Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014 Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015 Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016 Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Мария Правдина: «Моя мечта, чтобы любой чувствовал себя в музее комфортно»

0 127
Мария Правдина: «Моя мечта, чтобы любой чувствовал себя в музее комфортно»

Три года назад Мария Правдина переехала из Санкт-Петербурга в Тотьму и стала ученым секретарем Тотемского музейного объединения. Вопрос «почему?», конечно, был задан, а вот «не жалеете ли хоть иногда?» отпал сразу же после начала беседы. Мария Борисовна убедила, что хранители – это не замшелые тетёньки, а настоящие детективы, предложила другое понимание инклюзии, рассказала, кто из экспертов приедет в «Школу музейного развития», заразила словом «духоподъемно» и объяснила, что такое тотемский «гений места».

Вы выросли в Северной столице, окончили Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств по специальности «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры». Чем именно вас привлекло музейное дело?

В школе у меня было весьма традиционное представление о том, что такое музейное сообщество. Когда говоришь непрофессиональному кругу, что ты музейщик, какая первая ассоциация? Что ты водишь экскурсии, и еще знают бабушек-смотрительниц. Я думала примерно также. Я жила в Царском Селе, и, конечно, Екатерининский дворец и Янтарная комната воодушевляли – мне хотелось водить там экскурсии, и эту мечту я исполнила уже, когда поступила. В институте я поняла, что музей – это не только экскурсионная деятельность. Меня привлекла фондовая работа – я мечтала стать хранителем. Я хотела работать в Царском Селе, но вакантных мест там не было, и после учебы я устроилась в Музей Ахматовой в Фонтанном Доме, но опять же, не хранителем, а в отдел учета, и 20 лет проработала там.

Но почему вы так мечтали стать хранителем?

Эта работа сродни детективной, и это страшно интересно. Музейные предметы безмолвны, они стоят, условно говоря, на полках, мы, конечно, занимаемся их сохранением. Но самое главное – их изучение. Перед вашим приходом я сняла с полки картины тотемского художника Феодосия Вахрушова – сейчас я занимаюсь их научным описанием, потому что в следующем году исполнится 150 лет со дня его рождения, и мы готовим масштабную программу празднования. Но для того, чтобы представить эти произведения публике, их нужно описать, а Вахрушов вообще редко подписывал и датировал свои работы. Нужно определить, в какое время они созданы, что за местность здесь изображена. Это касается любых предметов, которые поступают в музей! Если ты их плохо задокументируешь, не выявишь их связи с эпохой, не узнаешь, кому они принадлежали, какие легенды с ними связаны, то они ни о чем нам не расскажут, и тогда ломать головы будут наши последователи. Самое интересное в деятельности хранителя – вписать музейный предмет в контекст эпохи.

Эти легенды потом и звучат на экскурсиях?

Есть разные способы подачи. Что касается Вахрушова, в наших планах – издание буклета, посвященного его творчеству. И моя мечта – благодаря системе КАМИС и модулю «Коллекции онлайн» – создать онлайн-каталог его собрания. Это профессиональный вызов – предметы нужно описывать, атрибутировать, оцифровывать… Я уже сделала несколько открытий, связанных с Вахрушовым. Например, выяснилось, что в тяжелые 1920-е годы он писал на старых, уже записанных холстах. Когда они ставились на учет в музей, описывалась только лицевая сторона, и получается, что сейчас мы открываем наследие Вахрушова раннего периода, которое вообще не было известно. Там, например, есть царскосельские сюжеты, очень мне близкие. Я узнаю эти виды, потому что гуляла там с детства, а спустя годы уже и со своей дочкой. Фактически Вахрушов стал мне родным! Это уже не музейная, а личная история.

