Мы в Telegram
Добавить новость

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Белгородская старина. Небесный покровитель Святого Белогорья

0 1186
Белгородская старина. Небесный покровитель Святого Белогорья

Самые яркие страницы Белгорода, Белгородской губернии и Белгородско-Обоянской епархии связаны с именем и деятельностью епископа Иоасафа (Горленко). Он родился 8 (21) сентября 1705 года в украинском городе Прилуки. Родители его были люди известные и благочестивые. Отец — Андрей Дмитриевич Горленко был женат на дочери знаменитого гетмана Даниила Павловича Апостола — Марии и занимал должность бунчукового товарища при гетмане.

Своего сына-первенца отец и мать нарекли Иоакимом. Родители хотели видеть старшего сына наследником их имения и продолжателем воинских традиций рода Горленко, но Иоаким с детства проявлял интерес только к служению Богу. Отец уступил желанию семилетнего сына, решившего поступить в школу Киевского Братского монастыря. Иоаким учился с увлечением и прилежанием и уже в 16 лет стал помышлять о монашеской жизни.

После пребывания в школе он продолжил обучение в Киевской духовной академии, а затем втайне от родителей оставил учёбу, уединился в Киево-Межигорский Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеский постриг с именем Иларион. Через два года монаха Илариона перевели в воспитавшую его Братскую академию учителем. Здесь он был пострижен в мантию и назван Иоасафом.

Кроме преподавания в академии Иоасаф, возведённый в сан иеродиакона, был членом Киевской духовной академии. В этот период жизни он начал трудиться на ниве пастырского служения — сначала в Киевском братском, а затем в Киево-Софийском кафедральном монастырях. В июне 1737 года иеромонаха Иоасафа назначили настоятелем Мгарского Спасо-Преображенского монастыря в городе Лубны Полтавской губернии, который находился в то время в запущенном состоянии. За короткое время он преобразил древнюю обитель.

В 1745 году в жизни Иоасафа произошла ещё одна перемена. Он был возведён в сан архимандрита и назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. Вершиной подвижнической деятельности Иоасафа Горленко, принёсшей ему всероссийскую известность и увековечившей его имя в памяти потомков, стала служба на поприще епископа Белгородского и Обоянского, которая началась в 1748 году и окончилась только со смертью Святителя.

1 июня 1748 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга архимандрит Иоасаф в присутствии императрицы Елизаветы Петровны был рукоположен в епископа Белгородского и Обоянского на место умершего митрополита Антония (Черновского). С особой силой раскрылись таланты и дарования Иоасафа Горленко как просветителя, наставника и проповедника народного, когда он возглавил Белгородско-Обоянскую епархию. Большое внимание уделял епископ Иоасаф имевшимся здесь очагам просвещения и особенно Харьковскому коллегиуму. Часто бывая в Харькове, владыка выступал перед слушателями с беседами и поучениями. Регулярно он посещал так называемые славяно-латинские школы в Белгороде, Курске, Старом Осколе и других городах.

Главным средством повышения нравственности и культурного уровня преосвящённый Иоасаф видел, прежде всего, в подготовке церковнослужителей. Сами храмы, по мнению епископа Иоасафа, должны были быть очагами религиозного просвещения и воспитания у прихожан христианской нравственности. Несмотря на слабое здоровье и частые недомогания, епископ Иоасаф постоянно объезжал епархию и общался с населением. Его можно было видеть в городах и сёлах, глухих деревнях и хуторах. И везде он проповедовал, призывал людей строго соблюдать нравственность и обычаи старины, догматы нравственно-христианской веры, апостольские правила. При поездках по епархии епископ Иоасаф предпочитал останавливаться не в роскошных хоромах вельмож, а в бедных крестьянских хатах или жилищах приходских священников.

Любовь к ближнему, милосердие, сострадание — эти качества отмечали у святителя Иоасафа все его биографы. О них повествуют и дошедшие до нас народные предания. Однако только ими не исчерпывается характеристика этого выдающегося церковного деятеля. Безграничная доброта и человечность органически сочетались в нём с требовательностью, основанной на справедливости. Беспощадно требовательный к самому себе, епископ Иоасаф имел полное право требовать и от других строгой дисциплины, безусловного соблюдения христианских заповедей и православных канонов. Этого он требовал, прежде всего, от священнослужителей, духовных пастырей народа. И сурово пресекал нерадивое, небрежное отношение духовенства к своим обязанностям.

