Кузьма Петров-Водкин: как сын сапожника стал художником
Кузьма Петров-Водкин: как сын сапожника стал художником
«Купание красного коня» — картина, известная во всём мире. Но вот фамилия её автора — Петров-Водкин — у русского человека вызывает, как правило, прилив весёлого настроения. Хотя версия, по которой она возникла, не располагает к веселью.
Кузьма, по батюшке Водкин, родился в городке Хвалынске, что в Саратовской губернии. Дед его, как рассказывают, был местной знаменитостью из-за чрезмерных возлияний, причём однажды так «наалкался», что убил свою жену, а потом и сам умер. Говорят, что после этого и прилипло к его семье прозвище «Водкин», ставшее уже у сына Сергея фамилией. Но это всего лишь версия; возможно, у деда будущего художника просто совпали фамилия и увлечение.
Как бы то ни было, но отец Кузьмы вообще не употреблял. В Хвалынске, говорят, он был единственным трезвым сапожником. Художник же к неблагозвучному Водкину присоединил девичью фамилию матери и стал Петровым-Водкиным.
Правда, до революции туго с этим пришлось Кузьме. Художник и критик Александр Бенуа изначально заклеймил молодое дарование:
«Ну что это за фамилия — Водкин? А имя какое — Кузьма? Ему бы в сапожники идти, а он мнит себя человеком искусства».
Но в сапожники Кузьма не хотел, впрочем, и в художники тоже. Он мечтал после четырёх классов городского училища о железнодорожном техникуме. Но экзамены он не сдал, а потому пошёл работать — рисовать вывески. А попутно обучался рисованию у Фёдора Бурова, правда, без особой пользы.
Тем не менее талант пробьёт дорогу, даже если этому противятся обстоятельства. Природа, среди которой рос мальчик, — холмы, покрытые лесами, высокие берега Волги, зелёные сады — развивала в нём художественный взгляд на мир, буквально подталкивала к творчеству. Тому же способствовали и рассказы бабушек.
«Вот, очевидно, в это короткое время получил я запасы образов, запасы семян моей родины, от напевов, шёпотов, сказов, с утра до постели баюкавших меня, научивших биться детское сердце в унисон с людьми», — позже признавался художник.
Поэтому, когда своеобразные работы юного Кузьмы увидел питерский архитектор Роберт Фридрих Мельцер, он помог ему поступить в Центральное училище технического рисования барона Штиглица, по окончании которого Петров-Водкин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там его любимым преподавателем стал Валентин Серов.
Продолжить образование молодой художник решил за границей и отправился в путешествие по Европе и Африке. Вернувшись, под впечатлением от европейской живописи Кузьма Сергеевич создал картину «Сон». Увидев первые работы Петрова-Водкина, передвижник Илья Репин не постеснялся в выражениях:
«Это не искусство! Это возмутительное безобразие неуча, сапожника, человечишки с рабьей душой!»
Действительно, полотно вызвало значительный резонанс. Мнения разделились — от полного неприятия до признания большого таланта. Сам художник признавал эту картину началом своего большого творческого пути:
«Нынешний год с моей картиной «Сон», сделавшей меня известным и в большой публике, — этот год вздёрнул меня совсем на дыбы, и теперь я чувствую себя за каждый будущий мазок ответственным больше, чем раньше».
Действительно, архитектор Щусев, поражённый мастерством Петрова-Водкина, пригласил его расписывать храмы. И работа забурлила.
Поначалу это была роспись храмов, в которой Кузьма Сергеевич совместил древнерусские традиции и ранний европейский ренессанс, затем последовали и картины в других жанрах.
Впервые персональная выставка художника состоялась в 1909 году, а спустя три года Петров-Водкин представил знаменитую впоследствии на весь мир картину «Купание красного коня». Полотно он создал, впечатлившись новгородскими иконами, в частности Георгием Победоносцем и его «пылающим» конём. Рассказывают, что Репин не утерпел и пришёл посмотреть на работу того, кого считал неучем. Он долго простоял у картины, а потом признал: «Талантище...»
После революции Петров-Водкин сам становится преподавателем, пишет натюрморты, портреты, сюжетные картины на пролетарскую тематику, в которых критики находят отображение библейских событий («Петроградская мадонна», «После боя» — аллегория Троицы, «Смерть комиссара» — снятие Иисуса с креста).