Хранители не только хранят,как кладовщики, они изучают, а еще одна наша функция – всё это обнародовать. Отсюда и онлайн-каталоги, выставочные проекты, публикации. Благодаря тому, что музей муниципальный, здесь нет жесткой специализации, как в крупных музеях, где если ты хранитель, то ты только хранишь и занимаешься научной работой. У нас есть возможность писать посты, организовывать выставки, придумывать тематические программы. После того, как я приехала сюда из Петербурга, я тут переживаю бурное профессиональное развитие: каждый день – новые вызовы и каждый день – новые открытия, и это очень духоподъёмно. Я вижу свою миссию в популяризации наших коллекций, хочу, чтобы тотьмичи и не только знали, что мы храним. А мы храним экспонаты уникальные – уровня Эрмитажа и даже Букингемского дворца. У меня в ТМО не совсем традиционный для ученого секретаря функционал: я занимаюсь созданием учетно-хранительской документации и атрибуцией коллекций, организацией межмузейного сотрудничества с широкими дополнительными функциями посла Тотьмы во внешнем музейном мире, в команде с коллегами создаю и реализую проекты.

Экспозиция, посвященная Феодосию Вахрушову. Картина "Половодье". 1910-е

Давайте тогда завершим тему модуля «Коллекции онлайн». В июне по итогам конференции АДИТ вы получили сертификат на его использование – помимо собрания Вахрушова, что-то еще будет выложено?

Еще один каталог, который я хочу сделать – это «Тотемские купеческие коллекции», и начать собираюсь с Пановых-Замяткиных. У нас есть блистательная коллекция, которая осталась от купцов Пановых. У них была усадьба Антоново в нынешнем Бабушкинском районе, но тогда это был Тотемский уезд, и бóльшая часть их наследия сохранилось. Плюс это будет межмузейный проект, потому что еще одна их усадьба – Внуково – располагалась в Костромской губернии, и коллекция оттуда находится в Костромском объединенном музее. У нас с коллегами-костромичами есть идея объединить коллекции для начала хотя бы виртуально. Хочется, чтобы люди понимали ценность этих и других купеческих фамилий, осознали, что они сделали для города, потому что советская власть обошлась с ними жестоко – некоторые просто исчезли, и мы не знаем, куда. А у некоторых, наоборот, остались потомки, которые живут здесь, на тотемской земле. Есть что-то в этом месте – тотьмичи живут здесь веками, возвращаются в город, они активны, и мы учитываем их запросы. Взять те же «Осколки времени – 2» – проект с инициативными ветеранами. Они сюда, в музей, шеренгами ходили, их трудоспособность и желание помочь воодушевляли. Мне кажется, «гений места» всё-таки существует, дух тотьмичей, когда-то снарядивших 20 экспедиций в Америку, здесь всё еще присутствует. Они вкладывались в город, развивали на свои деньги эту территорию, оставили богатейшее наследие, и хочется как-то им соответствовать, хочется рассказать об этих людях не только тотьмичам. Меня цепляет энергетика этого места, я ее хорошо ощущаю.

Мария Правдина с коллегами из отдела фондов Музея Ахматовой. 2015 год

То есть это «гений места» выманил вас из Петербурга? Вы работали в Музее Ахматовой, защитили диссертацию, став кандидатом культурологии, преподавали в СПбГУКИ, а потом вдруг переехали в Тотьму, получив должность ученого секретаря музейного объединения. Как это произошло?

Я сюда переехала, потому что полюбила Тотьму. А ездить в этот город стала с 2001 года. Тогда на стажировке в Америке я познакомилась с Ольгой Письменной, которая работала в музее церковной старины, а теперь возглавляет архивный отдел Тотемского района. От нее я впервые узнала о Тотьме, и рассказывала она об этом городе восторженно, с совершеннейшим воодушевлением. Когда мы вернулись из Америки, в первое же лето я помчалась в Тотьму. Потом стала ездить сюда с семьей и доездилась до того, что осталась здесь жить.

Кстати, моя диссертация посвящена сервировке императорских столов, и первый мой выставочный проект в Тотьме был «Хрупкое очарование былого. Искусство сервировки стола XVIII – XIX века» – я, наконец, применила все полученные знания, представив прекрасную коллекцию нашей посуды.

В чем смысл оцифровки предметов и выгрузки их в Госкаталог Музейного фонда РФ? Этой работе сейчас посвящена львиная доля рабочего времени музейщиков. При этом нынешний функционал каталога, его поисковые возможности пока весьма ограничены.

Министерство культуры выделяет большие средства на содержание музеев и их фондов, и, естественно, хочет знать, какое наследие в них хранится. Проблема в том, что изначально, когда музеи только появлялись, никто не был особо озабочен научным описанием своих коллекций. Всё это записывалось в амбарные книги поступлений, условно говоря, гусиным пером, и цель была одна – зафиксировать. Есть предположение, что Музейный фонд насчитывает 80 млн единиц, и до 2025 года музеи обязаны основные фонды оцифровать и выгрузить. И это очень непростая работа, кроме того, при выгрузке ты должен называть предметы так, как они уже зафиксированы твоими предшественниками. Например, записано «Портрет Бетховена в большой раме», вы представляете, наверное, живописный портрет, а это вполне себе может быть рисунок, репродукция, фотография. Но чтобы поменять атрибуцию, в книгу поступления главный хранитель тем же самым «гусиным пером» должен внести изменения на основании протокола фондово-закупочной комиссии и потом заверить печатью музея. И музейное сообщество в некотором ступоре, поскольку объемы фондов огромны – у нас, например, их больше 77 тысяч единиц. И сам каталог для обычного пользователя выглядит чем-то хаотичным, поскольку в данный момент это просто учетная система. Пока он не отражает многообразие и уникальность музейных фондов. Я всегда голосовала за Госкаталог, потому что коллективный разум творит чудеса, ты можешь посмотреть фонды других музеев, найти экспонаты определенного периода, например, подтвердить или опровергнуть свою атрибуцию. Сейчас это сделать нельзя, так как поисковая система в нем несовершенна, но на «Интермузее» и на конференции АДИТ в Екатеринбурге мы вырабатывали резолюцию с просьбой внести изменения в Госкаталог.

Артем Чернега, Мария Правдина, Алексей Новоселов на семинаре Фонда Потанина. Фото Е. Гандрабуры.

С 1998 года вы состоите в некоммерческом партнёрстве «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии», в 2014-м стали членом Президиума АДИТа и постоянно выступаете на его конференциях. Что это дает вам как профессионалу?

АДИТ и возник в 1996 году как клуб для общения профессионалов – он объединяет традиционных музейщиков: хранителей, экспозиционеров, сотрудников PR-служб – и тех, кто занимается информационными технологиями и в музее, и вне его. Вы понимаете, музей сам по себе консервативный, и это его достоинство, потому что если мы не будем сохранять, нам будет нечего дальше ретранслировать. Но при этом хорошо бы, чтобы музей говорил на том языке, на котором говорит общество. Дети у нас сейчас все в гаджетах, и чтобы найти с ними общий язык, информационные технологии необходимы. АДИТ ежегодно проводит конференцию в разных регионах, рассказывая о музейных трендах, и это очень помогает в работе и сплочении музейного сообщества.

И что сейчас популярно?

Один из трендов – как раз демонстрация коллекций онлайн как один из способов формирования доступной среды в широком смысле этого слова. Мне нравится понимание инклюзии не как работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья, а как принципа дружелюбности, открытости музея для любой публики. Вы визуал – для вас будет визуальный или видеоряд, любите текст – пожалуйста, вот аннотация, хотите слушать – берете аудиогид, любите что-то делать руками – вот интерактивные программы и мастер-классы. В музей идут за эмоциями и за досугом, как мне кажется, и в этом смысле мы конкурируем с торговыми центрами. Пока это, возможно, неравная конкуренция, но это вызов для нас – быть интересными и привлекать людей. Моя мечта, чтобы любой чувствовал себя в музее комфортно.

Проект «Стирая границы», над которым музей работал в партнерстве Тотемским обществом инвалидов и Тотемским центром дополнительного образования на средства президентского гранта, позволил добиться этой комфортной среды?

Изначально он и задумывался как инклюзивный в широком смысле слова. С одной стороны, это доступная среда – мы приобрели гусеничный подъемник – это позволяет посетить историческую, художественную экспозиции и выставочные залы на втором этаже, купили усилители голоса, появились аннотации со шрифтом Брайля… Вообще его идея появилась после выставки«Хрупкое очарование былого», когда я приглашала на ее открытие одну пожилую женщину. В детстве она ходила в музей, и ей запомнилась чашечка, «синяя граненая, очень красивая». Мы ее нашли и вообще развенчали миф о том, что коллекция посуды в музее утрачена. Я пригласила эту даму в музей, а она сказала: «Знаешь, я не смогу – мне не подняться по лестнице». Это первая история, а вторая касается работы с подростками – достаточно сложной для нас аудитории. Здесь мы сотрудничали с Центром дополнительного образования и нашим давним другом Людмилой Фоминской, ее ребята занимаются по направлениям «Журналистика» и «Основы фотографии». Для начала мы привлекли их к оцифровке, и сразу обнаружилось, что у подростков совершенно нетривиальный взгляд на вещи – они находили такие ракурсы, что наши сотрудники спрашивали: а где это у нас такое. Они оцифровали около 400 единиц.

Аннотации, оснащенные шрифтом Брайля. Фото vk.com/totma35

А потом вы предложили им самим написать аудиогид для краеведческого музея?

Да, это была моя идея. Экспозиция скучна для современного подростка – текст и этикетки они не читают. А мы стремимся сделать музей интересным для всех. Этим ребятам, возможно, будущим журналистам, нравится писать, заниматься фотосъемкой, и мы предоставили им такую возможность. Они сами отобрали предметы и рассказали о них. И опять же – мы не афишируем это, но в группе были ребята-инвалиды, и наша цель была в том числе вовлечь их в нормальное общение со здоровыми детьми. Конечно, мы провели занятия для подростков, объяснили, как писать аннотацию, как сделать текст интересным и при этом научным, потом они занимались исследовательской деятельностью самостоятельно. В результате создано и озвучено 52 текста для аудиогида. И нас удивило то, какие предметы они взяли! Я вся из себя любительница высокого декоративно-прикладного искусства: золоченой бронзы, посуды Императорского фарфорового завода – а моя дочь, знаете, что выбрала, – лапти! Подростки выбрали предметы, которых уже нет в быту, и исследование их зацепило. Например, лучина – они даже эксперимент проводили, за сколько прогорит лучина из того или иного вида древесины.

Что интересно – у нас пока нет традиционного аудиогида, и дети нас, музейщиков, опередили. Это, конечно, воодушевляет посетителей всех возрастов, с одной стороны, подростки рассказывают для своих сверстников, с другой – это интересно слушать взрослым. Мы тоже достигли цели – они «присвоили» себе музей, он говорит их голосом. И, возможно, их дети потом услышат пап и мам, посетив нашу экспозицию.

C директором ТМО Алексеем Новосёловым на «Интермузее» – 2019

Награждение команды ТМО на "Интермузее" - 2019. Фото из личного архива.

Как появилась идея проекта «Школа музейного развития»?

Школа задумывалась как помощь музейщикам из малых городов и сёл, потому что когда ты находишься в глубинке, у тебя нет такого круга общения, как у меня, например, проработавшей 20 лет в Петербурге. Если тебе нужна консультация, ты просто не знаешь, к кому обратиться, а порой не хватает и образования. Нашему музею повезло – у нас 14 штатных сотрудников, из них два музейщика, два культуролога – это «вау»! Часто в музеях в глубинке сотрудники не изучали атрибуцию музейных предметов, не имеют нужной насмотренности, не получили многих профессиональных навыков. Идея проекта возникла, когда я еще не работала здесь. Я пришла к Алексею Михайловичу Новосёлову, директору ТМО, и предложила устроить «Школу музейного развития», пригласив признанных специалистов, которые помогут нашим музейщикам совершенствоваться.

И здесь мы убиваем двух зайцев. Мы просвещаем музейное сообщество малых городов и одновременно развиваем Тотемское музейное объединение: зовем тех экспертов, в которых нуждаемся сами. Они работают с нашими коллекциями, дают нам экспертную оценку в разных сферах. Например, в прошлом году мы рассуждали о линейке сувенирной продукции – это большая проблема для многих музеев, ведь сувениры должны иметь связь с коллекциями, местом и так далее. И в итоге у нас есть целый «мешок» идей на эту тему.

Как формируются секции?

Я автор образовательной программы. Я смотрю нанаши потребности и учитываю запросы прошлых лет. В администрации района работает Артем Чернега – профессиональный социолог, он помог в разработке анкеты для участников, мы всегда их анализируем после форума. Моя ответственность – найти экспертов, которые будут понятны музейщикам малых городов и сел, которые будут дружелюбны, приятны в общении, готовы помочь и при этом являются профессионалами высокого уровня. Наши эксперты не получают гонораров, мы обеспечиваем проезд и проживание, и они готовы поделиться знаниями. Некоторые даже едут за свой счет, потому что чувствуют ответственность, хотят оказать поддержку, и это ощущение музейного братства бесценно, я очень благодарна коллегам.

«Школа музейного развития» стала «лучшим проектом, направленным на межрегиональное взаимодействие» по итогам конкурса «Интермузея». Это что-то изменит в ее работе?

Я думаю, что Школа станет еще более популярной, потому что победитель «Интермузея» – это достойный бренд, знак качества. И у нас уже подано 47 заявок на ближайшую Школу, а принимаем мы их до 15 сентября. И мне немного волнительно, сможем ли мы принять всех желающих.

"Школа музейного развития"-2018. Фото Олега Федотовского.

На чем будут сделаны акценты в образовательной программе этого года?

Традиционно большой интерес вызывает написание проектных заявок, и мы продолжаем эту тему не первый год. Тотемское музейное объединение за последние два с половиной года привлекло более 14 млн внебюджетных средств – наш коллектив уже поднаторел в этой сфере. На этот раз, помимо теории, устроим практикум, где проанализируем сильные и слабые стороны придуманных проектов.

Будет крайне интересная фондовая секция, связанная с консервацией и реставрацией памятников – к нам приедет доцент Суриковского института Александр Козьмин, и мы будем учиться делать консервационные заклейки. Это сложная тема, буквально этический вопрос: да, памятники должны реставрировать профессионалы, но если ты видишь, что он разрушается, что если сейчас не сделать заклейку, он погибнет, как ты должен поступить?

Мы приглашаем специалистов, с которыми будем говорить о сложном наследии. Для любых краеведческих музеев важно уметь рассказать о войнах, революциях, репрессиях. Для Тотьмы это больной вопрос, потому что у нас в округе было большое количество спецпоселков. И как об этом говорить с населением, которое очень сильно политизировано? Одну часть задевает критика советской эпохи, другая – это те, чьи семьи пострадали. Ответ постараемся найти с Константином Андреевым из московского Музея истории ГУЛАГа, он педагог, работает с детской и подростковой аудиторией и поможет найти правильный способ подачи материала.

Елена Дьяченко из Сургутского краеведческого музея затронет тему женщины на войне. Вера Чебунина, главный хранитель Ярославского музея-заповедника, расскажет о правилах учета, сохранения и апробации предметов из драгосодержащих материалов. У нас будет Оксана Турская из компании izi.TRAVEL, которая поможет с идеями для бесплатного аудиогида. В качестве эксперта в этом году выступит и Наталья Киршина, заведующая музеем «Семенково», ее тема –волонтерство.

Вообще уже стало престижным приехать сюда в качестве эксперта, и мне важно, чтобы Школа работала, развивалась, чтобы реноме соответствовало тому, чего мы достигли, и я с большим пристрастием выбираю наших лекторов. Самое ценное в Школе – это общение с экспертами, такой возможности потом не будет – я же, правда, приглашаю корифеев и стараюсь, чтобы они остались на все дни, отчитали свой модуль и общались с другими. Важно, чтобы установились горизонтальные связи между музеями Вологодской области, а потом возникло и межрегиональное сотрудничество.

Коллекция посуды ТМО

Недавно на конференции АДИТ вы выступали с докладом «Музей в глубинке: в эпицентре полилога». О чем шла речь?

Я рассказывала о вызовах работы в глубинке, потому что, конечно, у муниципального музея много проблем и задач. Значительную часть времени отнимает Госкаталог, еще один большой пласт работы – сотрудничество с местной властью, участие в программе развития района. Также мы ездим с консультациями в сельские музеи, помогаем им в создании своих, местных музеев, обучаем основам учета, описанию коллекций. Музей должен зарабатывать деньги и привлекать туристов, сотрудничать с местным бизнесом, что, с одной стороны, хорошо, потому что дает ощущение единства, сплачивает культуру и бизнес, но, с другой, требует времени и сил. И есть собственно музейная работа: популяризация коллекций, разработка программ, работа над уже существующими экспозициями, создание новых, написание проектных заявок... Так что в таком темпе, как я работаю здесь, я не работала никогда.

