Участники Лаборатории индустриального кино представили на финальном питчинге 12 проектов
22 ноября подвела итоги работы Лаборатория индустриального кино – масштабный проект Гильдии неигрового кино и телевидения, созданный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, призванный помочь кинематографистам Москвы и регионов в развитии проектов документальных фильмов о рабочих и инженерных профессиях, проблемах и достижениях российской промышленности. Инициатива, направленная на содействие в поиске темы, ее углубленную разработку и профессиональную «упаковку» кинопроекта для презентации и дальнейшего продвижения, закончилось питчингом в кинотеатре Музея кино. На нем присутствовали представители стратегического партнера Лаборатории – Министерства промышленности и торговли.
Лаборатория длилась в течении всего года. Из 500 присланных заявок в начале было отобрано 70 участников, включая вольнослушателей, в итоге 15 проектов получили развитие. Из них три еще находятся в процессе разработки, а 12 проектов-финалистов были представлены на отчетном мероприятии. Рассказываем о том, какие будущие фильмы прошли, благодаря Лаборатории, стадию подготовки и развития, нашли героев и подготовились к презентации в Министерстве культуры, назначенном на 2-3 декабря.
Проект документального фильма «Свет Руппура» Илоны Вашкелите (куратор Никита Тихонов-Рау) посвящен строительству атомной станции в Бангладеше, самой бедной и густонаселенной стране мира. В Руппуре зарождается новая реальность: пять тысяч российских специалистов высочайшей квалификации и 20 тысяч бенгальских рабочих работают сообща. Для Бангладеш это стройка надежды и путь к радикальному изменению жизни граждан, для России – показатель высочайшего уровня ее специалистов и технологий. Героями фильма станут люди, которые работают на стройке, в течении нескольких лет их уже снимает оператор Никита Грейдин. Проект осуществляется по контракту с РосАтомом.
Куратор вышеназванного проекта Никита Тихонов-Рау и сам загорелся идеей снять фильм на индустриальную тематику. Его проект называется «Звучи», он находится на стыке промышленности и культуры и открывает завесу, как устроено производство музыкальных инструментов в нашей стране. Фильм охватывает производство акустических духовых, струнных, клавишных и других музыкальных инструментов, которое, оказывается в России существует. Секреты создания музыкальных инструментов представят разные герои, через их истории фильм попытается раскрыть тайну звучания, а заодно покажет интереснейшую и очень красивую, кинематографичную отрасль промышленности.
Фильм «Крутящий момент» Артура Анаяна расскажет про инженерию как профессию и как искусство. Именно так воспринимает ее главный герой фильма Пабло Итурралде, эквадорец, много лет живущий в России. «Инженерия - такое же искусство, как дизайн», - говорит он, - «просто они рисуют, а мы строим». В настоящее время Пабло с группой молодых инженеров делает электромобиль на базе Московского Политеха. Для всей команды он является идейным вдохновителем. Драматургическим костяком картины станет работа инженеров над созданием оригинального гоночного болида, и режиссер надеется, что он выйдет на старт в следующем сезоне.
фото: Андрей Ветошкин, "Коса"
Проект «Коси коса» Андрея Ветошкина (куратор Дарья Хренова) начинался еще до Лаборатории индустриального кино. Режиссер из Екатеринбурга пришел со своим замыслом и в течение года разрабатывал проект, который дальше подхватит и поведет Свердловская киностудия. В центре событий будущего фильма – уникальный, единственный в мире старинный Артинский завод по производству кос. В этом году ему исполнилось 238 лет. Его директор - сам потомок косарей, на этом заводе у него работали и прадед, и дед, и отец. В 2024 году завод, на котором сейчас работает 300 человек, столкнулся с трудностями и оказался на грани закрытия: резкое подорожание сырья и электроэнергии сделало производство не рентабельным, а поднять цены на продукцию они не могут, потому что «их покупатели – люди небогатые». Основной драматургический конфликт диктует сама жизнь – это конфликт старого и нового. Получится ли у директора Шатохина отстоять предприятие? В фильме будет показана не только индустриальная история – 22 стадии производства косы, но и архитипы российской жизни. На стадии ролика уже найдено образное решение, художественный подход. Так, коса станет не только предметом исследования фильма, но и его смыслообразующим символом.
Татьяна Соболева представила онлайн проект документальной производственной драмы с элементами комедии «Уралец» (куратор Владимир Герчиков). Главным героем фильма станет потомственный танкостроитель Владимир Павлович Андрющенко, руководитель ООО «Трактор», расположенного в городе Еманжелинске Челябинской области, где проживает всего 20 тысяч человек. В 2004 году он выпустил вместе с китайскими партнерами первый трактор «Уралец», а в 2008 году принял решение о начале импортозамещения. В его компании работает 126 человек, и грядущее 25-летие завода Андрющенко мечтает отметить выходом новой модели трактора. Чтобы удержать предприятие на плаву, он придумал идею сделать трактор народным и в настоящее время готовит масштабную экспедицию в Дагестан, чтобы привезти туда свою продукцию. Комедийный аспект будущей картины будет связан с тем, что на заводе собрались яркие «шукшинские» персонажи, ведущие активную общественную жизнь, у них есть даже собственное СМИ. Сам трактор, очень милый, тоже станет полноправным персонажем этой истории.
Проект научно-популярного фильма «Завод 626» Дмитрия Завильгельского (куратор Дарья Хренова) прошел благодаря Лаборатории полноценный подготовительный период, включающий поиск героев и съемку ролика на закрытом предприятии. В центре событий – ракетостроительный завод в Казахстане, на котором конструкторы и инженеры создают «мозг» ракет. Авторам удалось попасть туда, где еще не ступала нога человека с кинокамерой. Будущий фильм, построенный как цепочка новелл, показывающих все стадии производства, рождения космического корабля, будет, помимо, документальной съемки содержать анимацию. Секретный завод открыл двери команде кинематографистов, так как заинтересован в создании фильма, ведь он поскольку нуждается в привлечении молодых, образованных специалистов.