Зато какой трогательной и душевной была забота преосвященного Иоасафа о людях простых, особенно бедных и сирых, больных и немощных. Все доходы с вотчин архиерейского дома епископ Иоасаф употреблял на помощь неимущим. Причём помогал не демонстративно, не на показ, а по возможности незаметно, тайно. Перед большими праздниками он посылал слугу (келейника) в жилища многодетных семей и сирот. Слуге давался наказ: положить незаметно подарок на порог или под окно, стуком в стену дать сигнал хозяевам и удалиться, чтобы никто не видел принесшего подаяние. Через своих помощников он узнавал, кто в чём нуждается: кому нужны дрова натопить зимой избу, у кого нет пищи, одежды. Для таких людей шились полушубки, зипуны, рубашки. Предание свидетельствует, что владыка и сам не гнушался разносить по домам бедствующих вязанки дров, пищу, одежду, деньги.

Народное предание сохранило такой случай. Перед праздником Рождества Христова доверенный келейник святителя Иоасафа, который обычно по его заданию разносил подарки бедноте, неожиданно заболел. Как быть? Поручить раздачу подарков другому человеку? Значит, открыть тайну новому лицу, и тогда тайное может стать явным. А это было бы нежелательным. Но и оставлять бедные семьи белгородцев без рождественских подарков тоже нельзя. И тогда Святитель взял этот нелёгкий труд на себя, поскольку и прежде не раз его проделывал. Он переоделся в простонародную сермягу и под покровом ночи с тяжёлым мешком на плечах направился в город. К счастью, его ухода из архиерейского дома никто не заметил, так как привратник отлучился со своего поста. Благополучно разложив подарки у порогов бедных жилищ, святитель Иоасаф в темноте возвращался в свои покои. Но привратник к тому времени успел вернуться на свой пост. Заметив, что к воротам подходит какой-то человек, сторож окликнул его. Святитель не решился назвать себя и хотел молча войти в покои. Однако сторож воспротивился, полагая, что в дом хочет пробраться недобрый человек. Схватив «незнакомца» в охапку, привратник нанёс ему несколько ударов. Побитый, но неузнанный Святитель все же добрался до своих покоев, а когда дело прояснилось и привратник должен был понести наказание, владыка позвал его к себе, милостиво простил и даже наградил за верную службу.

Прощание святителя Иоасафа с белгородской паствой в Свято-Троицком кафедральном соборе

К сожалению, природа наделила этого удивительно цельного и самобытного человека слабым здоровьем. Он часто болел и недомогал. После очередной болезни Святитель почувствовал приближение смерти. У него созрела мысль побывать в последний раз на родине, проститься с родителями и близкими ему людьми. Испросив разрешение Святейшего Синода, он собрался в длительное путешествие на Украину, где родился, провёл детство, и где прошли его молодые годы.

29 мая 1754 года, уезжая из Белгорода и зная, что обратно живым он уже не вернётся, владыка совершил последнюю литургию в кафедральном соборе, произнёс поучение к пастве, слёзно просил у всех прощения и сам всех простил и благословил. После этого он отправился в дорогу. На Харьковской горе епископ Иоасаф приказал остановить лошадей, вышел из экипажа и повернулся лицом к городу. Перед ним лежали городские улицы, возвышались купола церквей, кафедральный Троицкий собор, под которым он повелел устроить себе склеп. У подножия горы собралась большая толпа белгородцев во главе с духовенством. В последний раз окинул преосвященный Иоасаф взглядом город и провожавший его со слезами народ.

Обращаясь к белгородцам, растроганный владыка сказал, что живым они его уже не увидят. Попрощался со всеми, ещё раз благословил ставший ему дорогим Белгород. Погостив в Прилуках у родителей, епископ Иоасаф побывал в Лубнах, где был прежде игуменом и настоятелем Мгарского монастыря. Здесь его со слезами радости встречала вся монастырская братия и жители города. Закончив длительное летнее путешествие, епископ Иоасаф возвращался ранней осенью в свою епархию. В середине сентября он прибыл в слободу Грайворон, где находился архиерейский дом владыки. В нём он остановился на отдых, чтобы затем следовать дальше в Белгород. Однако в Грайвороне Святитель сильно заболел и уже не мог продолжить путь. Сюда к нему съехались родственники из Прилук: мать Мария Даниловна, брат Андрей Андреевич, сестра Параскева Андреевна. После почти двухмесячной болезни святитель Иоасаф скончался в Грайвороне 10 декабря 1754 года в пятом часу пополудни, прожив на этом свете чуть больше 49 лет.

15 декабря гроб с телом преосвященного Иоасафа перевезли из Грайворона в Белгород. Белгородское духовенство и жители города вышли на окраину встречать печальную процессию. Народ со слезами и скорбью провожал бездыханное тело своего архипастыря до Троицкого собора. Похоронили епископа Иоасафа в специально оборудованном склепе под собором. Он и стал местом паломничества верующих на протяжении более полутора веков.

Приведём некоторые воспоминания тех, кто посещал место упокоения святителя Иоасафа до его канонизации.