Последние годы жизни Кузьма Сергеевич страдал туберкулёзом, и врачи посоветовали отказаться от масляных красок. Тогда художник переключился на литературу и написал «Мою повесть» — книгу воспоминаний. Умер Петров-Водкин в 1939 году.
Огюст Мариетт: заложник «египетской утки»
Неподалёку от Египетского музея в Каире расположен памятник, стилизованный под древний саркофаг, на вершине которого установлена фигура Огюста Мариетта. Этому человеку весь мир обязан открытием множества исторических памятников — гробниц, колоннад, статуй — и обретением прочих шедевров, сокрытых до его появления в Египте под толщами песка.
Однако начиналось всё совсем не просто. Молодой француз занимался тем, что преподавал родной язык сначала в Англии, а затем и во Франции. Но однажды в его руки попал архив художника Нестора Л’Ота, который неоднократно участвовал в экспедициях Жана-Франсуа Шампольона, знаменитого египтолога. Больше всего заинтересовали Мариетта рисунки, изображавшие перевозку сфинкса, а также различных птиц.
Он проникся духом Древнего Египта и говорил позже коллегам:
«Египетская утка — опасное животное. Она примет вас благосклонно, но, если вы запросто поддадитесь её невинному виду, вы пропали: удар клювом — она прививает вам свой яд, и вот вы уже египтолог на всю жизнь».
Так с Мариеттом и произошло. Он погрузился в изучение истории страны фараонов, её языка, хотя было это непросто, ведь египтология только зарождалась. Всё время молодой человек проводил в музее в родной Булони и в итоге составил каталог экспонатов из Египта. Его бурная деятельность привлекла внимание других учёных, и вскоре Мариетт уже трудился в Лувре, где плотно занялся самообразованием. Результатом этих занятий стало получение «субсидии» на научную поездку в Египет.
При этом министерство французского образования потребовало, чтобы Мариетт привёз оттуда древние манускрипты для музеев. Но с письменными памятниками у учёного не сложилось, однако возвращаться с пустыми руками он не собирался.
Бродя по храмам, беседуя с местными жителями, Мариетт понимает, что искать нужно неподалёку от Мемфиса, возле ступенчатой пирамиды Джосера. Где-то здесь должно быть древнее кладбище. Учёный отправляется в поселение Саккара, которое ко времени появления там Огюста было полностью занесено песком и выглядело безжизненной пустыней. Не теряя надежды, Мариетт нанимает рабочих и начинает раскопки.
В один прекрасный день он наткнулся на голову сфинкса, который был полностью сокрыт песком. Раскопав статую, учёный смог прочитать на ней прославление священного быка Аписа, почитаемого в древности как воплощение бога Пта (Птаха).
«…Я в тот же момент забыл о своём поручении. Итак, на восходе солнца первого ноября 1850 года, самом прекрасном, который я когда-либо видел в Египте, около тридцати рабочих под моим руководством оказались у сфинкса, который произвёл на меня столь полное впечатление», —
позже записал учёный.
К тому же он вспомнил Аллею сфинксов, которую в своих трудах упоминал Страбон: она вела в Серапеум — храм Аписа, — который располагался как раз возле Мемфиса. Примерно год понадобился экспедиции, чтобы освобождённые от песка 140 сфинксов привели Мариетта в храм и высеченное под ним святилище. Оно-то и оказалось самым интересным: в помещении длиной около двухсот метров были обнаружены 28 ниш, в 24-х из которых стояли огромные пустые саркофаги. А ещё были найдены мумии 28 священных быков.
Судя по всему, святилище уже давно было разграблено, однако даже остатки, которые нашёл Мариетт, сделали его известным на весь мир.
После триумфальной выставки в Лувре учёный вернулся в Египет, где прожил до последнего дня, продолжая раскопки. Карнак, Гиза, Дейр эль-Бахри; мастаба Ти, храм Дендры, храм Эдфу. Работы и исследования Мариетта были настолько важны и полезны для Египта, что его наградили титулом паши. Во Франции же император вручил ему орден Почётного легиона.
