Пышнотелые дамы, нейрографика и диалог с Кандинским: как прошла «Ночь искусств» в Сыктывкаре
Нацгалерея Коми, Нацмузей республики и «Югор» 3 ноября стали частью проходящей во всей России акции «Ночь искусств». В учреждениях знакомили горожан с творчеством Рубенса, помогали улучшить жизнь при помощи нейролиний и погружали в сказочные осовремененные миры. Как прошла «Ночь искусств» — в репортаже БНК.
Раньше всех открыл свои двери жителям Сыктывкара Национальный музей Коми. В отделе природы на первом этаже горожане любовались работами этнофутуриста из Марий Эл Измаила Ефимова. Отойдя от привычного публике реализма в 1980-м году, художник начал искать себя в символически-знаковой живописи. Уже в его первых в этом направлении работах «Уходящее наследие» и «Следы веков» замечаются вдохновение мифологией и обрядами родной финно-угорской земли и попытки осознать свою национальную идентичность. При этом через родные мотивы и образы он рассуждал и на смежные смены, например, вечное противостояние света и тьмы в «Этнографическом мотиве», подчеркнула куратор выставки Дарья Юркина.
Особое внимание уделили хранящимся в коллекции музея работам мастера. Они созданы в 2018 году на симпозиуме в Коми, в рамках которого художников погружали в нашу культуру и водили по культурным местам Сыктывкара. Измаила Ефимова вдохновили коми прялки, которые в свое время поразили и Василия Кандинского. Так и родился диптих «Диалог с Кандинским в Коми» с отголосками верхневычегодской росписи и характерной для абстракциониста цветовой экспрессией.
Контрастируя со «взрослым искусством», на втором этаже расположилась детская выставка «Про сов, шмелей и чай с молоком» по мотивам сказки Виталия Бианки «Сова». В произведении он показывает сложную взаимосвязь природы и человека. В попытках донести идею автора сотрудники проводили интерактивную экскурсию, для которой создали импровизированный луг с экспонатами животных. Благодаря этому дети узнали, например, что ящерица может скинуть хвост лишь три раза и после бегает без него, а лягушка травяная меняет цвет при опасности и не любит питаться бабочками из-за чешуек на больших крыльях.
— Давайте я буду мухой, а вы будете лягушкой. Для охоты она использует свой язык. Я лечу, а вы должны быстро выстрелить языком и поймать меня. Язык, конечно, показывать неприлично, но вы же лягушки! — шуточно предлагала детям экскурсовод.
К «Ночи искусств» подготовилась и Национальная галерея Коми, которая стала на несколько часов большим родовым гнездом. Прежние залы превратились в жилые и не очень комнаты, например, учебный класс с практикумами и детскую с мастер-классами для самых маленьких.
— Мы хотим, чтобы каждый посетитель Национальной галереи чувствовал себя как дома, — охарактеризовала концепцию всей программы заведующая отделом научно-просветительской работы Валерия Рябец.
Любители старинного искусства могли посетить лекцию про художника Питера Пауля Рубенса и познакомиться с его работами на выставке. Нидерландского живописца Северного Возрождения, как указала экскурсовод галереи Ирина Костина, называют «художником пышнотелых дам» и часто ставят в один ряд с Рембрандтом.
Картины впервые приехали в Коми из Ирбитского музея изобразительных искусств Свердловской области. Во многих из них католик Рубенс обращался к религиозным темам. Самой заметной работой в галерее из-за больших размеров оказалась «Кающаяся Мария Магдалина со своей сестрой Марфой». По библейской традиции, как рассказала Ирина Костина, блудница из Вифания отреклась от прежней жизни и обратилась к вере. Она стала первой, кому тот явился после воскрешения. При этом во многом персона Марии окутана тайной, и неизвестно даже, существовала ли она в реальности.
В галереи представили и более современные работы, например, фотографии удорских красот. Благодаря камере на телефоне автор Анна Махотина запечатлела за несколько лет родные места своего детства. Особенно любимы фотографом изображения реки Вашка, которая умиротворяет и вселяет надежду на светлое будущее благодаря своей красочности и чистоте.
— Я хотела вдохновить других на создание чего-то своего. У каждого есть такая возможность, главное — действовать, — резюмировала Анна Махотина.
Чтобы попытаться преобразить свою жизнь, посетителям предлагалось поближе познакомиться с нейрографикой. При помощи специальных рисунков, заверила куратор мастер-класса, можно повлиять на наше бессознательное и улучшить, например, здоровье, карьеру или отношения. Нейролинии помогают в строительстве нейронных связей, а фигуры могут усилить процесс: круги привносят гармонию, треугольники — рост, а квадраты — стабильность. Не забывают и о цветах, но их человек должен выбрать самостоятельно.
Залы центра культурных инициатив «Югор» «захватила» выставка «Всякие сказки». Работы 15-ти московских художников: Владимир Дубосарский, Александр Савко, Мария Сафронова и другие — обращаются к сюжетам русских и западных сказок, в которые нередко вставляют сегодняшние реалии. Через взаимодействие с новыми смыслами и нашими корнями авторы стараются объединить разные поколения. В итоге горожане рассматривали, например, нагого трехголового Крысиного короля и лежащую в горшке с растением Дюймовочку со смартфонов в руках. Усиливали атмосферу фольклорные герои, гуляющие по залам и обсуждающие работы с детьми.
Рассказать о выставке приехала один из авторов Дарья Котлярова. На одной из четырех работ «Явление первое» художница изобразила блюдо с катящимся яблоком из «Аленького цветочка». Правда, сам фрукт надкушен, из-за чего его форма напоминает логотип Apple. Так Дарья Котлярова показала, что телефоны и интернет сегодня стали главными сказочниками.
— Для детей эта картина будет обозначать одно, для кого-то — что-то еще, я имела третий смысл, а человек без «айфона» вообще не поймет, о чем идет речь. Тут вопрос, что именно я вижу. А культурные коды — это общая атмосфера и контекст, который определяет людей, — утверждала художник.