Новости Екатеринбурга
Мы в Telegram
Добавить новость
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013 Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014 Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015 Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

На горбу мученика – в Канны?

0 17
На горбу мученика – в Канны?

Премьера фильма «Сентенция» в конце минувшего года прошла с большой помпой – от знакового «европейского» Таллина до Екатеринбурга с его столь же знаковым Ельцин Центром. Молодой режиссёр Дмитрий Рудаков вдоволь накупался в лучах славы и, как можно полагать, уже мечтает попасть на Каннский фестиваль. Ведь его фильм посвящён Варламу Шаламову и соответствует всем шаблонам западного восприятия судьбы автора «Колымских рассказов». О новой кинематографической интриге мы беседуем с известным российским исследователем биографии и творчества Шаламова, автором книги о нём в серии «ЖЗЛ» и многих других работ – Валерием Есиповым (на фото).

– Валерий Васильевич, вы недавно подготовили и выпустили двухтомное академическое издание стихов Шаламова в «Новой библиотеке поэта». Как с высоты академической науки воспринимается новый фильм?

– Начнём не с академического, а с нравственного аспекта. Зачем надо было снимать фильм о старом, больном и немощном писателе? Почему не показать его в минуты его величия, его беспримерного мужества, вызывающего восхищение у всех читателей? Ведь Шаламов – символ стоицизма, символ сопротивления прежде всего. А нам демонстрируют самый унизительный период его жизни. Сам он не раз говорил: «В богадельню не пойду! – и верил: – У меня была тяжёлая жизнь, будет лёгкая смерть…» Но человек, подкошенный болезнями, тем более оставшись в одиночестве, потеряв всех родственников, увы, не волен выбирать. Вспомним Евангелие: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострёшь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведёт, куда не хочешь». Когда я узнал, что снимается такой фильм, подумал (исходя из того, что в искусстве в принципе нет запретных тем): «В духе евангельской притчи может что-то получиться, если подойти тактично». Но, узнав, что режиссёру Рудакову, когда он начал работу над фильмом, было всего 24 года, подумал: какая притча? Что может знать юноша – о старости? И, посмотрев фильм, пришёл к выводу: режиссёр решил просто «поиграть» трагической судьбой Варлама Тихоновича в усладу своих творческих амбиций. Он нагромоздил в полуторачасовую картину весь небогатый и поверхностный литературно-кинематографический багаж – и только. Тут смешались и отголоски реальности, и фантастика, и символика (ложная и манерная – впрочем, заимствованная у многих). Временами кажется – например, в сцене, где старика Шаламова в доме престарелых хлещут плетью (!) ,– что вдохновлялся автор фильма… маркизом де Садом.

В начале фильма цитата из «Ожидания Годо»: два старика в «доме призрения» кого-то ждут и обмениваются полубессмысленными фразами. Для чего эта сцена? Ни художественно, ни реально (если иметь в виду, что Шаламов ни с какими соседями там не общался) она ничем не мотивирована. Режиссёр хотел заявить, что он «идёт путём Беккета», т.е. драмы абсурда? Но это, увы, слишком уж примитивно и наивно. По крайней мере, во Франции, в Каннах, куда, как я полагаю, изначально наметил дорогу своей картине юный амбициозный режиссёр (вкупе со своими промоутерами), его просто засмеют с этим русским ремейком знаменитого «Годо».

В фильме есть весьма красноречивая и символичная сцена, где два героя: русский «искатель» рукописей Шаламова (Фёдор Лавров) и француженка – возможно, сотрудница посольства (Мириам Сехон) – на тайной встрече в гостинице обмениваются репликами на чистейшем парижском диалекте. Субтитры дают краткий перевод:

– Как он?

– Ему поставили диагноз «деменция». Его изолируют.

– Мне страшно уходить.

– Сюзанна, ты возьмёшь эти книги?

И Сюзанна решительно укладывает папку с рукописями Шаламова к себе в чемодан…

Весь смысл этой сцены легко читается: о прекрасная Франция, единственная хранительница настоящей свободы, только ты можешь спасти погибающего Шаламова от забвения! И ты выполнишь свою историческую миссию!

Разве может устоять от таких комплиментарных пассов жюри Каннского фестиваля?

