Как сценаристу попасть в Голливуд и заработать (продолжение)
Главный плюс конкурса PAGE International Screenwriting Awards Competition — это полный и безоговорочный интернационализм. Участие в конкурсе анонимно — то есть судьи получают ваш сценарий, где на титульном листе есть только наименование проекта и входящий номер. Все остальное — ваше имя, страна проживания, контактная информация — от жюри скрыто. В этом году, например, на конкурс прислано несколько работ из наших краев: 1 сценарий из Молдавии, 1 сценарий из Чечни, 3 сценария из Казахстана и 2 сценария из Дагестана. В середине июля станут известны результаты.
Каждый оплативший участник обязательно получает подробный письменный отзыв от одного из членов жюри. Это стоит около 100 долларов. Можно получить отзывы сразу от нескольких членов жюри, если, конечно, денег не жалко. А можно получить и личный — хотите телефонный, а можно и за бизнес-ланчем — разговор с тем членом жюри, который вас интересует. Оплата зависит от ранга выбранного вами для личного общения кинематографиста и производится по договоренности.
ScreenCraft Fellowship — это не столько конкурс, сколько школа сценарного мастерства, в которую попадают на конкурсной основе. Авторам, прошедшим конкурсный отбор, предлагается разработанный специально под специфику каждого курс онлайн консультаций. По статистике выпускники этой школы оказываются наиболее успешными в индустрии. За последние пару лет выпускники подписали контракты с Netflix, Apple TV+, Amazon и Hulu. То есть не с агентствами, не с продюсерскими компаниями, а прямо со стримингом. И не просто продали какой-то один сценарий, а были приняты что называется «в ближний круг». То есть их будут время от времени приглашать поработать на других актуальных проектах, им будут давать заказы, и они совершенно обязательно получат приглашение поучаствовать в чьих-то райтинг-рум. Все это не просто очень серьезный шаг в карьере, но и полное и окончательное решение проблемы жизнеобеспечения — отныне счастливчикам гарантирована медицинская страховка, пенсия, юридическая защита авторских прав и кредитный статус, который поможет взять ипотеку на хороших условиях. Но именно потому, что этот конкурс такой серьезный, а также потому, что каждый педагог лично отвечает за своего ученика перед коллегами, все внимание сфокусировано на пестовании собственных сценаристов с местным бэкграундом. Не подумайте только, что работы иностранцев к рассмотрению не принимаются. Конечно, принимаются. Но во-первых, вы должны владеть хорошим сленговым английским — ведь педагог говорит быстро, непонятно и эмоционально. А во-вторых, уравнение с двумя глубоко неравными менталитетами учителя и ученика будет решаться не по формуле сложения, а по формуле вычитания. И можете быть уверены, что вычитать будут именно ваш менталитет. Так что, этот конкурс подойдет только тем, кто проживает в Америке.
И последний конкурс, который я хотела бы сегодня порекомендовать — это Script Pipeline Screenwriting Competition. Сюда вы можете присылать не только готовые сценарии, но и просто любые сценарные идеи. В такой всеохватности есть огромный смысл. Современная наука давно пришла к выводу, что лень — это общее качество всех живых организмов. Не знаю как на счет всех, но организмам сценаристов действительно приходиться бороться с собственной ленью по двадцать четыре часа в сутки. Многим из нас годами не удается схватить себя за шиворот и усадить за письменный стол. Те же кому удается, очень скоро начинают понимать, что отпущенных свыше сил и времени еле-еле хватит на десяток другой сценариев. А что же делать с гениальными идеями, которые рождаются в наших глубоко творческих сценарно-ориентированных головах мгновенно и в огромном количестве? Разработать все наши замыслы физически невозможно. Мой совет — посылать их на конкурс Пайплайн. Там оценят перспективы проекта, и, если таковые забрезжат, свяжутся с вами и возьмут на себя полный контроль за вашим же творческим процессом. А когда сценарий будет готов, возьмут на себя организацию питчингов. Согласитесь, это замечательный план!
Мне приходилось участвовать в Пайплайне и в качестве конкурсанта, и в качестве судьи. И я на собственном опыте убедилась, какая эта правильная и воистину профессиональная постановка вопроса. Ведь научить писать сценарии можно кого угодно — нужно только освоить давно известные хорошо разработанные схемы. Но только избранным гениям приходят в голову грандиозные идеи, способные в результате дать жизнь мировым франшизам. Вспомните сериалы «Няня», «Друзья», «Два с половиной человека».
В остальном, Пайплайн, как и другие конкурсы, преподносит победителю денежный приз — это $20,000, которые я настойчиво рекомендую потратить на производство пилота или трейлера (см. предыдущие публикации). Победителя знакомят с агентами, режиссерами, продюсерами.
Это самый честный и добросовестный конкурс, пользующийся серьезным авторитетом в индустрии. За 25 лет существования конкурса историй успеха было и в самом деле очень много. И это не только попадание проекта — победителя сразу в продакшн. Многие сценарии попадают из Пайплайна в Black List. Это Черный Список сценариев — но не тот, о котором вы сейчас подумали, а совсем наоборот. Об этом поговорим на следующей неделе.
Напоследок дам несколько дружеских советов. Никогда не посылайте на конкурсы сценарии, основанные на адаптации чьего-то — то есть не вашего — литературного произведения. К этому относятся и классики, и современные писатели. Причина — авторские права вам не принадлежат, и могут возникнуть проблемы.
Всегда и везде приветствуются сценарии об исторических событиях и публичных фигурах — ведь на них априори не может быть авторских прав.
Не посылайте театральных пьес, мюзиклов, режиссерских сценариев, или сценарных предложений по уже существующим проектам. Например, вы придумали, как оживить Уолтера Уайта и продолжить сериал «Во все тяжкие». Похвально, но не нужно этот сценарий никуда посылать.
Работая в близкой вам локальной тематике, в том числе российской, будьте готовы к тому, что члены жюри не имеют ни малейшего понятия о предмете. В их головах, как правило, прочно угнездились самые общие и очень далекие от истины представления о других странах и их обитателях. Нет, конечно сегодня уже никто не думает, что по улицам Москвы, скажем, бродят медведи. Но зато все охотно поверят рассказу о высокородном русском графе, которого плохие большевики сослали на 50 лет — но не в Сибирь, а в самый центр Москвы в отель «Метрополь» да еще и с полным пансионом. Я, конечно, имею ввиду новый английский сериал «Джентльмен в Москве», который очень рекомендую посмотреть.