Митрополит Тихон: «Церковь и музей не конкурируют, а дополняют друг друга»
Как выстраиваются сегодня отношения между Православной Церковью и музеями во Владимирской области и почему не нужно ускорять реституцию.
Отношения Владимирской епархии и Владимиро-Суздальского музея-заповедника переживали разные времена: были этапы сближения, случалось и периоды охлаждения. Сейчас, кажется, никаких разногласий нет. Духовное ведомство даже заявило, что отказалось от попыток вернуть себе культовые здания, находящиеся в управлении музея. Насколько сильна тенденция сближения, мы спросили митрополита Владимирского и Суздальского Тихона.
- Ваше Преосвященство, можно ли сказать, что все вопросы, которые прежде вызывали противоречия (в частности, по культовым и музейным объектам), сняты или, во всяком случае, будут решаться без лишнего общественного резонанса?
- Да, на нынешнем этапе взаимодействие Владимирской епархии с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником хорошее, отношения рабочие, и мы сотрудничаем по всем направлениям, находя общий язык.
Прежде были и трудные времена, причём в этом была и наша вина. При владыке Евлогии составили не очень корректную программу по возвращению в собственность церкви сразу 12 объектов памятников, использующихся совместно с музеем. Я считаю, что это была недоработка, потому что и сама епархия не имела средств на содержание этих памятников, на их реставрацию и даже на эксплуатацию. Состояние экономическое было очень сложное. Поэтому чуть позже, хотя закон о реституции предусматривает возвращение памятников, мы решили с этим не спешить.
Я посоветовался с заместителем патриарха по совету по культуре при Патриархии – митрополитом Тихоном (Шевкуновым), и он сказал: владыка, вполне можно на дружественных отношениях строить отношения с музеем. И мы, так сказать, перешли на положительные эмоции, и действительно достигли хороших результатов.
- Вы позволили процессу идти естественным путём.
- Да, дело в том, что государство и так передаёт РПЦ то, что может передать. Например, университет возвратил здание бывшего худграфа - там требовался большой ремонт, сейчас мы его делаем. И потихоньку приспосабливаем дом на Большой Московской для различных церковных нужд, для работы с молодёжью: там открылся спортивный комплекс, помещения для обучения, будет гуманитарный центр, другие службы.
Пока не решается вопрос со зданием министерства имущественных и земельных отношений на территории Рождественского монастыря во Владимире. Но там ситуация объективно сложная, надо найти новые помещения, куда-то переселить сотрудников - мы понимаем, не спешим.
С музеем – никаких разногласий, более того, мы осознаём высокую миссию этого учреждения. Мы благодарны работникам музея, начиная с Алексея Дмитриевича Варганова и до сегодняшнего дня, которые в трудное время сохраняли памятники, старались их реставрировать, выявляли наиболее значимые ценные иконы и другие реликвии и вели большую научную работу.
В своих связях с музеем мы стараемся там, где возникают какие-то вопросы, затрагиваются интересы обеих сторон, - совещаться, говорить об этом. И, по-моему, ни разу ещё в Министерство культуры РФ не поступали тревожные сигналы о том, что у нас какие-то трудности во взаимоотношении церкви и музея.
- И всё-таки, значит ли это, что епархия сняла все требования о возвращении музейных объектов?
- Мы говорим о том, что срочности в этом вопросе никакой нет. Мы стараемся независимо от того, кому будет принадлежать памятник, совместно его использовать. Будет ли какой-либо храм в собственности музея или в собственности епархии - всё равно мы будем сотрудничать, и так же, как сейчас, мы составляем соглашение, расписываем время - какое время музейное, какое богослужебное - и находим взаимопонимание.
Мы понимаем важность работы музея для просвещения народа. Мы тоже занимаемся просветительской деятельностью – со своей стороны. Поэтому мы не конкуренты.
- А как лично вы относитесь к музейному делу – посещаете ли выставки, интересуетесь ли новыми экспозициями?
- Конечно, музеи посещаю. Когда приезжаешь в любой город - что первым делом? Осматриваешь достопримечательности, идёшь в музей. И совместно с музеями проводим мероприятия. Не так давно, например, состоялась научно-практическая конференция «Княгининские чтения» в Княгинином монастыре Владимира. В прошлом году отмечали юбилеи владыки Петра (Чельцова), святителя Афанасия (Сахарова) - при этом консультировались с музеем, устраивали выставки и т.д.
Сейчас в Новой Третьяковке действует масштабная выставка из собраний Владимиро-Суздальского музея-заповедника - мы участвовали в её открытии. Выступал мужской хор Спасо-Евфимиева монастыря.
И в будущем тоже предстоит большая работа. Недавно, например, в Палатах совещались по празднованию 1000-летия Суздаля. Обсуждали, как проводить юбилей. Создали попечительский совет, куда я тоже вошёл. Каждый будет действовать по своему направлению. У губернатора это - дороги, мосты, ремонт зданий. У музея - выставки, научная работа. А в храмах без участия церкви не обойтись. Поэтому мы стараемся работать вместе, решая общие задачи, и в то же время - каждый свои.