Из путешественных записок В.Ф. Зуева, 1781 год

— Прежде, нежели оставлю я Белгород, упомяну ещё об одной достопамятности, имеющейся в сём городе, которая тем примечательнее, что у многих жителей ещё в свежей памяти. Лет за 30 был здесь архиепископ по прозванию Горлянка, известный в Троицко-Сергиевом и Александро-Невском монастыре, где он был архимандритом и ректором, который в бытность свою в Белгороде заложил и великолепный собор, под которым приготовил как для себя, так и для других своих наследователей, если скончаются, погреб. Трое их, как сказывают, погребены в оном, и он один, уже 28 лет, как лежит нетленен. И справедливо, всё тело, так как и платье, и гроб, в которых он был положен, нимало не повредились, выключая, что уже не так новы, как были. Лицо немного почернело и видно от сырости заплесневело, руки заскорбели, у ног (на коих сперва были чулки шерстяные, те истлели, ныне шёлковые) следы засохли, а в икрах ещё мягковаты.

Таковая через столь долгое время нетленность произвела в народе особливое почитание, которое простёрлось даже до того, что начали служить уже и молебны; однако разумный нынешний преосвященный Аггей ограничил народное усердие, приказав петь одни только панихиды. Мне случилось быть у гроба с одним также проезжим, который в малолетстве у него воспитывался; он узнал его совершенно и рассказывал мне много смешного, как он с ним по ребячеству поступал в учение и прочее

Из дорожных очерков-писем Д.Н. Бантыш-Каменского, 1808 год

— Здешний собор весьма обширен; иконостас оного сделан с великим вкусом, особливо алтарь, окружённый большими позлащёнными столбами, над которыми возвышается также большой позлащённый купол, представляющий издали от южных дверей наивеликолепнейший вид. В соборе почивают под спудом мощи преосвященного Иоасафа, епископа Белгородского, мужа, отличившегося в добродетельной жизни, над коим поются панихиды от приходящих ко гробу его почитателей.

Из воспоминаний И.М. Долгорукова, 1810 год

— Между пастырями здешнего края был некто благородного происхождения, по имени Иоасаф Горленко. Он построил при соборе придел во имя Страшного Суда. Мистическая церковь! Все в иконостасе образа представляют что-нибудь взятое из Апокалипсиса. По его соизволению под храмом сим, в нарочно сделанной палатке, почивают его мощи в открытом гробе: они публично не прославлены, но тайным вдохновением он почитаем многими за святого. Я видел его останки: они удивительно сбереглись от тли и всякой порчи; руки его суть как руки натуральные человека недавно умершего; но он несколько десятков лет тут спит. Проезжие барыни слушали по нем при нас панихиду.

Ещё при жизни святителя Иоасафа белгородцы почитали его как святого. Во многих домах в красном углу вместе с иконами висели изображения Святителя, и люди молились у них. Нетленность останков почившего архиерея ещё более усилила веру людей в его святость. Это явление стало привлекать к гробу Святителя людей не только из Белгорода и уезда, но и со всей губернии. Многие больные и увечные получили у гроба Святителя исцеление. Молва о чудодейственной силе нетленных мощей епископа Белгородского Иоасафа передавалась из уст в уста, доходила до самых отдалённых уголков России. С каждым годом всё больше паломников шло в Белгород к гробу Святителя. С разных концов страны устремлялись сюда больные, увечные, прокажённые в надежде получить исцеление. Народные предания о чудотворениях святителя Иоасафа, передававшиеся сперва изустно, затем стали записываться, размножаться в рукописях и печатных изданиях. Только его биографом князем Н.Д. Жеваховым были описаны 227 случаев чудесной помощи, дарованной больным людям, которые приходили с молитвой к гробнице святителя Иоасафа. Всего же таких свидетельств до канонизации Святителя насчитывалось более четырёхсот, и они продолжали множиться. Вот только несколько из таких свидетельств, записанных специальной комиссией.

Свидетельство надворного советника, начальника белгородской тюрьмы Александра Ивановича Колмакова, 1866 год

— С пяти лет моей жизни я начал страдать падучей болезнью (эпилепсия), болезнь эта с годами стала усиливаться, и к восьми годам моей жизни припадки стали почти ежедневные, а иногда и по несколько раз в день. Приглашались врачи, но облегчения от их лечения не было. Родная моя тётка, она же моя крёстная мать, дворянка Елизавета Яковлевна Малинина, возила меня на поклонение святым мощам в Воронеж и Задонск, но я не получил просимого облегчения.