фото: кадр из проекта Дмитрия Завильгельского "Завод 626"
Фильм «Как Суслонгер кризис переживал» режиссера Ольги Аверкиевой (куратор Мария Гаврилова) расскажет про небольшое угасающее предприятие, расположенное в республике Марий-Эл. Это завод по производству фанеры, на котором когда-то работало более 200 человек, а сейчас осталось 80, и перспективы не очень радужные. Зарплаты низкие, а когда нет материала и случается простой, не выплачиваются вовсе. Последние два года работа идет в убыток. Пока учредитель Андрей Юрьевич ищет инвесторов, рабочие, среди которых в основном женщины, делятся на два лагеря: одни согласны потерпеть, другие терпеть не хотят. Конфликт на пике, и нужно успевать снимать, потому что не ясно, останется предприятие или съемочная группа станет свидетелем его ликвидации. Проект продюсирует Ольга Филонова, запланировано 4 экспедиции, чтобы пронаблюдать вместе с оператором Сергеем Евдокимовым за тем, как будет развиваться ситуация.
.
«Чистая работа» - проект 45-и минутного фильма Алексея Немова (куратор Алексей Ханютин), съемки которого пройдут в петербургской компании «Полисан», одном из ведущих фармацевтических комбинатов в России. Предприятие отличается очень строгими правилами и требованиями относительно стерильности. Основные герои фильма – молодые сотрудники, существующие в рамках суровой дисциплины, монотонного терпеливого труда и борьбы за чистоту. Ограничения вызывают конфликт в коллективе, поскольку работать в условиях, подобных цифровому концлагерю, оказывается страшным обременением. Фактически, фильм расскажет о появлении нового типа рабочего, для которого чистота – не роскошь, а производственная необходимость.
Еще один проект, созданный при кураторстве Алексея Ханютина называется «Кто такой Моон», режиссер Валерия Попова. Он будет реализован компанией «Фишка-фильм» при продюсерской поддержке Ирины Васильевой. Пружиной и центром проекта станет герой, парень из детдома, который не боится брать большую высоту. Предприниматель и меценат Евгений Шаманский – личность неординарная. Когда-то начал свой бизнес с того, что арендовал у знакомых подвал и начал делать в нем диваны. Сегодня он руководитель крупнейшего мебельного предприятия в Европе. Его цель – найти себе замену, чтобы его дело не зависело от личности, то есть от него самого. Задача авторов фильма – сделать фильм об истории успеха и показать, что Россия – страна возможностей.
Сценарист проекта «Под землей» Антуана Каттина (куратор Дарья Хренова) Андрей Деркачев также стал и героем фильма, потому что в «прошлой жизни» жил в Воркуте и работал шахтером. Спустя 30 лет он возвращается на родину, чтобы рассказать о профессии, которую всегда считал героической. Художественным методом команды авторов станет наблюдение, в итоге фильм покажет, как сейчас живут шахтеры. Планируется 4 экспедиции. Продюсером картины стала одна из кураторов Лаборатории Мария Гаврилова.
фото: Михаил Горобчук
За работу над фильмом «Ледокол» взялся Михаил Горобчук, куратором выступил Алексей Ханютин. Россия – единственная страна, обладающая атомным ледокольным флотом. Самые большие и мощные ледоколы в мире строятся на Балтийском завод в Санкт Петербурге. В фильме покажут процесс строительства атомного ледокола – от закладки, до ходовых испытаний и первого рейса по Севморпути в Арктике. Сейчас на Балтийском заводе на разных стадиях строительства находятся четыре атомных ледокола проекта 22220 – «Якутия», «Чукотка», «Ленинград» и «Сталинград». Главная его особенность завода – это масштабы. Здесь всё огромное. Корпуса Ледоколов высотой с 25-этажный дом – 57 метров, гребной винт почти 7 метров и весом 60 тонн. Игра с масштабами будет одним из выразительных приемов фильма. Героями фильма будут строители, матросы и капитан, с которым Михаил Горобчук отправится в первый рейс по Севморпути. Итогом станет не только трудный путь рождения ледокола, но и коллективный портрет рабочих Балтийского завода, которых объединяет гордость за свое дело и сопричастность к историческому процессу освоения Арктики.
Завершил питчинг проект «Цемент» Светланы Осиповой (куратор и продюсер Дарья Хренова). Это рассказ о старейшем цементном заводе в России, на котором работают большие любители футбола и существует своя футбольная команда. Фильм покажет, как связаны в жизни заводчан спорт и работа (небольшой спойлер: производственные показатели лучше тем, где хорошо играют в футбол, потому что работники и то и то делают с бОльшим рвением). Одним из героев будет чернокожий парень из Кот-д'Ивуара, хороший игрок, которого все пытаются переманить в свой цех. Большое внимание уделено художественной стороне будущего фильма, уже найдено визуальное решение и цветовая гамма.
8 из 12 проектов Лаборатории индустриального кино будут представлены в ближайшее время на питчинге Министерства культуры (часть проектов не прошла, к сожалению, техническую стадию отбора документов). Отчетное мероприятие Лаборабории завершилось круглым столом, на котором все участники дали удовлетворительную оценку проделанной работе, поблагодарили друг друга за сотрудничество и посчитали нужным и важным продолжать эту взаимно-полезную работу по наведению мостов между кинематографистами и промышленниками.
фото: Светлана Осипова, проект "Цемент"