Соломония Сабурова: развод после 20 лет брака, чудеса и святость
В 1934 году в Суздале проводились масштабные археологические раскопки. Было сделано много интересных открытий, но больше всего потрясла специалистов полуистлевшая маленькая рубашечка из тафты. Красно-коричневая, украшенная серебряной плетенкой и жемчугом, она явно предназначалась мальчику лет шести знатного происхождения. Нашли ее под безымянной надгробной плитой в склепе Покровского собора Свято-Покровского женского монастыря.
Но что же так удивило археологов?
Дело в том, что в захоронении не оказалось человеческих останков. Ни одной косточки, ни даже фрагмента костной ткани. Вместо скелета лежала та самая рубашечка и какое-то ветхое тряпье.
Но как вообще ребенок, тем более мальчик, мог оказаться в женском монастыре? По какой причине? И кем он был? И был ли он вообще?
Карие глаза и соболиные брови вразлет
Началась эта история в 1505 году. Впервые на Руси проводился смотр невест – для государя Василия III. Поскакали во все стороны гонцы, «чтобы – не взирая на благородство или кровь, но лишь на красоту – были найдены самые красивые девицы,» – сообщал Франческо да Колло в «Доношении о Московии». И вот, 10 лучших из лучших предстали пред государем. Девушки смущались, краснели и не смели поднять глаз.
Василий Иванович вошел в палаты. Воцарилась тишина. Князь поднялся на свое место и махнул рукой. Невесты вереницей потянулись мимо престола государева. Подходили по очереди, кланялись в пояс и, не дождавшись знака, отступали, скрывая огорчение. Наконец, свершилось – государь протянул расшитый платок своей избраннице. Это была Соломония Сабурова – ладная невысокая девица 15 лет с большими карими глазами. Дополняли облик соболиные черные брови вразлет и белое округлое лицо, с по-детски еще припухлыми щеками. Даже среди лучших девушек государства она, по признаниям современников, выделялась не только величавой статью и неспешной плавной поступью. Слуги царские донесли князю все, что о ней было известно: девица была благонравна, набожна и милосердна ко всем без исключения.
Соломония Сабурова была не самого знатного рода, зато предки ее прославились подвигами и верной службой московским князьям. Была ли это любовь с первого взгляда или трезвый расчет, но брак оказался на редкость счастливым. Летописи сообщают нам, что великая княгиня сопровождала мужа не только в паломничествах, но и отправлялась с ним в официальные поездки, легко жертвуя и удобствами, и покойной жизнью. А когда случалось им разлучаться, они писали друг другу ласковые письма. Они, к сожалению, не сохранились, остались лишь свидетельства о них, но сам факт показателен.
Не принес их брак только одного, но – увы! – самого важного. Время шло, а наследники все не появлялись. Не было даже намека на возможность выносить и родить дитя. Нужно ли говорить о том, каким горем это было для обоих супругов. Сколько слез пролила Соломония, сколько они молились, сколько жертвовали на храмы и монастыри, сколько давали обетов…
…Текла потихоньку жизнь в покоях великого князя. Вот уже почти и 20 лет браку Василия III и Соломонии. Наследника все нет, и бояре злятся. А народ княгиню сразу полюбил оттого, что она творила много милостыни и пеклась о нищих и убогих, устраивала для них трапезы по праздникам, помогала обиженным и обездоленным, которые подавали через дьяка особые челобитные о своих нуждах. А потом уже, если сама не могла справиться, просила супруга разрешить проблему.
В своих покоях Соломония организовала мастерскую лицевого шитья, где обучались девочки не только знатные, но и простые. О судьбе последних княгиня заботилась особенно: подбирала мужей и снабжала приданым, иногда становилась потом крестной матерью их детям. Великая княгиня постоянно помогала нескольким обителям, в том числе Покровскому девичьему монастырю города Суздаля, где на деньги княжеской четы были возведены несколько храмов. Словом, княгиня, хоть и не имела своих детей, словно была матерью русскому народу.