Достоверно не могу сказать, чрез сколько времени после этого родная моя мать, жена поручика Евдокия Яковлевна Колмакова, видит сон: приходит к ней монах высокого роста, блондин, с небольшой бородой и спрашивает: «Чего ты плачешь?», на что она ответила: «Как же мне не плакать, когда у меня один сын, и тот болен ужасной болезнью»; на это монах сказал: «Приезжай ко мне, я помогу твоему сыну». Об этом они поговорили, и только когда сон этот повторился, родная мать моя передала о нём нашему приходскому священнику села Бондаревки Суджанского уезда о. Иоанну Алексееву, который, выслушавши сон, показал ей портрет святого Иоасафа Белгородского, и мать моя признала, что являвшийся ей во сне монах совершенно такого же вида, как на портрете.

После этого крёстная моя мать, Малинина, поехала со мной в Белгород, где, подходя к пещере Угодника, в ограде перед окном пещеры, сделался со мной припадок, и этот припадок был последний в моей жизни. С тех пор прошло 40 лет, и болезнь моя не возвращалась; даже более, впоследствии я лечился от других болезней, и, когда говорил докторам, что я маленьким страдал падучей болезнью, то они недоверчиво относились к этому, потому что не находили на это указаний в моём организме.

Свидетельства жены священника с. Нижней Ольшанки Анны Соловьевой, 1877, 1897 годы

— Первое чудотворное исцеление я получила ещё в детстве, во время своего учения в Обоянской женской прогимназии, в 1877 году. Я болела лихорадкой два месяца, и никакие медицинские и простые средства ничего мне не помогали, и так она меня измучила, что я не в состоянии была ходить. В это время мать моя задумала ехать в Белгород по делу и помолиться святителю Иоасафу; я прошу её и меня взять с собою, а она отвечает: «Как же тебя взять, детка, когда ты ходить не можешь, молись святител Иоасафу, если тебе будет лучше, завтра я тебя возьму». Я молилась вечером святителю Иоасафу и наутро встала совершенно здоровая. Поехала с матерью в Белгород, была у святителя Иоасафа и с тех пор не болела лихорадкой.

Второе исцеление я получила уже замужем в 1897 году. Заболел у меня мальчик полуторагодний дизентерией и болел девять месяцев; что я с ним ни делала и как ни лечила, никакое медицинское средство ему не помогало, а всё ему было хуже и хуже. Наконец, когда уже не было никакой надежды на его выздоровление, я повела его в Белгород к святителю Иоасафу, и вот как только я выехала из дому, ему стало лучше, а когда побыла у святителя Иоасафа и приложила ребёнка к его мощам, он совершенно выздоровел и больше не болел.

Свидетельство мещанки г. Белгорода А.Н. Фоменковой, 1880 год

— Ксения Фоменкова (дочь А.Н. Фоменковой. — А.К.) родилась здоровою и до 12 лет была совершенно нормальною и бойкою девочкою. С целью приучиться к труду, она посещала шерстомойное заведение. Тут она однажды упала в воду, отчего сильно испугалась, да ещё её за неосторожность старшие сильно побили. И с тех пор девочка стала болеть и хиреть, а затем у неё парализовалась вся левая часть организма: одеревенели левая рука, левая нога; голова поникла на левую сторону, рот перекосило влево.

Девочка не могла ходить, вскоре она потеряла возможность говорить, изо рта стала течь слюна; потемнился рассудок. С таким несчастным ребёнком мать не знала, что и делать. Прошло более года. Врачи находили её здоровье безнадёжным. Тогда мать решила обратиться за Божественною помощью. В августе 1880 года, когда девочке было более 13 лет, мать вместе с соседкою своею привела под руки больную Ксению к могиле Иоасафа. Совершили панихиду, после панихиды больную положили на гроб Святителя, и больная почувствовала тут же облегчение; она сама могла стать на ноги, сама пошла домой, пробудилось и прояснилось сознание. Чрез неделю снова привела больную ко гробу Святителя, совершили панихиду и после панихиды снова положили больную на гроб Святителя, и с этого дня больная стала видимо и быстро поправляться: сама свободно стала ходить, владеть руками и стала говорить. Третий раз ко гробу Святителя она уже пошла самостоятельно и возвратилась домой совершенно здоровою. В июле месяце 1896 года выздоровевшая чудесно Ксения вышла замуж.

Чудесное исцеление девочки по молитвенному предстательству святителя Иоасафа

Свидетельство дворянина г. Белгорода, коллежского советника Николая Ивановича Дмитриева, 1883 год

— Лет 15–16 тому назад (в декабре месяце 1883 года) четырёхлетняя дочь моя Ольга, ребёнок крайне хилый и изнуренный ужасной золотухой, заболела краснухой (скарлатина), которая не замедлила осложниться болезнью почек. Болезнь ребенка немедленно приняла серьёзный оборот, и врач, лечащий её, собрал консилиум, но все видимые для меня старания врачей помочь ребёнку не принесли желательных результатов, а болезнь своё дело делала и с каждым днём уносила мои надежды на выздоровление ребёнка.