Мы хотим - я это озвучил на попечительском совете - чтобы в связи с юбилеем больше говорили о конкретных личностях. Ведь 1000-летие Суздаля – это ещё и вереница великих и славных наших соотечественников, строивших и защищавших Россию, двигавших вперёд отечественную науку. Поэтому мы постараемся, чтобы имена таких святителей, как святитель Илларион Суздальский и других святителей, во множестве просиявших на Суздальской земле, были известны нашим соотечественникам.
Мы выходим из атеистического государства. И хотя 30 лет современного пути - это немного, но я думаю, что нам, особенно нашей молодёжи, нужно больше знать свою историю родного края и своих предшественников, которые строили и возвышали нашу страну.
- Получать такие знания лучше на практике, посещая исторические места, путешествуя. Как сейчас осуществляется взаимодействие паломнической службы епархии и Владимиро-Суздальского музея-заповедника? Можно ли ожидать развития этих отношений?
- Государство разрешило церкви заниматься паломничеством, и поэтому мы усиленно развиваем это направление. Но необходима инфраструктура, поэтому мы проводим совещания с нашими туристическими организациями, и на днях, я думаю, во Владимирской митрополии будет открыт координационный паломнический центр.
В том же здании на Большой Московской мы готовим гостиницу где-то на сто мест. У нас уже есть гостиница на Студёной горе на 40 мест - небольшая, эконом-класса. И там так же сделаем, поскольку паломники, как правило, это люди, располагающие небольшими средствами.
И дальше требуется инфраструктура: например, по организации экскурсий. Мы сейчас и со светскими экскурсоводами работаем, и на базе университета стараемся их обучать. Чтобы они не только владели информацией о памятниках, архитектуре, но и знали духовную, религиозную культуру, могли бы компетентно рассказать, что за святыни здесь находятся, что за люди захоронены в этих памятных местах.
И так далее: например, следует продумать автомобильную доставку до мест поклонения, сформировать экскурсионные маршруты, включающие новые точки посещения. Вот мы сделали маршрут к отцу Петру (Чельцову) – к месту, где он служил, в село Пятница Гусь-Хрустального района. Сейчас организуем для журналистов поездки информационного плана, чтобы они знали об этих маршрутах, могли их порекомендовать, написать о них в СМИ. И очень плотно работаем с туристическими фирмами.
Конечно, трудностей много. Даже во Владимире. Стоянок не хватает, вы знаете. Доступных мест питания мало. И так далее - это всё надо продумывать. И перспективы взаимодействия с музеем в плане развития религиозного туризма - самые широкие. Чтобы не конкурировать, а дополнять друг друга.
Каждому посетителю - если это человек невоцерковленный, хорошо бы получать информацию не только светскую, но и о духовной жизни, потому что многие музейные объекты - монастыри, храмы, они действующие, и поэтому человек может и на службе побывать, и послушать, как поют, как читают в храме, и узнать, для чего это, почему, и какова история вопроса.
- Жизнь православного храма никогда не ограничивалась богослужением. И сейчас при храмах открываются воскресные школы, действуют различные курсы. Музеи тоже стремятся к интерактиву, к живому общению с посетителями. Как думаете, возможно ли здесь наладить взаимодействие церкви и музея?
- Конечно, и мы это делаем. В Суздале, допустим, минувшей осенью при активном участии духовенства и музея провели Евфросиньевскую ярмарку, и планируем, что в будущем там же пройдут рождественские и пасхальные ярмарки.
Как я уже говорил. Проводим конференции, участвуем в выставочных проектах. Ведь всё это - выход к народу. Это самое главное, мы о себе заявляем. Мы рассказываем о себе, опровергаем стереотипы.
Вот ведь некоторые думают, что музей - он только билеты продает. А на самом деле там осуществляется огромная научная работа. И про нас иные судят, что мы только службы ведём и требы совершаем, хотя в жизни церкви много чего интересного. У нас и музеи свои есть, и своя научная работа. В наших учебных заведениях защищают и докторские, и магистерские диссертации.
Так что в популяризация своей деятельности заинтересованы и музей, и мы. Нам очень важно традицию духовную (для чего изучаются творения святых отцов, историков церкви, богословов) сохранить и донести до нового поколения. Жизнь - это школа, поколения меняются очень быстро. Сберечь - важнейшая задача!
Почему у нас так уважают музейных работников, начиная от Алексея Дмитриевича Варганова, Алисы Ивановны Аксёновой и до нынешних? Потому что в трудное время, порой очень высокой ценой защищали они святыни, как могли. И народ это по достоинству оценил. Сейчас их дело живёт, и нынешний руководитель музея, Екатерина Владимировна Проничева, на мой взгляд, достойно его продолжает.
Николай Лившиц.