Но по прошествии лет главным достижением Мариетта следует всё же считать образование Службы древностей Египта и Египетского музея, благодаря чему значительно снизилось разграбление культурных памятников страны фараонов.
Болгарии русский солдат
Великая Отечественная война не закончилась изгнанием врага до наших границ. Советские солдаты прошагали пол-Европы и уничтожили фашистскую гадину в её же логове, попутно освободив тысячи населённых пунктов. В благодарность жители европейских государств устанавливали памятники русским воинам, бесстрашно сражавшимся за их свободу.
Всего в Европе около четырёх тысяч таких монументов, и самым знаменитым из них, наверное, является «Алёша» — каменный защитник болгарского Пловдива. Он возвышается над городом, словно его хранитель, готовый в любой момент стать на защиту не только своей Родины, но и всего мира.
Инициаторами создания каменного русского солдата стали не правительства СССР или Болгарии, а сами жители города. В День Победы в 1948 году они выступили с таким предложением, и работа сразу закипела. Памятник было решено поставить на «Холме Освободителей», и в тот же год заложили основание монумента.
Созданный Общегородской инициативный комитет под руководством генерала Асена Грекова организовал сбор средств и объявил конкурс среди архитекторов. Победил проект Васила Радославова, который вместе с коллегами Тодором Босилска, Любомиром Далчевым, Александром Занковым, Александром Ковачевым, Георгием Коцевым и создал известный во всём мире памятник — 11-метровую скульптуру солдата с ППШ в руке.
Изначально проект назывался «Красный богатырь», однако прижилось в народе совершенно другое название, душевное и близкое каждому, — «Алёша».
Считается, что прообразом каменному воину послужил красноармеец Алексей Иванович Скурлатов. Он родился в 1922 году на Алтае в крестьянской семье и осенью 1941 года ушёл на фронт добровольцем. Его боевой путь начался под Москвой разгромом немецко-фашистских войск, затем были боевые операции под Калинином и Ржевом.
Из-за тяжёлого ранения Алексей Иванович был переведён в связисты, и в 1944 году вместе со своей частью он оказывается в Болгарии, где занимается прокладкой связи между Пловдивом и Софией. Здесь он работает вместе с болгарскими специалистами, один из которых — Методи Витанов — становится его другом.
Есть версия, что Витанов принёс скульпторам фотографию своего советского коллеги, и, основываясь на ней, они создавали фигуру солдата. В 1954 году памятник был установлен, а в ноябре 1957 года состоялось его официальное открытие.
Говорят, что на этом мероприятии Витанов так расчувствовался, что мелом на пьедестале написал: «Альоша». И именно это имя навсегда закрепилось за монументом. Спустя несколько лет его увидел советский композитор Эдуард Колмановский и рассказал о памятнике поэту Константину Ваншенкину. Оба, впечатлённые этой историей, решили отразить её в песне. Так появились положенные на музыку слова:
Белеет ли в поле пороша
Иль гулкие ливни шумят,
Стоит над горою Алёша,
Болгарии русский солдат.
Сам Алексей Иванович Скурлатов понятия не имел о том, что стал прообразом болгарского защитника Пловдива. И вот в 1974 году в журнале «Огонёк» было напечатано письмо Методи Витанова, который разыскивал своего боевого товарища. Ответ Скурлатов написал лишь в 1980 году и вскоре отправился в Болгарию. В Пловдиве он стал почётным гражданином, а жители встречали его как героя. В годы Великой Отечественной войны Алексей Иванович был награждён орденом Отечественной войны II степени и дважды орденом Красной Звезды. С фронта он вернулся домой и всю жизнь прожил в родном селе, достойно трудясь на благо малой родины. Умер А.И.Скурлатов в 2013 году.
Но ещё застал то время, когда на волне антикоммунистической пропаганды в 1989 году монумент в Пловдиве хотели снести. Однако жители города — все как один — встали на его защиту и отстояли памятник, который решением суда не может быть разрушен.
Тем не менее в последнее время участились случаи (не только в Болгарии) осквернения памятников и могил воинам Красной армии, находящихся на территории Европы. Увы, «Алёша» тоже не избежал подобной участи. Но всякий раз благодарные жители города затирают надписи и нарисованные символы, возвращая памятнику первоначальный вид.