Но вот наступает роковой день для ребёнка, на который, между прочим, был назначен новый консилиум врачей. С раннего утра этого дня у больного ребёнка замечалось сильное ухудшение здоровья; тяжёлое дыхание и стоны его наполняли мою квартиру. Я и жена моя потеряли всякую надежду на выздоровление ребенка и ввиду уже наступившей предсмертной агонии просили Бога о даровании ему скорейшей смерти для прекращения ужасных страданий. С такими мыслями и желаниями мы отправились от ребёнка в пещеру святителя Иоасафа, где во время панихиды я воссылал моления о скорейшей смерти моего ребёнка и избавлении его от мучений. От Святителя я вышел с облегчённым сердцем и без той томительной тоски, которая до моления овладела всем моим существом. Пришедши домой, я нашел ребёнка своего ещё в худшем положении, и жена моя уже писала письмо к родителям своим, просила их приехать, но когда жена уже кончала письмо (не более как через час после возвращения из церкви), я вошёл к больному ребенку посмотреть, не умер ли он, — и тут же мне пришлось увидеть, что молитва праведника спасла болящего ребёнка. И действительно, ребёнок, только что бывший в объятиях смерти, на моих глазах поднялся и сел на постели и попросил свои любимые игрушки, и с этого момента началось не поправление состояния здоровья ребёнка, а полное его выздоровление.

Явившимся на консилиум врачам пришлось лишь установить факт наступившего выздоровления ребёнка, объяснив таковое переломом болезни. Будучи знаком с естественными науками и отчасти с медициной, я в выздоровлении постепенном от скарлатины не увидел бы ничего противоестественного и ничего чудесного; но выздоровление ребёнка моего от скарлатины, у которого грань между предсмертной агонией и полным выздоровлением была чересчур резкой и наглядной, и после молитв у гроба святителя Иоасафа, не может быть объяснено наукою, а лишь может быть отнесено к влиянию чудодейственной мощи Святителя..

Свидетельство жительницы Белгорода, жены обер-кондуктора Южной железной дороги А.П. Топоровой, 1901 год

— В 1901 году в нашей семье совершилось дивное событие. Наш сын Григорий, будучи уже семилетним мальчиком, ничего не говорил от самого рождения, хотя слышал. Жили в это время мы в Обояни, где мой муж служил на железной дороге. Во сне явился мне неизвестный мужчина и посоветовал поехать с сыном Григорием в Белгород и помолиться святителю Иоасафу. Я рассказала о виденном во сне мужу. Скоро после этого мужа моего перевели на службу в Белгород. По приезде в Белгород мы с сыном Григорием первым долгом пошли в пещеру святителя Иоасафа помолиться. Здесь мы отслужили панихиду и прикладывались вместе с сыном к мощам Святителя. По возвращении из пещеры домой мальчик тотчас же начал произносить слова «папа» и «мама», а по истечении трёх дней язык его совершенно разрешился, и он начал совершенно чисто говорить. Теперь ему 15 лет, учится в Белгородском уездном городском училище и говорит очень хорошо.

Свидетельство мещанина Белгорода З.И. Кривцова, 1909 год

— Племянник моей жены, четырёхлетний младенец Гавриил Выглазов, страдал младенческой в течение двух месяцев. Припадки были весьма часты. Дело дошло до того, что ребёнок лишился языка и оглох. Маслом из неугасимой лампады пред иконой у гроба святителя Иоасафа моя жена помазала лоб ребёнка, то было в 12 часов ночи под 3 февраля 1909 года. Ребёнок, безнадёжно больной, не получивший облегчения и у фельдшера, утром 3 февраля начал говорить и принимать пищу; слух к нему возвратился. Мы — я и жена моя твёрдо веруем, что только благодаря помощи святителя Иоасафа младенец Гавриил получил выздоровление.

На протяжении XIX века знатные белгородцы и духовенство неоднократно обращались в Святейший Синод с ходатайством о канонизации епископа Иоасафа, однако из-за бюрократических проволочек дело постоянно затягивалось. В декабре 1815 года граждане Белгорода обратились к архиепископу Феоктисту (Мочульскому) и Курскому губернатору А. Нелидову с прошением возбудить ходатайство в столице об открытии мощей святителя Иоасафа и о дозволении петь ему в церквах молебны, а также внести его имя в церковные книги и календари, назначить в его честь особый ежегодный праздник. Свою просьбу белгородцы обосновывали благочестивой жизнью Святителя, нетленностью его мощей, покоящихся в склепе Белгородского кафедрального собора, множеством случаев исцеления болезней по молитвам у его гроба, а также все усиливающимся потоком к нему богомольцев не только из ближних, но и отдаленных мест.

