый, местные жители относятся к тебе, как к кошельку, и когда ты хочешь пообщаться с ними из антропологического интереса, тебе предлагают аттракцион. Я приехала в какую-то деревню, и меня сразу спросили: «Ну вы же за грибами?» Я отвечаю: «Нет». Они мне: «Мы устроим вам встречу с шаманкой, будут грибы, всё будет хорошо». Если ты знаешь испанский, то, может быть, получится вывести их на разговор посерьезнее, но я так ничего толком тогда и не добилась.

К бурятским шаманам я попала, поехав в организованную фотошколой экспедицию в Иркутск. Экспедиция длилась неделю, но я осталась еще на месяц. Моя подруга нашла местную журналистку, которая писала материалы в том числе о местных народах. Пару контактов дала мне она, остальные я просто нагуглила по запросу «шаманские центры». Всего в той серии я сняла пятнадцать человек.

В России шаманы не очень дружат между собой, обвиняют друг друга в шарлатанстве. Я интересовалась у тех, кого снимала: «Может быть, вы посоветуете проверенных коллег, с кем я тоже могу встретиться?» — и они мне советовали, а потом я спрашивала: «А кого мне надо избегать, чтобы не нарваться на неприятности?» Так и работала.

История иркутских шаманов — грустная тема. Шаманизм для народов этой области был способом противостоять колонизации. Когда бурят присоединили к Российской империи, их попытались христианизировать, но часть из них обратили к буддизму. Бурят покоряли не столько огнем и мечом, сколько деньгами. Принявшим крещение, давали, кажется, рубль и корову. В местном анекдоте говорится, что однажды поймали бурята, который крестился восемь раз.

По документам у этих людей в основном православные имена, как у русских, а в семье они использовали свои, местные, и в какой-то мере сохраняли религиозные представления своих предков. Потом наступили 1990-е, Кашпировский, нью-эйдж, всё это переплелось с шаманизмом и получилось то, что получилось.

Например, есть в Иркутске шаманские центры, больше похожие на профсоюзы носителей народной культуры. Помещение такого центра выглядит как частная клиника: двухэтажное здание, на входе просят надеть бахилы, у каждого шамана — свой кабинет.

Туда приезжают по записи, и если в православии беседа с духовником — это разговоры о душе в свободной форме, то к шаманам обращаются с четким запросом: решить проблемы в семье, поговорить с предками, узнать, какие ритуалы помогают от такой-то беды.

Обряды шаманизма включают в себя употребление веществ, изменяющих состояние сознания. В Мексике племена используют различные растения и грибы. Наши шаманы работают с алкоголем — и проблема в том, что они очень плохо его переносят. Часть использует водку, есть движение белых шаманов, предпочитающих самогон на молоке. Он чем-то похож на кумыс по запаху, ты пьешь, и сначала всё хорошо, а потом просто встать не можешь. Но еще не так давно у бурят не было алкоголя, это пришло к ним из другой цивилизации и уничтожило их собственные традиции. Плюс туда за шаманскими приключениями едет очень много туристов, и настоящие традиции замещаются аттракционом.

Школу Щетинина я снимала дольше всего. Я попала туда по самой классической схеме, которую в учебнике можно публиковать — собственно, мой зин, представленный на выставке, и выглядит как пособие по получению доступа к таким учреждениям. В 2019 году в школе начались проверки, а директор скончался от сердечного приступа. Я успела застать последние годы этого легендарного учреждения. Сейчас его вроде как возрождают, но это будет уже совсем другая история.

Школа легендарная в узких кругах, на тот момент ей было уже двадцать пять лет. Сперва ее основатели сотрудничали с Владимиром Мегре, автором книг про «Звенящие кедры России» и анастасиевцев. Он даже упоминал в одной из них свою поездку в эту школу. Насколько я знаю, директор потом немного разошелся с Мегре во взглядах, но анастасиевцы всё равно продолжали туда ездить, например, одна из героинь моих снимков приехала туда с семьей из-за книг Мегре.

Чтобы попасть в эту школу, я сперва очень долго звонила по их официальному номеру. Трубку брал каждый раз новый администратор, и все они говорили: «Извините, мы не знаем, мы не можем, директора нет на месте». В какой-то момент трубку наконец взял директор, я автоматически выпалила свою речь, и он ответил: «Приезжайте. Когда вам будет удобно?» Я говорю: «Мне удобно завтра». И приехала. Директор устроил мне целое собеседование. Мы говорили о ноосфере, я вспомнила Вернадского из курса журфака, и, видимо, его это удовлетворило.

