Валерий Чкалов глазами художников
2 февраля исполнилось 120 лет со дня рождения прославленного летчика.
В преддверии юбилейной даты в поселке Большое Козино Балахнинского муниципального округа 21 января состоялась конференция «Рожденные летать», организованная действующим здесь клубом «День краеведа». Очно и по видеосвязи выступили краеведы, педагоги, школьники из Большого Козина, Нижнего Новгорода, Дзержинска, Городца, Серпухова. Прозвучал и наш доклад «В.П. Чкалов в советской живописи и скульптуре», легший затем в основу этой статьи.
Уже при жизни Чкалов стал подлинной легендой, поэтому неудивительно, что к его образу обращались многие советские художники. Прославленного летчика, кстати, не любившего позировать, изображали часто и очень по-разному. Посвященные ему произведения принадлежат к разным видам искусства – живописи, графике, станковой и монументальной скульптуре, и выполнены в разных жанрах. Это и портреты, и исторические картины, и бытовой жанр. На тему «Чкалов в изобразительном искусстве» можно было бы написать серьезное научное исследование. Мы же поставим перед собой задачу поскромнее и расскажем о произведениях, созданных художниками – современниками героя.
Такие разные портреты
Столь активный интерес мастеров искусства к личности и подвигам Чкалова невозможно объяснить только официальными заказами и пропагандистскими целями. Безусловно, в Валерии Павловиче их привлекали не только его героические свершения, но также очень сильный и целеустремленный характер, психологическая цельность, незаурядная внешность. В его портретах разные авторы подчеркивали различные аспекты этой яркой личности.
Молодой живописец Михаил Штейнер (1906–1976) в портрете 1936 года создал подлинно героический образ. Он изобразил Чкалова в летной экипировке, в шлеме с поднятыми на лоб очками, как будто за несколько минут перед вылетом. Фигура летчика показана предельно крупно, кажется, что ей немного тесно в пространстве картины, отчего возникают подчеркнутая монументальность образа, ощущение почти богатырской силы этого человека. На его лице – выражение решимости и сосредоточенной энергии. В позе чувствуется исключительная уверенность в себе, некая незыблемость, при этом ремни парашютной сумки – светлые линии на фоне темной куртки – вносят в композицию момент динамики. Нейтральный голубовато-серый фон воспринимается как облачное небо. В портрете нет ярких красок, и сдержанный колорит создает мужественное и строгое настроение.
Совсем иначе показал Чкалова нижегородский художник Алексей Храмов (1910–2003). Его портрет был написан в 1939 году, уже после гибели летчика, и отличается репрезентативным характером. Летчик изображен в рабочем кабинете, у стола с картой и глобусом, к парадному кителю приколоты награды. Чкалов словно обдумывает маршруты своих будущих полетов. В его образе художник подчеркнул интеллектуальное начало, для этого даже немного смягчив резкие черты лица модели, чуть-чуть облагородив его «простонародную» внешность. Для живописи А.Д. Храмова характерна почти натуралистическая тщательность в передаче форм и пространства, что мы видим и в этой его работе.
Самый необычный портрет Чкалова, думается, создал Иван Куликов (1875–1941), уроженец и житель Мурома, блестящий портретист, ученик Ильи Репина по Императорской Академии художеств в Петербурге. Сформировавшись и достигнув творческих успехов в период Серебряного века русской культуры, он продолжал с энтузиазмом трудиться в советское время. На его работе 1938 года Чкалов предстает элегантным светским человеком. Фигура развернута почти в три четверти и показана в легком наклоне вперед, в пальцах сжата сигарета, на темном пиджаке благородным золотом поблескивают два ордена Ленина. В позе подчеркнута непринужденность, даже некоторое изящество; внимательный взгляд устремлен на не видимого нам собеседника, отчего создается впечатление, что Чкалов ведет с кем-то заинтересованный и оживленный разговор. Созданию светской элегантности образа много способствует эскизная, нарочно как бы слегка небрежная живописная манера.
В минуты триумфа или отдыха
Нередко изображался знаменитый летчик и в сюжетных композициях. Например, на картине Самуила Адливанкина (1897–1966) «Первый сталинский маршрут» (1939 г.) запечатлен момент возвращения чкаловского экипажа в Москву после перелета на остров Удд. Художник подчеркнул настроение всеобщего ликования: ярко светит солнце, Сталин обнимает командира экипажа, радостная публика преподносит героям цветы. Поодаль хорошо виден АНТ-25, на котором трое пилотов преодолели до острова Удд почти девять с половиной тысяч километров. На современный взгляд этот образ явно покажется излишне бравурным и официально-пропагандистским, однако в картине нет ничего неправдоподобного. Правительство придавало перелету огромное значение. Экипаж вернулся в столицу с Дальнего Востока на своем АНТ-25 10 августа 1936 года, Сталин лично выехал во главе правительственной делегации на Щелковский аэродром в Подмосковье встречать Чкалова и его товарищей.