Такова, на мой взгляд, весьма прозрачная логика молодого режиссёра. Чего в ней больше – наивности или цинизма, – судить читателям.

– Почти детективная история…

– Настоящий детектив впереди. Помните «Отмытый роман» Ивана Толстого – о том, как ЦРУ занималось публикацией «Доктора Живаго» Пастернака? С Шаламовым было нечто подобное, но гораздо запутаннее. Скажу о самом важном – об источниках фильма Рудакова. Они берут начало в вульгарном жёлтом литературоведении, ныне широко распространённом в интернете. Конкретно речь идет о жёлтом шаламоведении, базой которого является один из анонимных блогов в ЖЖ (о его тенденциозности, кроме прочего, ярко свидетельствует эпатажнопровокационный «жовто-блакитный» флаг, сопровождающий никнейм блогера). Шаламова здесь используют в своих целях, ориентируясь на старые и новые западные стереотипы, а также на вкусы российского либерального «прогрессивного человечества» («ПЧ» – как презрительно называл его Шаламов). Автор блога развязно, по-хамски отзывается обо всём, что делается в научном шаламоведении, начиная с трудов наследницы авторских прав Шаламова И.П. Сиротинской. Он считает, что подлинными спасителями литературного наследия писателя являлись кружившиеся вокруг него перед смертью разнообразные диссиденты и зарубежные корреспонденты. Вот из этой жёлтой информации и соответствующей ей идеологии и набрал материал для своего фильма Рудаков.

sentenciya450x300.jpg
Кадр из фильма «Сентенция»

На всех пресс-конференциях режиссёр прямо признаётся, что сюжет картины он нашёл в интервью, которое в 2015 году дал упомянутому блогу один из диссидентов советских времён, живущий ныне в Амстердаме, Владимир Рябоконь. Он долго был в тени, и вышел из неё лишь недавно, очевидно ради того, чтобы на склоне уходящих лет рассказать городу и миру о своей, так сказать, «исторической роли» в публикации произведений великого писателя на Западе. Рудаков сделал Рябоконя одним прототипов Анатолия Сергеевича (того, что играет Лавров) – благородного и бескорыстного «искателя» и «спасателя» рукописей Шаламова. На самом же деле роль Рябоконя, да и его личность, весьма сомнительна. В том же интервью он откровенно признался, что ещё с 1970-х годов был тесно связан с американским посольством в Москве. Об изданной впервые в Лондоне в 1978 году (на деньги ЦРУ, между прочим) книге «Колымских рассказов» Шаламова хвастливо говорил: «У меня было экземпляров пятнадцать этой книжки. Свежие, пахнущие типографской краской, только что получил из американского посольства и по адресам их, соответственно, развозил...» На правах платного агента или кого-то иного? Хочется уточнить. Эти детали и вопросы, разумеется, сильно мешают концепции «рыцаряподвижника», и потому Рудаков закрыл на них глаза. А вот романтические басни Рябоконя о том, что он якобы часть рукописей получил от самого Шаламова (где, в «доме призрения»?) и тот дал ему адреса, где лежат остальные рукописи (и по этим многим адресам, включая другие города, Рябоконь якобы ездил), – режиссёр принял за чистую монету. И раскрутил их почти на полкартины – с ездой на мотоцикле по неизвестным квартирам, с испуганными глазами женщин, открывающих тайники, с мелодрамой дачной любви и прочая.

Между тем в начале 1980-х годов, когда Шаламов медленно угасал в доме престарелых, основная часть его рукописей уже хранилась в надёжном месте – в ЦГАЛИ, куда он их передал через И.П. Сиротинскую, оставив ей завещание; ещё в 1966 году Шаламов сам поставил заслон бесконтрольному распространению своих произведений в самиздате. «Самиздат, опаснейший среди призраков, отравленное оружие борьбы двух разведок, где человеческая жизнь стоит не больше, чем в битве за Берлин» и «Шесть лет я сижу в полном одиночестве и не выпускаю ни одной рукописи из стола» – дневниковые записи начала 1970-х.

Следовательно, все рукописи (и машинописи), публикацию которых Рябоконь ставит себе в заслугу, – в книге «Воскрешение лиственницы», изданной в 1985 году в Париже, в издательстве «ИМКАПресс», принадлежавшем Н.А. Струве (и тоже финансировавшемся ЦРУ, об этом свидетельствовал даже В. Войнович), – могли быть добыты только незаконным путём. Либо путём кражи, либо путём скупки краденого.