«А наговаривала мне воду Стефанида»
Не было наследника, хоть что делай. А сын Василию III нужен был как воздух: усобицы сотрясали русскую землю.
В 1523 году приступили бояре к князю с требованием взять другую супругу, поскольку только в этом случае смена власти могла пройти безболезненно. Указывая на необходимость развода, они говорили: «Неплодную смоковницу посекают и извергают из виноградника» и напоминали о Василии Темном, деде великого князя. У него не было наследника, и государство 25 лет страдало от распрей между князьями, стремившимися занять московский княжеский престол. Мало того, в междоусобных войнах с дядей и братьями Василий Темный потерял оба глаза.
Неужели он, государь Василий Иванович, хочет подобное допустить, оставив власть братьям, а не прямому наследнику? Передерутся братья и всех, кто под руку попадет, жизни лишат. Надо думать, подобные разговоры велись периодически, а, как известно, капля камень точит. Задумался князь. Вообще-то отсутствие детей в браке Церковь уважительной причиной для развода не считает, но…
…Соломония чувствовала перемену настроения любимого супруга и тяжело переживала охлаждение их отношений. Судя по «Описи Царского архива XVI века», отчаяние побудило княгиню обратиться к ворожеям. «Опись» упоминает протокол допроса старшего брата Соломонии Ивана Сабурова. Он рассказывает, как по просьбе сестры приводил к ней знахарок, и приводит слова самой княгини: «…а наговаривала мне воду Стефанида и смачиватися велела от того, чтоб князь великий меня любил, а наговаривала мне Стефанида воду в рукомойнике, а велела мне тою водою смачиватись».
Следствие «по делу о неплодстве» стало последним аргументом в споре о разводе. Да, никто не мог судить княгиню за то, что она не может иметь детей. Зато колдовство считалось грехом бесспорным. И оправдать княгиню в этом никто бы уже не смог.
Осталось предание о том, что не получив разрешения Русской Церкви на развод, великий князь обратился к восточным патриархам. И патриарх Иерусалимский будто бы сказал князю, что если он расстанется с Соломонией, то гнев Божий не заставит себя ждать, страна погрузится в ужас и захлебнется в крови… И во втором браке у Василия III родился Иван Грозный…
Но это было потом, а сейчас, впервые в истории Руси великий князь растрогал брак со своей супругой и собирался вступить в повторный брак.
Сразу же сложилось два мнения по этому вопросу. Так летописи, а потом и житие говорят нам о том, что Соломония, тяжело переживая свое неплодство, сама приняла решение уйти в монастырь и долго уговаривала князя дать свое согласие. Этой версии и сейчас придерживаются некоторые современные историки. А в «Записках о Московии» современник княгини Сигизмунд фон Герберштейн рассказывает совсем другую историю. Прямо противоположную! Постриг, дескать, был совершен насильно. Соломония упиралась и не хотела идти. Правда, нужно учесть, что австрийский дипломат, собирая сведения о быте и нравах Московии, в большей степени полагался на слухи и сплетни.
События эти потрясли общество и раскололи его на два противоборствующих лагеря.
Одни, указывая на Евангельские заповеди, говорили о том, что смертный грех невозможно благословить или даже просто одобрить, независимо от причин развода.
Другие, ссылаясь на государственную необходимость, поддерживали решение князя. Те, кто резко и громогласно его осуждал, были сосланы или низложены, среди них преподобный Максим Грек, митрополит Варлаам, инок Вассиан (Патрикеев).
25 ноября 1525 года великая княгиня Соломония была пострижена в монахини с именем София и стала насельницей московского монастыря Рождества Богородицы на Рву.
