Добавить новость
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024
1 2 3 4 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Иван Грозный – договор с Господом

Православный царь и чародеи


В прошлом разговоре «Иван Грозный: царское служение на краю бездны» мы остановились на смерти старшего сына государя, обстоятельства которой не прояснены по сей день и представляющей интерес с точки зрения анализа мировоззренческих установок самодержца.

На первый взгляд, вопросов здесь, ставящих под сомнение его преданность Православию как непререкаемой системе ценностей и продемонстрированную, скажем, и в написанном под псевдонимом Парфений Уродивый каноне Ангелу Грозному, и в эпистолярном наследии в целом, возникать не должно.

Однако внешние формы монотеистической религиозности, даже блестяще выраженные на интеллектуальном уровне, нередко уживаются с зиждущимися на архаике представлениями, обозначенными К. Г. Юнгом в качестве архетипа коллективного бессознательного.

В абсолютно же любом народе, в том числе и номинально исповедующем упомянутый монотеизм, но исторические корни которого уходят как минимум в раннесредневековое прошлое, коллективное бессознательное неразрывно связано с пластом никогда в полной мере неизживаемых языческих воззрений.


«Царь Иван Грозный просит игумена Кирилло-Белозерского монастыря Корнилия постричь его в монахи». Картина кисти Клавдия Лебедева

Даже в СССР они присутствовали, наиболее ярко проявив себя в похоронной культуре: занавешивание, во вполне атеистических городских семьях, зеркал; сорок дней после погребения открытая калитка в кладбищенской ограде, напоминающие тризну поминки и пр. Что уж говорить о временах Грозного.

В голове царя православная картина мира – впрочем, в большей степени базирующаяся на ветхозаветных, нежели евангельских представлениях – уживалась с языческой архаикой, проявлявшей себя в расправах близ водной среды и часто на мосту, где, согласно воззрениям славян, демоны и обитали: вспомним поговорку про тихой омут, равно как и значение моста в индоевропейской мифологии.

Константиново христианство


По поводу ветхозаветных представлений мне видится важным, несколько отвлекаясь от темы, сделать следующее пояснение.

Когда христианские миссионеры шли с проповедью к германским племенам, то исходили из войны как естественного для тех состояния.

Соответственно, нести весть о Спасителе как Боге Любви, обращаться с призывом подставить вторую щеку и прощать врагов – было бессмысленно.

Поэтому акцент делался на Христе-Пантократоре, дарующем военную победу. Герое. Речь шла об имперском, или Константиновом, христианстве, более близком по своему внутреннему содержанию к ветхозаветной истории – скажем, Книге Иисуса Навина, нежели к Нагорной проповеди.

В данном случае нужно принимать во внимание: уже с I–II вв. начинается постепенный процесс романизации германских племен, оказавшихся в пределах Pax Romana.

Соответственно язык проповеди с апелляцией к могуществу Рима был им вполне понятен и близок, особенно военной элите, к которой, собственно, и обращались:

Крупным планом публике – пишет выдающийся итальянский медиевист Ф. Кардини, – демонстрировали образ Христа торжествующего, хозяина положения, Господина kyrios. Героя под стать самому императору. Ведь только превратившись в символ победы, и вовсе не обязательно победы духовной, увенчав римскую императорскую хоругвь и став вровень с орлами римских легионов, крест древний символ позорной смерти – становится в римской ойкумене предметом единодушного и ревностного поклонения.

Культ подобного Христа глубоко связан с аппаратом церкви, Литургией и иконографией эпохи Константина. Его героическое пресуществление – в Ветхом Завете. Это Моисей и Иуда Маккавей. Это грозный Судия Апокалипсиса.

