Владимир Кехман в роли авангардного режиссера: радикально новый «Онегин» на сцене НОВАТа
Новосибирских любителей оперы ждет оригинальная сценическая версия «Евгения Онегина». Оперно-симфонический шедевр Петра Чайковского режиссерски переосмыслил Владимир Кехман. В премьерных спектаклях на сцене НГАТОиБ примет участие звезда оперной сцены баритон Сергей Лейферкус.
С 15 по 17 ноября на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НГАТОиБ, он же НОВАТ) состоятся три премьерных спектакля, представляющие новую постановку оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин». За оригинальную интерпретацию признанного шедевра русской и мировой оперы взялся выпускник продюсерского факультета Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, известный культурный менеджер, художественный руководитель петербургского Михайловского театра и генеральный директор московского МХАТ имени М. Горького Владимир Кехман.
Интерес Владимира Кехмана к творчеству Петра Чайковского был заметен и ранее. В мае 2021 года Кехман впервые вышел на сцену Михайловского театра в молчаливой роли царя Ивана Грозного в «Опричнике» — одной из ранних и не самых удачных опер молодого композитора. Три года спустя худрук Михайловского театра повторил этот успех на сцене НОВАТа, о чем в подробностях сообщал «Континент Сибирь».
«Евгений Онегин» — уже не первая режиссерская работа Владимира Кехмана. Сначала был балет «Конёк-Горбунок» в НОВАТе (май 2022-го), а дебют прославленного культ-менеджера в роли постановщика не только драматической, но и музыкальной части одного из шедевров мировой оперы состоялся в феврале нынешнего года, когда на подмостках Михайловского театра появилась постмодернистски-революционная постановка «Травиаты» под новым-старым названием «Дама с камелиями». В Санкт-Петербурге эта «Дама» вызвала, по меньшей мере, недоумение мыслящей публики, не понаслышке знакомой с лучшими режиссерскими версиями оперы Джузеппе Верди.
Петербургская, а затем и московская музыкальная критика тоже была «в восторге» и не скупилась на «хвалебные» восклицания. Отдельные авторы прямо отметили, что Владимир Абрамович перепутал произведение Верди с его литературным первоисточником — романом Александра Дюма-сына. По словам рецензента, итальянскую оперу Кехман-режиссер снабдил драматическими пассажами на французском языке, сам благородно-трагический жанр оперы подменил опереточной легкостью, густо приправленной балетом, а известный сюжет наполнил «деструктивными виражами» (главная героиня из умирающей куртизанки превратилась в русскую балерину первой половины XX столетия). Другая блестяще-разгромная рецензия на кехмановский «шедевр» с издевательски-саркастическим заглавием «Так поди же попляши» требует прочтения (если не сказать смакования) от первой строки до последнего слова. Вот лишь некоторые выражения, использованные автором в отношении названной постановки и ее автора: «смешки в зале», «ужас в глазах осведомленной публики», «партию обкромсал режиссер», «блескучие сутенерские пиджаки», ну и на десерт (об исполнительнице одной из балетных партий): «…так швыряла ноги назад, словно воображала себя собачкой, желающей пометить дерево как можно выше». О чем безмолвствует царь: что хотел не сказать Владимир Кехман на сцене НГАТОиБ? Еще более удивительным сюрпризом для ценителей оперного искусства стали фрагменты произведений композиторов разных времен и народов (тут и Чайковский, и Сибелиус, и много кто еще), музыка которых чудесным образом встроилась в вокально-симфоническую ткань спектакля, «перебивая» подлинный композиторский «голос» Джузеппе Верди. Однако праведный гнев неистовых критиков, обращенный против «молодого режиссера», был не совсем справедлив, ведь постановщик честно назвал свой опус «Дамой с камелиями», а не «Травиатой», отменив тем самым композиторский примат великого итальянца.
И тем не менее складывается впечатление, что почти единственным украшением злополучного спектакля стал Сергей Лейферкус (будет петь и в грядущем «Онегине»). О знаменитом певце критики единодушно отозвались одновременно с восторгом и сожалением: «…в тех полутора фразах, что были выданы его герою, звучали настоящая мощь и настоящий стиль».
Что же (в таком контексте) ожидать от грядущего «Онегина»?