А спустя два месяца, 21 января 1526 года, Василий III и Елена Глинская обвенчалась в Успенском соборе Кремля. Говорили, что 46-летний князь был так влюблен в свою молодую невесту, что сбрил ради нее бороду и переоделся в немецкое платье. Да и еще всему своему окружению велел облачиться согласно заграничной моде. А все потому, что 18-летняя рыжеволосая красавица Елена прибыла из Литвы, где была воспитана в европейских традициях, щи лаптем хлебать не планировала и другим не советовала.
Сразу после пострига потянулись к Софии родственники, сочувствующие и просто любопытствующие. Вольно или невольно бывшая княгиня, а ныне инокиня София стала превращаться в лидера оппозиции: вокруг нее собирались все недовольные решением князя, и, чтобы не обострять ситуацию, в 1526 году Софию переводят подальше от Москвы в Суздаль, в Покровский девичий монастырь, который раньше находился под ее патронажем.
С верой в промысел Божий
Здесь, в Покровском монастыре Суздаля, София провела 17 лет жизни, вплоть до своей смерти. Сведений об этом периоде крайне мало, однако именно здесь личность бывшей княгини раскрывается во всей полноте. До этого момента мы знаем о Соломонии лишь то, что она хорошо исполняла свои обязанности и соответствовала тем требованиям, которые выдвигались к каждой княгине.
Теперь же от нее не требовалось ничего, кроме исполнения монашеских обетов. На ней больше не лежала обязанность заботиться о нуждающихся и обездоленных. Однако София остается верной себе. Какие бы чувства она ни испытывала, София не дала обидам на обстоятельства, супруга и окружение завладеть собой. Какие бы духовные борения ни поднимались в ее душе, вера в милосердие и промысел Божий не ослабла. Какой бы ни была ее реакция в первый момент, совершенно точно, что впоследствии она приняла волю мужа как свою собственную. Соломония, а теперь инокиня София, действительно любила Василия III, и любовь ее выражалась в том, что она ставила его мнение выше своего.
Великий князь пожаловал бывшей супруге село Вышеславское с окрестностями, что под Суздалем, в вечное владение. Это значит, что после смерти монахини село переходило по наследству ее родственникам. Другое село было пожаловано монастырю как вклад за новую насельницу.
Итак, матушка София имела собственные средства, которые могла использовать по своему усмотрению. Она могла тратить их исключительно на свои нужды, и кто бы ее осудил? И вот тут становится ясно, какой деятельной и по-настоящему милосердной была Соломония – София.
Как и раньше в Москве, здесь, в обители она устраивает в отведенных ей кельях мастерскую лицевого шитья. Более того, под руководством преподобной зарождается одна из самых известных школ церковного шитья, которая прославила Суздаль как один из центров золотошвейного искусства на Руси. До наших дней дошел шитый ею покров на гробницу преподобной Евфросинии Суздальской, который она пожертвовала в Суздальский Ризоположенский монастырь.
София на свои средства закупала материалы, набирала учениц не только из послушниц и инокинь, но и среди городских девушек. Так же, как когда-то в Москве, она заботилась о дальнейшем устройстве их жизни. Но теперь она не только снабжала девушек приданым, а становилась для них духовной матерью. Ее воспитанницы знали, что всегда могут обратиться к ней за помощью. Прослышав о ее доброте, постепенно к инокине Софии стали приходить не только швеи, но и другие просители. Как когда-то в Кремле, в Покровском монастыре она стала устраивать трапезы для голодных, на которых прислуживала сама. И так же творила много милостыни, порой отдавая последнее. Так еще при жизни преподобная стала покровительницей и заступницей Суздальской земли.
При этом матушка София просила, чтобы ее не выделяли среди других сестер и несла послушания наравне со всеми.
До конца XIX века посетителям монастыря показывали колодец, который преподобная вырыла своими руками. Вода в нем была целебной. Вырыла его преподобная не просто так: до этого сестрам постоянно приходилось ходить на реку за водой и носить ее тяжелыми ведрами. До наших дней колодец не сохранился, его разрушили после революции, но память о нем, как и о трудах преподобной княгини, жива.
