Многогранный талант
Ринат Шарафутдинов - первый из магнитогорцев, кому присвоено звание заслуженного работника культуры и искусства Челябинской области.
Почётное звание, которое приравнивается к награде, Законодательное собрание Челябинской области учредило год назад. В документах перечислен круг лиц, из числа которых выбирают достойных. Это высокопрофессиональные работники организаций культуры, искусства, народных художественных промыслов, образовательных организаций в сфере культуры и искусства, создавшие высокохудожественные произведения живописи, скульптуры, графики, монументального, декоративно-прикладного, оформительского, театрального искусства.
За особые заслуги
Награду вручают за многолетнюю деятельность в сфере развития культуры и искусства, нравственного и эстетического воспитания граждан, изучения и сохранения культурного наследия Челябинской области, подготовки квалифицированных кадров для организаций культуры и искусства. Учитываются предыдущие награды от федеральных органов государственной власти, а также поощрения от губернатора и областного Законодательного собрания.
Статьи о персональных выставках Рината Шарафутдинова, его работах в тематических экспозициях не раз публиковались в "Магнитогорском металле". Но живописные полотна - лишь одна из его творческих ипостасей. Мастер работает не только в области станковой живописи, графики и рисунка, но и монументального искусства. Наиболее ярко его талант проявился в сложных декоративных композициях, среди которых самая большая на Южном Урале мозаика "Движение", расположенная на фасаде Ледового дворца имени И. Х. Ромазана. Мозаичное полотно, передающее динамику и пластику спортивного накала, стала украшением города, как и роспись в театральном кафе с одноимённым названием "Театр". В многофигурной композиции - театральный зал с публикой, разодетой по моде XIX века. На панно более 160 персонажей, среди них есть и портреты известных в городе людей, в том числе самого автора. Не менее масштабно и мозаичное панно в вестибюле офиса Челиндбанка "Богатство земли уральской".
Куратор "Лабиринта"
Первые уроки живописи Ринат получил в детской художественной школе, куда поступил в 1971 году. Последующие 16 лет он непрестанно учился: окончил Свердловское художественное училище, затем отделение монументально-декоративной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища - бывшей Строгановки. Ринат Шарафутдинов - член Союза художников России, заместитель председателя магнитогорского отделения союза - курирует выставочную работу коллег по мастеровому цеху. Он автор, куратор и один из организаторов масштабной выставки - межрегионального триеннале современного изобразительного искусства Урала "Лабиринт". В прошлом году более 200 авторов представили в залах картинной галереи свыше 400 работ. Выставка, которая должна была охватить творчество мастеров Урала, вышла за рамки региона - стала международной.
В 2008 году Ринат Шарафутдинов стал обладателем золотой медали региональной художественной выставки "Урал Х", а в 2016 году ВТОО "Союз художников России" отметило его работы серебряной медалью. Он активный участник городских, областных, региональных, республиканских, всероссийских и международных выставок.
Главный хранитель галереи Марина Абрамова - куратор четвёртой персональной выставки мастера - прекрасно знает его творчество.
- Главная черта художника - многогранность. Он выезжает на пленэр, с удовольствием пишет этюды, которые служат подготовительным материалом для создания серьёзных, крупных по формату работ. Перенося впечатления на холст, он наполняет живописное пространство философским отношением к жизни, пониманием её быстротечности в сравнении с вечностью земного бытия. Не случайно частое обращение мастера к пейзажу: жанр открывает возможность самовыражения. Природные формы превращаются в выразительные объёмы земной материи. Буквально несколькими мазками кисти мастер передаёт эффект солнечного луча, игру света и тени.
Особое место занимает городской пейзаж - интонационно тёплый и светлый. На полотнах воссозданы уголки старого города, где уютно и комфортно. В композициях есть обязательное развитие некой сюжетной линии - встреча влюблённых, или ожидающий девушку одинокий персонаж с букетом, или горожане, выгуливающие собачек. В рамках жанра городского пейзажа есть работы, пространство которых подчиняется другим законам композиции. Автор концентрирует внимание на геометрии ритма цветовых контрастов и условности архитектурных форм.
Ещё одна грань дарования мастера хорошо видна в рисунках пастелью: ню, портрет. В них проявляется полная свобода собственного метода пластической режиссуры. Объектом художественного эксперимента становятся женщины с самыми разными формами. Художник смело идёт на преображение, трансформацию и гротеск, но никогда не переступает тонкой грани художественности, сохраняя в своих рисунках очарование и индивидуальность.
Воспитать ученика
Широкой публике менее известна педагогическая деятельность Рината Шарафутдинова, хотя его преподавательский стаж превышает полтора десятка лет. Работы студентов кафедры архитектуры и изобразительного искусства МГТУ имени Г. И. Носова только за последний год завоевали высокие награды. Две его ученицы участвовали в международном конкурсе рисунка, проходившем в Хабаровске. В различных номинациях девушки завоевали первые места. Второе место студентка "привезла" из Москвы, с выставки международного масштаба.
На вопрос, что для него первостепенно, педагогика или творчество, Ринат Курмангалеевич, не задумываясь, ответил:
- Творчество, хотя серьёзно отношусь к преподаванию. Если не пишу, считаю, что день прожил зря. Работа - это и творческая потребность, и тренинг.
- Если ли жанровые предпочтения?
- Всё делаю с удовольствием: рисую фигуры, реже - портреты, пишу натюрморты, пейзажи. Но всё же акцентируюсь на фигурах, где важнее пластические ходы, пропорции, а не эмоции и настроение. Когда занимаюсь живописью, то в приоритете цвет и безупречная композиция. Мне интересно ездить на этюды, хотя это требует и моральных, и физических затрат. Порой пишу в дождь, холод. Но это другая живопись, отличная от работы в мастерской.
Разговор о судьбе художника, возможности совмещать работу и творчество привёл к однозначному выводу: известным живописец становится не в силу своего таланта, профессионализма, а благодаря пробивным способностям пиар-менеджеров и рекламным технологиям, таким же, как в шоу-бизнесе. И подобные тенденции характерны не только для нашей страны - это мировая практика. Как не вспомнить времена социализма, когда существовала государственная поддержка людей искусства.
- Следовало бы вернуть систему худфонда - коммерческой структуры союза художников, - размышляет Ринат Курмангалеевич. - Худфонд - это производственная база: станки, помещения, пакеты заказов. Кисти и краски выдавал заказчик. Шёл рабочий стаж, была возможность и зарабатывать, и заниматься творчеством. Когда из Свердловска я по распределению приехал в Магнитку, то у директора худфонда на столе высилась кипа бумаг - заказы для художников. Во время перестройки худфонд просто ликвидировали. Это был трагический момент: прервался стаж, люди остались без работы. У меня всё сложилась удачно: занялся педагогикой, но для большинства работников творческих профессий остро встала и продолжает оставаться неразрешимой проблема занятости. Имея профессиональное образование, они не имеют возможности развиваться как творцы. В стране до сих пор нет арт-рынка. Выходит, художники обществу не нужны? Трудятся они где могут, чтобы заработать средства для занятий творчеством. Худфонд, доказавший свою жизнеспособность, решил бы проблему занятости мастеров. Не духом единым должен жить творец.