В разговоре с такими людьми мне всегда очень неуютно. Однажды Лена Костюченко во время нашего с ней видеоинтервью удачно назвала это ощущение синдромом крота — когда репортерская маска, которую ты вынужден надеть, начинает противоречить твоей сути.

Я стараюсь не врать героям своих материалов. Говорю, например, так: «Я буду снимать вашу школу, потому что она необычная, отличается от других». Если меня спросят о чем-то в лоб, я отвечу правду, а пока не спросили, я постараюсь не упоминать ничего, что могло бы привести к конфликту. Директору школы Михаилу Петровичу я сказала, что изучаю попытки создать что-либо идеальное, равно как и провалы на этом пути. Ему очень понравилась эта идея — он подтвердил, что в школе они пытаются воспитать идеального человека. Это такой утопический островок, Хогвартс с правым уклоном. При этом исповедуемые ими ценности сложно назвать традиционными — в них внесли свою лепту и анастасиевцы с Мегре, и неоязычество, и нью-эйдж. Там, как в лаборатории, смешивались все циркулирующие в стране идеи: у директора в кабинете стоял бюст Сталина, в школьной библиотеке было множество полок с книгами об истории Великой Отечественной войны, а учащимся демонстрировались фильмы про непогрешимую Белую армию — вроде «Героя» с Димой Биланом.

Это была школа-интернат, дети жили там по году, а родителям обещали, что в каком бы возрасте ребенок ни приехал, он за два-три года освоит всю школьную программу. Располагалась она в горах, где плохо ловилась мобильная сеть — ощущение оторванности от мира меня не покидало. В первый же визит я поняла, что там даже младшеклассники могут скрутить тебя в бараний рог, а разговор с директором я сразу же забыла — то ли из-за стресса, то ли он действительно маг и волшебник. Я сидела в своей комнате в гостевом доме и боялась даже позвонить другу, мне казалось, что меня подслушивают. Поэтому я вела себя тише воды, ниже травы.

Что касается казаков, это — моя судьба. Я живу на юге, в казачьем краю. Сначала я снимала скорее то, что меня возмущает, а в последнее время стала углубляться в историю расказачивания. Людей для таких сюжетов я нахожу во «ВКонтакте» — в других соцсетях совсем иная аудитория. Ищу по тематическим группам, знакомлюсь с администраторами и активными комментаторами. В казачьих группах администратор чаще всего и есть атаман.

Казачество — это крайне неоднородное сообщество, оно с трудом поддается определению. Сами казаки называют себя этносом. Все они очень разные — например, на Дальнем Востоке я познакомилась с казаком-неоязычником. У большинства людей такая самоидентификация вызывает разрыв шаблона — как? Дело в том, что после расказачивания традиция оборвалась. То, что называется казачеством сейчас, — скорее симулякр, попытка, с одной стороны, восстановить традицию по тем фрагментам, которые в некоторых семьях сохранялись в деталях быта и устных преданиях, с другой — воспроизвести образ казака из «Тихого Дона», советских фильмов и поп-культуры.

На Кубани с доступом в казачье сообщество просто: кого ни спроси, у всех казачьи предки, даже у меня есть. Достаточно написать на своей странице в фейсбуке, что ищешь казаков, и тебе дадут контакты. Один мой материал — «Что такое быть казаком?» — создан на основе разговоров со смотрителями музеев. В сущности, казаки — народные краеведы, это их личная инициатива. Например, в Краснодаре один казачий музей образовался так: пожилая женщина собрала то, что сохранилось у нее в семье, затем прошлась по соседям и превратила часть своего дома в музей.

Раньше казаки меня скорее раздражали, но при более глубоком погружении в их историю мне стало ясно, что, как и буряты, они стали жертвой вымывания традиций, превратились во что-то инородное — в общем, это трагедия, а не фарс. Я не хотела бы, чтобы мои материалы о казачестве стали поводом для высмеивания этих людей. Чем больше времени ты проводишь с героями, тем в меньшей степени ты остаешься лишь наблюдателем, и вся объективность летит к чертям. Просто смотреть становится невозможно — ты начинаешь по-человечески понимать их.

— Бывает, что журналист снимает представителя какого-нибудь сообщества, затем уезжает, а у его героя начинаются проблемы, и в итоге он сожалеет, что открылся. Что ты делаешь, чтобы этого избежать: согласовываешь деликатные кадры с героями? Работаешь ли ты по инструкциям от редакции или берешь ответственность на себя?

