"Били канделябром, били сапогом..." О Яхиной и очередной премии
Нет с Яхиной все нормально. Закрепилась в Москве и благодаря верткому уму никаких заявлений не делает, особо не высовывается, за границу сплавиться не намерена. Там жить не на что.. Тема Сталина уже неинтересна. А остальные темы Яхиной и тем более - кто б в Бельгии татарина от русского отличит, если все на русском говорят?
Но истинный талант в лице Яхиной даром время не теряет - буковку к буковке лепит. Потому что знает, ее опять на премию выдвинут. А это неплохой бонус - полтора миллиона. Надо стараться.
И все прошло как по маслу - опять она попала в короткий лист Большой книги. В декабре будем поздравлять. Ныне с книгой "Эшелон на Самарканд".
И я бы не стал о ней, Яхиной , писать, если бы не восторженный пост некоей дамы-библиофила. Которая обливается слезами и рыдая, объясняет своим читателям, что вот, вот - это настоящее.
Ну что ж, видно это - настоящее чтиво - у всех разное. Как известно, самый популярный у нас автор - Донцова. Но ей почему-то премии за "большую литературу" ни разу не дали. И надо сказать, что ранняя Донцова ( книги, которые писала она сама) были поизящнее Яхиной. Хоть каноны соблюдены.
Впрочем всем известно, что в настоящей литературе должно быть триединство - основная мысль, заложенная в книгу, как фундамент, достоверность изложения - то есть правда жизни и грамотное пользование русским языком.
Члены жюри об этом , наверно, не догадываются. Или забывают.
Про мысль - не скажу. Так и не понял. Большевики вывозят 500 детей из Казани в хлебный город Самарканд. Поездом. Это - реальный факт.
Затем идут фантазии в стиле - "Гузель творит". Ну как Агафья Тихоновна в "Женитьбе" - "если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича".
Любит Гузелька и красок подбавить. Для красоты картины.
"Вблизи, однако, приемник походил не на дворец, а на осажденную крепость. Подвальные окна его были заколочены досками – наглухо, местами в два слоя. Здание глядело сурово и неприступно, словно вокруг еще бушевала Гражданская война. От кого же оборонялись засевшие внутри? Неужели от осаждающих учреждение детей?
А они валялись повсюду – на гранитной входной лестнице, на расстеленных вдоль стен газетах – дюжина или полторы маленьких грязных тел, укутанных в тряпье по самые брови и лениво-неподвижных под дождем. Деев наблюдал подобную картину не раз, но никогда не задумывался: отчего же дети лежат снаружи приемника, а не внутри?"
Это ж какое надо воображение иметь? Хотя, после "желтых клыков Сталина" и груду персидских ковров у него на кровати карельской березы - сказать что-то сложно. Ну хотя бы Пантелеева почитать, или Макаренко. Как отлавливали беспризорников, ибо сами они в детприемники ну никак не желали идти..
Потом фантазии идут еще круче. На 500 ( !) детей Яхина выделила несколько человек.
"Начальник поезда Деев, комиссар Белая, фельдшер, поварёнок и несколько женщин-сестёр — вот и вся команда, на чьи плечи легла задача спасти 500 детей."
Пардон, мадам Яхина, а у вас личные дети есть? Хотя бы один?
Но , впрочем, это не для Яхиной - там простор фантазии. Произведение -то "художественное". Какие реалии? Врать надо.
Меня особенно впечатлило ее "хождение в архивы". Дескать, все подтверждено.. Ну хоть бы в Интернет заглянула.
Вот , например.. возмущается директор детприемника:
"Рубль в неделю на ребенка – где это видано? Чем я накормлю его на рубль? Мельничной пылью?"
Откуда взяла эти цифры Яхина? Из своего больного мозга? К тому же, рубль стал ходить только в конце 23 года ( речь же идет об октябре). Во-вторых, Дзержинский декретом выделял на беспризорных детей детские карточки на получение обеда из двух блюд, кроме того — 30 хлебных и 30 продуктовых талонов в месяц.