– Это уже криминал.

– Известно, что в сентябре 1978 года, когда Шаламов был в Ялте в Доме творчества и там заболел, из его квартиры были вынесены и увезены на такси несколько сумок с рукописями. Известны и лица, которые осуществили эту акцию, – знакомый Шаламова философ Юлий Шрейдер и книголюб Людмила Зайвая, помогавшая тогда писателю по хозяйству. Они потом объясняли, что хотели «спасти» рукописи. Но когда Шаламов вернулся, они ему ничего не возвратили. Не реагировали они и на требования И.П. Сиротинской. В результате рукописи (точнее, фотокопии машинописей) поздних произведений Шаламова, конца 1960-х – начала 1970-х годов, и ушли за границу, в Париж. Кто, кому и сколько платил на разных этапах этой «операции», установить, конечно, невозможно, но ясно, что всё это делалось отнюдь не на благотворительных началах. Как можно полагать, судя по составу парижской книги «Воскрешение лиственницы», Рябоконь делал фотокопии в одном месте – на квартире Шрейдера. Об этом говорит тот факт, что в 1998 году, незадолго до своей смерти, философ (принявший католичество и, видимо, почувствовавший, какой великий грех он совершил) всё-таки вернул забранные себе поначалу материалы – принёс в РГАЛИ к И.П. Сиротинской два чемодана машинописей, основная часть которых совпадает по составу с парижским изданием 1985 года. А вот Людмила Зайвая так ничего и не вернула – её часть шаламовского архива (сравнительно небольшая и менее ценная) со временем оказалась в руках известного коллекционера и бывшего «правозащитника» Сергея Григорьянца, который под разными предлогами до сих пор отказывает даже в знакомстве с материалами. Об этом есть видеозапись, выложенная на ютьюбе. Как я полагаю, законных оснований для присвоения и удержания у себя шаламовских материалов Григорьянц не имеет, и ему на склоне лет пора последовать примеру Шрейдера…

– Помимо воли режиссёра выход фильма обнажил много острых вопросов, связанных с наследием Шаламова.

– Именно так. Реальность всегда сопротивляется любым фантазиям, а в беспримерно трагической судьбе Шаламова – особенно. Ведь не было во всей русской, да и мировой литературе примера, когда бы писателя так беззастенчиво грабили и спекулировали его произведениями. И тон здесь задавал, конечно, Запад, использовавший «лагерную» тему в СССР в своих политических целях. Так было и в годы холодной войны, так, по существу, продолжается и теперь – в информационной войне против России.

По фильму получается, что Запад (в лице Франции), публикуя Шаламова, выступал только как благодетель. Но надо подчеркнуть, что писатель за все пиратские публикации своих произведений на Западе не получил ни копейки. А ведь это могло значительно облегчить его старость – скажем, он мог бы нанять сиделку, вместо того чтобы отправляться в «богадельню». Напомню, что его поместили туда в мае 1979 г., и тут-то и началась та самая история, которая крайне искажённо отражена в фильме.

Сам Шаламов в исполнении Александра Рязанцева – единственное исключение в этом плане (ввиду поразительной похожести актёра на писателя), но всё, что сконструировано режиссёром, – насквозь фальшиво. Ключевая сцена, где больной Шаламов прошёптывает свои последние стихи герою Лаврова, может показаться правдоподобной только тому, кто не знает подлинных фактов о записи этих стихов. Кстати, я достаточно подробно рассказал об этом в комментарии к шаламовской «Библиотеке поэта», где чётко отделены зёрна от плевел. Зёрна – это стихи, записанные И.П. Сиротинской, приходившей навещать поэта: она хорошо понимала его речь даже в болезненном состоянии и к тому же владела стенографией. Именно её записи, вполне адекватно запечатлевшие поэтическую мысль и ломкую гармонию стиха Шаламова, вошли в академическое издание. Записи же другого посетителя, Морозова (он является вторым прототипом героя Лаврова), абсолютно непрофессиональны и показывают Шаламова явно душевнобольным. То, что Морозов наскоро опубликовал их в 1981 году в парижском «Вестнике русского христианского движения», редактировавшемся Н.А. Струве, говорит о главной черте Морозова – склонности к сомнительным сенсациям. Нелишне заметить, что парижская публикация и спровоцировала перевод Шаламова в январе 1982 года в интернат для психохроников, где он сразу скончался…