Ранние произведения С.Я. Адливанкина исполнены в модернистской стилистике, когда же в советском искусстве началось утверждение социалистического реализма, он изменил свою манеру в сторону реалистического подхода. «Первый сталинский маршрут написан» в этой новой для автора реалистической манере.
С этой картиной перекликается живописный эскиз «Встреча Сталина и членов правительства с легендарным экипажем – В. Чкаловым, Г. Байдуковым, А. Беляковым» молодого тогда художника Андрея Плотнова (1916–1997). Также показан момент встречи на аэродроме, также присутствует нарядная публика с букетами, в центре же композиции идут, разговаривая, Сталин и Чкалов в сопровождении двух других летчиков и высших лиц государства. В конце 1930-х годов, когда писался эскиз, А.И. Плотнов был студентом Московского художественного института им. В.И. Сурикова. В дальнейшем он сделает успешную карьеру, станет заслуженным художником РСФСР и почетным гражданином города Данкова Липецкой области, в окрестностях которого родился.
На картине нижегородца Лазаря Хныгина (1882–1969) «Чкалов на родине» летчик показан во время речной прогулки на Стрелке Оки и Волги. Большое полотно (128х184 см) сочетает элементы группового портрета, бытового жанра и пейзажа. Чкалов стоит на палубе судна, разговаривая с другими пассажирами, из которых особенно выразительным получился образ старика-рабочего. Корабль плавно приближается к городу, и композиция построена так, чтобы подчеркнуть необъятное волжское раздолье. Очень красиво написаны поверхность воды и высокий берег вдалеке; большое внимание художник уделил эффектам мягкого теплого освещения.
Л.А. Хныгин – выдающийся живописец и рисовальщик, один из основоположников советского искусства в Нижнем Новгороде. Он учился в Казанской художественной школе у Н.И. Фешина, затем в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петрограде, которое окончил в 1919 году (его наставником был известный живописец-передвижник В.Е. Маковский). В произведениях Хныгина нашли отражение самые разные сюжеты, связанные с индустриализацией, созданием колхозов, становлением нового советского быта. Его манера очень индивидуальна и сочетает реализм с импрессионистическими приемами и экспрессией мазка. В «Чкалове на родине» проявились лучшие стороны его живописного мастерства.
Находка для скульпторов
Чкалов с его крупными, пластичными чертами лица представлял собой благодатную натуру для скульпторов. Один из лучших портретов героя был создан замечательным ваятелем Саррой Лебедевой (1892–1967). Творческому успеху в данном случае способствовали два обстоятельства: художница делала портрет не на заказ, а по своей инициативе, и работала полностью с натуры. Об истории создания этого произведения С.Д. Лебедева рассказала в заметке на страницах газеты «Советское искусство» (1938 г.). Она познакомилась с Чкаловым летом 1935 года во время посещения авиазавода в Москве группой художников, работавших для выставки «Индустрия социализма». Лебедева не успела завершить портрет до гибели летчика и решила не продолжать работу по фотографиям, поскольку они не способны передать живую мимику лица. Портрет остался таким, каким был на момент смерти Чкалова. Вскоре произведение было отлито в бронзе.
По современным меркам в этом портрете нет ничего «сырого» и требующего обязательной доработки, незавершенность воспринимается как сознательный прием. С.Д. Лебедеву интересовало только лицо Чкалова, и она решила совсем не показывать фигуру, вылепив лишь голову и в бронзовой отливке снабдив ее простым кубическим постаментом из темного мрамора. Бронзовая отливка передает все нюансы в моделировке формы, движения рук автора. Чкалов на этом портрете выглядит на редкость живым и естественным, и, в отличие от многих других изображений и фотографий, не старше своих лет.
Образ Чкалова в скульптуре воплотил также нижегородский мастер Андрей Кикин (1898–1963). Он не был знаком с летчиком и работал по фотографиям, что не помешало ему достичь убедительности. Нижегородский искусствовед Лариса Помыткина, автор исследования о Кикине, сообщает, что портрет создавался в рамках конкурса, объявленного в Горьком в память о Чкалове вскоре после его гибели. В 1940 году работа, выполненная в гипсе, была показана на выставке в Москве и получила высокие оценки критиков. Подчеркивалось, что скульптору, не прибегая к каким-либо внешним атрибутам, удалось раскрыть по-настоящему могучий, героический характер. Судя по опубликованному Л.И. Помыткиной снимку произведения, это действительно так.
За сравнительно небольшой промежуток времени появился целый ряд разнохарактерных произведений, посвященных Чкалову и созданных художниками разного возраста и различных творческих интересов. Каждый из них увидел нечто интересное именно для себя в этом выдающемся человеке. Мы посмотрели лишь самое основное в иконографии Чкалова; сейчас эти работы имеют двойную – историческую и эстетическую – ценность.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.