Искусство дарить надежду
Как рыбинец служил во фронтовой театральной бригаде Николая Черкасова Поддержать боевой дух солдат песней, веселой сценкой стремились еще в годы Первой мировой войны. Тогда отдельные артисты отправлялись на фронт по личной инициативе. В Великую Отечественную войну творческие бригады трудились повсеместно. Наравне с фронтовиками и тружениками тыла актеры, циркачи и музыканты приближали победу, поддерживая стойкость солдат и командиров, медсестер и врачей – всех тех, от кого исход войны зависел напрямую. Песня в бой зовет
Концерты давали в лесах и полях, на военных кораблях и аэродромах, в городах и селах, где временно базировались войсковые части, в госпиталях и эвакопунктах. За годы войны артисты провели для советских воинов 1,3 миллиона спектаклей, концертов, творческих встреч. Вместе с Красной Армией они прошли весь путь войны.
Порой, приехав на место выступления, члены труппы уже не заставали бойцов, сместившихся дальше по линии фронта, и уезжали с последними санитарными эшелонами. Помогали младшим медсестрам и сиделкам, когда не хватало рук. И, конечно, играли и пели, скрашивая часы и дни тех, кто страдал от ран и нуждался в поддержке.
С первых дней войны народный артист Николай Черкасов, прославившийся ролью Александра Невского, вступил в Театр народного ополчения, стал его первым худруком. Актер вспоминал:
— Театр объединил писателей, актеров, режиссеров, музыкантов, художников. И ставил злободневный репертуар, откликался на последние события. Мы ежедневно встречались с писателями: шли поиски острых, доходчивых форм политической сатиры, спешно создавался репертуар, дружно велись репетиции. Первая программа «Прямой наводкой» состояла из серии политических сценок. Сатирическая картинка «Сон в руку» рисовала встречу Гитлера с историческими личностями: полководцами, пытавшимися покорить Россию, но нашедшими в ней гибель. Пародийная сценка «Случай в сумасшедшем доме» была посвящена разоблачению расовой теории фашизма. В августе 1941-го труппа постоянно выступала на Ленинградском фронте. Спектакли зачастую приходилось играть во время боевых действий вблизи линии фронта. Так, первые концерты коллектив Черкасова давал на Ропшинских аэродромах. При этом часть потенциальных зрителей постоянно находилась в воздухе. Для членов экипажей, вернувшихся с заданий, программу раз за разом повторяли в течение целого дня. Под занавес концерта Черкасов читал знаменитый монолог Невского: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!»
В начале сентября 1941-го немцы замкнули кольцо блокады вокруг Ленинграда. Из города эвакуировали 1,7 млн жителей. Уезжали предприятия, институты и учреждения. Выехал и театр имени Пушкина (сегодня Александринский), где служил Николай Черкасов. Новым домом для ленинградских актеров стал Новосибирск. И здесь они организовали фронтовую бригаду, которую тоже возглавил Черкасов. В ней и работал наш земляк актер Владимир Вдовин. «Прошел слух, что блокада снята»
Владимир Вдовин родился в Рыбинске 29 мая 1910 года. Он окончил школу № 3 им. Луначарского, поступил в театральную студию Пролеткульта. Окончив ее, стал служить в рыбинском драмтеатре, играл молодых героев: Весенина в пьесе «Господа офицеры», Гарри Хардкэстля в пьесе «Им любить запрещено». Одновременно преподавал мастерство грима юным горожанам в театральной студии.
Вскоре 28-летний Владимир Вдовин переехал в Новосибирск и стал работать в местном театре «Красный факел». Началась Великая Отечественная война, новосибирскую сцену и личные квартиры краснофакельцы уступили эвакуированному театру им. Пушкина. Ленинградские артисты сформировали сразу три фронтовые бригады. Одна под руководством Константина Скоробогатова, вторую возглавлял Николай Черкасов. А бригадой «Огонь по врагу» руководили Александр Борисов и Константин Адашевский. За годы войны артисты театра им. Пушкина дали почти две тысячи концертов. Рыбинца Владимира Вдовина пригласили на службу во фронтовую бригаду Черкасова. Вдовин проработал с бригадой Черкасова три года. За это время они с коллегами много ездили на фронт. Выступали даже в блокадном Ленинграде, прилетая туда на самолете. Черкасов вспоминал, как они выступали в родном городе в декабре 1942-го, когда до снятия блокады оставался еще целый год.
— Выступали мы в Краснознаменной Балтике. Флот в начале войны оказался в очень тяжелом состоянии. Много усилий понадобилось, чтобы его вывести. Потери, конечно, большие. Но флот существует, и основные единицы сохранились. Наш приезд внес в жизнь Ленинграда веселую струю. Народ узнает нас на улице. Даже прошел слух, что снята блокада и пушкинские артисты приехали.
В феврале 1943-го в Алма-Ате начались съемки фильма «Иван Грозный», куда выехал Николай Черкасов. После снятия блокады Ленинграда в 1944-м театр вернулся в родной город, бригада распалась. Наш земляк Владимир Вдовин ушел в войска связи. Незадолго до конца войны он получил специальность связиста. На фронте его контузило. Встреча с Утесовым
После демобилизации Владимир Вдовин вернулся в родной Рыбинск. И женился на своей ученице Валентине Прокофьевой, которой еще до войны преподавал гримерное мастерство в театральной студии. 20 лет они прожили в счастливом браке.
Его супруга – актриса рыбинского театра кукол – оставила воспоминания. Из них мы узнаем, что Вдовин был знаком с Леонидом Утесовым: «В Новосибирск были эвакуированы многие столичные и ленинградские театры и музыкальные коллективы. Вот там-то мой муж и познакомился с Леонидом Осиповичем. После демобилизации он много рассказывал об этом».
Она описала, как после войны Вдовин встретился с Леонидом Утесовым, прибывшим на гастроли.
— Первый раз Утесов приезжал в Рыбинск в 1937-м и пел вместе с дочерью Эдит. В 1948-м н приехал в ДК «Авиатор» с концертом еще раз. Конечно, его репертуар значительно отличался от предыдущего – много песен было о войне. После концерта мы пошли за кулисы. Утесов был уставший, но оживленный. Они очень обрадовались друг другу – почти фронтовое знакомство! Обнимались, целовались, то и дело восклицали: «А помнишь того, а того?» Я убедилась, насколько Утесов был общительным и доступным.
В Рыбинске Владимир Вдовин вернулся на сцену драмтеатра, где играл разноплановые роли: Мартини в «Оводе», Вильямс в «Русском вопросе», Клещ в пьесе «На дне», Торичелли в «Великом еретике», Ардалион в спектакле «Раскинулось море широко».
Кроме работы в театре, рыбинец вел драмкружки в школах и домах культуры, занимался с самодеятельными артистами.
Еще в молодости Владимир Вдовин обладал талантом гримера. И когда в 1947-м в драмтеатре начали постановку спектакля «Кремлевские куранты», именно ему поручили работу по гриму: он выполнил портретный грим Ленина, Свердлова и других. Он даже преподавал актерам искусство грима. Это помогло ему, когда он тяжело заболел в 1950-м и не мог больше выступать в театре. Получив инвалидность, он пять лет работал гримером в рыбинских домах культуры. Прожив всего 55 лет, Владимир Вдовин скончался после болезни и был похоронен на Софийском кладбище.