Еще одно место в монастыре, свидетельствующее о ее подвиге, – молельня (моленная) преподобной Софии в надвратном храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Многие часы проводила она здесь одна в усердной молитве, и только Господь знает, какую борьбу с помыслами она вела, о чем просила и за что Его благодарила.
Грозная монахиня против пана Лисовского
Преподобной Софии Суздальской было всего 35 лет, когда она была пострижена в монахини, она была ещё цветущей женщиной, сохранившей удивительную красоту. Но именно здесь, в монастыре, ее душевная красота проявилась в полную силу и затмила внешнюю.
Отошла ко Господу монахиня София в 1542 году на 53 году жизни. Она завещала похоронить себя не как княгиню в каменном склепе, а как простую инокиню в земле.
Больше четырёх столетий её прах оставался непотревоженным. В 1995 году ее нетленные мощи были обретены и теперь хранятся в раке Покровского собора.
Почитать монахиню Софию народ стал сразу же после ее смерти.
Люди, которые обращались к ней за помощью при жизни, продолжили приходить к гробнице своей покровительницы и печальницы об их нуждах и после того, как она отошла ко Господу.
Первое дошедшее до нас письменное упоминание о чудесном исцелении по молитвам к Софии Суздальской произошло в 1598 году. Тогда прозрела ослепшая за 6 лет до этого жена князя Даниила Андреевича Суздальского, княгиня Анна Федоровна Ногтева.
Еще более невероятное событие произошло в тяжелое время Смуты. В 1609 году отряд литовского шляхтича и иезуита Александра Лисовского в 2 тысячи бойцов подошел к Суздалю. Этот сподвижник Лжедмитрия I был известен своей беспощадной жестокостью. Он и его конные войны-«лисовчики» всегда нападали внезапно, грабили подчистую и убивали в городах всех без разбора, оставляя после себя выжженную пустыню.
Жители города понимали, перед лицом какой опасности оказались, и горячо молились, зная, что помочь им может только чудо. И чудо не замедлило себя ждать! Во сне пану Лисовскому явилась грозная монахиня. В руках она держала горящие свечи. Грозный атаман почувствовал, как его опаляет пламенем. От страха отнялась рука. Посчитав, что это гнев Божий, Лисовский не тронул Суздаль.
Самых разных чудес было так много, что встал вопрос о канонизации. В 1650 году патриарх Московский и всея Руси Иосиф разрешил поминать Софию как местночтимую святую. А уже в 18 веке ключарь Покровского собора священник Анания Федоров записал чудеса, которые совершались на гробнице преподобной Софии Суздальской с момента ее кончины и до времени, в котором он жил сам.
Традиция эта продолжается и сейчас.
В наши дни сестры монастыря записывают все случаи чудес, произошедших по молитвам преподобной.
По их свидетельству, особенно часто обращаются к ней пары, у которых нет детей. А после приезжают благодарить уже с ребенком. Обычно, если рождается девочка, то в благодарность за помощь ей дают имя София.
Кажется странным, что о пополнении в семье молятся святой, у которой не было детей. Но и здесь есть тайна, которая вряд ли когда–то будет раскрыта.
Царевич Георгий
По рассказу того же Сигизмунда фон Герберштейна, вскоре после пострига поползли слухи о том, что княгиня Соломония непраздна. Бояре шептались, что уже в Суздали Соломония родила сына.
Как сына? Не на шутку встревожился Василий III.
И что теперь скажет Елена Глинская? Нет, некстати теперь этот наследник.
Сразу же были обнаружены и наказаны те, кто послужил источником сплетен. Ими оказались жены казначея Юрия Траханиота и постельничего Якова Мансурова.
В монастырь спешно была отправлена комиссия во главе с дьяками Меньшим Путятиным и Третьяком Раковым для исследования дела. Да только немного удалось им дознаться. Прибыли они к великому князю с известием, что инокиня София будто бы отказалась показывать им ребенка.
«Так может, его никогда и не было?» – повеселел Василий III.
