На Украине новая фаза войны с Дедом Морозом
Новый год вызвал в среде украинских националистов очередной приступ русофобии, который традиционно вылился в войну с Дедом Морозом
Если до «революции гидности» к нему относились вполне лояльно даже в этой среде, то государственный переворот привёл к тому, что Дед Мороз и Снегурочка оказались «вне закона». Собственно, к украинским националистам каждый год 1 января приходит дух Стефана Бандеры, в честь которого они бродят маршами по улицам, в том числе и столицы Украины.
В этом году гонения на сказочного персонажа переместились в виртуальное пространство и СМИ.
Бывший сотрудник Украинского института национальной памяти, а ныне чиновник при уполномоченном по защите государственного языка Сергей Рябенко намекнул, что Дед Мороз является агентом НКВД и он «появился в зловещем 1937 году, в разгар сталинских репрессий», а «основная идея – отторгнуть из сознания народа святого Николая, который был связан с рождественскими религиозными традициями».
Свои «пять центов» вставило и американское «Радио Свобода». Журналистка Богдана Костюк рассказала: «Бандеровцы не знали никакого Деда Мороза! В самый разгар репрессий специальная методичка с детально прописанным сценарием ввела веселого дедугана с белой бородой в красной шубе и с подарками на новогодние праздники в советских детсадах и школах, трудовых и профессиональных коллективах. Давно нет Советского Союза, забыты или отброшены тогдашние реальные и пропагандистские герои, а Дед Мороз и дальше работает в Украине».
Дальше всего пошли пропагандисты украинского сайта «Информационное сопротивление». Они изобразили Деда Мороза в виде рогатого чудища и написали: «И в мешке «с подарками» он нес головы умерших, и красный сюртук из-за того, что забрызганный кровью…»
В общем, просто жуть.
Украинский политолог Александр Палий заявил, что «Дед Мороз – это на самом деле Святой Николай, который во времена советского атеизма был замаскирован под правильного просоветского персонажа, который был поставлен на службу коммунистической идеологии».
Вышла даже методичка, в которой Святого Николая противопоставляют Деду Морозу. Главными отличиями объявлено то, что Святой Мыколай традиционен для Украины, а Дед Мороз – для России. Но самое основное преступление, по мнению националистов, в том, что Дед Мороз дарит подарки всем малышам, а Святой Мыколай – только послушным детям.
С Дедом Морозом украинские декоммунизаторы переборщили. Новогодний сказочный персонаж есть у многих народов. Кстати, американский Санта-Клаус уже потеснил на Украине и Деда Мороза, и Святого Мыколая. Всё чаще именно его можно увидеть на новогодних торжествах.
Дед Мороз появился задолго до 1937 года. В народе он носил имя Рождественского Деда, Мороза Ивановича, Трескуна. Первое литературное упоминание о Морозе Ивановиче появилось в 1840 году в сборнике сказок Владимира Одоевского. Поэт Николай Некрасов издал в 1863 году поэму «Мороз, Красный нос». Деда Мороза и Снегурочку в XIX веке рисовали художники Васнецов и Врубель. И было это всё в Российской империи, в те времена, когда ни о какой Украине никто и знать не знал, поскольку её ещё не выдумали.
В 1915 году император Николай II запретил праздновать Новый год, поскольку этому противилось общественное мнение: праздник считали «немецкой традицией», а в период Первой мировой это было не просто не популярно, а недопустимо. Затем большевики восстановили празднование, известно, что ёлки любил В.И. Ленин. После его смерти праздник начал меняться, сперва это были «Красные ёлки», затем Новый год стали считать религиозным праздником, ведь он всего на неделю опережал Рождество по новому календарю. В «Материалах к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни» (1927 год), говорилось: «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с ёлки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала». На официальном уровне новогодние ёлки перестали проводиться, исчезли и Дед Мороз со Снегурочкой.
В Советском Союзе сказочных героев реабилитировали после статьи второго секретаря ЦК КП(б) Украины, первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева в газете «Правда» от 28 декабря 1935 года, где он писал: «В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская ёлка!» В том же году в Харькове состоялась новогодняя ёлка с участием 1200 детей.
А в 1937-м в Москве на новогоднем празднике в Доме союзов снова появился Дед Мороз. Точнее, в этот раз были сформированы целые отряды Дедов Морозов – из числа парашютистов. Они доставляли подарки детям в отдалённые уголки большой страны. В современной России никому и в голову не придёт бороться с Кыш Бабаем, Сагаан Убугуном, Паккайне, Йушто Кугызой, Нишке, Тол Бабаем, Хёл Мучи, Чы Схханом и другими собратьями Деда Мороза, представляющими народы государства российского. У них и резиденции свои есть: якутский волшебник живёт в ледяной пещере на окраине Якутска, удмуртский – в селе Шаркан, карельский – в Олонце, татарский – в селе Новый Кырлай, русский – в Великом Устюге.
На Украине же в силу идеологии «одной нации» националисты никак не могут ужиться с Дедом Морозом, пытаясь заменить сказочного персонажа Святым Николаем, день памяти которого отмечается 19 декабря. Интересно, что своего «справжнього» новогоднего деда под рукой не оказалось – это к вопросу о «тысячелетней» украинской истории. Новодела тоже пока нет, поэтому место Деда Мороза уверенно занимает иностранный Санта-Клаус.
Больше всего от борьбы националистов с Дедом Морозом пострадали дети на Западной Украине. Ведь раньше они получали подарки и от Святого Николая, и от Деда Мороза. Ныне же добрый новогодний дед всё чаще попадает под декоммунизацию… Так, в Ивано-Франковске некие представители родительской общественности даже обратились с электронным письмом в управление образования города с требованием «поддержки в декоммунизации системы образования, а именно относительно уместности приглашения на новогодние праздники в дошкольные и общеобразовательные учебные заведения Деда Мороза и Снегурочки, потому что это пережитки «старой» системы…».
Очередная новогодняя истерия националистов вызвала насмешки адекватных жителей Украины. Телеведущий и журналист Денис Жарких считает, что «новые пропагандисты ведут нас к истокам, гораздо глубже Средневековья».
Но у украинских националистов своя логика. Им мешает абсолютно всё, что не укладывается в рамки «одной нации». И Дед Мороз со Снегурочкой в том числе.
Что интересно, с 1999 года на Украине есть свой Главный Дед Мороз – его на эту должность назначил тогдашний президент Леонид Кучма. Правда, у него нет резиденции – он об этом только мечтает вот уже больше 20 лет. А в 2021-м он собирается провести на Украине «международный саммит-фестиваль Дедов Морозов», куда уже дали согласие приехать сказочные персонажи из России и других стран мира. «Представляете, из Бурятии Дед Мороз, из Ханты-Мансийска — там такие костюмы! Как же это могло быть интересно. И Деды Морозы до сих пор хотят приехать и подписать документ о прекращении войны — я веду с ними переписку», – уверяет украинский Главный Дед Мороз. Пожелаем же ему, чтобы всё получилось: и войну прекратить, и общую встречу провести, и резиденцию наконец построить, чтобы ребятишкам и из Киева, и из Жмеринки, и из Одессы, и из Глухова было куда писать письма.
Андрей Назаренко, Одна Родина
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки