В поисках истоков музыкальной культуры
Русская православная хоровая и колокольная музыка, которые являются уникальными явлениями отечественной духовной культуры, составляют значимую часть нематериального наследия Российского государства. Становление ее происходило в непрерывном диалоге с другими странами православного мира. Показать перекрестные духовные и творческие связи церковной музыкальной культуры стран православной традиции, познакомить аудиторию с древними напевами и звонами – такую цель поставили себе организаторы фестиваля православных певческих традиций «Истоки», прошедшего в Санкт-Петербурге.
Проект, подготовленный приходом петербургского храма Державной иконы Божией Матери на проспекте Маршала Жукова, получил грантовую поддержку конкурса «Православная инициатива 2019-2020».
Как и немалая часть реализуемых в нынешнем году проектов, фестиваль «Истоки» несколько изменил формат из-за пандемии коронавируса, и часть запланированных общедоступных концертов и мастер-классов прошла в онлайне. Благодаря этому столь масштабное событие удалось провести даже в условиях применения мер, направленных на противодействие распространению коронавирусной инфекции. Кстати, использование ставшего столь актуальным в условиях объявленной самоизоляции онлайн-формата послужило заметному увеличению аудитории проекта, так как к трансляциям подключались зрители и участники не только из Санкт-Петербурга, Тихвина и Гатчины, но и из других регионов России и зарубежья.
Заключительный концерт фестиваля, на котором свои умения показали звонари, прошел в очном режиме: 28 июня с колокольни Феодоровского собора Санкт-Петербурга, а также с установленной рядом переносной звонницы прозвучали звоны петербургской, московской, архангельской и других местных традиций России. Слушатели располагались на улице с соблюдением необходимых противоэпидемических мер.
В сентябре публике был представлен сборник «Церковное пение: традиции и современность», который составили материалы круглого стола, прошедшего в рамках фестиваля «Истоки».
Несмотря на сложную обстановку, в которой проводился фестиваль, он сумел привлечь внимание к православному музыкальному искусству немалого числа людей, в том числе молодежи, для которой удобным оказался, в частности, онлайн-формат некоторых мероприятий музыкального форума.