Ольга Сенаторова: Отечество у нас одно, а судьбы разные
0
432
Ирина АНТОНОВА Уже в восьмой раз Министерство культуры Российской Федерации, Союз театральных деятелей России, правительство и министерство искусства и культурной политики Ульяновской области провели в Ульяновске международный театральный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы». Вручая под аплодисменты публики коллективам театров приз и диплом лауреата фестиваля, министр искусства и культурной политики Ульяновской области Евгения Сидорова обратила особое внимание на то, что фестиваль, проходящий на родине выдающего русского историка Николая Михайловича Карамзина, традиционно собирает в Ульяновске постановки ведущих театров нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья, посвященные осмыслению исторического пути России. В 2023 году на фестивальной афише - спектакли восьми театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти, Ульяновска, Димитровграда. Театральный критик, генеральный директор творческо-координационного центра «Театр-информ», автор идеи и председатель жюри международного фестиваля «История государства Российского. Отечество и судьбы» Ольга Сенаторова (на фото справа) отметила, что за все годы существования фестиваля в Ульяновске было показано много интересных спектаклей о большой истории нашего Отечества и о составляющих ее малых историях, о судьбах русских людей, а исторической драмой «Татищев. Сказание о звере мамонте» тольяттинский театр «Колесо» совершил настоящий творческий поступок, который можно назвать деянием. - Мне кажется, благодаря спектаклям такого уровня, которые так остро задевают время, нашим душам становится горячо, у нас появляются новые смыслы в нашей жизни. Таким образом, задается новая планка, и придется этому соответствовать. Отечество и судьбы - эти понятия, мне кажется, в наших архивах немножко отдыхали определенное время, а здесь фестиваль их пригласил в нашу актуальную жизнь. И зрители на это откликаются, - в интервью нашему корреспонденту отметила критик. - Ольга Валентиновна, Ульяновск - единственный город на театральной карте России, где проходит исторический фестиваль? - Не единственный, но, бесспорно, Ульяновск - особенный регион на театральной карте России. Отечество у нас одно, а судьбы разные: судьбы регионов, наших городов, деревень, людей, которые подчас бывают незаметны в своем окружении, а история им определяет важное место. Поэтому появился фестиваль «Отечество и судьбы», он подтверждает интерес к отечественной истории и к сегодняшнему дню. На фестивале «Отечество и судьбы» люди погружаются в марево истории, ощущают ее и театры, которые сюда приезжают. Они всеми своими фибрами чувствуют сегодняшнее время и говорить со зрителем стараются на таком уровне, что не могут не говорить. Я наблюдала, к примеру, на спектакле, который привез театр «На Литейном» из Петербурга, как зрители просто боялись покашлять, несмотря на простудное время. Это было такое стопроцентное непередаваемое словами внимание зрительного зала… - Фестивальные спектакли говорят о том, как сегодня преломляется в душе человека историческая ситуация, в которой он проживает, и это становится интересно для всех поколений. Голос провинциальных постановок в этом непростом разговоре со зрителем слышен? - Я бы не начинала разговор о спектаклях фестиваля с критической оценки, потому что все равно я их воспринимаю не только как профессионал, критик, аналитик театра, но и как гражданка той страны, в которой родилась, в которой живу, и поэтому априори мне хотелось сказать, что для меня провинциальный театр - это единица не более низкого ранга. Театры из провинции очень остро ощущают время, они знают, что работают на ограниченном зрительском пространстве, стараются быть постоянно интересными, привлекающими к себе внимание, соразмышляющими со своим зрителем, приглашающими и растящими на месте свои творческие кадры, интересных режиссеров и специалистов, которые могут помочь выпустить спектакли. Более того, в пользу провинциальных я бы сказала, что они в определенных вопросах могут дать фору театрам, которые живут спокойнее и не выполняют подчас тот объем трудных задач, которые стоят перед большими театрами нашей страны. - Подарком зрителям стал московский еврейский театр «Шалом». Похоже, исторический фестиваль «Отечество и судьбы» становится еще и многонациональным? - Помню, как-то приехала в Забайкальский край, там я подумала, что мне нужно будет пробовать разговаривать на 134 языках. А на самом деле получилось, что можно говорить на одном. Мы одна страна. И здесь национальности равны. И то, что приехал театр, который отражает искусство еврейского народа, на фестиваль «Отечество и судьбы», на мой взгляд, - это естественный процесс. Театр работает очень интересно. Театр находит материал, который не был в популярном чтении. Театр ищет свой сценический язык и свой гражданский язык для общения со зрителем. Мне кажется, что это очень важный процесс и для театра, и для фестиваля, который пригласил «Шалом».