«Нынешнее поколение болгар живёт в свободной стране благодаря, прежде всего, простым советским воинам, которые, кстати, всегда относились к Болгарии как к братской стране. Забыть об этом — значит, не уважать собственную историю», —
отмечает доктор исторических наук Михаил Мягков.
Песня "Алеша"
https://www.youtube.com/watch?v=9DW8rgMLvIs
Парочка уроков от Татьяны Бобылевой в мире растений и животных
Рецензия на книгу
Взрослые смотрят по сторонам, но видят только то, что сами хотят. Очень многое они пропускают мимо своего внимания, если это не несет ни угрозы, ни выгоды. Любопытство, которое когда-то было им свойственно, как и всем детям, давно растворилось в серой рутине будней, утонуло в ворохе хлопот и забот. Впрочем, где найти время, чтобы изучить косичку морковки, если ее нужно срочно порезать в суп? Да и рассуждать о значении курицы для общества как-то странно, друзья и коллеги не поймут.
Однако, несмотря на общее равнодушие родителей к простым и давно знакомым вещам, позиция у мальчиков и девочек совсем другая. Им все интересно. Хочется узнать огромный мир, насладиться его красотами, познакомиться со всеми обитателями, что только можно потрогать, понюхать, послушать и посмотреть. Для тех, кто только начинает процесс познания и стремится сделать его веселым и позитивным, написана книга Татьяны Бобылевой "Кто важнее?". Она посвящена представителям земных флоры и фауны. Две сказки, не такие уж большие по объему, включают в себя все разнообразие растений и животных, обитающих по-соседству с нами:
"Мы пришли в огород,
Много там всего растёт,
Овощи на грядке
Отдыхают сладко!"
Писательница ставила перед собой сразу две цели. С одной стороны, она хочет показать особенности зверей, объяснив, для чего те нужны человеку, почему их следует не только любить, но также уважать и беречь:
"— Му-му-му, — мычит корова,—
Дети все со мной здоровы,
Ребятишек я люблю,
Молочком их напою!
Молоко полезно детям,
Я важнее всех на свете!"
А заодно ведет речь о том, как выглядят и для чего используются растения, что может принести пользу с точки зрения общего развития, расширения кругозора и воспитания простейших хозяйственных навыков. Ведь прежде, чем самому начать варить борщ, нужно выяснить, из чего он готовится. А потом научиться не путать картошку с кабачком, чтобы не случилось никакого казуса:
" Вот бордовая на вид
Свёкла из земли торчит,
Хоть в салат, хоть в винегрет,
Можно в борщ вам на обед!"
А с другой стороны, Татьяна Бобылева пробует не просто наполнить детский мир материальными образами, которые они будут узнавать, выйдя на улицу или отправившись в магазин, но и напомнить о ряде незыблемых духовных ценностей. В связи с этим она особенно выделяет важность дружбы, гармонии и взаимопонимания в отношениях, отсутствие эгоцентризма и стремления поставить себя выше других. Ссоры, споры и ругань сделаны антонимами всему хорошему, и предостережение от них выражается недвусмысленно:
"Прекратите глупый спор,
Заключите договор.
Вам не драться, не кусаться,
Не толкаться, не бодаться,
Не царапать, не кричать,
А друг друга защищать..."
То есть, писательница вполне успешно переплела духовное и материальное, предложила вниманию ребят как визуальную картинку, так и целый свод моральных ценностей, без которых не обойтись тому, что хочет быть хорошим человеком, поступать правильно и не обижать других.
Итак, "Кто важнее?"
Прочитав книгу, ребята осознают, что нет ненужных, неважных, неинтересных или бесполезных вещей, зверей или людей. Можно не сомневаться, что все читатели сумеют на подсознательном уровне понять главнейшую метафору, использованную Татьяной Бобылевой.
Брайан Адамс: «Я тот, кто вам нужен!»
Хрипловатый голос Брайана Адамса знаком многим. И когда он впервые в 17 лет вышел на большую сцену, сразу стало понятно — он обязательно покорит мир. Хотя внешний вид певца поначалу удивлял: майка, джинсы и шлёпанцы на босу ногу.