Да и сам текст Евангелия, звучащий обыденно и заземленно, разве мог он сравниться с интенсивностью воздействия чудесной Книги Бытия, эпической широтой Книги Судей или Маккавеев, глубокой мудростью Книги Притчей Соломоновых, быть может, пробуждавшей в душе гота отзвуки древних песнопений своего народа, великолепием Псалмов, изощренной диалектикой посланий Павла, сумерками богов Откровения?

Надо полагать, именно на таких представлениях о Христе воспитывалась и Хельга, и ее внук, сын сурового Свендослава – так его называет восточноримский хронист Иоанн Скилица; Владимир.

И они же не столько сформировали, сколько скорректировали ментальные установки дружины последнего, в среде которой вряд ли был изжит пласт языческой воинской культуры, выраженной в позже записанных Сорри Стурлусоном сагах, а на Руси зафиксированной в былинном эпосе об Илье Муромце.

В раннем варианте былин речь не идет о крестьянском его происхождении, но описан комплекс вооружений, что свидетельствует о принадлежности Ильи к военной корпорации. Пользуясь случаем, рекомендую читателям великолепное исследование и самому богатырю, и истокам былин посвященное, медиевиста Александра Королева «Илья Муромец».

И вот такая гремучая эклектическая смесь уживалась в голове царя. Я не утверждаю его знакомство с сагами, но отраженные в них представления являлись, предположу, частью мировоззрения и Рюриковичей, и служилой военной корпорации вплоть до XVI века.

Ибо, да, менялся социальный статус дружины – собственно, само слово постепенно исчезает из обихода уже в XII веке, преобразуюсь в двор, см. изданную еще в СССР монографию А. А. Горского «Древнерусская дружина» – но консервативные представления о мире живых и мертвых, о потусторонних силах сохранялись вполне.

Желаемая врагам участь


И вот теперь самое время поговорить о таком феномене, как заложные покойники – термин, введенный в научный оборот выдающимся фольклористом Д. М. Зелениным.

В прошлый раз я о них упомянул, но не рассказал подробно. Кстати, в сагах заложные покойники фигурируют как драуги – см., например, сагу о Греттире.

Согласно представлениям индоевропейцев, человек должен пройти отмеренный ему судьбой земной путь. Умерев же ранее предначертанного срока, он остается бродить неупокоенным мертвецом, обретаясь подле собственной могилы или жилища.

К таковым относились самоубийцы, утопленники, погибшие от внешних воздействий – удара молнии, на войне, в драке и пр. Считалось, что они представляют опасность и для живых.

Христианство только трансформировало подобные представления: заложных покойников перестали хоронить на церковном кладбище. И соответственно Рай они также не наследовали.

Собственно, и рассечения тел казненных, и расправы в водной среде, и запрет на погребение – обо всем этом мы говорили в прошлой статье – должны были, по мысли Грозного, лишить его жертвы возможности наследовать блаженную вечность, обрекая их на бесконечные мучения.

Думается, здесь допустимо – подчеркну: в данном случае я следую только путем предположений – видеть аллюзию на библейские слова:

Придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Предположу: под господином Грозный подразумевал себя; под злыми и достойными, в его понимании, суровой казни рабами – своих жертв.

В современном мире отжившие (впрочем: отжившие ли?) поверья о заложных покойниках представляют собой объект изучения антропологов; в период же русской истории вплоть до XX столетия включительно, они – пугающая реальность мира сел и деревень. Речь о реальности субъективной, разумеется, но оттого не менее пугающей.

Мало кто знает, что на Руси яйца красили не только на Пасху, но и за три дни до Троицы – на Семик, или, как его еще называли – Русальную неделю. Таким образом поминали заложных покойников.

И ими, согласно суеверным представлениям что Грозного, что его подданных, становились жертвы царских расправ. Леденящие кровь подробности судеб их часто непогребенных останков изложены в монографии одних из самых ярких историков, специализирующихся на, соответственно, отечественном Средневековье и Новом времени, А. А. Булычева и И. В. Курукина «Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного».