Самое странное (и вызывающее!) со стороны режиссёра – он нигде, даже намёком, не обозначает огромную роль Сиротинской в жизни Шаламова, в том числе в период его пребывания в доме престарелых. Все женские образы фильма – какие-то фантомы, почерпнутые из мифов жёлтого шаламоведения. Между тем именно Ирине Павловне адресовано стихотворение «В гулкую тишину / Входишь ты, как дыханье», которое прошёптывает в фильме Шаламов. Она его и записала, а не Морозов. Выходит, что режиссёр совершил здесь обыкновенный подлог… Надо заметить, что Сиротинской, самому верному другу великого писателя, принадлежит и самая точная оценка ситуации, созданной вокруг больного Шаламова нашествием к нему доброхотов-диссидентов: «Бедная, беззащитная старость его стала предметом шоу».

Как представляется, эту оценку можно целиком отнести и к фильму Рудакова, изменив только слово «шоу» на «киношоу»…

shalamov2-190121.jpg
Варлам Шаламов/ А. ЛЕСС / РИА НОВОСТИ

– Бог с ним, с киношоу, кто только и как только не использовал Шаламова! В кинотусовке принято считать, что он был диссидентом, антисоветчиком, но ведь это не так?

– Варлам Тихонович был очень прямым человеком и не любил экивоков. В известном письме в «ЛГ» 1972 года с протестом против западных публикаций «Колымских рассказов» он заявил открыто и даже с вызовом: «Я честный советский писатель». С вызовом – потому что уже тогда некоторые колебавшиеся туда-сюда литераторы стеснялись называть себя советскими (а многие ныне живущие считают это чуть ли не позором). Но Шаламов – не стеснялся и тем более не лукавил. Его письмо было абсолютно искренним, и оно поставило окончательную точку в его разрыве с диссидентством, с некоторыми деятелями, с которыми он раньше поддерживал отношения (Солженицыным, Н.Я. Мандельштам). Конечно, Шаламов не был ортодоксом, но даже он, прошедший лагерную Колыму, не считал, что Колыма и только она олицетворяет советскую историю и советский строй жизни. Ещё в 1961 году (после полёта Ю. Гагарина) он писал:

…Около спиленных лагерных вышек
Жизнь поднимается выше и выше.
Всё здесь испытано, всё нам знакомо,
Всё – от концлагеря до космодрома.

Всё – и трагическое, и героическое – сплетено неразрывно! И надо это принять как данность, как судьбу России, считал Шаламов. Разумеется, он желал перемен в стране, но его уникальный лагерный опыт познания «зыбкости», как он говорил, природы человека, её податливости растлению и всем другим формам зла заставлял его крайне настороженно относиться к любым прожектам радикальных перемен, которые носились в воздухе в позднем СССР. При этом Шаламов очень остро и трезво чувствовал все токи мировой политики. «Бжезиньский и прочие хитрожопые подстрекают. Им надо обязательно крови», – писал он. И делал вывод: «Возвратиться может любой ад, увы. Условия могут повториться, и блатарская инфекция охватит общество, где моральная температура доведена до благополучного режима, оптимального состояния». Мы ведь все пережили «моральную температуру» 1990-х и во многом переживаем до сих пор, не так ли? Шаламов – философ, пророк, давно пора осознать его именно в этом качестве, а не в качестве только «обличителя сталинского режима», как трактуют некоторые. Сам он подчёркивал: «Колымские рассказы» – это, в сущности, советы человеку, как держать себя в толпе». Тем самым утверждая, что настоящая литература – это прежде всего человековедение, а не политика.

– После награждения Светланы Алексиевич стала особенно очевидна роль политики в Нобелевской премии. Как Шаламов относился к русским нобелиатам, пострадавшим значительно меньше от сталинского режима, но удостоенным значительно больших зарубежных почестей?