Брайан появился на свет в Канаде, но из-за дипломатической службы отца семья постоянно переезжала из страны в страну. При этом отец был всячески против увлечения сына музыкой, хотя признавал, что она у него в крови:
«Он начал заниматься классической музыкой, но в пять или шесть лет неожиданно бросил. Брайан стал маленьким тираном, подбадриваемым своей матерью. Я был строг. Запрещал держать дома гитару — мама разрешала. Я помню, как однажды пришёл домой и обнаружил, что подвал переделан в дискотеку с мигающими огнями и громкой музыкой».
Действительно, мать во всём поддерживала сына, особенно после развода с отцом. Она перебралась с Брайаном в Ванкувер и дала ему полную свободу. Под влиянием «Битлз» юноша увлёкся роком и научился игре на гитаре, а потом освоил ещё и фортепиано. Небольшие концерты для близких Брайан давал в гараже.
По словам самого Адамса, он с самых ранних лет был уверен, что обязательно свяжет жизнь с музыкой. Но как именно это будет, он сомневался и предполагал различные варианты — от работы в музыкальном магазине до выступлений в группе. В успехе юноша тоже не был уверен, да и звездой становиться не планировал. Он забросил учёбу и полностью отдался музыке.
Всё решил случай: в поисках гитары Адамс забрёл в специализированный магазин, где с тем же намерением уже находился Джим Вэлланс — молодой человек с музыкальным образованием, игравший на ударных в местной группе. Парни познакомились, и с этого дня началось их плодотворное сотрудничество. Их первой совместной композицией стала Let Me Take You Dansing («Позволь мне взять тебя на танцы»). Последующие их песни исполняли и другие артисты, в частности, Бони Тайлер, Джо Кокер.
Но Брайан понимал, что в жестоком мире шоу-бизнеса без его знания и понимания пробиться практически невозможно, поэтому решил обзавестись менеджером. Для этих целей он выбрал Брюса Эллена, с порога озадачив его словами: «Я тот, кто вам нужен».
Позже продюсер вспоминал: «Брайан постоянно находился в офисе. Он всегда был где-то рядом. Он заходил, разговаривал с секретаршами, подходил ко мне в клубах и всё в таком роде. Я был действительно поражён его упорством и настойчивостью».
Настоящая слава пришла к Адамсу в 1985 году с композицией Heaven («Небо»). В дальнейшем рок-баллады в исполнении певца неоднократно будут становиться саундтреками к фильмам и выдвигаться на «Оскар». Голос Брайана Адамса можно услышать в картинах «Робин Гуд: Принц воров», «Три мушкетёра», «Дон Жуан де Марко».
Однако помимо музыкальных достижений Адамс знаменит любовными романами. В первую очередь это касается якобы тайной связи с принцессой Дианой. Долгое время циркулировали слухи о том, что Брайан регулярно встречается с леди Ди. Поводом послужила песня «Диана», которую Певец выпустил за год до официального знакомства с принцессой. Брак Дианы с Чарльзом Адамс считал ошибкой, о чём и спел на весь мир.
К моменту гибели леди Ди певец находился в отношениях с Сесиль Томпсон и вместе с ней отправился на похороны принцессы. После в интервью Сесиль заявила, что у Брайана и Дианы действительно была любовная связь. Однако сам артист категорически отвергает эти домыслы, утверждая, что между ними была исключительно дружба, правда, ему не очень-то верят.
В настоящее время Адамс живёт гражданским браком с Алисией Гримальди. Пара воспитывает двух дочерей.
Канадский рок-музыкант, фотограф, гитарист, автор и исполнитель песен, который начал свою карьеру в шоу-бизнесе в 1976 г., первоначально в составе рок-групп. Его дебютный сольный альбом был выпущен в 1980 г., а в 1985 г. он впервые возглавил Billboard Hot 100 с рок-балладой «Heaven». Именно этот жанр принёс ему успех по всему миру.
Адольф Сакс: смерти вопреки
«Это человек проникновенного, цепкого, светлого ума, настойчивый и твёрдый в любом испытании. Он одновременно математик, акустик, чеканщик, литейщик и токарь. Он умеет и думать, и делать — выдумывает и сам же выполняет», —
так отзывался об Адольфе Саксе композитор Г. Берлиоз.