— Такое случается, когда социальный репортаж создается по заказу издания. Для своих проектов я фотографирую людей подолгу, так что у нас завязываются более тесные отношения.

В случае с заказанным материалом история снимается за несколько дней, и порядок работы довольно четко регламентируется. Например, у «Таких дел» есть жесткое правило — просить всех героев подписать Model Release. Это документ, в котором герой соглашается, что его изображение будет тиражироваться, кадрироваться и т. д. За рубежом это рабочая практика, но в нашем суде такая бумага, насколько я знаю, не имеет юридической силы, разве что она может быть использована как письменное подтверждение, что герой был в здравом уме и твердой памяти. Скорее, ее значение чисто психологическое — герой подписал ее, и ему уже не так просто решиться пойти против.

На практике все вопросы решаются по-человечески: если кто-то сразу же сообщил, что не хочет, чтобы его фотографии где-то использовались, или сперва согласился, затем передумал, я даже не отправляю эти снимки в редакцию. Бывало, я снимала людей, которые были не против, но они не осознавали возможные последствия — тогда я объясняла, что может произойти, спрашивала, точно ли вы уверены, может быть, стоит сняться так, чтобы сохранить анонимность.

Как фотограф я несу ответственность за эти последствия, потому что фотоаппарат — это власть. Человек перестает контролировать образ, в котором он предстанет перед обществом, его контролирую сперва я, а потом — редакция. Так что я обязана быть внимательной в этом вопросе.

— Любительскую съемку на телефон в случае конфликта относительно легко оправдать: «я для себя», «да я не вас снимала, а пейзаж» и т. д. Как профессиональному фотографу с большой камерой удается уговорить людей стать героями репортажа? Играет ли в этом какую-нибудь роль то, что ты девушка?

— Это прежде всего вопрос харизмы. Многое зависит от первого впечатления и личного контакта. Забавный факт: многие фотографы вообще-то склонны к социофобии, но на работе могут включить режим «хей, я душа компании».

Женщинам, конечно, попроще. Меня по этому поводу постоянно подкалывает один коллега — мол, феминистка, а пользуешься. Но это на самом деле работает, потому что никто не ожидает от меня опасности — может быть, ко мне просто несерьезно относятся.

В журналистской работе я использую две маски: девочка-припевочка и понюхавший пороху профессионал. Второму приходится доказывать свою крутость, вспоминать какие-то байки, изображать бесполое существо. Но оба способа эффективны.

Правда, сообщества, с которыми я работаю, не такие суровые, как те, о которых пишет, например, Лена Костюченко. Работа с ними грозит посттравматическим стрессовым расстройством — я не уверена, что когда-нибудь возьмусь за такое. Нужно понимать, что взаимодействие с закрытыми сообществами во многом строится на стереотипах. И чем патриархальнее дух коллектива, тем большую роль будут играть стереотипы.

— Ты работала с «Такими делами». Что нужно знать фотографу, снимающему людей с ограниченными возможностями здоровья, быт больниц, особенных детей?

— Главное, что я поняла, — не надо демонстрировать жалость. Особенно в присутствии родителей. Они любят своих детей такими, какие они есть, и если я начну биться в истерике, акцентировать внимание на проблемах — конечно, им будет неприятно.

У каждого из моих коллег, я думаю, свой подход к таким чувствительным моментам, мой же — просто превратиться в подставку для фотоаппарата, быть функцией.

Я благодарна, что герои вообще соглашаются участвовать в подобных репортажах, чтобы поднять определенную тему. Фандрайзинговые материалы на «Таких делах», как правило, не нацелены напрямую на помощь их героям. На их примере показывают, как работает фонд, который, в свою очередь, может помочь и этим, и другим людям. Герои нужны, чтобы рассказать о проблеме. И поэтому во время работы надо держать в уме, что это они мне делают большое одолжение, а не наоборот.

— Предположим, наш юный читатель тоже хочет стать фотографом, делать аналогичные репортажи и выставляться в музеях. С чего ему начать? Какие у тебя были стартовые условия в плане техники, знаний, образования? Как ты выживала, ожидая, пока кто-нибудь купит материал?

— И тут я заплакала (смеется). А можно мне тоже получить эти лайфхаки?

Я не знаю, что ответить. Мой главный совет — не суйтесь в эту историю (смеется).

На самом деле фотожурналистика уже отмирает как профессия, потому что, во-первых, появились телефоны с качественными камерами, во-вторых, бюджет на фоторепортажи стал в десятки раз скромнее, в-третьих, изданий, которым нужны фотоистории, в России немного и с каждым годом всё меньше. Отчасти эту нишу заняли блогеры, которые сами справляются с иллюстрированием своих сюжетов. Если двадцать лет назад правильно построить кадр был способен только профессионал, то сейчас вокруг нас так много изображений, что и любитель может делать сносные фотографии, потому что бессознательно усвоил определенные клише.