– Шаламов прекрасно понимал зависимость присуждения Нобелевских премий от политической конъюнктуры. Литературные достоинства, художественные открытия перестали быть главным критерием – он особенно ощутил это после присуждения премии Солженицыну в 1970 году, когда заявил (в письме Кременскому), что «Нобелевский комитет ведёт арьергардные бои». А самого Солженицына немного позже, после выхода «Архипелага», назвал прямо – «орудием холодной войны». Между прочим, в это время, в середине 1970-х годов, Шаламов начал сочинять пьесу «Вечерние беседы», герои которой – русские писатели, лауреаты Нобелевки: Бунин, Пастернак, Шолохов, Солженицын (до Бродского и Алексиевич, естественно, не дошло). Этих героев Шаламов поместил в камеру Бутырской тюрьмы, где сидел сам когда-то, заставил их вести философские дискуссии и иногда заниматься тюремным трудом – пилкой дров. Сарказм писателя потрясающ: у него «соцреалисты» (Шолохов и Солженицын – так автор их сближает) не хотят пилить двуручной пилой с «модернистом» (Пастернаком)... Но суть не в этом. Главным распорядителем Нобелевки Шаламов со свойственной ему прямотой считает не шведский комитет, а Америку. Вот его авторский монолог, включённый в пьесу: «Америке не нужны праведники. Ей нужны раскаявшиеся грешники. И не потому, что раскаявшиеся грешники больше знают из тактической кухни великих преступлений и могут об этом свидетельствовать на форуме, – просто грешник чувствует себя обласканным, благодарно, верно ему служит. Праведник и так будет праведником, будет сражаться из-за чести. Подкупать его не надо, даже опасно. А вот изменника, если ему доплачивать, – <надо>, а чем дороже, тем он ценнее, тем больше получается рекламы»1.

Шаламов назвал пьесу «фантастической». Но не правдивее ли она приснопамятного Беккета?

1 В. Шаламов. Собр. соч. В 7 т. – М., 2013. – Т. 7. – С. 372–373.




Екатеринбург

Ura.ru: пробка из трамваев скопилась в Екатеринбурге из-за травмы пассажирки


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Якутск — снова в аутсайдерах по качеству жизни в стране

Москву и Санкт-Петербург назвали лучшими городами для подработки

Мощный снегопад вызвал перебои в электроснабжении в нескольких регионах России

Тверь поднялась в рейтинге городов по качеству жизни

Новости Екатеринбурга

В ряде российских регионов прошли мощные снегопады

Мощный снегопад вызвал перебои в электроснабжении в нескольких регионах России

Сериал «Нулевой пациент». Почему повторение истории в наши дни невозможно?

Сильный снегопад прошел в Екатеринбурге в ночь на 4 мая


На ЕКАД начали строить первую автозаправку «Газпромнефти»

Более 3000 верующих приняли участие в Пасхальном крестном ходе в Екатеринбурге. ФОТО

Куда пропала актриса Алиса Сапегина

После снегопадов в Екатеринбурге резко потеплеет до +20 градусов


После снегопадов в Екатеринбурге резко потеплеет до +20 градусов

6 мая в истории Асбеста

На ЕКАД начали строить первую автозаправку «Газпромнефти»

Ura.ru: пробка из трамваев скопилась в Екатеринбурге из-за травмы пассажирки


Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев
Свердловская область

Свердловский губернатор дал специальные поручения из-за снегопада


Частные объявления в Екатеринбурге



Загрузка...
Персональные новости
Булат Окуджава

Программу к 100-летию Булата Окуджавы представят псковичам 13 мая 



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Екатеринбург на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Мама Тимати выложила фото рэпера с сыном

Катя Гордон — Анастасии Волочковой: «Мы бы с Лерой оплатили и лечение, и психиатра, если надо»

Волочкова продемонстрировала хорошую спортивную форму

Рассылка Песни или Музыки на все Радиостанции России, СНГ и Мира, а также по всем СМИ России.


Российский теннисист Рублев вышел в финал турнира «Мастерс» в Мадриде

Свентек выиграла титул WTA в Мадриде

Андрей Рублев поднялся на шестое место в рейтинге ATP

Швентек и Соболенко устроили триллер за престижный трофей


'Our fielding has let us down', says GT skipper Gill

Two Skinny Pitties Reunite A Year After Rescue - The Dodo

T20 cricket is here to stay, will take the game forward: Ganguly

Seven reasons Sporting are champions of Portugal