Кто же этот выдумщик? Наверняка его фамилия уже подсказала вам, что именно ему мы обязаны чарующим звучанием саксофона. Действительно, Сакс, получивший при рождении имя Антуан-Жозеф, придумал и соорудил этот волшебный инструмент. С одной стороны, условия складывались так, что вся окружающая его атмосфера способствовала развитию в творческом направлении.
Отец Адольфа был искусным специалистом по производству музыкальных инструментов. Он достиг в этом такого мастерства, что король Вильям I пригласил его ко двору и поручил снабдить инвентарём военные оркестры. Сакс-старший являлся неоднократным победителем национальных выставок, за что получал почётные награды. Своему ремеслу он обучал и сына.
С другой стороны, судьба жёстко препятствовала Адольфу, несколько раз ставя на грань жизни и смерти. Причём не иносказательно. Так что вообще удивительно, как он смог дожить до взрослого возраста.
Маленький Сакс в буквальном смысле был ребёнком-катастрофой. В первый раз несчастный случай произошёл, когда мальчику было около трёх лет. Он упал с высокой лестницы и сильно ударился головой, после чего несколько дней не мог подняться с постели.
Затем он проглотил иглу, а чуть позже выпил какую-то химическую смесь, но всё это обошлось без особого вреда здоровью. Затем маленький Адольф упал на горячую печь и сильно обжёгся: говорят даже, что шрамы от ожогов остались у него на всю жизнь.
В десять лет он свалился в реку, и если бы не случайный прохожий, выловивший его и откачавший, мир никогда не услышал бы звуки саксофона. Ещё раз он травмировал голову, когда во время прогулки получил по ней куском черепицы, отвалившейся с крыши. То, что Сакс оказался жив после взрыва пороха в мастерской отца, можно объяснить только чудом.
Череда этих событий не могла не насторожить мать Адольфа, которая, вероятно, смирилась с горькой участью сына и однажды сказала: «Он вряд ли выживет».
Но Сакс оказался живуч: у него было великое предназначение, и он его выполнил вопреки всем обстоятельствам.
Отец обучал сына всем премудростям своего мастерства, а мальчику это не просто нравилось — у него возникали новые идеи, и он стремился воплотить их, совершенствуя инструменты отца. Так появился кларнет нового типа, затем бас-кларнет и ещё множество других инструментов.
Твёрдо став на ноги, Адольф оказался в Париже и стал работать там на правительство, создавая новые типы музыкальных приспособлений. Вскоре он смог открыть свою мастерскую и вплотную занялся изобретением, названным поначалу саксгорном. А в 1846 году Адольф патентует саксофон, в котором сочетает лучшие свойства кларнета и офиклеида: звук получается великолепным.
«Это инструмент с полным, приятно вибрирующим, огромным по силе и хорошо поддающимся смягчению звуком. Его главной заслугой, на мой взгляд, является разнообразие красоты звука, то с акцентировкой, то без, полным то страсти, то мечтательности и меланхолии; отголоском эха, слабым воплем ветра в лесу, или, что вернее, таинственными мерцающими отголосками колокола после удара», —
восторженно отзывался о саксофоне Берлиоз.
Необычайный успех вызвал чёрную зависть у конкурентов, которые принялись сутяжничать с Саксом. В результате к концу жизни богатый и успешный изобретатель оказался практически нищим — от полного разорения его спасло лишь заступничество Наполеона III, который являлся поклонником Сакса.
…На фамильном склепе, где в 1894 году был похоронен Адольф Сакс, на кладбище Монмартр изображён саксофон.
Бельгийский изобретатель музыкальных инструментов, наиболее известный изобретением саксофона и саксгорнов.
Родился: 6 ноября 1814 г., Динан, Бельгия
Умер: 7 февраля 1894 г. (79 лет), Париж, Франция
Родители: Шарль Жозеф Сакс
Интересный факт: Адольф Сакс был изображён на банкноте в 200 франков, находившейся в обращении до введения в Бельгии евро. На обратной стороне этой банкноты были изображены силуэты саксофонистов и силуэт собора и цитадели Динана (родного города Сакса).