«Макаров» (1993)
Поэт Макаров (Сергей Маковецкий), вышагивающий со стихами по кладбищам, покупает с рук пистолет, который делает его уверенным в себе и завтрашнем дне. Завтрашнее дно не замедлит наступить: поссорившись с женой-поэтессой (прекрасная самоубийца Елена Майорова), он отыскивает в кафе роковую любовницу Марго (прекрасная, рано умершая фам фаталь Ирина Метлицкая), за спиной которой маячит серьезный браток.
Девяностые режиссера Владимира Хотиненко, который мучился от распада СССР еще до того, как тот распался, — метафизическая картина жизни, которая позднее будет подхвачена официозом. Перестройка была реваншем интеллигенции, которую десятилетиями гнобили как гнилую прослойку. Но почвенник-государственник Хотиненко от лица интеллигенции, которая его ни о чём не просила, естественно, оплакивает русскую культуру, которую растирают под подошвой приподнявшиеся сволочи в малиновых пиджаках. Если абстрагироваться от полыхающей ненависти режиссера к свободе, демократии, капитализму и неподцензурному творчеству, можно сказать, что его тошнотворный гимн десятилетию, олицетворенному в ледяном Маковецком, очень близок к шедевру. Когда в финале человек станет патроном, заплачет даже Алехандро Ходоровски. Такой уровень сюрреализма почти недостижим.
![](https://knife.media/wp-content/uploads/2024/06/Kino-2-640x484.jpeg)