Если хочется заняться именно документальной фотографией, то ее поначалу придется совмещать с другой работой, поэтому нужно найти какое-нибудь стабильно оплачиваемое место. Например, мой коллега ушел в таксисты, потому что ему это стало приносить гораздо больше денег, чем заказы изданий. И уважения к труду там тоже больше. Фотографов этим не балуют, потому что «все же могут нажать на кнопочку».

На самоокупаемость, особенно после начала пандемии, документалисту выйти сложно, но можно добирать какие-то деньги коммерческими фотосессиями. Перед этим нужно еще создать себе имя, которое будут знать в среде, куда ты хочешь устроиться, — это займет лет пять. Кроме того, вам необходимо иметь финансовую подушку безопасности.

Надо знакомиться с людьми, мониторить гранты, арт-резиденции, всевозможные опен-коллы. В регионах обрастать связями проще, чем в Москве, просто потому, что меньше людей работает в этой сфере.

Например, в Краснодаре есть Центр современного искусства, где арт-группировка «ЗИП» проводит годовые курсы в рамках самопровозглашенного Краснодарского института современного искусства. Там можно не только научиться чему-то, но и выставиться, а выставки смотрят приезжие кураторы — в моей карьере это сыграло свою роль.

Техника значения не имеет. Например, Дима Марков снимает на айфон. Бывают, конечно, условия, в которых без специального оборудования не обойтись. Например, шаманов я фотографировала при температуре −50° — айфон или беззеркалка просто помрут на таком морозе, нужен зеркальный фотоаппарат.

Но это исключение. Главное — не техника, а навыки. А еще важнее понять, чего ты хочешь, и плясать от цели.

— Как устроен рынок репортажно-очерковой фотографии? Какова вилка гонораров на российском рынке, а если ты работала на зарубежных, как они соотносятся? Оплачиваются ли командировочные, дорога?

— С гонорарами всё грустно. На иностранные издания я пока не вышла, разве что один раз работала с платформой Dekoder, где публикуются немецкие переводы русских материалов. Они взялись за репортаж о трудниках. Был опыт с The Calvert Journal, но они тоже не совсем иностранцы — русские ребята в Лондоне.

Здесь опять же немаловажно, как давно ты попал в профессию. Коллегам, которые старше меня лет на пять-десять, повезло гораздо больше. Они начали карьеру на пике востребованности документалистики, и теперь поляна занята — ведь международным изданиям незачем искать кого-то нового, если уже знакомые люди хорошо выполняют свою работу.

Вилка у нас такая: федеральные СМИ платят от восьми до пятнадцати тысяч за фотоисторию из 10–20 снимков, про региональные даже говорить грустно.

На такие деньги не проживешь, поэтому все берутся за коммерческие заказы, бизнес-портреты, корпоративные съемки. Кто-то пытается продавать принты, но пока что в России нет такого рынка — люди не понимают, зачем покупать фотографию задорого, если ты можешь ее скачать и распечатать сам. Поэтому если продают, то в основном за рубеж, где такой рынок уже есть.

Условия командировок тоже зависят от заказчика. Федеральные СМИ чаще всего оплачивают проезд и проживание, командировочные платят лишь несколько изданий и это тоже небольшие деньги, на них в лучшем случае можно позавтракать. Региональные СМИ максимум могут компенсировать дорогу, да и то, если ты найдешь очень бюджетный вариант. Так и живем.

— Конвертируется ли медийность в деньги? Что дает фотографу персональная выставка в музее — получает ли он процент от проданных билетов или иной гонорар?

— В некоторых изданиях над тобой будут даже посмеиваться, что ты подался в художники, стал птицей высокого полета. Я в связи с этим страдаю синдромом самозванца. Никаких плюшек мне выставки не приносят — я как сотрудничала с определенными изданиями, так с ними и работаю, разве что внутри переписок появились какие-то контекстные шуточки. Я начинала как фотожурналист и продолжаю им быть. Мне грустно, но я продолжаю.

Продавать фотографию у нас сложно. В России ее практически не выставляют в галереях. Поэтому выставка для меня — это скорее попытка поработать в каком-то новом пространстве, возможность поэкспериментировать.

— Социальные репортажи часто меняют жизнь их героев. Случалось ли такое с твоими материалами? Если нет, какой эффект ты хотела бы произвести своими съемками?