В октябре 1817 года Белгород посетил император Александр I. Его свита побывала в Троицком соборе и осматривала мощи епископа Иоасафа, о чём и доложила императору. Ободрённый этим, архиепископ Феоктист вступил в переписку с обер-прокурором Святейшего Синода князем А.Н. Голицыным и Петербургским митрополитом Амвросием. В ответ князь Голицын предписал архиепископу Феоктисту предоставить в Синод сведения об епископе Иоасафе с указанием случаев исцелений у его мощей.

Такие сведения были представлены. Однако высшая церковная власть нашла их недостаточными для канонизации епископа Иоасафа по двум причинам. Во-первых, присланные из Белгорода записи о чудесных исцелениях при гробе преосвященного Иоасафа «суть партикулярные», никем официально не засвидетельствованные и поэтому лишены необходимой достоверности. Во-вторых, говорилось в заключении Святейшего Синода, гроб с мощами епископа Иоасафа с давнего времени открыт самовольно, без должного освидетельствования и разрешения правительства.

В 1874 году архиепископ Варлаам (Успенский), находившийся на покое в Свято-Троицком монастыре, направил в Святейший Синод рапорт и необходимые материалы для решения вопроса о причислении святителя Иоасафа к лику святых. Однако ходатайство престарелого архиерея постигла та же участь, что и его предшественников. Синод оставил ходатайство владыки Варлаама без удовлетворения, как «не заключающее в себе никаких новых обстоятельств».

Только в декабре 1910 года вопрос решился положительно. Император Николай II на докладе Синода наложил резолюцию и предложил назначить открытие мощей на начало сентября 1911 года. В сентябрьские дни 1911 года в Белгороде наблюдалось необыкновенное скопление народа. По случаю предстоящей церемонии и огромного притока богомольцев в городе открыли десятки лавок, ларьков, в которых продавали изображения святителя Иоасафа, разноцветные писанки, открытки, крестики, свечи, ладан. Все гостиные номера и постоялые дворы, сотни частных домов белгородцев были переполнены приезжими.

Уже 30 августа начались торжественные богослужения в честь церковного прославления святителя Иоасафа Белгородского. В Знаменской церкви Свято-Троицкого мужского монастыря епископом Рыльским Никодимом была совершена поздняя литургия, а после неё молебен, в котором принял участие архиепископ Курский и Обоянский Питирим (Окнов), белгородское духовенство, а также духовенство, прибывшее из разных мест ко дню открытия нетленных мощей. Народ двойным кольцом окружил Троицкий храм, ожидая очереди впуска в пещерку для поклонения святителю Иоасафу.

1 сентября в течение всего дня в Белгород продолжали прибывать паломники из ближних и дальних губерний. Люди двигались поодиночке, группами и большими крёстными ходами, приближаясь к городу с харьковского, курского, корочанского и грайворонского направлений. Начались двухдневные заупокойные богослужения. Первое заупокойное всенощное бдение в 6 часов вечера совершил в Знаменской монастырской церкви епископ Рыльский Никодим. Затем, в полночь, архиепископ Курский и Обоянский Питирим под открытым небом совершил панихиду. Тысячи людей с горящими в руках свечами в темноте возносили молитвы новоявленному угоднику Божию святителю Иоасафу.

На следующий день в 9 часов утра литургию снова совершал епископ Никодим в сослужении около 20 священнослужителей. Во время литургии прибыли в Белгород и сразу же с вокзала проследовали в Свято-Троицкий монастырь великий князь Константин Константинович и великая княгиня Елизавета Фёдоровна. После окончания литургии они спустились в пещерку, где молились у мощей святителя Иоасафа. Вечером епископ Белгородский Иоанникий опять совершил всенощное бдение, во время которого произнёс сказание о жизни и чудесах Святителя. Стечение народа приняло такие размеры, что уже не только монастырский храм, но и весь монастырь не мог вместить всех молящихся.

В субботу приток паломников в Белгород продолжался. Кроме огромного числа людей из окрестных городов и сёл прибыли почитатели святителя Иоасафа из Архангельска и Бессарабии, с Волги и Причерноморья. Из Сербии прибыли 86 паломников во главе со священником И. Шариным, добрались до Белгорода иноки из Старого Афона, был даже представитель с Камчатки. Из разных городов России в Белгород приехали около 200 хоругвеносцев — посланцы Москвы, Ярославля, Вологды, Рязани, Ельца, Коврова, Ростова, Иваново-Вознесенска, Тулы и других городов. Всего на торжества в Белгород прибыло около 200 тысяч паломников. Большая их часть разместилась на северной окраине города, где для них было разбито более 2 тысяч палаток на 20–30 человек и несколько деревянных бараков. На торжества открытия нетленных мощей святителя Иоасафа прибыли члены Государственной думы: председатель фракции правых сил профессор А.С. Вязигин, от Курской губернии — Н.Е. Марков 2-й, Г.А. Щечков, М.А. Сушков, князь И.В. Барятинский, Н.И. Шетохин, священник В. Рождественский.