А еще в Казани и Самаре работали офисы АРА. Международные. Которые
пересылали продукты и одежду из Америки.
К концу 1921 года помощь АРА получали 565 тысячи детей — в Самарской, Казанской, Саратовской и других губерниях. На постоянной основе.
Впрочем, читать на эту тему надо книги Макаренко. Там - правда.
Здесь густопсовое вранье. Фирменное - яхинское.
Но меня , честно говоря, даже не особо волнует ее больные фантазии, сколько НЕВЛАДЕНИЕ русским языком. Абсолютно. Бред смешанный с невежеством.
Деев наблюдал стремительный ход ее квадратных башмаков и думал о том, что ПОД НИМИ непременно должны скрываться маленькие и узкие ступни."
Это про комиссаршу Белую. занятное такое описание. Идет барышня, ступает узкими ступнями, а башмаки у нее к ним веревочками привязаны. Или гвоздиками прибиты.. Ну что ж - Гражданская война.. И в голове писательницы - тоже.. Хроническая..
Вот, например, вы знаете, что такое гоголь-моголь? Я вот раньше думал, что знаю.. Ан нет..
"Дети накормлены густым киселем из отрубей с яблоками. Лежачим был дан гоголь-моголь – пара глотков молока, взбитого с яйцом и щепоткой муки каждому."
А впрочем, не все ли равно , что для киселя нужен крахмал, а для гоголя-моголя - сахар? Писательнице так захотелось.
Теперь возьму на вооружение. буду писать, как Иван Грозный вкушал УХУ из рябчиков и молодой крапивы, а медовуху из кваса.
Надо сказать, что Яхина не там себя ищет - не в большой литературе. Ей бы в фантасты пойти ( простите меня, фантасты).
Вот хороша сцена, как дополнительное питание чекисты прислали.
"Дерево, срубленное под самый корень, вез автомобиль: ствол придерживали сидящие в кузове солдаты, а крона волоклась по земле.
– Собрать не успели, так привезли, – извинился Баранья Башка, выпрыгивая из авто. –
Не находя слов от изумления, Деев указал рукой на полевую кухню – и солдаты лихо взметнули яблоню на крышу, чем-то привязали: кухонька почти исчезла под сенью могучего растения."
Вот вам придет в голову такое? Мне -нет.. Хотя я , конечно, развил бы тему. Типа, дополнительно привезли кусок болотины с черникой - вот вам дети - и ягоды. И тоже так лихо бы - на крышу вагона поместили..
Впрочем, у писательницы есть и излюбленное - творчески взлелеянное. Любовь к красивому и непонятному. К канделябрам.
"Смотрелась ванна в окружении пустых книжных полок и почерневших канделябров нелепо. Поморщился Деев, но вагон взял. Гобелены велел содрать к чертовой матери, канделябры – сбить."
Ну а что? Ну не знает она, что канделябрами били карточных мошенников, не отрывая их ( канделябры) от стен, а попросту рядом хватая - стояли подлецы канделябры и освещали весь этот разврат.. И я понимаю, почему не знала - непорочная девушка потому что.. Нет висячих канделябров. Да и не было..
Тема канделябров и убранство вагонов волнует писательницу всерьез - до печенок. А впрочем - почему нет? Дети - это так .. для отвода глаз. Ну есть и есть.. А не будут - и что делать..
А канделябры - это вечное.. Вот опять любуется ;
"Не купе, а будуар в доме терпимости! На стенах – цветы. На обивке диванной – опять цветы. На потолке и то целая лужайка распустилась. Канделябры из стен узорчатые. Столик для письма лаковый. Занавески бархатные, в густой бахроме"
Можно написать еще три тома яхинских ляпов. А зачем?
Какое жюри - такая ныне и литература.. Мне вот больше всего их интерес к канделябрам нравится. Вероятно, на подкорке. Как у шулеров карточных.
Пора что ли - за канделябры браться??? Чтобы объяснить им, кто они есть?