— Мне кажется, что уже прошло время, когда фотография могла на что-то повлиять, и ничьи жизни эти репортажи не меняют. Может быть, за исключением отдельных материалов и тем в федеральных медиа.

Но если репортаж изначально создается для сбора средств, он вполне может достигнуть своей цели. Например, когда в жилом доме в Шахтах взорвался газ, я снимала там материал для «Новой газеты». Один из пострадавших остался без квартиры и вещей, и редакция использовала мою фотографию, чтобы собрать ему одежду и деньги. Так что в случае благотворительного фандрайзинга снимки можно конвертировать во что-то материальное. А военные фотографии не меняют ничего — мы так много видели насилия в фильмах, в играх, в новостях, что новые изображения жертв боевых действий, мне кажется, уже не вызывают эмпатии.

В свои личные проекты я не закладываю никакого политического или остросоциального подтекста. С политическими вопросами я работаю в лабораторном режиме — спокойно сижу и препарирую выбранную тему, и мне не важно, нравится это кому-то или нет. В комментариях под публикациями моих проектов встречаются совершенно полярные мнения по поводу моей позиции. Никто не может понять, поддерживаю я героев или нет. И мне кажется, что это успех, потому что я хочу держаться этой линии — не критиковать, а просто исследовать.


Выставка Алины Десятниченко «Комментарий к сообществу, или Как завоевывать друзей» работает по адресу: Москва, Ермолаевский пер.,17, во все дни, кроме понедельника, с 12:00 до 21:00. Продлится она до 25 июля, вход свободный.




Иркутск

Алексей Белов и Ольга Кормухина представляют концерт-квартирник «Встречаем лето!» выпускников своей академии


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

«Политический вопрос». В Севастополе началось предварительное внутрипартийное голосование Единороссов

Алексей Белов и Ольга Кормухина представляют концерт-квартирник «Встречаем лето!» выпускников своей академии

Волгоград на прошедшие майские выходные туристы выбирали наравне с Сочи

Апарт-отели YE'S по итогам 2023 года поставили рекорд по показателям доходности

Новости Иркутска

На базе «Черноруд» проходит X Всероссийский научно-практический семинар «Современные методы поисков, разведки и охраны недр»

«Единая Россия» дала старт электронному предварительному голосованию

Бутман и Агутин выступят на фестивале «Ангара-джаз» в Иркутске

11 лесных пожаров потушили в Приангарье за последние сутки


Беспроводной сканер штрих-кодов SAOTRON P05i промышленного класса

В Иркутске полицейскими проводится проверка по факту ДТП с участием несовершеннолетней

СК: Житель Красноярска получил 13 лет колонии за убийство известной свахи

В ГУ МВД России по Иркутской области общественный совет рассмотрел актуальные вопросы детской безопасности в летний период


В Братске дошкольник выпал из окна третьего этажа

Спикер закдумы Томской области Оксана Козловская на Совете законодателей Сибири рассказала о сохранении культурного наследия Томска

Красноярский край попал в лидеры клещевой активности по стране

V Форум молодёжи Хабаровского регионального отделения СоюзМаш России в Комсомольске-на-Амуре


Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев
Иркутская область

60 представителей одаренной молодежи получили стипендии губернатора Иркутской области


Частные объявления в Иркутске



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Иоганн Себастьян Бах

«Бах vs Рахманинов» из цикла Битва Клавиров под величественными сводами Петрикирхе



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Иркутск на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Концерт «Битва Клавиров: Бах vs Моцарт»

Неизданный концертный альбом Луи Армстронга представят на лейбле Verve Records

В Иллюзионе пройдет ретроспектива «Персона: Булат Окуджава»

В Екатеринбурге одиннадцатиклассники прощаются со школой под песни Басты: онлайн


Арина Соболенко сняла траур по Кольцову и завела новые романтические отношения

Новаку Джоковичу исполнилось 37 лет в Швейцарии | Виды спорта

Экс‑теннисистка Джорджи обвиняется в краже мебели и ковров на €100 тысяч — СМИ

Даниил Медведев идет третьим в чемпионской гонке ATP, Андрей Рублев — пятый


LIV Golf’s Sergio Garcia misses out on U.S. Open spot, but still has chance to play

Precision in Motion: Exploring Baltic Bearing Company-Riga

Boeing passenger ‘DIES in horror turbulence’ on flight from London sparking emergency landing in latest airline tragedy

UFC plans to be ‘flexible’ in next broadcast rights deal, including potential end to traditional PPV