И вот 19 ноября 1581 умирает Иван. Повторю: обстоятельства его смерти покрыты мраком. Домыслов хватает, достоверных сведений – нет. Но в чем Грозный не сомневался: сын стал заложным покойником. Страшная участь. Врагу не пожелаешь. Хотя врагам-то как раз царь таковой и желал.

Теперь самое время – об иной стороне религиозности государя.

Несмотря на неплохую книжную – пишут А. А. Булычев и И. В. Курукин, –образованность, Иван IV, подобно тысячам своих подданных, до последнего дня жизни оставался крайне суеверным человеком, полагавшим одинаково спасительными для себя и заздравные молитвы православных иноков, и обереговую ворожбу ведунов. Причем безграничное доверие к последним вынуждало московского самодержца совершать весьма необычные для «помазанника Божия» поступки. Так, например, он всерьез рассчитывал при помощи колдовства более чем полусотни лапландских и карельских чародеек исцелиться от смертельного недуга.


«Колдунья». Картина кисти Михаила Петровича Клодта

Согласитесь, карельские чародейки меньше всего вяжутся с представлениями о Грозном, как катехоне, едва ли не на своих плечах удерживающем не то что Русь, вообще Вселенную от прихода антихриста. И тут на тебе: ворожба, причем осужденная царем же принятым Стоглавом как дело бесовское, а чародеи, пишет А. А. Булычев,

вплоть до 1736 г. подвергались мучительной «огненной казни».

Нечаянная, в подлинно средневековом смысле этого слова смерть сына ввергла царя в состояние, полагаю, определяемое современными психотерапевтами как тяжелая депрессия, или в христианской терминологии – уныние:

каждую ночь – цитирует А. А. Булычев шведского дипломата и мемуариста Петрея де Ерлезунда – …под влиянием скорби (или угрызений совести), поднимался с постели и, хватаясь руками за стены спальни, издавал тяжкие стоны.

Однако, как говорится в известной поговорке, которую я позволю себе несколько перефразировать: стонами горю не поможешь.

А тут еще, как назло, новый король Речи Посполитой – энергичный и талантливый полководец Стефан Баторий – Псков осадил.

В этом виделось народу, как и в военных неудачах на полях Ливонской войны в целом, наказание Божие монарха, в том числе и за детоубийство – да, факт оного не установлен, но слухи, которые в тот период были важнее любых фактов, поползли.

Да и не в слухах дело: царь действительно испугался за посмертную участь сына.

Первым шагом монарха стала раздача беспрецедентных по щедрости денежных вкладов по монастырям, дабы чернецы молились об упокоении души усопшего. Причем пожертвования отправлялись и в зарубежные православные обители.

Интересно, что характер панихид о почившем в элитном Иосифо-Волоцком монастыре соответствовал поминовению праведника. Хотя Иван повода для подобного к себе отношения при земной жизни не давал.

Но и этого царю показалось недостаточным. И он решает заключить с Господом, в рамках своего, как мы убедились, магического понимания религии, что-то вроде договора: государь дозволяет в обителях молиться за упокоение душ по его приказу убитых людей, в ответ меняется участь его сына, и Иван таки попадает в Рай.

Кстати, мировоззрение чернецов также не было чуждо архаики. Скажем, братия Борисоглебского монастыря устраивала поминальную трапезу 12 декабря, в день зимнего солнцестояния, когда по народным поверьям почти стирается граница – другая такая дата: летнее солнцестояние – между миром живых и мертвых, и покойники могут даже посетить родственников. Хотя в православной традиции грань между мирами нивелируется на Пасху.

Для поминовения казненных по приказу Грозного был создан синодик опальных, призванный по образному выражению А. А. Булычева, стать:

всего лишь своеобразным залогом, при помощи которого монарх надеялся «выкупить» из лап демонов душу погибшего царевича.

