Соло для талантов: торжества в честь 90-летия Уральской консерватории открылись большой Юбилейной неделей
Уральская консерватория им. М. П. Мусоргского — «вуз музыкальной культуры», как все чаще называют ее в эти дни — празднует свое 90-летие. Череду праздничных событий открыла большая Юбилейная неделя.
Она была выстроена как праздник для слушателей и отчет — для самой консерватории. С 8 по 15 ноября, в большом и малом концертных залах консерватории, каждый день проходили концерты, неизменно собиравшие публику разнообразную, но не случайную: студенты, преподаватели консерватории, екатеринбуржцы-меломаны. Прошли концерты кафедр специального фортепиано, народных инструментов, оркестровых струнных, камерного ансамбля, а также концерты медных духовых инструментов, хоровой музыки, «Парад оркестров» консерватории. Каждый из концертов, по замыслу организаторов Юбилейной недели, должен был представить «портрет крупным планом» той или иной творческой кафедры, поэтому в концертах принимали участие выпускники разных лет. Лучшие. Солирующие в разных музыкально-театрально-творческих учреждениях. Хорошо известные публике.
«ОГ» побывала на «бенефисе» (по-другому не назовешь) кафедры сольного пения. Она самая крупная по числу педагогов и студентов, к тому же — старейшая в вузе: работает с 1934 года, с момента образования консерватории.
Многое о кафедре, воспитании на Урале вокалистов можно узнать и на выставке архивных документов «Вуз музыкальной культуры», которая открыта в консерватории. Но что-то «из истории» прозвучало и на самом концерте. За 90 лет кафедра выпустила более тысячи оперных и камерных певцов, среди которых: четыре народных артиста СССР (включая таких кумиров публики, как певцы Юрий Гуляев, Борис Штоколов и ныне здравствующая Вера Баева), более 30 народных артистов РСФСР, семь — лауреаты Государственной премии СССР. В статусе заслуженных РСФСР и РФ, народных и заслуженных артистов других республик — десятки выпускников Уральской консерватории. Многие стали ведущими солистами Большого, Мариинского театров, театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, «Новой Оперы» имени Е.В. Колобова, других российских и зарубежных театров. Воспитанники «вуза музыкальной культуры» Урала становились победителями международных конкурсов им. П.И. Чайковского (Россия) и С. Монюшко (Польша), обладателями Национальной театральной премии «Золотая Маска» и даже высшей мировой музыкальной награды — премии «Грэмми».
Большой вклад кафедра сольного пения внесла в развитие вокального исполнительства и становление оперных театров автономных национальных республик — Якутии, Башкирии, Бурятии и Монгольской Народной Республики (кстати, сейчас решается вопрос о постоянном, целенаправленном обучении посланцев Якутии). С 2020 года уральскую вокальную школу постигают студенты из Китая.
В общем, Урал во все годы-десятилетия был и сейчас готов учить мастерству вокала. А мастера-солисты, воспитанники Уральской консерватории, поют на разных континентах — даже в Австралии и Южной Америке.
Ну, а живым, эмоциональным «портретом» кафедры сольного пения стал сам концерт. В нем выступили солисты Свердловской филармонии, театра «Урал Опера Балет», Свердловской филармонии, преподаватели кафедры. И в иных случаях понятия «преподаватель» и «солист» было трудно разделить. Например, Мария Анчугова, блистательно исполнившая в концерте столь полярные вокальные хиты, как ария Леоноры из оперы «Сила судьбы» Верди и русская народная песня «Зимушка-зима», сегодня — преподаватель кафедры, но многие узнали и запомнили ее в 2021 году по спектаклю «Игрок» Оперной студии. И напротив: солистка Наталья Мокеева и заслуженный артист России Владимир Чеберяк любимы зрителями за театральные образы, созданные на сцене «Урал Оперы», а они сегодня еще и преподают искусство вокала. Впрочем, на концерте они снова были в театральных образах: Владимир Чеберяк исполнил арию Ленского из оперы «Евгений Онегин», а вместе с Натальей Мокеевой — дуэт Альфреда и Виолетты из «Травиаты». И список подобных «пересечений» в творческих судьбах участников юбилейного концерта, выпускников консерватории, можно продолжить.
Ну, а для зрителей это был парад вокала. Наряду с оперными хитами и шлягерами жанра оперетты звучали популярные произведения камерной музыки, народные песни. И каждое было преподнесено театрально. Так что, если говорить о «портрете» кафедры, то это была… «картина маслом». Сочная, яркая, с безупречным вокалом.
События в честь 90-летия Уральской консерватории продолжаются. В ближайшие ноябрьские дни состоится II Уральский фестиваль фортепианных ансамблей, концерт «Музыкальные лабиринты Альфреда Шнитке». А дальше — премьера «Борис Годунов», новое создание Оперной студии консерватории, история которой началась еще в 1980-м, и Международная конференция «Научные чтения Уральской консерватории».
Ранее «Областная газета» писала о том, что представители четырех хоровых столиц России собрались в Екатеринбурге для участия в «Мастерской хормейстера».
Опубликовано в №260 (10071) от 19 ноября 2024 года.