Туристов в основном привлекает тотемская архитектура?

Не только. Во-первых, интерес всегда вызывает то, как в Тотьме оказались мореходы – моря-то нет. Далее, конечно, специфическая архитектура – «тотемское барокко». Особая тема – добыча соли, ведь Тотьма – древний центр северного солеварения. Кроме того, Тотьма – духовная родина поэта Николая Рубцова. И сейчас популярен, условно говоря, семейный туризм на автомобилях, когда люди свободно ездят по стране, останавливаются там, где хотят и насколько хотят. И наша задача – их тут задержать, увлечь, сделать так, чтобы они тоже почувствовали энергетику этого места.

Напоследок скажите, какие у вас любимые музеи, кроме тотемского?

Мне, конечно, нравятся императорские резиденции вокруг Санкт-Петербурга: Царское село, Гатчина, Петергоф, подмосковные усадьбы. Особенно зимой, когда там мало народу,и есть возможность побыть наедине с парком, насладиться блистательными коллекциями и прочувствовать атмосферу.

Больше фото на сайте cultinfo.ru.

Автор: 
Юлия Шутова
Название источника: 
cultinfo.ru
Обложка: 
Не вологодский материал: 
0
Запостить в группу вконтакте: 
0
Поставить анонсом: 
0
Отправить в мобильное приложение: 
0
Отправить в мобильное приложение ВАЖНОЕ: 
0



Феодосия

Государственный театр танца Калмыкии «Ойраты» начал большой гастрольный тур по городам Крыма


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Патриотическую акцию «Синий платочек» провели в Нижнем Новгороде в день прибытия «Поезда Победы»

Государственный театр танца Калмыкии «Ойраты» начал большой гастрольный тур по городам Крыма

«Оперативность в сети». Крымские чиновники уходят в интернет

Орловцам-отпускникам озвучили стоимость аренды жилья на популярных курортах России

Новости Крыма

Государственный театр танца Калмыкии «Ойраты» начал большой гастрольный тур по городам Крыма

В Ленинском районе Крыма проведена проверка бывших мигрантов, не вставших на воинский учет

На трассе "Таврида" в районе Феодосии автомобиль улетел в кювет

«Классический меридиан»


Что посмотреть и послушать в Феодосии 10 мая

Часть Феодосии на неделю отключат от газа

Какой церковный праздник сегодня, 10 мая 2024 года, отмечают православные христиане

На трассе "Таврида" в районе Феодосии автомобиль улетел в кювет


В Феодосии пройдут учебные стрельбы

Где в Феодосии не будет сегодня воды

КАЛМЫКИЯ. Театр танца Калмыкии «Ойраты» начал гастрольный тур по городам Крыма

Шойгу направил телеграмму воинской части, отличившейся в ходе СВО


Глава Крыма Сергей Аксёнов
Крым

Спасибо Главе Крыма С. В. Аксенову за дорогу к Парку Львов Тайган! Мы едем поздравлять Олега Зубкова!


Частные объявления в Феодосии



Загрузка...
Rss.plus
Персональные новости
Композитор

Композитор Классической музыки



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Феодосия на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Дети из Узбекского землячества Бурятии увидели театр кукол «Ульгэр»: Россия и Культура

Жена бывшего Волочковой раскрыла имя сына после выписки из роддома

В День Пушкина театр кукол «Ульгэр» в райцентре Бурятии: Россия, Культура, Дети

На восстановление уйдет год: невеста Тимати пострадала на Мальдивах


Новак Джокович с позором вылетел с турнира в Риме

Даниил Медведев одолел 121-ю ракетку мира Меджедовича и вышел в 1/8 финала Рима

Анастасия Потапова вышла во второй круг турнира WTA-1000 в Риме

Тарпищев: нельзя Медведева назвать главным претендентом на золото Олимпиады


Citadel CEO Ken Griffin says the anti-Israel college campus protests are just 'performative art'

Camila Giorgi ‘flees Italy with family’ as tennis star-turned-lingerie model breaks silence on retirement mystery

PFL MENA 1: Best photos from Riyadh

Derrick Lewis scores vicious knockout, moons crowd at UFC St. Louis