К 7 часам утра Соборная площадь, по воспоминаниям очевидцев, представляла собой безграничное море богомольцев. В собор никого не впускали, вход был разрешён только по специальным билетам. Войска и полиция с трудом сдерживали людей, не вместившихся в храм. В 8 часов утра совершилась последняя заупокойная литургия по епископу Иоасафу. К этому времени уже прибыли в Белгород назначенные Святейшим Синодом для участия в торжествах высшие иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), архиепископ Харьковский и Ахтырский Арсений (Брянцев), архиепископ Полтавский и Переяславский Назарий (Кириллов).

По своему личному желанию здесь же находились епископы Орловский и Севский Григорий (Вахнин), Рижский и Митавский Иоанн (Смирнов) и другие. По окончании литургии все архиереи во главе с митрополитом Владимиром вышли на средину храма для совершения последней панихиды по святителю Иоасафу. В конце панихиды архиереи со старшим духовенством, а также великим князем Константином Константиновичем и великой княгинею Елизаветой Федоровной спустились в пещерку и переложили нетленные мощи в новый кипарисовый гроб.

В 6 часов вечера торжественный благовест с монастырской колокольни возвестил людям о наступлении момента церковного прославления святителя Иоасафа. Начинается первая церковная служба по причисленному к лику святых епископу Иоасафу. Митрополит Владимир и сопровождающие его архиереи снова спустились в пещерку, подняли гроб и вынесли его наверх в храм. Мощи с крестным ходом обносятся вокруг собора. За гробом идут митрополит Владимир, архиепископы, епископы и августейшие гости, затем его снова занесли в храм и поставили посредине на особом возвышении. По окончании всенощного бдения богомольцы всю ночь прикладывались к мощам.

4 сентября был воскресный день. В 9 часов утра начался благовест к поздней литургии, которую совершил в Троицком храме митрополит Московский Владимир с тремя архиепископами, шестью епископами и многим духовенством. При церковном пении священнослужители подняли гроб с мощами, вынесли его через царские ворота и поставили на горнем месте. За литургией митрополит Владимир произнес слово о значении происходящего торжества и, обращаясь к святым мощам, молил Святителя о предстательстве перед Богом за православный русский народ. После окончания литургии священнослужители снова поставили гроб на середину храма, а потом на специальных носилках вынесли из собора и крёстным ходом обнесли вокруг всего монастыря. За гробом следовало духовенство, за ним — великий князь Константин Константинович и великая княгиня Елизавета Федоровна, высокопоставленные лица и представители местной администрации во главе с губернатором М.Э. Гильхеном. Народ живой стеной стоял на тротуарах улицы, по которой двигался крестный ход.

В третьем часу дня процессия возвратилась в собор, и гроб с мощами был установлен в новую серебряную раку. Митрополит прочёл перед мощами молитву святителю Иоасафу. Все опустились на колени. По окончании молебна духовенство и представители власти прикладывались к мощам, а потом непрекращающимся потоком к гробу пошли тысячи богомольцев. Со всех церквей города доносился колокольный звон, завершивший трогательную картину великого церковного торжества.

Спустя три с половиной месяца после прославления святителя Иоасафа император Николай II, возвращаясь из Ливадии в Петербург, посетил с семьёй Белгород, о чём оставил запись в своём дневнике, который вёл изо дня в день в течение 36 лет: «В 2 1/4 остановились в Белгороде, где были сердечно встречены на станции депутациями, а на улице войсками и народом. Со всеми детьми проехали в Свято-Троицкий монас[тырь], где помолились у раки святителя Иоасафа, прославленного 4-го сентября. В 4 часа продолжили путь».

10 лет назад были созданы эти два набора открыток, посвященных Иоасафу Белгородскому, как раз в год чествования...
Опубликовано Светланой Барановой Среда, 23 декабря 2020 г.