Трудно сказать, успокоили ли беспрецедентные по щедрости в экономически истощенной стране вклады по монастырям больную душу самого царя, в голове которого причудливым образом уживалось пусть если и не православное богословие, но, скажем так, добротное начетничество, позволявшее ему полемизировать с инославными оппонентами – диспут с Яном Рокитой – и вряд ли грамотные карельские чародейки.

Катехон и скоморошество


Несколько слов про еще один пласт языческой культуры, коему был не чужд и первый самодержец, и схожий с ним в ряде аспектов поведенческих моделей Петр I – скоморошество.

Похожи друг на друга «опричный монастырь» Грозного и всешутейший собор Петра, – пишут выдающиеся отечественные филологи Б. А. Успенский и А. М. Панченко – при том, что оба эти института не имеют прецедентов в русской истории. С точки зрения традиционной аудитории они выглядят как откровенное святотатство.

Грозный в Александровской слободе имитирует монашеские обряды, сам играет роль игумена, опричники наряжаются чернецами. Наряду с пародированием иноческого обихода, что само по себе должно было восприниматься как кощунство, опричный монастырь узурпировал реальные элементы церковной жизни и быта.

Так, митрополит Филипп Колычев кощунство видел уже в том, что опричники надевали «тафьи», т. е. монашеские скуфейки; необходимо иметь в виду, что ношение монашеского платья немонахами считалось на Руси совершенно недопустимым. Тот, кто надел это платье даже случайно, обязан был принять постриг.

Кстати, при сопоставлении Ивана IV и Петра I А. А. Булычев и И. В. Курукин, ссылаясь на византиниста Я. Н. Любарского, делают интересное наблюдение о схожести не только поведенческих моделей, но и судеб обоих монархов:

Иван Грозный и Петр I потеряли одного или обоих родителей. В отрочестве, получив в руки номинальную верховную власть, они постоянно испытывали унижение, вынужденные терпеть грубый диктат соперничавших между собой придворных группировок.

Наконец, в еще нежные годы все они стали свидетелями кровавых и драматичных событий, разыгравшихся вокруг них. Последний опыт, добавим, оказал самое негативное воздействие на их психику, закрепив в сознании убеждённость в эффективности террора для устранения политических противоречий.

При этом все они были людьми по природе властолюбивыми, жестокими, эксцентричными, имели весьма переменчивый нрав, к тому же были подвержены пороку пьянства.

Впрочем, первого императора сложно упрекнуть в языческой архаике, его всешутейший собор – другое; об этом еще будем говорить.


«Скоморохи», миниатюра. Вообще скоморошеская культура так в полной мере и не была искоренена, только видоизменившись со временем

А вот реконструкция – разумеется, весьма приблизительная и неполная – внутреннего мира Ивана IV немыслима без апелляции и к Библии, и к средневековым представлениям о соотнесенности царского служения со священническим, и к языческой архаике, причем нередко выраженной в примитивной форме.

Под тонким слоем культуры


И совсем в завершение небольшая ремарка относительно комментариев к прошлому материалу.

Прежде всего, я благодарен уважаемым читателям за внимание к моим статьям и отзывы – в том числе и критические замечания. По поводу монархов – не только Грозного: я собираюсь продолжить цикл. Кроме того, мною не ставилась цель ни критики Ивана IV, ни его апологетики.

Да и ненаучно критиковать с позиций XXI столетия деятеля, жившего в совершенно ином мире смыслов, существенно отличающихся от наших, постмодернистских категорий культуры и мышления в целом.

Ибо как только историк натягивает на себя мантию судьи, он перестает быть историком.

Моя цель иная: попытаться реконструировать, насколько это возможно, религиозно-политические представления царя в контексте эпохи, в рамках которой границы между миром живых и мертвых виделись гораздо тоньше, а участь последних волновала гораздо более, нежели современного человека, что и предопределило шаги Грозного, связанные с попыткой не дать сыну превратиться в заложного покойника.