А вскоре великий князь узнал, что их сын, названный матерью, как говорили, Георгием, умер.
Так был, значит сыночек?
Простой народ верил в то, что сын Василия III и Соломонии Сабуровой дожил до совершенных лет и стал мстить за свою трагическую судьбу. Отсюда 500 лет назад появилась легенда о Кудеяре–атамане – благородном разбойнике, который наказывает богатых и покровительствует бедным. И в наше время можно услышать песню об этом Робин Гуде – «Жило 12 разбойников».
А в 1934 году в Суздали нашли ту странную рубашечку в маленьком захоронении рядом с гробницей Софии Суздальской. Странно, что маленькая плита над погребением своим орнаментом повторяла близлежащую надгробную плиту Софии Суздальской.
Неужели там и был похоронен ее сын?
Как и в отношении других подробностей жизни Соломонии Сабуровой, среди современных историков нет единого мнения по этому вопросу.
Герберштейн замечает, что из других источников он узнал, будто вовсе не было никакого ребенка и заключает: «итак, молва гласит об этом происшествии двояко».Так некоторые отрицают факт рождения Соломонией сына и даже находку археологов называют фальсификацией. К тому же человеческих останков там не нашли, а тряпье, по словам экспертов, было куклой, которая и была облачена в княжескую рубашечку с жемчужным шитьем и пояском из шемаханского шелка.
Другие, указывая на ряд косвенных доказательств, уверены в существовании младенца Георгия.
Из этих самых косвенных источников можно привести следующие.
Само имя Георгий носили многие известные Рюриковичи – и не удивительно, что послушная мужу во всем, София и здесь, возможно, поступила так же.
В апреле 1527 года у Фроловских ворот Московского Кремля по приказу Василия III была поставлена церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца. И это совпадает с традицией посвящать храмы святым, в честь которого получает имя ребенок князя.
Вскоре после этого сначала суздальская обитель получает село от князя, а потом и инокиня София – получается, что не сразу после пострига, а только через несколько месяцев после предполагаемого сорока родин.
В Кормовой книге Кирилло–Белозерского монастыря некий князь Юрий Васильевич поминается за упокой. Определить, кто конкретно имеется ввиду, не удалось.
Ещё один факт, который заслуживает внимания, – это ссылка преподобной в Каргополь по приказу Елены Глинской сразу после смерти Василия III.
Наличие земли в захоронении говорит о том, что могила вскрывалась. Скорее всего – в правление Елены Глинской. После смерти Василия III великая княгиня Елена стала на некоторое время правительницей при малолетнем Иване Васильевиче. Тогда инокиню Софию и перевели в Каргополь. Зачем?
Очевидно, Глинская чего-то опасалась и смотрела на инокиню Софию как на возможную соперницу. Если у монахини не было сына, то чем она могла навредить Елене?
Если Глинская знала о существовании царевича, то прекрасно понимала, что он имел большее право на власть, нежели ее дети. К тому времени мальчик умер, как считает большинство историков. Вероятно Глинская этого не знала и захотела в этом убедиться.
Обратно в Суздаль инокиня София была возвращена уже Иваном Грозным, после смерти Елены Глинской.
И, наконец, интерес самого царя Ивана Грозного к архивным документам этого периода. В 1566 году «августа в 7 день взял государь к себе» дело о «неплодстве княгини Соломонии».
Впрочем, не смотря на все доказательства этот вопрос, как и вопрос добровольного пострига, до сих пор остаётся открытым.
Но совершенно точно можно сказать, что преподобная София Суздальская стала заботливой матерью для всех, кто обращался к ней за помощью. И так же, как когда-то перед князем ходатайствовала она о нуждающихся и обездоленных, так же предстоит сейчас перед Богом, прося его о помощи для всех тех, кто обращается к ней.
Запись Соломония Сабурова: развод после 20 лет брака, чудеса и святость впервые появилась Милосердие.ru.