Кехмановская постановка «Евгения Онегина» (название оперы сохранено постановщиком), судя по всему, тоже таит в себе немало неожиданностей. На официальном сайте НОВАТа сообщается: «Владимир Кехман подарит публике возможность по-новому взглянуть на знакомых героев, их судьбы и мотивы, движущие их поступками. Зрителей ждут оммажи знаковым постановкам XX и XXI веков — спектаклям Константина Станиславского (1922 года), Бориса Покровского (1943 года), Юрия Темирканова (1982 года) и Дмитрия Чернякова (2006 года), — неожиданные сюжетные повороты и блистательная музыкальная редакция Михаила Татарникова». Каким образом Владимиру Кехману и его творческой группе удалось достичь эффекта «неожиданных сюжетных поворотов» в опере, премьера которой состоялась в 1879 году, а количество постановок насчитывает тысячи спектаклей, остается интригующим вопросом. Впрочем, вспоминая злосчастную «Травиату», можно с опаской предположить, что Кехман-режиссер обошелся с «Онегиным» столь же круто, как и с вердиевским творением.
По информации из театра, новая постановка «Онегина» начинается с конца оперы Чайковского, а основные события знаменитого сюжета поданы с точки зрения Гремина — мужа Татьяны Лариной, боевого генерала времен Отечественной войны 1812 года (уж не военно-патриотическая ли тема выведена в постановке на первый план?). Как видно, любителям оперы Чайковского есть чего опасаться, ведь что такое начать оперу с конца? Это значит, что весь композиционный каркас произведения разрушен и изменена одна из важнейших составляющих всякого музыкального, драматического и литературного произведения — то, что теоретики искусства называют термином «точка зрения». Следовательно, от замысла Чайковского тут не осталось и следа? Однако не будем торопить события и дождемся премьеры.
Значимость событию придает участие в двух спектаклях (15 и 17 ноября) одного из лучших исполнителей партии Евгения Онегина — долгожителя оперной сцены, легендарного Сергея Лейферкуса, которому в текущем году исполнилось 78 лет. В постановке Владимира Кехмана баритон Сергей Лейферкус исполнит басовую партию Гремина. Браво, Алексей Зеленков! А зачем все это? Послесловие к закрытию сезона в НОВАТе Тут все же надо отдать должное Кехману-менеджеру, продюсеру и режиссеру, придерживающемуся доброй традиции — приглашать в новые постановки признанных оперных звезд недавнего прошлого, вопреки быстротекущему времени и почтенному возрасту, сохранивших свежесть звучания голоса, по-прежнему открытых к новаторским идеям в искусстве и не лишенных творческой дерзости. Такой подход к формированию состава премьерных спектаклей, где молодые и успешные исполнители становятся партнерами маститых певцов, конечно, далеко не нов. Классический пример — знаменитый лирический тенор Сергей Лемешев, спевший партию Владимира Ленского все в той же опере «Евгений Онегин» более пятисот раз и переживший несколько постановок этого спектакля, в том числе в весьма почтенном для оперного певца возрасте. Выдающиеся мастера сцены, представляющие старые школы оперного искусства, как правило, становятся ярким украшением новых спектаклей. Недавний пример — годичной давности «Дон Карлос» Верди в Мариинском театре с участием 75-летнего баса Ферруччо Фурланетто, блестяще справившегося с вокальными и сценическими задачами.
Как сообщила «Континенту Сибирь» пресс-служба НОВАТа, «Сергей Петрович Лейферкус пребывает в прекрасной физической и певческой форме: отличная дикция, голос звучит ярко, на сцене смотрится выразительно. Знаменитый баритон уже познакомился с новосибирским оперным театром, в котором ранее бывал всего один раз много лет назад. График репетиций столь плотный, что полноценной культурной программы в Новосибирске у Сергея Лейферкуса фактически не будет. Зато слушателей ждет встреча с несравненным голосом и невероятным сценическим опытом».
За дирижерским пультом — музыкальный руководитель и главный дирижер новосибирского театра Михаил Татарников. Партию Онегина исполнит молодой солист Михайловского театра баритон Семён Антаков, в роли Ленского выступит солист Михайловского театра лирический тенор Сергей Кузьмин, которого новосибирские ценители ждут не меньше Лейферкуса. Интрига сохраняется вокруг исполнительницы партии Татьяны Лариной. «Репетируют несколько певиц. Кто из них выйдет в первых спектаклях, будет определено накануне премьеры», — сообщает пресс-служба театра, не называя имена претенденток на одну из заглавных ролей.
Постановка Владимира Кехмана уже вызвала немалое внимание публики. В кассах театра почти не осталось билетов на ноябрьские премьерные спектакли. Однако в ближайшие месяцы премьера повторится на сцене НОВАТа 13 декабря 2024 года, а также 25 января и 28 февраля 2025-го, что позволит знатокам оперного искусства оценить новую версию вечного пушкинского сюжета в музыкальном изложении Петра Чайковского и оригинальном сценическом прочтении Владимира Кехмана.