«Курские епархиальные ведомости» поместили об этом событии обширный отчёт под названием «Высочайшее поклонение Их Императорских Величеств с августейшими их детьми святителю и чудотворцу Иоасафу», автором которого был епископ Рыльский Никодим:

«Великие священные торжества прославления святителя и чудотворца Иоасафа завершились ныне, к общей радости и утешению всех верных сынов России православной, поклонением новоявленному угоднику Христову Их Императорских Величеств, Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Фёдоровны с Его Императорским Высочеством, Государем наследником, цесаревичем Алексеем Николаевичем и Их Императорскими Высочествами, государынями великими княжнами: Ольгой Николаевной, Татьяной Николаевной, Марией Николаевной и Анастасией Николаевной…

По прибытии императорского поезда Их Величества с августейшими детьми прошли в вокзал первого класса, где Их Величествам представлялись собравшиеся там депутации… При приёме депутаций дворян, «Союза русского народа», земства и др. Их Величества в двух открытых экипажах отправились в монастырь…

На всех колокольнях был праздничный трезвон; тысячепудовый монастырский колокол величественно, покрывая все другие колокола, лил море звуков…Как только остановились экипажи, и Их Величества изволили выйти, звон на монастырской колокольне прекратился…После приветствия Их Величества и Их Высочества приложились к святому кресту и приняли окропление святой водой, а затем все прошли к раке святителя и чудотворца Иоасафа, где среди множества теплившихся лампад находилась и лампада — дар Её Величества от всей царской семьи. Их Величества и Их Высочества, приложившись к святым мощам, изволили встать недалеко от головной части сени… Их Величества и Их Высочества молились коленопреклоненно, во время молебна и после него снова приложились к святым мощам».

Затем все члены царской семьи спустились в пещерку, где прежде находилась рака с мощами епископа Иоасафа, осмотрели гроб, в котором лежало его тело до прославления, и здесь, в пещерке, коленопреклоненно молились перед Владимирской иконой Богоматери, которая стояла в пещерке со времени погребения в ней святителя Иоасафа. Поднявшись из пещерки в храм, Николай II с семьёй подошел к шкафу с облачениями Святителя и внимательно, с почтением осмотрел их. На прощание белгородское духовенство преподнесло каждому из членов царской семьи по иконе с изображением святителя Иоасафа и только что изданные книги о его жизни и подвигах.

Как писал в отчёте епископ Никодим: «Этим высочайшим посещением Их Величеств и поклонением святым мощам святителя Иоасафа как бы закончились великие дни белгородских торжеств». В 1915 году на Харьковской горе, где епископ Иоасаф навсегда прощался с белгородцами, уе




Грайворон

Пасхальные богослужения пройдут не во всех белгородских храмах


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Как в Белгородской области организуют выплаты для жителей Грайворонского округа

Более 10 тысяч белгородских девятиклассников получат аттестат без ОГЭ

Вячеслав Гладков рассказал, где в области не будет праздничных богослужений на Пасху

Белгородские школьники поделились впечатлениями от учёбы в Невинномысске

Новости Белгородской области

По запросу Баку в Москве незаконно был задержан известный российский политолог Михаил Александров

Тема дня: На «Госуслугах» можно будет получить статус многодетной семьи с 2025 года

Жёсткие экологические требования решат инновационные энерготехнологии

Как в Белгородской области организуют выплаты для жителей Грайворонского округа


Грайворонское село Глотово подверглось атаке ВСУ с помощью БПЛА

ВСУ атаковали беспилотником Глотово в Белгородской области

В Белгороде  выдают гуманитарную помощь  грайворонцам

За день ВСУ атаковали четыре района Белгородской области


Вячеслав Гладков назвал список храмов, где богослужения на Пасху совершаться не будут

Вячеслав Гладков: «Людей нужно направлять в дома, которые для них построили»

Жителям Козинки рекомендуют пока не возвращаться домой

Вячеслав Гладков проверил ход восстановительных работ в четырёх сёлах Грайворонского округа


Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков
Белгородская область

Вячеслав Гладков навестил белгородских школьников в Ставропольском крае


Частные объявления в Грайвороне



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Джиган

Младшая дочь Оксаны Самойловой и Джигана пошутила, что их сын приемный — как отреагировала звездная мама: «Чисто классика»



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Грайворон на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Минкульт Калининградской области отказался отменять шоу «Tribute Rammstein»

Матильда Шнурова примерила откровенный наряд в сетку

Что Золотухин рассказывал про некрасивые тайны Таганки и почему Высоцкий его не простил

Певца Николая Баскова заметили на публике с обручальным кольцом по цене квартиры в Москве


«Был риск завершить борьбу еще в первом матче». В России оценили победу Рыбакиной в Штутгарте

Арина Соболенко призналась в том, что не любит женский теннис

Соболенко: я предпочитаю смотреть мужской теннис, а не женский

Мирра Андреева замыкает год // 16-летняя российская теннисистка успешно стартовала на крупном турнире WTA в Мадриде


Ryan Poles Needs A Last-Minute Review Of His Quarterback Scouting Notes To Ensure Nothing Is Missed

Laura Dern Is the Star of Roger Vivier’s New Short Movie

NYU Hospital on Long Island performs miraculous surgery

Ramon Cardenas aims to cement his contender status agains Jesus Ramirez Rubio tonight