Думается, перед нами тот случай, когда разум царя, изощренность которого он блестяще продемонстрировал в полемике с князем А. М. Курбским, уступил место сокрытым в каждом из нас суеверным, часто неподдающимся логическому анализу первобытным страхам, фобиям и даже ужасу, оскал которого иной раз проглядывает из-под тонкого налета порожденной цивилизацией культуры.

Использованная литература:
Булычев А. А. Между святыми и демонами. Заметки о посмертной судьбе опальных царя Ивана Грозного. М., Знак, 2005.
Курукин И. В., Булычев А. А. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного. М.: Молодая гвардия, 2010.
Панченко А. М., Успенский Б. А. Иван Грозный и Петр Великий: Концепции первого монарха // Из истории русской культуры. Т. II. Кн. 1. Киевская и Московская Русь. – М.: Языки славянской культуры, 2002, с. 457–478.



Грозный

ЧЕМПИОНАТ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА РОСГВАРДИИ ПО ПЛАВАНИЮ ПРОШЕЛ В ГРОЗНОМ


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

В Самаре телебашня включит праздничную подсветку в День учителя

ЧЕМПИОНАТ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА РОСГВАРДИИ ПО ПЛАВАНИЮ ПРОШЕЛ В ГРОЗНОМ

Военнослужащие Росгвардии в Грозном поздравили с Днем учителя педагогов ведомственной школы

Татьяна Елисеева и ее Миникупер: как он справится с трассой в Грозном

Новости Грозного

«Щедрый подарок»: в Чечне зарегистрировали для беженцев «Палестинскую автономию»

Военнослужащие Росгвардии в Грозном поздравили с Днем учителя педагогов ведомственной школы

ЧЕМПИОНАТ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА РОСГВАРДИИ ПО ПЛАВАНИЮ ПРОШЕЛ В ГРОЗНОМ

В военных прокуратурах ЮВО возобновили работу консультационные пункты по вопросам призыва и телефоны «горячей линии»


Омбудсмен Чечни Солтаев потребовал проверить деятельность "Русской общины"

Сын Кадырова стал всероссийским рекордсменом

Татьяна Елисеева и ее Миникупер: как он справится с трассой в Грозном

5 октября в Оренбурге включат подсветку телевизионной мачты в честь Дня учителя


Кадыров передал для нужд СВО 100 новых «Джихад-машин»

16-летнего сына главы Чечни Адама Кадырова внесли в Книгу рекордов России

Сын Кадырова стал всероссийским рекордсменом

Россиянам назвали автомобили, которые подешевели и подорожали сильнее всего


Глава Чечни Рамзан Кадыров
Чечня

Минниханов поздравил Кадырова с днем рождения на чеченском языке


Частные объявления в Грозном



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Игорь Бутман

«Престижный новый импульс»: Бутман объяснил возросшую любовь россиян к джазу



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Грозный на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

В Театре эстрады пройдет серия концертов в честь юбилея джазового оркестра Бутмана

Якутян приглашают на концерт «Наследие Елены Образцовой»

«Нельзя терять эту девочку»: Нюша рассказала о личностях внутри себя

Музей джаза разместят в репетиционной студии оркестра Бутмана


Соболенко проиграла в ¼ финала турнира WTA-1000 в Пекине

Шанхай (ATP). 2-й круг. Медведев встретится с Сейботом Уайлдом, Циципас – с Нисикори, Шелтон поборется с Шаповаловым, Пол – с Фоньини

Янник Синнер вышел в третий круг «Мастерса» в Шанхае

Рублев рассказал, что ему грозила ампутация после US Open


Game on: Automakers expand video entertainment options in vehicles

We save HUNDREDS on UK attraction tickets with our free Blue Peter Badge – yes they still exist and anyone can get one

Protect and Enhance Your Vehicle with Paint Protection Film and Ceramic Coating from Tintex

3 Negroni variations to try this fall